Международная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

Проблема безопасности во все времена была одной из самых актуальных проблем любого государства. Это один из центральных вопросов в теории и практике всех государственных и международных практиков. Безопасность идет бок о бок с международной политики. Если обратиться к истории, можно увидеть, что испокон веков все народности, этнические группы, империи и города воевали между собой. Причины всегда были примерно одни и те же: захватничество, оборона, борьба за лучшее экономическое и географическое расположение.

Содержание работы

Введение
1.Понятие международной безопасности и основные подходы к ее изучению
2. Виды международной безопасности
3. Новые концепции международной безопасности
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 

 

 

Кафедра политических наук и технологий

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Геополитика»

На тему: «Международная безопасность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:
              Куллама К., ГМУ, гр.09114

              Проверил:

профессор кафедры,
д.пол.н.,

Нурридинов Р.Ш.
 

 

 

 

 

 

 

               Новосибирск, 2011

 

 

 

Содержание

  

      Введение

1.Понятие международной безопасности и основные подходы к ее изучению

2. Виды международной безопасности

3. Новые концепции международной безопасности

    Заключение

   Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                           

                            Проблема безопасности во все времена была одной из самых актуальных проблем любого государства. Это один из центральных вопросов в теории и практике всех государственных и международных практиков.  Безопасность идет бок о бок с международной политики. Если обратиться к истории, можно увидеть, что испокон веков все народности, этнические группы, империи и города воевали между собой. Причины всегда были примерно одни и те же: захватничество, оборона, борьба за лучшее экономическое и географическое расположение. Политики и философы всегда занимались вопросами защиты своих территорий. Однако в настоящее время возникли гораздо более сложные и угрозы, нежели нападение соседей. На сегодняшний день мировое сообщество столкнулось с терроризмом, экстремизмом и другими проблемами. Одна из главных особенностей международных отношений – анархичность международной среды. Она даже с оговорками (пусть иногда очень серьезными) признаётся всеми исследователями и связана с нерешенностью проблемы безопасности. Пока существуют государства, безопасность не будет тотальной  или  абсолютной, а останется относительной,  и всегда будет зависеть от политической воли «государей». Конечно, отношения не сводятся к межгосударственным взаимодействиям, а международная политика – к внешне политической  деятельности государства. Однако было бы ошибкой недооценивать ту роль, которую государства продолжают играть в оценке вызовов и возможностей внешнего мира, в адаптации нации к международному окружению, в сохранении её идентичности, защите ценностей, иначе говоря, в национальной безопасности в широком смысле этого термина. Это особенно актуально в современных условиях глобализации, когда информатизация  и демократизация международных отношений создают беспрецедентные возможности для развития, но одновременно делают всю систему более уязвимой для терроризма, применения оружия массового поражения, возможно, информационного оружия.[1]

              Главный вопрос данной работы - что такое международная безопасность, в чем состоят достоинства и недостатки основных ее теорий. Немаловажным является и вопрос  влияния на международную безопасность глобализация мирового развития,  а также развитие современных теорий международной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Понятие безопасности и основные подходы к ее изучению

                           

                            Понятие «безопасность» тесно связано с категорией «национальные интересы». Взаимосвязь между этими двумя категориями существует испокон веков. Национальная безопасность призвана, прежде всего, обеспечить гарантии неуязвимости основных, жизненно важных интересов – национального суверенитета, территориальной целостности государства-нации, защиты его населения. То есть таких интересов, ради достижений которых государство, скорее всего, согласится воевать, чем идти на компромисс. Другими словами, любое государство – это нация, для обеспечения жизненно важных интересов которого нужна особая стратегия, называемая национальной безопасностью.

              Вместе с национальной безопасностью неотрывно следует понятие «международная безопасность.

Международная безопасность – это миропорядок, в котором созданы благоприятные международные условия для свободного развития государств и иных субъектов международного права.[2] Международную безопасность можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле международная безопасность включает в себя комплекс политических, гуманитарных, экономических и других аспектов безопасности. В узком смысле – включает только ее военно-политические аспекты. Говоря о международной безопасности, стоит упомянуть и право международной безопасности.

Итак, право международной безопасности – это отрасль международного права, представляющая собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности.[3]

                  Существуют различные теоретические подходы к изучению безопасности.  С точки зрения политического реализма международные отношения существуют «в тени войны».  То есть каждое государство в любой момент должно быть готово держать оборону или атаковать, и лишь на фоне этих действий может развиваться дипломатическая политика. В отсутствие высшей руководящей силы, единого управления действиями государства в достижении и защите своих интересов могут рассчитывать лишь на собственные силы. Ни о каком сотрудничестве речи не идет. Таким образом, международная безопасность замыкается в каждом отдельно взятом государстве и основывается на безопасности этого конкретно взятого государства. Если взглянуть со стороны политического реализма, то можно увидеть государство главным действующим лицом национальной и международной безопасности. Именно оно является звеном, причиной и следствием, основным виновником и надеждой в сложившемся соотношении «угроза-безопасность». Расширению роли государство способствовало такое историческое явление, как холодная война. Усилилась не только роль самого государства, но и его бюрократического аппарата. В самой основе построения структуры безопасности противостояния Востока и Запада лежит реалисткая концепция. Это всплыло не только в постоянном наращивании и обновлении военной силы, но и в особом внимании к ядерному оружию.

С позиции политического реализма, понятие безопасность носит неделимый характер. Однако к концу холодной войны в мировой политике возникли новые представления.

              Помимо реалистской позиции существует понимание безопасности на основе либерально-идеалистической парадигмы. Одной из центральных идей в этой концепции является идея о международном сотрудничестве, основанном на универсальных ценностях и общечеловеческих интересах. С этой позиции угрозу безопасности представляют те участники международных отношений, которые отказываются от сотрудничества, нарушают общепринятые нормы морали и права. Центральные понятия в либерально-идеалистической парадигме – это всеобщее разоружение и коллективная безопасность.  Главным объектом этой коллективной информации являются указанные универсалии и неотъемлемые права личности. По мнению либералов, коллективная безопасность единственный путь для преодоления дилеммы безопасности, проходящий через укрепление международных институтов.

              В эти же годы рождаются и другие, более близкие указанному понятия безопасности. Примером таких понятий является «общая безопасность», ставшая некой противоположностью стратегии сдерживания. Общая безопасность подразумевает долгосрочные государственные обязательства, учитывающие опасения относительно своей безопасности со стороны других государств, а также совместную работу по разным направления для максимального увеличения степени взаимозависимости между государствами[4].  Другое понятие того же разряда – понятие «общей и коллективной обороны». Здесь подразумевается совместная защита членов сообщества безопасности (такие, как НАТО и ОВД) от внешней агрессии. В 70е гг. XX века появляются и понятия «всеобъемлющей безопасности» или «всеобщей безопасности». Эта понятия рассматриваются как альтернатива национальной безопасности и как средство придания новой и более широкой основы сотрудничеству в условиях стабилизации международной системы[5].

              Не менее значимыми в области безопасности являются  исследования теоретиков Дж. Ная и Р. Кохэна. Изучая проблемы безопасности, Най и Кохэн пришли к выводу о том, что разницу между традиционной политикой международной безопасности и политикой экономической и экологической взаимозависимости нельзя равнять с разнице между так называемыми «играми с нулевой суммой» (здесь обе стороны могут либо выиграть, либо проиграть). Эти теоретики сосредоточивают огромное внимание на силовых факторах межгосударственных отношений. Они подчеркивают, что для разрешения различных вопросов могут понадобиться различные силовые ресурсы. А структуру международной системы Най и Кохэн трактуют, как распределение властных ресурсов между государствами.

                    Что же происходило с изучением международной безопасности в годы Холодной войны, во время наиболее острого напряжения отношений между государствами? В этот период представители практически всех парадигм и направлений  в международно-политической науке исходили из понимания безопасности как способности государств к защите от внешних угроз. Главное внимание ученых, аналитиков и экспертов, занимающихся проблемами безопасности, было приковано к изучению угроз, исследованию вопросов применения и контроля военной силы. Состояние мира рассматривалось как продукт безопасности и стабильности во взаимодействиях между государствами, а безопасность – как объект переговоров и контроля, направленного на достижение качественного и количественного равновесия сил. Важное место здесь уделялось совершенствованию и созданию каких-то новых технических средств контроля и проверки и мерам доверия и безопасности, которые разрабатывались в рамках ООН, ОБСЕ и других межправительственных организаций.

                     В настоящее время международную безопасность рассматривают под другими углами, она изучается на совсем другом уровне. Это обусловлено, прежде всего, качественно новыми, другими проблемами, ставшими глобальные для государств и межгосударственных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Виды международной безопасности

                   

                            Можно выделить два вида международной безопасности: универсальную и региональную. Оба этих вида относятся к коллективной безопасности, т.е. они могут быть обеспечены только общими усилиями всех или большинства государств мира или определенного региона.

              Итак, универсальная безопасность создается в целом для планеты. Она основана на системе международных договоров, направленных на обеспечение международной безопасности для всех  субъектов международного права. Универсальная система обеспечения международной безопасности сформирована в рамках ООН (Организации Объединенных Наций). Совет Безопасности ООН является главным органом такого обеспечения. По сути, это единственный орган в мире, который может решать, существует ли в мире угроза агрессии, какие меры необходимо принять для того, чтобы сохранить мир и обеспечить в полном объеме международную безопасность. В частности, Совет Безопасности ООН имеет право применить к агрессору комплекс таких мер, как использование вооруженной силы, чтобы не только прекратить агрессию, но и создать условия для недопущения ее в будущем. Однако применить эти меры мировое сообщество может лишь при единогласном согласии всех государств, входящих в Совет Безопасности ООН, а такое случается весьма редко.  ООН действует в постоянном режиме и может своевременно реагировать на запросы государств, обеспокоенных реальными угрозами их безопасности.

                            Региональная безопасность – составная часть международной безопасности, характеризующая состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества как свободное от военных угроз, экономических опасностей и т.д., а также вторжений и вмешательств из вне, связанных с нанесением ущерба, посягательств на суверенитет и независимость государств региона.[6]

Региональные системы безопасности составляют часть всемирной системы безопасности. Устав ООН установил взаимосвязь между Советом Безопасности и региональными соглашениями и органами. В рамках таких соглашений и органов государства должны прилагать всевозможные усилия для мирного разрешения местных споров до их передачи в Совет Безопасности. Со своей стороны, Совет обязан поощрять применение принципа мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений и органов, либо по инициативе заинтересованных государств, либо по своей собственной инициативе. Конечно, это не означает, что Совет Безопасности не может на любой стадии спора провести расследование с целью определения, не угрожает ли продолжение спора поддержанию международного мира и безопасности.

              Совет Безопасности вправе использовать такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под своим руководством. Однако никакие принудительные действия не могут быть предприняты региональными органами или в силу региональных соглашений без получения полномочий от Совета Безопасности, за исключением мер, направленных на воспрепятствование возобновлению агрессивной политики со стороны государств, воевавших во время второй мировой войны против стран антигитлеровской коалиции.

              В качестве примера создания подобных основ региональной коллективной безопасности можно привести Документ о мерах укрепления доверия и безопасности на Черном море, подписанный 25 апреля 2002 года. Также можно увидеть формирование региональной системы безопасности в рамках Шанхайской Организации сотрудничества (так называемой ШОС). В этот союз вошли Россия, Киргизия, Китай, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан.

                            Здесь же стоит сказать о коллективной безопасности, уже упомянутой выше. Юридический словарь толкует коллективную безопасность как «система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и противодействия актам агрессии, установленная Уставом ООН и осуществляемая в рамках этой всемирной организации, региональных организаций безопасности, организаций и соглашений по коллективной самообороне.

В настоящее время большинство современных концепций складываются под постулатами коллективной безопасности.

Информация о работе Международная безопасность