Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:24, курсовая работа
В настоящее время миграция населения представляет собой социально-экономическое, нормативно-правовое явление, неоднозначное по своей сущностной, содержательной и процессуальной основе. Упорядочение миграционного процесса, как правило, затрагивает поток выбытия населения из одной местности и прибытия мигрантов из других местностей. Особенность миграционного процесса заключается в разнообразии его видов (иммиграционный, эмиграционный, переселенческий, реадмиссионный, внешней трудовой миграции и др.)
Введение
1. Общие особенности миграционных процессов в Российской Федерации
1.1 Состояние миграционной ситуации в Российской Федерации
1.2 Оценки миграционной ситуации и перспективы миграционной политики Российской Федерации
2. Национальная безопасность и миграционная политика
2.1 Проблемы выработки эффективной государственной миграционной политики
2.2 Механизмы регулирования миграционных процессов
3. Государственное управление миграционными процессами в Российской Федерации
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России
3.2 Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
во-первых, значительная часть
территорий Крайнего Севера, Сибири, а
также степные природно-
во-вторых, более чем 144-миллионное
население России, включая 90,4 миллиона
россиян трудоспособного
В качестве примера можно
привести тот факт, что экономика
Японии с ее 127-миллионным населением
втрое превышает экономику
В этой связи интересен
исторический факт, что в 1926 г. население
РСФСР составляло 93,2 млн. чел., в т.ч.
в трудоспособном возрасте 48,5 млн. чел.,
однако это не помешало мобилизовать
силы на проведение индустриализации,
а в первое десятилетие после
окончания Великой
Отсюда вытекает мысль о том, что количество жителей не является определяющим фактором развития экономики, наоборот, во многих случаях создает дополнительную нагрузку на экономику страны. Эта мысль подтверждается множеством примеров из истории развития густонаселенных стран Африки и Азии, население которых, спасаясь от нищеты и голода, вынуждено эмигрировать в менее населенные, но экономически развитые страны Европы и Северной Америки.
Поэтому, выстраивая экономическую
политику развития регионов, полагаем
целесообразным системно развивать
требующие меньших ресурсных
затрат стратегически важные и благоприятные
в природно-климатическом
Необходимо разобраться, так ли привлекательна либеральная миграционная политика.
В этой связи необходимо обратить особое внимание на две основные проблемы:
1. Такой подход не решает
полностью задачу
2. Возникнет стихийное
движение иммигрантов из менее
«привлекательных» в
Вышеизложенные проблемы
предполагают реализацию следующих
возможных направлений
определение приоритетных отраслей
хозяйства, особо нуждающихся в
рабочей силе, и соответствующих
профессий и вакантных
выстраивание единой системы миграционного контроля от прибытия и размещения иностранцев до их выезда на родину;
широкомасштабная и системная работа по социально-экономической и культурной адаптации как переселяющихся в Россию соотечественников, так и иностранцев;
провести мониторинг законности
получения российского
привлечение широкой научной общественности и специалистов к обсуждению концептуальных основ миграционной политики, предлагаемых для первоочередной реализации.
2.
Национальная безопасность
и миграционная политика
2.1 Проблемы выработки эффективной государственной миграционной политики
Национальная и экономическая безопасность напрямую связаны с миграционными процессами. Нелегальная миграция, как и не контролируемая государством легальная миграция, является одним из факторов формирования новых вызовов и угроз национальной экономической безопасности.
Геополитическое и геостратегическое
положение России в современном
мире обусловливает особую остроту
миграционных проблем для российского
общества. В силу своего географического
положения Россия является трансъевразийским
мостом между Западом и Востоком,
Севером и Югом, средоточием самых
разнообразных трансграничных миграционных
потоков. Они оказывают глубоко
противоречивое воздействие на национальные
экономические интересы, состояние
экономики и рынков, демографическую
ситуацию. Нелегальная миграция напрямую
связана с криминологической
обстановкой в стране, укоренением
таких новых видов
Конечно, в условиях демографического
кризиса, серьезных деформаций в
профессионально-
Сегодня требуется четко увязать понимание миграции, миграционную политику и миграционное регулирование с экономической безопасностью страны, увидеть все стороны миграции через призму правильно понятых национальных интересов, объективно складывающихся угроз и опасностей в экономике и обществе, реальных социально-экономических последствий, которые возможно количественно оценить и сравнить с пороговыми значениями экономической безопасности применительно к данной сфере. Необходимо также ясно и беспристрастно видеть, анализировать, прогнозировать и управлять теми тенденциями, которые возникают на стыке экономической, демографической, социальной и культурной безопасности.
Пока существуют различия,
часто полярные, в социально-экономическом
развитии территорий и стран, в оплате
и условиях труда, миграционные потоки
будут оставаться объективной и
неизбежной необходимостью. Полностью
закрыть национальные границы от
потока мигрантов невозможно, да и
не нужно. Но вопросы о наиболее целесообразных
институтах миграционного регулирования,
эффективных механизмах миграционной
политики продолжают оставаться более
чем актуальными. Остановить либо жестко
ограничивать миграционные потоки исключительно
административно-правовыми
Для выработки эффективных
решений, которые способны обеспечить
тактическую и стратегическую национальную
экономическую безопасность, наряду
с непосредственным регулированием
миграционных процессов необходимо
воздействовать на весь комплекс факторов
развития экономики и социальной
сферы, которые являются основной причиной,
порождающей массовую миграцию и
ее социально, культурно и политически
неприемлемые формы. Также важно
выявление причинно-
Регулирование миграционных
процессов должно основываться на серьезной
научной основе, объективных экспертно-
Существуют три основные
группы интересов в отношении
миграции, зачастую не совпадающие
и противоречащие друг другу: а) национально-государственные;
б) региональные и муниципальные; в)
производственно-корпоративные. На сегодняшний
день основные миграционные потоки являются
во многом следствием частных экономических
интересов отдельных бизнес-
Эти интересы должны быть учтены
в действующих законах, правоприменительной
практике, облечены в регламентированные
экономические, политические и культурные
формы. Комплекс механизмов эффективного
решения данной проблемы заключается
в согласовании интересов страны,
регионов и предприятий, который
должен быть переведен в рамки
оговоренных законом договорных
процедур и облечен в регламентированные
экономические, политические и правовые
формы. Пока же количество и состав
принимаемых и выпускаемых
2.2 Механизмы
регулирования миграционных
Комплекс мер регулирования
миграции в целом должен включать:
общегосударственную и
Только на основе комплексного
государственного анализа динамики
трудовых ресурсов, кадровых проблем
отраслей, предприятий и регионов
в целом, исследования рынка труда
можно говорить о выявлении мотивации
миграции, формировании механизмов устранения
причин миграции, а не миграционных
потоков как следствия. Механизмы
макроэкономического
Комплекс специальных механизмов противодействия нелегальной миграции, кроме осуществляемой ФМС России системы мер, должен включать в себя также комплекс профилактических мер, включающий: