Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 11:43, реферат
Государственная служба была, есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтов государства.
Формирование новой российской государственности происходит в условиях, когда большое значение приобрела государственная служба, призванная обеспечивать реализацию функций государства.
Государственная служба становится все более важным институтом государственной власти, а государственные служащие - ведущими субъектами ее осуществления. Данный институт присутствует во всех ветвях власти и на всех ее уровнях: в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в том числе правоохранительных, реализующих от имени государства его цели и функции.
Термин "обеспечение исполнения"
подчеркивает тот факт, что к государственной
службе, согласно действующего законодательства
относятся не все государственные должности
и должностные лица, а только категории
государственных должностей государственной
службы -- "руководители", "помощники
(советники)", "специалисты" и "обеспечивающие
специалисты". Политические должностные
лица к государственной службе не относятся.
Они не обеспечивают, а непосредственно
исполняют обязанности государственных
органов, но при этом осуществляют не административно-
Государственная служба, как свидетельствует определение, -- публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. Она носит официальный, открытый, а не частный, теневой характер и обеспечивает общий, совокупный интерес государства и общества. Проще говоря, государственная служба - служба государству, а через него - стране, народу. Между прочим, страна и государство это не одно и то же. Нельзя превращать государственно службу в службу руководителям структурных подразделений государственных органов, отдельным начальникам, а тем более политическим партиям, кланам, коммерческим фирмам или криминальным группировкам.
Государственная служба осуществляется только в государственном органе. По закону государственной службой, как особым видом профессиональной деятельности, можно заниматься в государственных органах, находясь на должности государственной службы, включенной в реестр. Не все должности, включенные в штатное расписание тех или иных государственных органов, являются должностями государственной службы. Так, не является государственной службой работа в штате государственного органа на должностях младшего обслуживающего персонала (технические и обслуживающие работники - водители, вахтеры, уборщицы, повара и т.д.). Не принадлежит к категории государственных служащих и работники бюджетной сферы - врачи, учителя, поскольку они трудятся не на должности государственной службы и не в государственном органе, а в государственной организации или учреждении. Не является государственной службой и профессиональная деятельность управленцев на госпредприятиях, в государственных унитарных предприятиях и государственных учреждениях культуры.
Таким образом, государственная служба представляется как публичный многофункциональный и многоуровневый правовой, социальный и организационный институт по обеспечению деятельности государства, органов государственной власти и их аппаратов и полномочий лиц, замещающих государственные должности (политиков).
3. Цели и задачи государственной службы
Одной из серьезных проблем государственной службы является определение целей и задач государственной службы. Сложность заключается в том, что если понятие и принципы государственной службы России легально определены и зафиксированы в действующем законодательстве, то ее цели и задачи - нет. Поэтому "дерево целей" государственной службы по-прежнему остается проблемным и дискуссионным.
Политико-административные цели государственной службы направлены на укрепление государства и государственности, исполнительной _ вертикали власти, на практическое осуществление функций государства и эффективное исполнение полномочий государственных органов, на обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, на создание условий для связи государства с гражданским обществом, а в целом - на решение задач государственного управления.
Цели государственной службы Российской Федерации
Основные цели государственной службы |
||
Политико- административные |
· выполнение конституционных требований о государственной поддержке социальной сферы; · реализация обязательств государства по обеспечению определенного уровня жизни, удовлетворению материальных потребностей людей; · обеспечение благосостояния общества. |
|
Социальные |
· исполнение и обеспечение полномочий государства и его органов; · решение общегосударственных задач управления; · выполнение публичных дел; · практическое осуществление функций государства; · создание условий для связи государственного аппарата с народом |
|
Экономические |
· повышение эффективности государственного управления экономикой; · осуществление от имени государства управления государственной собственностью; · поддержка предпринимательства; · обеспечение финансирования затрат на государственную службу; · снижение затрат на содержание государственного аппарата |
|
Правовые |
· обеспечение соблюдения законодательства государства; · создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата |
|
Организационные |
· организационно-техническое обеспечение органов государственной власти · профессионализация государственного аппарата · совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе · приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государственной службы |
|
Социальные цели государственной службы обусловлены ее социальным характером и предназначением государственной службы как социального института. Государственные органы ставят перед собой цели выполнения конституционных требований государственной поддержки социальной сферы -- образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, реализации социальных обязательств государства перед населением регулирования и предотвращения социальных конфликтов в обществе, обеспечения занятости на рынке труда и т.д. Одной из целей в этой области является обеспечение социальных гарантий для работников государственного аппарата и членов их семей.
Социальные цели государственной службы имеют ценностное содержание. В этом важная связь ее социального и культурного компонентов. С помощью государственной службы государство обеспечивает воспроизводство социальных ресурсов, стабильность, целостность, равновесие общественной системы, снижение социальной напряженности, повышение уровня и качества жизни, способствуя удовлетворению потребностей членов общества. Важную роль при этом играют соответствующие виды государственной службы - демографии, здравоохранения, социального обеспечения, образования, науки, культуры и др. Они являются специализированными органами, осуществляющими дифференцированное управление социальной политики, анализ и обобщение соответствующей социальной информации, разработку социальных программ, регулирования процессов социальной дифференциации общества., способствуя его социокультурному развитию. Аналитическая и проектно-прогнозная работа в рамках государственной службы играет важную роль в разрешении противоречий, связанных с несовпадением интересов общества, выбором социальных приоритетов, изменением положения тех или иных социальных групп. При определении социальных целей государственной службы важно учитывать, что цели производны от условий, в которых они существуют. Они зависят от социокультурных потребностей, социальной среды общества в целом. В связи с этим важно подчеркнуть, что государственная служба в России создана для решения не ведомственных или местных, а прежде всего общегосударственных, общенародных задач.
Для выполнения социальных целей государственная служба взаимодействует с важнейшими институтами общества и во многом воспринимает их влияние через уточнение целей и задач, а также условий своей деятельности. Государственная служба тесно связана со следующими институтами:
-институтом права, поскольку сама
существует в правовом
- экономическими институтами, так
как она призвана обеспечивать
проведение государственной
- институтами гражданского
- институтами, относящимися к социальной
сфере общества, так как регулирование
широкого круга социальных
-институтами культурно-
Соответственно, государственная служба должна культивировать интересы общества, способствовать выполнению конституционных требований о поддержке социальной сферы, создавать условия для свободного развития личности, гражданина, реализовывать обязательства государства по поддержке определенного уровня жизни народа, способствовать удовлетворению его материальных и духовных потребностей, а также повышению благосостояния населения. Экономические цели государственной службы направлены на повышение эффективности государственного регулирования экономики и управления государственной собственностью, на поддержку предпринимательства, снижение затрат на содержание государственного аппарата и т. д.
Правовые цели государственной службы ориентированы на претворение в жизнь законов и иных нормативных актов государственной власти, на обеспечение законотворческой деятельности в стране, на создание правовых условий для организации и функционирования государственного аппарата. Выполнение данных функций позволяет говорить о государственной службе, как правовом институте.
Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового финансового и некоторых других отраслей и потому относится к сложным правовым институтам.
Государственная служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. С точки зрения традиционной теории под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях. В процессе государственной службы возникают публично-правовые отношения, "состоящие в том, что поступивший в аппарат государственного управления находится на службе не только в соответствующем органе, но и у государства в целом"; а суть государственной службы в этом плане состоит в "формировании властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом".
Государственная служба в Российской Федерации создана в соответствии с положениями Конституции РФ об осуществлении власти народа непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Как правовой институт, государственная служба строится на основе законов и других нормативных правовых актов, образующих в совокупности законодательство о государственной службе РФ. Организационное строение государственной службы означает распределение _ государственной службы по функциям, видам, уровням, а также осуществление государственной службы в различных органах государственной власти. Наконец, граждане РФ, приверженные ценностям и интересам общественного служения, обладающие соответствующими потребностями и качествами, обеспечивают профессиональное исполнение функций государственного управления, что означает осуществление государственной службы как профессиональной деятельности.
Организационные цели государственной службы направлены на организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, на повышение уровня профессионализма и компетентности работников государственного аппарата, на приведение структуры я численности государственной службы в соответствие со стоящими задачами, на совершенствование норм, правил и процедур прохождения государственной службы.