Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 18:33, курсовая работа
Целью данной работы является анализ факторов этнического регионализма России, выявление существующих проблем и разработка вариантов их решения.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать этнос как категорию;
2) рассмотреть факторы этнического регионализма и процесс его регионализации;
Введение 3
Глава 1. Теоритические основы анализа этнических процессов 5
1.1. Сущность этноса 5
1.2 Этнический регионализм и его регионализация. 10
Глава 2. Анализ этнического регионализма а России 13
2.1 Исследование этнического состава России. 13
2.2. Перспективные тенденции этнического регионализма в России 18
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Факультет гуманитарный
Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра государственного управления и истории
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Территориальная организация населения
НА ТЕМУ
Исследование этнического регионализма в Российской Федерации
Выполнил:
Студент факультета ГУМ группы ГМУ-10-3
Ф.И.О. Романенко Екатерина Вячеславовна
Подпись (___________)
Проверил:
ассистент кафедры ГУиИ
Ф.И.О. Шевилева Екатерина Евгеньевна
Оценка
Подпись (___________)
Пермь 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоритические основы анализа этнических процессов 5
1.1. Сущность этноса 5
1.2 Этнический регионализм и его регионализация. 10
Глава 2. Анализ этнического регионализма а России 13
2.1 Исследование этнического состава России. 13
2.2. Перспективные тенденции этнического регионализма в России 18
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.
Этнический фактор сегодня становится настолько актуальным, что в последнее время в ряде стран территориально-государственное строительство получило два измерения – этническое и региональное. Это значит, что политическая система формируется с учетом региональной и этнической структуры одновременно.
Целью данной работы является анализ факторов этнического регионализма России, выявление существующих проблем и разработка вариантов их решения.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать этнос как категорию;
2) рассмотреть факторы этнического регионализма и процесс его регионализации;
3) проанализировать современный этнический регионализм в России, выявить проблемы и предложить пути их решения.
Объектом курсовой работы является этнический регионализм, предметом – факторы этнического регионализма с рассмотрением их на примере России.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, системный метод, метод синтеза, методы прогнозирования, а также исторический подход для анализа региональной политики России.
Источниковую базу исследования составил Федеральный закон от 17.06.1996 №74-ФЗ "О национально-культурной автономии", где заложены нормативные основы реализации такового, литературные источники, среди которых можно выделить труды таких авторов как Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И., Гумилев Л.Н. Кроме того, автором были использованы и Интернет-ресурсы с целью поиска актуальных статистических данных по теме исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1.1. Сущность этноса
Этнос — естественно-исторически сложившаяся устойчивая общность людей, основными стадиальными типами которой считаются племена, нации, народности1.
Условиями возникновения этносов являются общность территории и общность языка, обычно выступающих затем в качестве признаков этноса. Нередко этнос складывается из различных групп и тогда общность языка является результатом этногенеза. В ходе развития хозяйственных и других связей, под влиянием особенностей природной среды, контактов с другими народами и иных причин внутри этноса складываются характерные черты материальной и духовной культуры, групповых психологических характеристик, вырабатывается этническое самосознание, видную роль в котором играет представление об общности происхождения или исторических судеб входящих в этнос людей; реальным проявлением этого самосознания является употребление общего самоназвания, или этнонима. Эти элементы этноса могут выступать и в роли его признаков. Иногда формированию этноса способствует общность религии входящих в него групп людей, а также их близость в расовом отношении или возникновение значительных переходных метисных групп.
Этнический признак - средства, с помощью которых поддерживаются социальные границы между этническими группами. Территориальность, история, язык и символы могут служить этническими признаками, подчеркивающими различия одной этнической группы от другой.
Но очень важно и то, на основе каких характеристик строится осознание этнической принадлежности. В качестве этнодифференцирующих, то есть отличающих данный этнос от всех других, могут выступать самые разные характеристики: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство. Значение и роль признаков в восприятии членов этноса меняются в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от специфики этнического окружения. Этнодифференцирующие признаки почти всегда отражают некоторую объективную реальность, чаще всего элементы духов- ной культуры. Но отражение может быть более или менее адекватным, более или менее искаженным, даже ложным. Например, общность происхождения членов современных этносов — это красивый миф; с одной и той же территорией могут ассоциировать себя несколько народов. Многие элементы народно-бытовой культуры сохранились только в этнографических музеях. Этнический язык может быть утрачен большинством населения и восприниматься лишь как символ единства. Этническая общность — это прежде всего общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность. Совсем не случайно, попытки определить этнос через ряд признаков постоянно терпели неудачу, тем более что с унификацией культуры количество этнодифференцирующих признаков неуклонно сокращается.
Сформировавшийся этнос выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путем этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, традиционной культуры и быта, этнической ориентации, этических и эстетических норм и т. д.
Этнос может иметь различную структуру. Он может состоять из этнического ядра - компактно живущей на определенной территории основной части этноса, этнической периферии - компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части, и, наконец, этнической диаспоры - отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности.
Этнос может быть весь подразделен на субэтносы - группы людей, отличающиеся своеобразием культуры, языка и определенным самосознанием. В таком случае каждый из членов этноса входит в какой-либо из составляющих его субэтносов. У членов такого этноса существует двойное этническое самосознание: сознание принадлежности к этносу и сознание принадлежности к субэтносу.
Основная часть русского этноса не подразделена на субэтносы. Северные великорусы и южные великорусы таковыми никогда не были, несмотря на культурные и языковые различия. Ни те, ни другие никогда не обладали собственным самосознанием. Это не субэтносы, а всего лишь этнографические группы. Несколько субэтносов существовало и в какой-то мере продолжает существовать в основном на периферии русского этноса. Но подавляющее большинство русских сейчас прямо входит в свой этнос, минуя и этнографические группы, и субэтносы.2
С течением времени этнос претерпевает изменения, отдельные части его могут разобщиться территориально, а группы переселенцев в другие природные, политические и социально-экономические условия могут изменить многие стороны своей культуры и быта, перейти на язык другого этноса, однако, пока у них сохраняется этническое самосознание как основной этнический определитель, они считаются принадлежащими к прежнему этносу. Изменения языка и культуры, а также основных социально-экономических и других параметров этноса называются этническими процессами в широком смысле этого слова; в узком смысле этническими процессами называются лишь те изменения этноса, которые ведут к перемене этнического самосознания, к переходу из одного этноса в другой, определяя собой ход этногенеза.
Доклассовое общество выработало свои, обусловленные, в конечном счете, экономическими причинами, формы общности людей - род и племя.
Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Род был основной ячейкой первой в истории общественно-экономической формации, причем ячейкой многофункциональной: не только этнической, но и производственной, и социальной. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Такие производственные отношения (включая уравнительное распределение продуктов) соответствовали крайне низкому уровню производительных сил.
Более высокой исторической формой общности людей в пределах той же первобытнообщинной формации явилось племя - объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов3. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, поскольку в основе ее продолжают оставаться кровнородственные связи. И в то же время образование племени уже положило начало расчленению единой многофункциональной общности. Поскольку племя несло лишь часть общественных функций (хозяйственной ячейкой оставалась родовая община), то тем самым было положено начало обособлению этнической общности от непосредственно хозяйственных функций. Когда возникла парная семья, появилась тенденция к обособлению семейно-брачных отношений, кровнородственных связей от этнических общностей.
Этногенез (этническая история) – наука изучающая процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов4. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.
В этнографии различают два исторических типа этногенеза:
- этногенез, имевший место
в условиях
- этногенез современного
типа на базе уже
Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.
Исторически этнические единицы тяготеют к территориальному обособлению. Всякий этнос, обладая своей этнокультурой, стремится иметь свою территорию, как свой дом.
1.2. Этнический регионализм и его регионализация
Этнический фактор проявляется в определении границ административно- территориальных единиц с учетом сложившихся ареалов расселения народов России. Этот фактор является основным фактором в регионализме во многих федеративных государства.
Этнический фактор остается настолько актуальным, что в последнее время в ряде стран территориально-государственное строительство получило два параллельных измерения – этническое и региональное. Это значит, что политическая система формируется с учетом региональной и этнической структуры одновременно, и «вторым» субъектом государственного строительства становится экстерриториальная национально-культурная автономия.
В процессе регионализации формируется определенная региональная структура государства. Эта структура имеет четыре основных измерения. Политическая регионалистика часто рассматривает политическое, в том числе формализованное политико-административное измерение региональной структуры.
В то же время не следует забывать об этнокультурных измерениях. С одной стороны, эти измерения являются объектом исследований других научных дисциплин. С другой стороны, для политико-административной структуры они выступают в роли внешних факторов, которые прямо влияют на эту структуру, определяют границы и отношения между районами
Этнокультурная структура государственной территории в первом приближении представляет собой его этническую карту, т.е. ареалы расселения (точнее, численного преобладания) тех или иных этнических групп и смешанные (переходные) зоны.
• Этнолингвистические
ареалы могут рассматриваться
как через собственно ареалы
расселения тех или иных групп,
так и через иерархию
Информация о работе Исследование этнического регионализма в Российской Федерации