Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 18:33, курсовая работа
Целью данной работы является анализ факторов этнического регионализма России, выявление существующих проблем и разработка вариантов их решения.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать этнос как категорию;
2) рассмотреть факторы этнического регионализма и процесс его регионализации;
Введение 3
Глава 1. Теоритические основы анализа этнических процессов 5
1.1. Сущность этноса 5
1.2 Этнический регионализм и его регионализация. 10
Глава 2. Анализ этнического регионализма а России 13
2.1 Исследование этнического состава России. 13
2.2. Перспективные тенденции этнического регионализма в России 18
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23
• Структура конфессиональных ареалов предполагает деление территории на ареалы распространения больших и малых конфессий, субконфессиональных групп и сект.
• Многие моноэтнические
ареалы характеризуются своей
сложной и многоуровневой
• Концепция Л. Гумилева оперирует такими понятиями, как этноценозы и месторазвития5.
Сложившаяся этнокультурная структура государственной территории имеет огромное влияние на политическую регионализацию.
Социально-экономическая структура также серьезно влияет на политическую структуру. Она ведет к трансформации системы расселения (миграции, создание этнокультурной дифференциации являются, например, региональные и локальные политические культуры, которые в свою очередь могут влиять на особенности региональных политических систем, региональных политических режимов, региональных элит. Региональные и локальные политические культуры нередко проявляются и на административной карте, если им удалось выступить в роли регионообразующих субъектов и добиться создания административных единиц, совпадающих с границами их распространения. Региональные и локальные политические культуры демонстрируют свои различия во время выборов и при формировании региональных элит.новых центров), что часто влечет за собой перекройку административных границ.
Социально-экономическая специфика территории определяет политическую культуру ее населения.
Современная Россия представляет
собой ассиметричное федеративное государство. Асимметричность
заключается в том, что наряду с административно-
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНАЛИЗМА В РОССИИ
2.1 Исследование этнического состава России
Россия - одно из самых многонациональных государств мира. Коренными этносами для территории России являются около 100 этносов (всего их насчитывается свыше 130). Этническое разнообразие российских народов настолько велико, что чрезвычайно трудно их типизировать. Наиболее разработанной является классификация этносов по близости языков (лингвистическая классификация). Язык - важнейшее средство человеческого общения непосредственно связанное с мышлением и является признаком любого этноса. Общее число языков мире достигает 5000, что приблизительно равно числу народов на земле. Этнолингвистическая классификация исходит из принципа родства языков. Высшей таксономической единицей в ней выступает семья. Вторую ступень образуют группы близкородственных языков, третью - их ветви и четвертую отдельные языки.
В составе Российской Федерации имеется 32 национальные автономии6. Но вследствие массовых миграций на протяжении XX в. в большинстве из них преобладают не коренные жители, а русские. Более однороден национальный состав лишь в тех регионах, которые на протяжении многих десятилетий отличались миграционным оттоком населения. Так, самой высокой долей русских (более 95% населения) выделяются регионы Центрально-Черноземного района, территория которого была заселена русскими еще в XVI в. А весь последующий период они оттуда преимущественно уезжали и почти никто не приезжал, особенно представители других народов. Коренное население преобладает Северокавказских республиках (кроме Адыгеи), Республике Тыва, а также Коми-Пермяцком и Агинском, Бурятском автономных округах, не имеющих значительных природных ресурсов и поэтому избежавших массовых миграционного притока. И наоборот, самой низкой долей коренного населения выделяются те автономные округа, которые являются районами нового освоения, привлекавшими мигрантов. Особый случай представляет собой Еврейская автономная область, где евреи, как и русские, не являются коренным населением. Примечательна также ситуация в Республике Башкортостан, где примерно равные доли населения имеют башкиры, русские и татары. Несмотря на преобладание русских в подавляющем большинстве субъектов Федерации, на территории страны можно выделить пять многонациональных районов.
Развитие наций и этносов в России сопровождается рядом проблем.Пограничное положение нашей страны на стыке двух типов цивилизаций - западной и восточной - обусловило наличие в этноконфликтном процессе страны как особенностей, свойственных в большей степени западному обществу, так и восточному. Эти проблемы могут быть рассмотрены более подробно в следующей постановке.
Во-первых, этноконфликтологические проблемы России в контексте этноконфликтного процесса в западном мире. Первая из заявленных к анализу проблем предполагает рассмотрение социальных проблем России как части западного мира при всем культурном своеобразии нашей страны, что, однако, можно также сказать и о многих других странах Запада, принадлежность которых к западной цивилизации никем не оспаривается.
Во-вторых, этноконфликтный процесс в России и вызовы модернизации. Этот аспект изучения этноконфликтного процесса в нашей стране предполагает изменение рамок рассмотрения проблемы от западного мира преимущественно к незападному. Модернизация имеет непосредственную прямую и обратную связь с этноконфликтным процессом, и об этом наглядно свидетельствует опыт стран, уже ставших на этот путь.
В первую очередь, модернизация интенсивно меняет этноэкономическую стратификацию общества, приводит в действие "вертикальные лифты"; виды деятельности, считавшиеся ранее престижными или прибыльными, перестают быть таковыми, и наоборот. В полиэтничных обществах, каковыми являются большинство современных модернизирующихся стран или стран, принявших модернизационную ориентацию, меняются статусы этноэкономических групп и, что особенно важно, образы этих статусов. При этом в модернизирующихся обществах в сфере бизнеса, столь непривычной для традиционных обществ, как и в более привычной сфере торговли, зачастую рассматриваемых во многих культурах как не вполне чистоплотных, не говоря уже о современном финансовом бизнесе, обычно непропорционально представлены этнические меньшинства. Однако поле для реального этноэкономического конфликта между различными этнопрофессиональными группами относительно невелико. Возникает конфликт не столько статусов этнических групп, сколько образов этих статусов, когда негативные оценки (иногда справедливые, иногда - нет) отдельных видов экономической деятельности переносятся на всю этническую группу, ориентирующуюся на этот вид деятельности.
В-третьих, этноконфликтный процесс в России и формирующийся межцивилизационный сдвиг. Анализ этнических конфликтов в разных странах свидетельствует, что, хотя этнические конфликты формируются и актуализируются (переходят из латентной фазы в открытую), как правило, на основе внутренних факторов и противоречий, на дальнейшее развитие этноконфликтного процесса, в том числе на урегулирование или разрешение этнических конфликтов, большое, иногда решающее влияние имеют внешние, прежде всего, внешнеполитические факторы. В настоящее время роль внешнеполитических факторов в этноконфликтном процессе в нашей стране, как и других частях планеты, заметно возросла в связи с начавшимся межцивилизационным сдвигом глобального характера.
Для национальных меньшинств (малочисленных народов и национальных групп) России налицо большое значение национальной автономии. Многие ее не имеют совсем. В настоящее время все же нельзя умалять значение национально-территориальной автономии. Там, где необходимость и возможность имеются, считаем важным решать вопросы образования новых автономных областей, округов, национальных районов и национальных сельских советов. Где этнодисперсное расселение, этнополитическая и этнодемографическая обстановка не позволяют этого сделать, может быть успешно использована форма национально-культурной автономии как государственного или смешанного общественно-государственного органа управления. Так как при национально-территориальной автономии все же за ее пределами нередко остается значительная часть людей титульной национальности данной автономии, то наилучшим обустройством, наверное, было бы сочетание с ней еще и национально-культурной автономии.
Малочисленные народы и национальные
группы, которых мы называем еще национальными
меньшинствами, требуют особо больших
забот со стороны общества и государства.
И здесь значительную роль должна играть
и региональная национальная политика.
Но, к сожалению, отсутствие политической
стабильности, наличие экономического
и культурно-нравственного кризиса в России
ограничивают сегодня возможности региональной
национальной политики, вызывают относительное
сокращение ассигнований на решение национальных
проблем, на культуру как со стороны центральных
органов власти, так и со стороны местных
административных органов управления.
Тем не менее национальную политику необходимо
формировать на уровне каждого региона
как в рамках отдельных республиканских
и административно-
Этнические процессы в Российской Федерации Социально-экономический кризис обществе отразился на этнических процессах Российской Федерации. После распада СССР она унаследовала многонациональный состав населения.
Превращение бывших союзных республик в независимые государства изменило этническую ситуацию в Pocсийской Федерации. Прежде вceгo, это значительно повысило экономический, политический и культурный статус группы бывших автономных республик, таких, как тaтapстан, Башкирия, Чувашия, Якутия и др. Их новое положение стимулировало развитие их этнического самосознания и самооценки. В целом это усилило процесс этнической дифференциации и проявилось в стремлении расширить суверенитет, придать родным языкам статус государcтвeннoгo в границах субъектов, повышении значения традиционной культуры. Усиление этнической дифференциации имело следствием также и усиление межэтнической напряженности. Политологи и социологи делают заключение, что в ближайшее время этническая ситуация будет определяться развитием этих процессов.7
Отмеченные процессы стали причиной появления этнической миграции русскоязычного населения на жительство в Россию. Если учесть, что в ближайшем зарубежье проживает более 23 млн русских, то этническая миграция будет продолжаться.
2.2 Перспективные тенденции этнического регионализма в России
Этнический менталитет не совпадает по содержанию с этническим сознанием и этнической психологией. Он представляет собой «установку этноса на однородную (гомогенную, «этническую») реакцию на разнородные (гетерогенные) вызовы внешнего мира». Сфера действия этнического менталитета ситуативна и проявляется в кризисные моменты, когда и происходит однородная реакция больших коллективов людей на «внешние вызовы». Культурная близость этнических общностей и близость их ментальности с нашей точки зрения лежит в основе социокультурного региона и очерчивает его территориальные границы.
Современный этап развития российского общества и российской государственности выдвинул на первый план вопросы обустройства народов и территорий в Российской Федерации. Подписание в 1992 г. Федеративного договора и принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации ясно обозначили федеративную суть нашего государства.
Сегодня необходимо выстроить систему государственной национальной и федеративной политики, которая могла бы обеспечить на практике единство многонационального российского народа, целостность российского государства, демократический диалог федерального центра с народами и территориями, равноправное развитие народов и культур страны и такое местное самоуправление, которое бы несло полную ответственность перед государством, обществом и гражданами. Государство и общество не располагают сегодня апробированными политико-правовыми механизмами стабильного развития федеративных и национальных отношений.
Исходя из анализа объективных тенденций развития национальных и федеративных отношений, перспектив развития российской государственности, считала бы необходимым выстроить более эффективную организационно-управленческую структуру развития федеративных и национальных отношений, используя аналитический и управленческий потенциал Администрации Президента, Совета Безопасности, Правительства и субъектов Федерации
В Правительстве России следовало бы качественно повысить статус и полномочия Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, придав ему целый ряд дополнительных функций по прослеживанию характера развития социально-экономических, культурно-языковых процессов реформирования российского общества и самочувствия народов и регионов, в том числе и через механизмы стимулирования интеграционных тенденций развития Российской Федерации. Важное значение имеет и выстраивание экономических механизмов управления федеративными, региональными и национальными отношениями, а подключение потенциала всего гражданского общества к разработке и реализации федеративной и овальной политики, к разрешению национальных и региональных проблем. Устарели технологии выстраивания экономического федерализма за счет рычагов бюджетного федерализма. Субъекты Федерации и хозяйствующие субъекты пока не ориентированы на объединение своих усилий.
Информация о работе Исследование этнического регионализма в Российской Федерации