Инвестиционный потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Материальной основой обеспечения динамики социально-экономического развития является инвестиционный потенциал, количественные и качественные характеристики которого отражают упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, включающих материально-технические, финансовые и нематериальные активы (обладание правами собственности на объекты промышленности, добычу полезных ископаемых, аккумулирование информации в сфере социально-экономических, рыночных отношений, накопленный опыт и др.).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Инвестиционный потенциал
1.1 Понятие инвестиций и инвестиционного потенциала……………………..4
1.2 Виды инвестиций……………………………………………………………..5
1.3 Характеристика инвестиционного потенциала экономики………………..8
1.4 Роль инвестиционного потенциала………………………………………...10
2. Реализация инвестиционного потенциала в современной российской экономике
2.1. Внутренние источники инвестиций в России…………………………….12
2.2.внешние источники инвестиций…………………………………………...15
2.3. Инвестиционный потенциал регионов России…………………………...18
3. Проблемы и перспективы инвестиционного потенциала России
3.1 Негативные аспекты, влияющие на инвестиционный климат…………...21
3.2 Оптимизация государственного финансового регулирования инвестиции в РФ и перспективы её развития………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………………32
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГЭП.docx

— 68.46 Кб (Скачать файл)

Таблица 1 Объем иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам в млн.долларов США

 

 

Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.

Существуют и реальные инвестиции. Это - капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.

б) “экономическая амнистия”.

Рассмотрев в первую очередь  инвестиции, приходящие из-за рубежа, мы можем сказать и о том, какие  средства уходят за рубеж. За последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости экономического положения в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках. Мотивация оттока капиталов - ощущение российскими бизнесменами политической и экономической нестабильности в России. Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом в силу инфляции и непредсказуемости курса рубля, боязни денежной реформы переправляется ими в западные банки или используется для покупки недвижимости и ценных бумаг. Многие в российских деловых кругах чувствуют, что экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому и предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс, известный как утечка капитала, очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лондонский банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому предприятия предпочитают предоставлять кредиты иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам.

 

 

2.3. Инвестиционный потенциал регионов России

 

Распределение регионов по рейтингу инвестиционного потенциала показывает, что наибольший вклад  в его формирование вносят факторы, накопленные в процессе многолетней  хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный  потенциал и интеллектуальный потенциал  населения. Не случайно помимо таких общепризнанных экономических лидеров, как Свердловская, Самарская, Московская, Кемеровская, Нижегородская области, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург и др., в первую двадцатку входят, может быть, не столь очевидно экономически мощные, но достаточно "обустроенные" области Центральной России -- Белгородская, Владимирская, Воронежская, Рязанская, Тульская. Более того, изъятие из расчета интегрального рейтинга не зависящей от хозяйственной деятельности человека "ресурсной" составляющей (Приложение 1)1 включает в число лидеров Калининградскую и Ярославскую области и выводит из них Кемеровскую и Тюменскую. Из двадцати замыкающих рейтинг регионов 17 являются национально-территориальными образованиями. Это свидетельствует не только об ограниченных возможностях инвестирования в них, но и о невозможности их экономического подъема без целевой государственной поддержки. В этой связи несколько странно выглядит само федеративное устройство России. Целый ряд нынешних ее субъектов суть мнимые величины, при том что на политическом уровне они представлены почти так же, как мощнейшие в экономическом отношении регионы. В России любят говорить о полюсах роста. Но если промышленные полюсы пока не обнаруживаются, то региональные выделить удалось. выделяются пять потенциальных полюсов инвестиционного роста, сосредоточенных в европейской России и на Урале: Северо-Западный во главе с Санкт-Петербургом, Центрально-российский во главе с Москвой и Московской областью, Поволжский (Самарская и Саратовская области), Южнороссийский (Краснодарский край и Ростовская область) и Уральский (Свердловская и Челябинская области).Оказалась несколько разной расстановка регионов в лидирующей группе с точки зрения их привлекательности для отечественных инвесторов, с одной стороны, и для иностранных - с другой (Приложение 2)2 . Для иностранных инвесторов в отличие от отечественных несколько более привлекательными являются Московская, Рязанская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Саратовская и Кемеровская области. В то же время оказался ниже рейтинг Москвы, Тульской, Нижегородской и Тюменской областей. Большинство наименее рисковых регионов сосредоточено в почти непрерывной узкой полосе от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга , в то время как большинство наиболее рисковых занимают почти всю Восточную Сибирь и Дальний Восток. В двадцатку регионов с наименьшим риском для иностранных инвесторов вошли Республика Марий-Эл и Республика Башкортостан, а покинули ее Вологодская и Липецкая области. Изменения рейтинга почти всех составляющих инвестиционного потенциала региона соответствуют изменению рейтинга интегрального риска. Как правило, регионы с наименьшим риском обладают наибольшими потенциалами. Обратная тенденция в изменении рейтинга ресурсного потенциала лишь доказывает независимый от хозяйственной деятельности человека, "богом данный" характер этого вида потенциала.

Обеспечение инвестиционной привлекательности региона зависит  от работы региональных и местных  органов власти. Здесь более современным  и эффективным будет подход, согласно которому регион будут позиционировать  как своеобразный «товар» инвестиционного рынка, т.е. необходимо наличие у региона определенных инвестиционных товарных свойств.

Разработка региональной политики в рамках данного подхода  подразумевает определенную модель, которая включает в себя 5 уровней:

1) региональные власти  должны руководствоваться концепцией  выделения приоритетных направлений  и проектов, вложения в которые  будут стимулироваться;

2) разработка комплекса  мероприятий по обеспечению благоприятной  инвестиционной среды для иностранного  капитала;

3) общая оценка потребностей  в иностранных инвестициях, обеспечивающих  экономическое развитие региона;

4) оценка эффективности  и конкурсный отбор в случае  появления потенциальных инвесторов  и ретроспективный анализ (изучение  влияния иностранного капитала  на изменение валового продукта, на производство и уровень  занятости региона);

5) корректировка элементов  модели с учетом оценки эффективности  инвестиционного проекта на стадии  разработки и в процессе реализации.

Данная модель позволит выработать стратегические и тактические подходы  к проблеме увеличения притока и  использования зарубежных средств  в экономике региона в условиях дефицитности внутренних инвестиционных ресурсов.

Крайне острой проблемой  стало регулирование таможенного  режима в России. В настоящее время  ряд иностранных компаний, реализующих  импортозамещающие проекты, столкнулись  с ситуацией, в которой действующие  ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие  и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. Неблагоприятный  инвестиционный климат имеет для  страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются  материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.

 

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

3.1 Негативные  аспекты, влияющие на инвестиционный  климат

Известно немало попыток  анализировать обстоятельства, препятствующие инвестициям в российское народное хозяйство. И попытки, и обстоятельства насчитываются многими десятками. Все они заслуживают серьезного внимания, однако здесь нет возможности  хотя бы перечислять их.

Но аналитическая задача существенно облегчается, если рассматривать  не обстоятельства, а факторы риска, обусловливающие неблагоприятный  инвестиционный климат в России (в  конечном счете, каждое конкретное обстоятельство обусловлено одним или несколькими  из таких факторов). Практически  все такие факторы, сколько-нибудь значимые, группируются в семь блоков:

1) Политические  и общеэкономические факторы

Они обусловлены, прежде всего, страхом перед восстановлением  в России тоталитарного режима или, по крайней мере, перед частичным  возвратом советских порядков. Подобные опасения принимают конкретную форму, когда дело касается таких угроз, как запрет на вывоз валюты, деприватизация/ К этому блоку относятся и страхи, индуцируемые более поздними событиями, прежде всего дефолтом 1998 года – для многих потенциальных инвесторов он является самым ярким экономическим впечатлением последнего десятилетия, так что угроза нового обвала российской валюты представляется им возможной хотя бы по прецеденту.

Своего рода фоном, весьма существенным для формирования не слишком  благоприятного имиджа страны на основе подобной информации, является непрозрачность процесса принятия экономических и  политических решений в России.

2) Законодательство 

Неопределенность правового  поля, противоречивость и неясность  конкретных законов, неполнота, незавершенность  законодательства в целом – причина  многих и разнообразных обстоятельств, препятствующих решениям об инвестировании в российскую экономику. Наши «агитаторы»  за кредиты и инвестиции любят  повторять, что российское законодательство меняется только в благоприятную  сторону для бизнеса, для возможных  инвесторов, так что законодательно определенные условия их работы в  стране непрерывно улучшаются. Но фактор неопределенности, неизменно воспринимаемый как причина всевозможных, в том  числе заранее неизвестных рисков, оказывается сильнее, чем доводы об улучшении ситуации.

Среди многих частных проблем, законодательно не отрегулированных, но весьма важных для инвесторов, наиболее часто встречаются связанные с приватизацией или при смене собственника. Среди них – право собственности на технологии, ответственность за произведенные в прошлом негативные воздействия на окружающую среду (влияние которых может проявиться спустя многие годы). Отсутствует четкая система регистрации прав нового собственника в случае иных потерь, происходящих по вине предшествующего собственника.

3) Налоговая система

В совокупности налоговая  нагрузка  (с таможенными сборами) в России составляет 35-40 % (на 2011 год). Несомненно, это – очень высокий уровень налогов в принципе, и тем более высокий, если сравнивать со странами, имеющими спекулятивный уровень кредитного рейтинга, но при этом привлекающими значительные инвестиции. В результате меньше 5 % предприятий платит налоги честно и полностью, так что реально в России собирается налогов на 32–33 % ВВП. Эта величина, видимо, должна использоваться как ориентир для процесса ослабления налогового бремени, но лишь в первом приближении (на 5–7 лет), так как совсем не обязательно она показывает оптимальный уровень налогов. Этот процесс можно организовать так, чтобы уменьшение налогов не сопровождалось сокращением соответствующих бюджетных доходов. Отметим три аспекта этого единого процесса, отражаемых разнонаправленными количественными показателями:

1) честные предприниматели  будут платить меньше, так что  из расчета по прежней налоговой  базе бюджетные поступления сократятся;

2) реальная налоговая  база расширится, поскольку все  больше предпринимателей будет  «выходить из тени», так что  данный аспект «работает» на  прирост платежей в бюджет;

3) «выход из тени» повлечет  рост ВВП – не фактического, а регистрируемого, и, соответственно, снижение процента сбора налогов  от величины ВВП. В принципе  планирование этого процесса  должно было бы опираться на  оценки эластичности объема платежей  от уровня налогов (а еще  лучше – от значений ставок  по конкретным налогам), но достаточно  надежных оценок такого рода, по-видимому, нет: теневая экономика  очень плохо поддается количественному  анализу.

 

4) Административные  условия

По общему признанию, система  государственного управления в России работает неудовлетворительно. Для  решения практически любого вопроса  требуется рекордное количество согласований и разрешений, причем, даже если  полностью отсутствует  коррупционное давление на заявителя, рассмотрение вопроса требует такого времени, что сообщения о прецедентах  начисто отбивают у многих охоту  к прямым инвестициям в Россию. Стандартная ситуация – распри между  ведомствами, это всегда производит крайне негативное впечатление на «внешних»  наблюдателей. Обычная причина распрей  – противоречия между ведомственными интересами, обостряемые нечеткостью  и неполнотой законодательства. Давление чиновничества по политическим мотивам  – весьма распространенное явление, что же касается коррупции, то, возможно, она является самым сильным негативным фактором для большинства потенциальных  внутренних инвесторов.  

5) Коррупция и теневая экономика

Процветание взяточничества, давление криминала и отсутствие возможностей легально ему противостоять  создают в России среду, при которой  официальные данные об условиях экономической  деятельности радикально отличаются от реальных. «Теневики» по теневым каналам нередко платят больше, чем пришлось бы платить официально, но, во-первых, от давления коррупции вовсе не освобождает самая строгая налоговая дисциплина в компании, и подчас именно это заставляет предпринимателя оставаться «в тени», во-вторых, «выход из тени» может повлечь самые серьезные силовые действия со стороны тех, кто не собирается ее покидать. Криминальная среда вокруг бизнеса заставляет многие фирмы содержать такую охрану и службу безопасности, что затраты на них превосходят все мыслимые в цивилизованном бизнесе пределы. Однако следует отметить, что значимость коррупции и теневой экономики весьма различна для, во-первых, отечественных мелких и средних предпринимателей, во-вторых, крупного отечественного бизнеса и, в-третьих, для иностранных инвесторов. Для первых значение этого фактора во многих случаях – критическое, определяемые им дополнительные издержки оказываются непосильными. Для крупного бизнеса коррупция играет принципиально другую роль, а именно, она позволяет ему получать возможности недобросовестной конкуренции (в том числе и с иностранным бизнесом), совершать незаконные сделки ,то есть затраты на взятки вполне окупаются, что же касается криминала, то крупный бизнес вполне успешно ему противостоит. Как коррумпированным чиновникам, так и криминальным авторитетам иностранные инвесторы обычно внушают некий страх, с ними предпочитают не связываться, тем более, что и среди отечественных предпринимателей «дойных коров» вполне достаточно. Однако «фон», создаваемый непрерывными разговорами о коррупции и криминальной стороне занятий бизнесом в России, крайне неблагоприятно сказывается на инвестиционном имидже страны.

6) Судебная система

По общему признанию, судебная система в России работает неудовлетворительно. Суд может хотя бы частично сгладить негативные эффекты от несовершенства законодательства,  плохой работы органов  исполнительной власти. Однако некомпетентность и продажность суда не только не ослабляют, но усиливают эти эффекты. Судебная реформа многие годы остается темой для дискуссий, однако действенных  мер по улучшению ситуации не принимается. Это способствует росту коррупции  в судах, усиливает у предпринимателей (и граждан) ощущение беззащитности, бесполезности обращений в суд. Пожалуй, среди всех факторов, обусловливающих  неблагоприятный инвестиционный климат в России, дефекты судебной системы  надо оценить как самый долговременный. В частности, без реализации радикальной  судебной реформы невозможно победить коррупцию и теневые структуры, обеспечить нормальные условия работы для бизнеса со стороны исполнительной власти, да и совершенствование законодательства в немалой степени теряет смысл, если судебная система не в состоянии  удовлетворительно разрешать споры  относительно применения законов.

7) Банковская система

Через банковскую систему  в России проходит примерно 4 % общих  потоков инвестиционного капитала, в Центральной и Восточной  Европе – уже 30 %. Можно без преувеличения  сказать, что в России роль банковской системы в инвестиционном процессе пренебрежимо мала. Этот фактор особенно значим для мелкого и среднего бизнеса, представители которого очень  часто не имеют никаких других способов финансировать инвестиции, кроме банковского кредита. Такое  положение не изменится без осуществления  банковской реформы, которая, подобно  судебной и военной реформам, несмотря на многолетние дискуссии все  еще не обрела достаточно четких, убедительных, принимаемых гражданским обществом  очертаний.

 

3.2 Оптимизация  государственного финансового регулирования 

инвестиции в  РФ и перспективы её развития

 

Реализация структурных  изменений, направленных на оживление  производства и формирование социально  ориентированной рыночной экономики, в России невозможна без инвестиционной деятельности. Однако на современном  этапе развития российской экономики  инвестиционная деятельность хозяйствующих  субъектов носит неоптимальный (с  точки зрения необходимости достижения устойчивого экономического роста) характер. Поэтому необходимым является конструктивное вмешательство государства  в данную сферу с целью оптимизации  использования инвестиционных ресурсов.

Информация о работе Инвестиционный потенциал