Государственная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности промышленной политики, её роли в развитии России на сегодняшний день.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность промышленной политики и её инструменты.
2. Рассмотреть концепцию промышленной политики, этапы её разработки.
3. Изучить основные направления реализации промышленной политики в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ИНСТРУМЕНТЫ
1.1 Бюджетная политика
1.2 Налоговая политика
1.3 Денежно-кредитная и финансовая политика
1.4 Институциональная политика
1.5 Внешнеэкономическая политика
1.6 Инвестиционная и инновационная политика
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Этапы разработки промышленной политики
2.2 Перспективы развития технологической специализации промышленности
2.3 Разработка региональной промышленной политики
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
3.1 Роль государства в формировании экономической и промышленной политики России
3.2 Принципы формирования промышленной политики: отечественная и мировая практика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТРУРЫ

Файлы: 1 файл

пром политика.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Для проведения эффективной инвестиционной политики на основе разработанной товарно-технологической специализации необходимо:

- разработать систему критериев социально-экономической и технологической оценки инвестиционных программ предприятий и их отбора для реализации;

- разработать механизм кредитования инвестиционных мероприятий и его использования как основного источника инвестиционных ресурсов или использования других финансовых источников;

- спроектировать экономическую схему финансирования инвестиционных программ на основе долевого участия различных категорий инвесторов с учетом максимизации интересов государства;

- разработать систему экономической поддержки инвестиционных программ и проектов, выполняемых с участием зарубежных внешних инвесторов;

- создать постоянно действующую систему контроля выполнения инвестиционных программ с учетом ресурсов государственной инвестиционной программы;

- создать законодательную базу и механизм наложения санкций за нарушение договорных обязательств в сфере городских инвестиций.

2.3 Разработка региональной промышленной политики

Развитие промышленности в бывшем СССР осуществлялось в соответствии со “Схемой размещения производительных сил СССР” планомерно, с учетом эффективного использования природных и трудовых ресурсов, удобства транспортировки товаров от производителей к потребителям, выравнивания уровней развития экономики регионов.[13] В результате ее реализации в настоящее время сложились определенная территориальная структура промышленности, технологическая и товарная специализация экономики субъектов федерации. На ее базе формируются межрегиональные товаропотоки, развитие которых осуществляется на основе изучения потребностей регионов в товарах и услугах внешних товаропроизводителей и финансовых возможностей потребителей с учетом максимизации эффективного товарообмена.

Представляется, что функцию регулирования структуры промышленности должны эффективно выполнять сами регионы России на основе рыночного движения товаров и заключения межрегиональных соглашений по товарообмену. Выполнение этих операций обеспечивается имеющейся первичной статистической информацией.[14]

Наибольшего внимания в регионах заслуживает производство товаров, обеспечивающих собственные потребности. Это могут быть товары широкого ассортимента, относящиеся к развитию предприятий народнохозяйственной специализации региона, товары внутреннего потребления, в том числе мест ной промышленности. Работа с предприятиями, выпускающими эти товары, может строиться на основе прогнозирования платежеспособного спроса, таможенного регулирования экспорта при условии контроля за качеством и ценами на товары, регулирования внутрироссийского товарообмена. Эта функция полностью выполняется администрацией региона.

Для оценки степени удовлетворения потребности региона в товарах и услугах необходимы следующие меры:

- проведение социологических исследований соответствия покупательной способности населения и промышленных предприятий их технологическим и физическим потребностям; динамики покупательной способности;

- изучение динамики изменения потребностей в процессе развития экономики;

- подготовка нормативной базы потребления и производства ряда товаров.

На этой основе могут быть разработаны индикативный план развития производства региона и внешних связей по удовлетворению платежеспособного спроса и система мер экономического регулирования соответствующих рынков.

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

3.1 Роль государства в формировании экономической и промышленной политики России

Выдвигая задачу ускорения экономического роста важно трезво оценить особенности сегодняшнего положения России, понять, чем оно отличается от ситуации тех стран, которые в прошлые десятилетия успешно решали задачу форсированного развития. Одной стратегии для всех стран нет и не может быть. Искусство реформатора, функцию которого призвано играть государство, состоит в выборе оптимальной стратегии, учитывающей уникальные характеристики и особенности страны в период реформирования.[15]

Все это говорит о необходимости проведения в России активной государственной экономической политики. При этом главные задачи государственной экономической политики должны быть связаны с созданием условий:

- для удержания внутри страны имеющихся ресурсов, а также для привлечения из-за рубежа дополнительных средств, которые без государственного вмешательства, при свободной межстрановой конкуренции в условиях глобализации, были бы размещены вне национальной экономики;

- для привлечения и эффективного использования этих ресурсов в тех секторах национальной экономики, которые наиболее перспективны с точки зрения задач долгосрочного развития, даже если текущие чисто рыночные, конъюнктурные факторы создают временные преимущества для иных, менее перспективных в долгосрочном плане секторах.

В России все еще сохраняется, несмотря на резкую деградацию образования и науки, потенциал высоко квалифицированных трудовых и интеллектуальных ресурсов.[16] Еще один громадный и до сих пор плохо используемый резерв ускорения связан с теми немногими наукоемкими отраслями, в которых Россия до сих пор, несмотря на понесенные потери, сохраняет конкурентоспособность. Прежде всего, это ядерная и авиакосмическая отрасли, производство современных вооружений. Реалии современности ясно показывают, что необходимо последовательно задействовать все возможности государства в борьбе за интересы отечественных производителей, прежде всего в конкурентоспособных отраслях экономики.

Главная предпосылка форсированного экономического роста – увеличение объемов эффективных инвестиций в производство и обслуживающую его инфраструктуру. Достичь этого можно лишь с помощью активной, целенаправленной и последовательной государственной политики. Сама постановка задачи - максимально возможное ускорение экономического роста - требует полного использования всех доступных источников капиталовложений: как частных, российских и зарубежных, так и государственных.[17] Сравнение потенциала этих двух источников приводит к выводу, что главную роль должны играть частные инвестиции, прежде всего российского происхождения. На долю государственных капиталовложений приходится роль вспомогательная, но важная – финансирование программ, мало привлекательных для частных инвесторов, но полезных для улучшения инвестиционных условий в России, а также участие в финансировании ключевых инвестиционных проектов, которые полностью передать частным инвесторам невозможно или нецелесообразно.

Чтобы добиться значительного увеличения объемов частных инвестиций, необходимо существенно улучшить соотношение между прибыльностью инвестиций и уровнем делового риска в стране, сделать инвестиционный климат в России конкурентоспособным по мировым стандартам. Чтобы направить финансовые потоки в сектора экономики, развитие которых отвечает долгосрочным интересам России, нужно создать там более привлекательные условия инвестирования по сравнению с другими возможными вариантами использования средств. Пока такие условия не созданы, продолжает наблюдаться значительный отток капиталов из страны.

Программа ускоренного экономического роста должна предусматривать активизацию государственной инвестиционной политики. Ключевой вопрос при решении этой задачи – привлечение и эффективное использование огромных финансовых ресурсов.[18] И у России пока есть шанс для осуществления крупного инвестиционного маневра.

В настоящее время сложилась исключительно благоприятная ситуация для российской экономики с точки зрения наличия финансовых ресурсов. Связанные с укреплением рубля процессы - сокращение доли расходов по обслуживанию внешнего долга (за счет повышения денежной оценки экономики относительная стоимость внешнего долга для бюджета снижается).

Но сохранение сегодняшних тенденций сложившейся инвестиционной модели, принципиально не позволяющей обеспечить модернизацию основных фондов, утяжеленная структура экономики в рамках ее экспортно-сырьевой модели и связанные с этим низкие темпы снижения энерго- и электроемкости производства, слабая инновационная активность не позволяют вырваться на траекторию форсированного экономического роста в среднесрочном периоде.

Для повышения эффективности и конкурентоспособности производства требуется переход к новой инвестиционной модели, позволяющей не только радикально, в 2-3 раза, увеличить объемы капиталовложений, но и осуществить “двойной маневр”[19]: между секторами экономики (в пользу конечных секторов) и между источниками инвестиций (в пользу заемных средств). Кроме того, необходимо резкое повышение инновационного наполнения инвестиций (в противном случае, рост инвестиций будет способствовать воспроизводству устаревших технологий и консервировать экономическую отсталость) и значительное, в 2-3 раза, увеличение нормы выбытия устаревшего оборудования.

Как результат негативных тенденций, наблюдающихся в инвестиционном процессе, основной макропоказатель, характеризующий конкурентоспособность национальной экономики (доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в экспорте), продолжает снижаться. Сейчас суммарная доля продукции ТЭК и металлургии — 75,4% от общего экспорта.[20]

На подобный тип развития можно делать ставку, но только до появления альтернативных видов топлива. Более того, если предположить, что больше не будут расти цены на нефть, то Россия столкнется с трудностями в наращивании объемов ее экспорта. Вновь начнет накапливаться девальвационный потенциал, и экономика войдет в предкризисное состояние. Все это обуславливает необходимость осуществления государством мер активной экономической и, в частности, промышленной политики, направленных на реализацию национальных конкурентных преимуществ и потенциала несырьевого развития экономики.

Таким образом, промышленная политика, как ядро общеэкономической политики государства, должна быть связана, в первую очередь, с проведением инновационной, инвестиционной и структурной перестройки промышленного производства. Промышленная политика должна способствовать расширению и созданию новых рынков, выходу на конкурентоспособный уровень производства, увеличению доходности предприятий, обеспечению их лидирующей роли на рынке промышленных товаров и услуг.

3.2 Принципы формирования промышленной политики: отечественная и мировая практика

За годы реформ в России были разработаны различные концептуальные подходы к реализации государственной промышленной политики. Менялось и отношение к самой проблеме проведения специальной политики, направленной на реформирование промышленного комплекса. На старте реформ концепция экономической политики базировалась на представлении, что общие экономические реформы институциональной среды, создание рыночных механизмов позволят решить проблемы отраслей и предприятий без вмешательства государства.

Следующий этап в разработке концепций государственной промышленной политики (1993-1995 гг.) связан, в первую очередь, с деятельностью Госкомпрома России. В этот период предпринимались активные попытки изучить и использовать опыт других стран, в частности, Японии. Основными "китами", на которых базировались отечественные разработки, являлись сначала (1993-1994 гг.) стимулирование внутреннего спроса, обеспечение промышленных предприятий дешевым оборотным капиталом для увеличения загрузки имеющихся мощностей и поиск отраслей-локомотивов, государственная поддержка которых через межотраслевые связи могла бы дать импульс росту промышленного производства. К 1995 г. основой концепции стали так называемые "точки роста", развитие импортозамещения за счет протекционистской внешнеэкономической политики, ускорение внутрипромышленной интеграции и построение производственных "цепочек" (ФПГ). Эти разработки по большей части не были доведены до стадии практического применения или не дали ожидаемого эффекта, прежде всего, из-за отсутствия у государства ресурсов для проведения активной государственной политики, а также вследствие того, что не удалось добиться консенсуса по вопросам отраслевых приоритетов и создать конкретные механизмы реализации промышленной политики.

Попытки осуществить меры государственного воздействия на развитие промышленности в рамках среднесрочной экономической программы 1997-1998 гг. также не были реализованы из-за резкого изменения экономической ситуации в результате кризиса 1998 г.

В настоящее время основой государственной политики в области экономических преобразований в целом и реформирования промышленного комплекса в частности является Среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2011 годы.[21] В ней продекларированы следующие основные принципы экономической политики:

- создание равных условий конкуренции для всех предприятий, минимизация вмешательства государства, открытый характер экономики и т.п.;

- необходимость прогрессивных структурных сдвигов (то есть, обеспечение диверсификации) и повышение конкурентоспособности страны;

- необходимость реформы секторов, связанных с развитием человеческого потенциала;

- необходимость развития инновационной сферы;

- устранение ограничений инфраструктурного и технологического характера при активном участии бизнеса;

- включение ряда мер, связанных с прямым государственным регулированием: регулирование естественных монополий, создание и поддержание объектов инфраструктуры.

Информация о работе Государственная политика в России