Национальные интересы России на современном этапе развития общества
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2015 в 09:53, реферат
Описание работы
Цель данной работы - исследовать национальные интересы России на современном этапе развития общества. В соответствии с определенной целью в представленной работе были поставлены и решены следующие задачи:
- исследовать понятие и сущность национальных интересов;
- изучить национальные интересы России в разных сферах жизнедеятельности государства на современном этапе развития общества;
- сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.
Введение
Категория «национальный
интерес» является одной из основных и
наиболее распространенных в системе
понятий теории социологических наук.
Сама сфера национальных отношений нередко
рассматривается, как своеобразное поле
социального конфликта и взаимодействия
различных национальных интересов, в рамках
которого и осуществляется (или не осуществляется)
их реализация. В то же время проблема
содержания понятия «национальный интерес»
остается дискуссионной в отечественной
и зарубежной социологии.
В представленной
работе будут исследованы теоретические
и практические аспекты одной из наиболее
важных тем современной социологической
науки, касающейся изучения национальных
интересов России на современном этапе
развития общества. Актуальность исследования
выбранной темы предопределена тем, что
в современных условиях на первый план
в общественных отношениях выдвигаются
такие вопросы, как национальные интересы
государства, общества, отдельного человека
и их максимальное обеспечение. Следует
отметить, что национальные интересы в
основе своей объективны, потому как они
отражают стремления граждан государства
к обеспечению стабильного и устойчивого
развития общества, его институтов, повышению
уровня жизни населения, минимизации угроз
личной и общественной безопасности граждан,
системе ценностей и институтов, на которых
основывается существование всего общества
любой страны в современных условиях.
Цель данной работы
- исследовать национальные интересы России
на современном этапе развития общества.
В соответствии с определенной целью в
представленной работе были поставлены
и решены следующие задачи:
- исследовать
понятие и сущность национальных интересов;
- изучить национальные
интересы России в разных сферах жизнедеятельности
государства на современном этапе развития
общества;
- сформулировать
выводы и рекомендации по проделанной
работе.
Объектом исследования
данной работы являются национальные
интересы России на современном этапе
развития общества с точки зрения современной
социологической науки. Предметом исследования
представленной работы является политика,
проводимая со стороны российского государства
по защите своих национальных интересов
в современных условиях.
Исследование
выбранной темы осуществлялось при помощи
следующих методов: диалектический метод
(всестороннее познание объекта и предмета
исследования), метод анализа и синтеза,
системный метод (анализ общественных
отношений, как единого целого и выявление
в ней роли и места национальных интересов
страны), метод обобщения полученных знаний.
Теоретической
основой представленной курсовой работы
выступили научные работы и труды российских
авторов, посвященных изучению национальных
интересов России на современном этапе
развития общества. Это такие авторы как
Кравченко А.И., Токарская Н.М., Фролов С.С.,
Лавриненко В.Н., Григорьев С.И., Эфендиев
Э.Г., Соколова В.А., Волков Ю.Г. и др.
Законодательной
основой данной работы выступают - Конституция
Российской Федерации от 12 декабря 1993
года, а также Концепция национальной
безопасности Российской Федерации (утвержденная
Указом Президента Российской Федерации
от 17 декабря 1997 года № 1300).
Поставленные
цели и определенные задачи обусловили
структуру представленной курсовой работы.
Работа состоит из введения, основной
части и заключения, включает список использованной
литературы.
Основная часть
представленной работы состоит из двух
разделов:
- первый раздел
включает в себя два параграфа, посвященных
теоретическому исследованию понятия
и сущности национальных интересов страны;
- второй раздел
данной работы посвящен изучению национальных
интересов России на современном этапе
развития общества.
Работа изложена
на 25 страницах, для написания работы использовано
12 научных источников, в том числе два
- законодательных.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
1. Национальные
интересы
Под национальной безопасностью
Российской Федерации понимается безопасность
ее многонационального народа как носителя
суверенитета и единственного источника
власти в Российской Федерации. Национальные
интересы России - это совокупность сбалансированных
интересов личности, общества и государства
в экономической, внутриполитической,
социальной, международной, информационной,
военной, пограничной, экологической и
других сферах. Они носят долгосрочный
характер и определяют основные цели,
стратегические и текущие задачи внутренней
и внешней политики государства. Национальные
интересы обеспечиваются институтами
государственной власти, осуществляющими
свои функции, в том числе во взаимодействии
с действующими на основе Конституции
Российской Федерации и законодательства
Российской Федерации общественными организациями.
Интересы личности
состоят в реализации конституционных
прав и свобод, в обеспечении личной безопасности,
в повышении качества и уровня жизни, в
физическом, духовном и интеллектуальном
развитии человека и гражданина.
Интересы общества
состоят в упрочении демократии, в создании
правового, социального государства, в
достижении и поддержании общественного
согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости
конституционного строя, суверенитета
и территориальной целостности России,
в политической, экономической и социальной
стабильности, в безусловном обеспечении
законности и поддержании правопорядка,
в развитии равноправного и взаимовыгодного
международного сотрудничества.
Реализация национальных
интересов России возможна только на основе
устойчивого развития экономики. Поэтому
национальные интересы России в этой сфере
являются ключевыми.
Национальные интересы
России в социальной сфере заключаются
в обеспечении высокого уровня жизни народа.
Национальные интересы
в духовной сфере состоят в сохранении
и укреплении нравственных ценностей
общества, традиций патриотизма и гуманизма,
культурного и научного потенциала страны.
Национальные интересы
России в международной сфере заключаются
в обеспечении суверенитета, упрочении
позиций России как великой державы - одного
из влиятельных центров многополярного
мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных
отношений со всеми странами и интеграционными
объединениями, прежде всего с государствами
- участниками Содружества Независимых
Государств и традиционными партнерами
России, в повсеместном соблюдении прав
и свобод человека и недопустимости применения
при этом двойных стандартов.
Национальные интересы
России в информационной сфере заключаются
в соблюдении конституционных прав и свобод
граждан в области получения информации
и пользования ею, в развитии современных
телекоммуникационных технологий, в защите
государственных информационных ресурсов
от несанкционированного доступа.
Национальные интересы
России в военной сфере заключаются в
защите ее независимости, суверенитета,
государственной и территориальной целостности,
в предотвращении военной агрессии против
России и ее союзников, в обеспечении условий
для мирного, демократического развития
государства.
Национальные интересы
России в пограничной сфере заключаются
в создании политических, правовых, организационных
и других условий для обеспечения надежной
охраны государственной границы Российской
Федерации, в соблюдении установленных
законодательством Российской Федерации
порядка и правил осуществления экономической
и иных видов деятельности в пограничном
пространстве Российской Федерации.
Национальные интересы
России в экологической сфере заключаются
в сохранении и оздоровлении окружающей
среды.
Важнейшими составляющими
национальных интересов России являются
защита личности, общества и государства
от терроризма, в том числе международного,
а также от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера и их последствий,
а в военное время - от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие
этих действий. Состояние отечественной
экономики,
несовершенство системы
организации государственной власти и
гражданского общества,
социально-политическая
поляризация российского общества и криминализация
общественных отношений,
рост организованной
преступности и увеличение масштабов
терроризма,
обострение межнациональных
и осложнение международных отношений
- все эти факторы
создают в совокупности широкий
спектр внутренних и внешних
угроз национальной безопасности
страны.
В сфере экономики
угрозы имеют комплексный характер и обусловлены
прежде всего существенным сокращением
внутреннего валового продукта, снижением
инвестиционной, инновационной активности
и научно-технического потенциала, стагнацией
аграрного сектора, разбалансированием
банковской системы, ростом государственного
долга, тенденцией к преобладанию в экспортных
поставках топливно-сырьевой и энергетической
составляющих, а в импортных поставках
- продовольствия и предметов потребления,
включая предметы первой необходимости.
Ослабление научно-технического и технологического
потенциала страны, сокращение исследований
на стратегически важных направлениях
научно-технического развития, отток за
рубеж специалистов и интеллектуальной
собственности угрожают России утратой
передовых позиций в мире, деградацией
наукоемких производств, усилением внешней
технологической зависимости и подрывом
обороноспособности России.
Негативные процессы
в экономике лежат в основе сепаратистских
устремлений ряда субъектов Российской
Федерации. Это ведет к усилению политической
нестабильности, ослаблению единого экономического
пространства России и его важнейших составляющих
- производственно-технологических и транспортных
связей, финансово-банковской, кредитной
и налоговой систем.
2. Обеспечение
государственной и национальной безопасности
Российской Федерации
Обеспечение государственной
безопасности — комплекс политических,
экономических, социальных, военных и
правовых мероприятий по защите существующего
государственного и общественного строя,
территориальной неприкосновенности
и независимости государства от подрывной
деятельности разведывательных и иных
специальных служб враждебных государств,
а также от противников существующего
строя внутри страны. Укрепление российской
государственности, совершенствование
федеративных отношений и местного самоуправления
должны способствовать обеспечению национальной
безопасности Российской Федерации. Необходим
комплексный подход к решению правовых,
экономических, социальных и этнополитических
проблем при сбалансированном соблюдении
интересов Российской Федерации и ее субъектов.
Осуществление конституционного принципа
народовластия требует обеспечения согласованного
функционирования и взаимодействия всех
органов государственной власти, жесткой
вертикали исполнительной власти и единства
судебной системы России. Это обеспечивается
конституционным принципом разделения
властей, установлением более четкого
функционального распределения полномочий
между государственными институтами,
укреплением федеративного устройства
России путем совершенствования ее отношений
с субъектами Российской Федерации в рамках
их конституционного статуса.
Основными направлениями
защиты конституционного строя в России
являются:
• обеспечение приоритета
федерального законодательства и совершенствование
на этой основе законодательства субъектов
Российской Федерации;
• разработка организационных
и правовых механизмов защиты государственной
целостности, обеспечение единства правового
пространства и национальных интересов
России;
• выработка и реализация
региональной политики, обеспечивающей
оптимальный баланс федеральных и региональных
интересов;
• совершенствование
механизма, препятствующего созданию
политических партий и общественных объединений,
преследующих сепаратистские и антиконституционные
цели, и пресечение их деятельности.
Обеспечение национальной
безопасности Российской Федерации включает
в себя также защиту культурного, духовно-нравственного
наследия, исторических традиций и норм
общественной жизни, сохранение культурного
достояния всех народов России, формирование
государственной политики в области духовного
и нравственного воспитания населения,
введение запрета на использование эфирного
времени в электронных средствах массовой
информации для проката программ, пропагандирующих
насилие, эксплуатирующих низменные проявления,
а также включает в себя противодействие
негативному влиянию иностранных религиозных
организаций и миссионеров.
Обеспечение военной
безопасности Российской Федерации является
важнейшим направлением деятельности
государства. Главной целью в данной области
является обеспечение возможности адекватного
реагирования на угрозы, которые могут
возникнуть в XXI веке, при рациональных
затратах на национальную оборону.
В предотвращении войн
и вооруженных конфликтов Российская
Федерация отдает предпочтение политическим,
дипломатическим, экономическим и другим
невоенным средствам. Однако национальные
интересы Российской Федерации требуют
наличия достаточной для ее обороны военной
мощи. Вооруженные Силы Российской Федерации
играют главную роль в обеспечении военной
безопасности Российской Федерации.
Важнейшей задачей
Российской Федерации является осуществление
сдерживания в интересах предотвращения
агрессии любого масштаба, в том числе
с применением ядерного оружия, против
России и ее союзников.
Российская Федерация
должна обладать ядерными силами, способными
гарантированно обеспечить нанесение
заданного ущерба любому государству-агрессору
или коалиции государств в любых условиях
обстановки.
Вооруженные Силы Российской
Федерации боевым составом мирного времени
должны быть способны обеспечить надежную
защиту страны от воздушного нападения
и решение совместно с другими войсками,
воинскими формированиями и органами
задач по отражению агрессии в локальной
войне (вооруженном конфликте), а также
стратегическое развертывание для решения
задач в крупномасштабной войне. Вооруженные
Силы Российской Федерации должны обеспечивать
осуществление Российской Федерацией
миротворческой деятельности.
Одним из важнейших
стратегических направлений в области
обеспечения военной безопасности Российской
Федерации является эффективное взаимодействие
и сотрудничество с государствами - участниками
Содружества Независимых Государств.
Интересы обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации предопределяют при соответствующих
обстоятельствах необходимость военного
присутствия России в некоторых стратегически
важных регионах мира. Размещение в них
на договорной и международно-правовой
основе, а также на принципах партнерства
ограниченных воинских контингентов (военных
баз, сил Военно-Морского Флота) должно
обеспечивать готовность России выполнять
свои обязательства, содействовать формированию
устойчивого военно-стратегического баланса
сил в регионах и давать возможность Российской
Федерации реагировать на кризисную ситуацию
в ее начальной стадии, способствовать
реализации внешнеполитических целей
государства. Российская Федерация рассматривает
возможность применения военной силы
для обеспечения своей национальной безопасности,
исходя из следующих принципов: