Государство как пространственный организм Ратцеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена тем, что Фридрих Ратцель (1844-1904 гг.) – немецкий ученый, один из основоположников антропогеографии, представитель географической школы в социологии и антропологии, считается одним из «отцов» геополитики и крупным авторитетом в этой области, потому его взгляды имеют большое научное значение. Одним из основателей геополитики по праву считается известный немецкий ученый Фридрих Ратцель, геолог, зоолог и палеонтолог.

Содержание работы

Введение 3
1. Государство и антропогеографические факторы 4
2. Государство как пространственное явление 9
Заключение 18
Список литературы 19
Список источников....................................................................................................21

Файлы: 1 файл

Контр- Государство как пространственный организм (по Ратцелю) [Геополитика] (1).doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Список источников....................................................................................................21 
Введение

 

Актуальность данной работы обусловлена  тем, что Фридрих Ратцель (1844-1904 гг.) – немецкий ученый, один из основоположников антропогеографии, представитель географической школы в социологии и антропологии, считается одним из «отцов» геополитики и крупным авторитетом в этой области, потому его взгляды имеют большое научное значение.

Одним из основателей геополитики  по праву считается известный немецкий ученый Фридрих Ратцель, геолог, зоолог и палеонтолог. Ратцель закончил политехнический университет в Карлс Руэ, затем – университет в Гейдельберге, где прослушал курс лекций профессора Эрнста Геккеля, оказавшего на него большое влияние. Мировоззрением и методологией Ф. Ратцеля были идеи эволюционизма и дарвинизма. В системе взглядов немецкого «отца» геополитики видны многие идеи родоначальника социологии француза Огюста Конта: эволюционизм, роли демографических и космических факторов в функционировании государства, признание влияния географической среды на развитие народа и государства1.

Объект исследования – геополитика.

Предмет исследования – взгляды Ф. Ратцеля на сущность государства.

Степень изученности объекта исследования достаточно широка, труды Ф. Ратцеля широко известны и даже стали фундаментом для развития и распространения геополитики как науки.

Цель работы – описать государство как пространственный организм (по Ф. Ратцелю).

Задачи работы состоят в раскрытии  следующих пунктов:

1. Государство и антропогеографические  факторы;

2. Государство как пространственное  явление.

 

1. Государство и антропогеографические факторы

 

Уже в ранней работе «Земля и жизнь» «отец геополитики» рассматривает землю как единое целое: твердая, жидкая и газообразная части земли, равно как жизнь, развивающаяся в них, – одно целое, элементы которого связаны между собой исторически и находятся в непрерывном взаимодействии. Все это, пишет Ф. Ратцель, «мы и называем органическим пониманием земли». Водные и воздушные бассейны он считал двумя морями, где твердая часть земли являлась дном этих двух морей.

Первый шаг людей к морю ученый определяет как «начало всемирной истории человечества».

«Народоведение несовершенно, если оно знает только земледельцев и скотоводов, кочевников и охотников».

Морские народы, по мнению Ратцеля, образуют оригинальную группу: «...их распространение, жилища, деятельность совершенно своеобразны. Морские народы распространяются скачками с острова на остров, с одной береговой полосы на другую».

Такая морская  кочевая жизнь, полагает Ратцель, обусловлена избытком населения, повторяющимся через несколько поколений. «Что-то сходное с природой моря, – пишет далее автор, – лежит в истории этих народов». Он утверждает, что история Египта или Китая, где отсутствует морская кочевая жизнь, однообразна, ее ходу не хватает живого обмена противоречий, и она рано приходит в застой. Отсюда он делает вывод:

«... в замкнутой среде материковых земель развиваются лишь полукультуры, а пастушеские народы живут вне границ культуры, враждебны ей»2.

Настоящей мировой державой, по его мнению, была та держава, которая владела морем, – это Рим, Испания, Англия.

Ф. Ратцель  также обстоятельно анализирует  значение климата в жизни народов. Особо останавливается на факторах воздействия климата на человека: влияние теплоты, давления и влажности воздуха на тело и психику человека, влияние света, климата на внешний образ жизни человека, а также исследует образ жизни человека в течение одних суток и годового цикла времени. Он отмечает троякого рода влияние климата на человека:

  • непосредственные изменения в физической и душевной жизни человека под влиянием света, тепла, холода, сырости, сухости, давления воздуха и ветров, влажный воздух тропиков действует усыпляющим образом тогда, как сухость австралийского воздуха возбуждает нервную систему. Отсюда различия характеров провансальца, живущего в климате Средиземного моря, и бретонца или нормандца, страна которого обладает климатом южной Англии. Те же отличия видны, по его мнению, в характере жителя Северной Америки и Техаса, новой Англии и Канады или Калифорнии:
  • климат воздействует на переселение народов. Континентальный климат степей приводит к кочевому образу жизни: кочевники переходят границы своих земель, наводняют другие страны, где под влиянием сырого климата обращаются в земледельцев;
  • от климата зависят произрастание растительности и распределение животных, а, следовательно, образ жизни человека. В Исландии невозможно развитие земледелия, и население занимается овцеводством и рыболовством. В тех же южных Штатах Северной Америки, где произрастают табак, хлопок, появились рабы – негры, отсюда образовался своеобразный социальный слой3.

Однако автор делает исключение из этого правила, отмечая, что народы не на всякой ступени развития одинаково  подчиняются влиянию климата. Но при работе и переселении на новые места, особенно в тропиках, климатические воздействия сказываются всего сильнее. По мере развития культуры противодействие этому влиянию увеличивается, так что для недоразвившегося народа климат является главнейшим условием его дальнейшего существования.

Температурные колебания, по Ратцелю, благоприятствуют здоровью и культуре, обмену веществ  и развитию ума, и тропический  климат действует так удручающе  и усыпляюще исключительно благодаря  малым колебаниям температуры.

Давление воздуха также оказывает влияние на тело и психику человека. На высотах более разреженный воздух, – считает Ратцель, – отнимает менее тепла у организма, а последний получает от солнца и небесного свода гораздо больше лучей, чем в низинах, так как поглощение лучей влагой здесь меньше, благодаря сухости воздуха на высотах умеренных поясов нет многих заразных болезней, а на тропических высотах нет ни малярий, ни других болезней, свойственных влажным и сырым низменностям.

Главной задачей  своего труда «Народоведение» Ф. Ратцель считает «географическое воззрение (рассмотрение внешних условий) и тропическое разъяснение (рассмотрение развития)». В своей фундаментальной работе он формулирует и развивает тезис о том, что распространение человеческих рас, форм брака, развитие браков, общественного труда связаны во многом с природно-климатическими условиями. Однако он подчеркивает родовой признак людей, единство человеческого рода – это, по его мнению, есть теллурический, или планетный, признак.

Человек – гражданин земли в самом широком смысле слова. Из всех существ, связанных с почвой, он – одно из самых подвижных. Отдельные движения сплетаются между собою и из них выходит великое движение, субстратом которого является все человечество. Таким образом, мы получаем право говорить о единстве человеческого рода, если под единством мы будем подразумевать общность естественной почвы, создаваемую природой4.

В качестве доказательства влияния почвы, географической среды на виды деятельности человека Ф. Ратцель приводит данные статистики о плотности населения развитых регионов планеты: Африки, Северной Америки, Азии, Океании и т.д.

«Численность людей тесно связана с их почвой, оказывающей значительное влияние на их внутреннее развитие, распространение и взаимные отношения, развитие нынешних состояний человечества зависит в гораздо высшей мере, чем обыкновенно полагают, от увеличившейся численности населения. Организация народов внеевропейского культурного круга не допускает плотного народонаселения. Небольшие общины, обрабатывающие клочки земли, отделены друг от друга обширными пустыми пространствами... Они значительно ограничивают сношения между людьми и делают невозможными большие скопления людей».

Другим  фактором, влияющим на образ жизни  населения, по его мнению, является культура, в частности, культура землевладения, садоводства. Где выше уровень культуры земледелия, там гуще население. И чем ближе люди соприкасаются между собою, тем ближе они принимают участие друг в друге, тем менее погибает культурных приобретений, тем выше поднимается соревнование в проявлении силы. Умножение и укрепление численности народа находится в самой тесной связи с развитием культуры в старых и новых культурных центрах мы видим плотно скученные народные массы.

Этот тезис  он подтверждает ссылкой на плотность населения Китая и Индии, с одной стороны, и кочевых народов Монголии и Тибета и восточных тюркских народов – с другой, где проживает менее 1/60 части населения от числа китайцев и индийцев5.

Ратцель делает вывод о том, что редкое население уже само в себе заключает повод к упадку, его небольшая численность легче подвергается ослаблению и исчезновению. Быстрый расход жизненных сил является признаком всех народов более низких ступеней культуры. Основа, на которой держится их хозяйство, узка и неполна воздержанность часто граничит с бедностью, нужда является частым гостем и у них отсутствуют все меры предосторожности, которыми врачебное искусство окружает нашу жизнь. В борьбе с торжествующими силами природы арктических стран и степных областей южного полушария упадок, замечаемый на границе эйкумены, может доходить до полного истощения, даже до уничтожения целого народа.

По мнению Ратцеля, вымирание диких народов  происходит в двух случаях: самоуничтожение  и под влиянием высшей культуры. Обе эти причины действуют вместе.

Таким образом, распространение культуры представляется нам самоускоряющимся разрастанием культурных народов на земном шаре, которое ведет к более полному  осуществлению единства человеческого рода.

Он рассматривает  различия между народами по степени давления на них культуры, по характеру связи с природой. Ратцель пишет:

«Культура делает нас свободными не в смысле полного отрешения от природы, а в смысле более разнообразной и широкой связи с нею. Крестьянин, собирающий свой хлеб в житницу, столько же зависит от почвы своего поля, сколько индиец, собирающий в болоте водяной рис, который он не сеял, но для первого эта зависимость менее тяжела, так как запас, который он предварительно собрал, освобождает его от забот, тогда как последнего близко затрагивает каждая буря, сбивающая колосья в воду. Мы не освобождаемся от влияния природы, мы освобождаемся только от влияния отдельных случайностей, вследствие того, что связь наша с нею становится разнообразнее»6.

 

2. Государство как пространственное  явление

 

Ратцель, как антропограф, ставил своей задачей «узнать человечество во всех его частях в том виде, в каком оно живет в настоящее время». Однако предпочтение он отдавал «географическому положению, климату и почве». Вокруг них вращаются интересы народов. Государство у него – это живой организм, укорененный в почве. В государстве отражается объективное осмысление народом этой данности. Все это выражается в политике, вбирающей в себя географические, демографические и этнокультурные признаки нации. В «Политической географии» он, в частности, писал, что государства – это пространственные явления, управляемые и оживляемые этим пространством, и описывать, сравнивать, измерять их должна география. Итак, видно, что понимание государства как живого пространственного, укорененного в почве организма – главная мысль идей Ратцеля. Отсюда видно, что пространственная экспансия государства выступает как естественный живой процесс, подобный росту живого организма, о чем в свое время писал основатель органической школы в социологии Г. Спенсер7.

Пространство, по Ратцелю, есть жизненное  пространство, геобиосреда, которая  дает народу жизненную энергию, рассматривается  как жизненное непрерывное тело этноса, проживающего на этом пространстве. О соотношении этноса и пространства он писал, что «характеристики государства развиваются из характеристик народа и почвы». Наиболее важные характеристики – размеры, местоположение и границы. Далее следуют типы почвы вместе с растительностью, ирригация и, наконец, соотношения с остальными конгломератами земной поверхности, в первую очередь с прилегающими морями и незаселенными землями. Но когда говорят о «нашей стране», к этому добавляется все то, что человек создал, и все связанные с землей воспоминания. Так географическое понятие превращается в духовную и эмоциональную связь жителей страны и их истории.

Государство является организмом, потому что эта связь взаимоукрепляется, становясь чем-то единым, немыслимым без одного из двух составляющих. Обитаемое пространство способствует развитию государства, особенно если это пространство окружено естественными границами. Если народ чувствует себя на своей территории естественно, он постоянно будет воспроизводить одни и те же характеристики, которые, происходя из почвы, будут вписаны в него.

Ратцель одним из первых сформулировал мысль о том, что у больших стран, государств, которые рождаются, растут, умирают, проявляется тенденция к географической экспансии. Расширение и сжатие государства – естественный процесс, связанный с жизненным циклом Ратцель сформулировал семь законов пространственного роста государств, прежде всего законы пространства и местонахождения. Это совокупность принципов пространственного роста государств8:

  • пространство государства растет вместе с ростом его культуры;
  • рост государства предполагает дальнейшее развитие идей, торговли, т.е. повышенную активность во всех сферах жизни общества;
  • рост государства идет за счет поглощения (присоединения) малых государств;
  • граница – это периферийный орган государства, она – признак его роста, силы или слабости и изменений в его организме.
  • государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения береговые линии, русла рек, районы, богатые ресурсами.
  • первый толчок к территориальному росту приходит к неразвитым государствам извне, от более развитых (высоких) цивилизаций.
  • тенденция к слиянию – характерная черта государств, которая переходит от одного к другому, постоянно набирая силу.

Информация о работе Государство как пространственный организм Ратцеля