Миграция населения на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время миграция населения представляет собой социально-экономическое, нормативно-правовое явление, неоднозначное по своей сущностной, содержательной и процессуальной основе. Упорядочение миграционного процесса, как правило, затрагивает поток выбытия населения из одной местности и прибытия мигрантов из других местностей. Особенность миграционного процесса заключается в разнообразии его видов (иммиграционный, эмиграционный, переселенческий, реадмиссионный, внешней трудовой миграции и др.)

Содержание работы

Введение
1. Общие особенности миграционных процессов в Российской Федерации
1.1 Состояние миграционной ситуации в Российской Федерации
1.2 Оценки миграционной ситуации и перспективы миграционной политики Российской Федерации
2. Национальная безопасность и миграционная политика
2.1 Проблемы выработки эффективной государственной миграционной политики
2.2 Механизмы регулирования миграционных процессов
3. Государственное управление миграционными процессами в Российской Федерации
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России
3.2 Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 40.05 Кб (Скачать файл)

анализ социально-экономического состояния регионов страны на предмет  выявления свободных экономических  сегментов, в которых может быть использован труд нелегальных мигрантов;

разработку программ заполнения этих экономических сегментов за счет внутренней и легальной миграции;

исследование тенденций  экономического развития регионов и  динамики трудовых ресурсов с целью  прогнозирования появления таких  сегментов;

изучение динамики теневой  экономики и различных форм криминального  бизнеса в связи с динамикой  миграции.

Резко уменьшить приток неквалифицированных  мигрантов можно не только правовыми  механизмами, но и с использованием косвенных методов, таких как  нормативное закрепление сертификации мигрантов на соответствие российским квалификационным стандартам, для чего необходимо пройти соответствующее  профессиональное, правовое и культурно-историческое обучение в лицензированных образовательных  учреждениях. Это позволит управлять  качеством миграции.

Необходимо официально узаконить  и ввести в правовое поле этнические территориальные диаспоры, превратив  их в официальные и легальные  структуры, подотчетные органам  власти, ответственные за представителей диаспор в регионе, а также  за легальную и нелегальную миграцию.

3. Государственное  управление миграционными процессами  в Российской Федерации

3.1 Цели, принципы  и задачи регулирования миграционных  процессов в России

Целями регулирования  миграционных процессов в России являются обеспечение устойчивого  социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения  на территории страны, использование  интеллектуального и трудового  потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.

Регулирование миграционных процессов в России основывается на следующих принципах:

защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного  соблюдения норм международного права;

защита национальных интересов  и обеспечение безопасности Российской Федерации;

сочетание интересов личности, общества и государства;

дифференцированный подход государства к решению проблем  различных категорий мигрантов;

взаимодействие федеральных  и региональных органов власти, органов  местного самоуправления с общественными  объединениями мигрантов.

В области науки и информации предполагается решение следующих  задач:

дальнейшее развитие фундаментальных  научных исследований основ регулирования  миграционных процессов в России и мире;

организация проведения мониторинга  и научного прогнозирования миграционной обстановки в Российской Федерации;

исследование и использование  зарубежного опыта по предотвращению и пресечению незаконной миграции, представляющей угрозу национальной безопасности страны;

внедрение новых технологий паспортно-визового, налогового, таможенного, пограничного и иммиграционного  контроля;

создание федеральной  системы учета иностранных граждан  и федерального автоматизированного  банка данных дактилоскопической регистрации  иммигрантов;

формирование общественного  мнения и содействие средствам массовой информации в объективном информировании населения России о проблемах  мигрантов.

3.2 Государственное  регулирование миграционных процессов  в Российской Федерации

Основными направлениями  деятельности по регулированию миграционных процессов являются:

В области обеспечения  контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации:

разработка и создание единой системы иммиграционного  контроля на территории России;

совершенствование деятельности государственных органов власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории России, координация  их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;

активизация договорного  процесса с государствами-участниками  СНГ и заключение в рамках Содружества  двусторонних и многосторонних соглашений;

введение уголовной ответственности  руководителей организаций независимо от их организационно-правовой формы  предпринимателей за незаконное использование  иностранных работников;

расширение договорной базы и обмен с иммиграционными  органами иностранных государств информацией  по вопросам в области регулирования  миграционных процессов;

обеспечение прав иммигрантов  и контроль за соблюдением ими  своих обязанностей, содействие добровольному  возвращению беженцев в места  их прежнего проживания;

реализация мер по административному  выдворению и депортации незаконных иммигрантов.

В области создания условий  для адаптации и интеграции мигрантов:

разработка эффективного механизма использования средств  бюджетов всех уровней, направляемых на прием и обустройство вынужденных  мигрантов;

создание условий для  социально-бытового обустройства вынужденных  мигрантов, их интеграции на рынке труда, вступления на профессиональные союзы, реализации их конституционных прав и свобод человека и гражданина;

развитие взаимопонимания  между местным населением и переселенцами, обеспечение гармоничного сочетания  прав и интересов граждан России, иностранных граждан и лиц  без гражданства на территории страны, разработка и реализация специальных  программ по их культурной и языковой адаптации;

создание региональных и  межрегиональных систем обмена информацией  о возможностях обустройства вынужденных  мигрантов;

государственная поддержка  в приоритетном порядке социально  незащищенных категорий вынужденных  мигрантов, а также лиц, прибывших  в Россию в условиях чрезвычайных обстоятельств, обеспечение сбалансированности национального рынка труда с  учетом принципа преимущественного  трудоустройства граждан Российской Федерации;

создание условий для  легальной трудовой деятельности иммигрантов, разработка механизма управления расселением  иммигрантов по территории страны, исходя из интересов социально-экономического развития регионов, с учетом потребности  региональных рынков труда и демографической  ситуации;

привлечение иммигрантов  на временной и постоянной основе в соответствии с обоснованной потребностью регионов страны;

реализация мер по содействию адаптации иммигрантов и интеграции их в российское общество;

сотрудничество федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с переселенческими и общественными  объединениями.

В области вхождения Российской федерации в международный рынок  труда и регулирования экономической  миграции обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  при решении проблем трудовой миграции путем усиления контроля за привлечением и использованием иностранных  работников в целях защиты российского  рынка труда, а также обеспечения  права российских граждан на занятие  в приоритетном порядке вакантных  рабочих мест в Российской Федерации:

соблюдение работодателями условий, предусмотренных в разрешениях  на привлечение и использование  иностранных работников, а также  в трудовых договорах (контрактах);

противодействие нелегальной  трудовой иммиграции и контроль за уровнем оплаты труда иностранных  работников;

проведение комплексных  проверок законности пребывания иностранных  граждан на территории Российской Федерации, их трудовой деятельности, соблюдения ими налогового законодательства;

совершенствование нормативной  правовой базы в области трудовой эмиграции российских граждан;

создание и обеспечение  условий для упорядочения трудоустройства  российских граждан за границей, обеспечения  их социальной и правовой защиты;

стимулирование возвращения  в Россию эмигрантов, выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь квалифицированных специалистов;

создание в Российской Федерации системы поддержки  в приоритетном порядке квалифицированных  специалистов, деятелей науки, культуры, искусства и спорта.

В области создания условий  для добровольного возвращения  в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места  своего постоянного проживания в  Российской Федерации и временно находящихся на других территориях  страны:

участие государства в  процессе их возвращения, в том числе  путем завершения существующих программ;

обеспечение в районах  их прежнего проживания необходимых  социально-экономических условий  жизнедеятельности путем восстановления и развития экономики и социальной сферы;

обеспечение их безопасности при возвращении в места прежнего проживания и предоставление полной и объективной информации о ситуациях  в местах их прежнего проживания.

В области поддержки и  развития взаимоотношений с соотечественниками за рубежом:

содействие контактам  и регулярным встречам на основе семейных связей;

развитие приграничного  сотрудничества, в том числе осуществление  совместных экономических и культурных проектов;

обеспечение соотечественникам  приоритета при осуществлении ими  на территории Российской Федерации  трудовой деятельности, учебы, а также  при реализации инвестиционных проектов;

содействие улучшению  социально-экономического положения  соотечественников путем заключения Российской Федерацией с государствами  их проживания соответствующих международных  договоров.

В области оптимизации  внутренних миграционных процессов  и содействия эффективному использованию  трудовых ресурсов:

решение проблем занятости  населения и достижение баланса  между использованием внутренних трудовых ресурсов и привлечением иностранных  работников;

обеспечение пропорционального  развития рынка жилья и рынка  труда для стимулирования миграции рабочей силы;

разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения  экономически активного населения  для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;

определение перспективных  либо не рекомендуемых для расселения мигрантов территорий и населенных пунктов;

разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся  рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения  в районах с высоким оттоком  населения и критическим состоянием рынка труда;

государственная поддержка  переселенцев из неперспективных населенных пунктов;

развитие межбюджетных отношений, формирование федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  на основе учета состояния рынка  труда в отдельных регионах страны;

использование ротационной  системы формирования трудовых ресурсов, применение вахтового метода в регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

оптимизация внутренней миграции на основе прогнозов социально-экономического развития России и Генеральной схемы  расселения на территории страны.

В области создания условий  для сохранения и дальнейшего  формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации:

восстановление экономической  активности организаций, расположенных  на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за счет привлечения  рабочей силы из других районов страны;

стимулирование миграции населения страны, а также граждан  государств-участников СНГ в северные и тихоокеанский регионы;

проведение активной экономической  и градостроительной политики в  указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, развитие социальной, транспортной и  рыночной инфраструктуры.

Заключение

Масштабы и условия, в  которых происходит миграция, порождают  целый комплекс проблем, возможность  решения которых уменьшается  вследствие сложной социально-экономической  ситуации в стране.

Приток мигрантов способствовал  росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем, прежде всего  в области образования и здравоохранения, криминализации обстановки в России. Усиление националистических и сепаратистских настроений в ряде случаев привели  к столкновениям на межнациональной  и межконфессиональной основе. Во всей совокупности миграционных проблем  ключевыми являются проблемы интеграции мигрантов в принимающее общество и проблемы адаптации принимающего общества к новым условиям, прежде всего к изменению этнического  состава населения и следствиям этого процесса.

Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь  следствием социально-экономической  обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального  процветания и экономического прогресса  требуются твердая воля государства  и внимание всего российского  общества к достижению в стране правопорядка и законности в области регулирования  миграционных процессов.

Список  литературы

Информация о работе Миграция населения на современном этапе