Национальные интересы России на современном этапе развития общества
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2015 в 09:53, реферат
Описание работы
Цель данной работы - исследовать национальные интересы России на современном этапе развития общества. В соответствии с определенной целью в представленной работе были поставлены и решены следующие задачи:
- исследовать понятие и сущность национальных интересов;
- изучить национальные интересы России в разных сферах жизнедеятельности государства на современном этапе развития общества;
- сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.
• применение всех
имеющихся в ее распоряжении сил и средств,
включая ядерное оружие, в случае необходимости
отражения вооруженной агрессии, если
все другие меры разрешения кризисной
ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
• применение военной
силы внутри страны допускается в строгом
соответствии с Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами в случаях
возникновения угрозы жизни граждан, территориальной
целостности страны, а также угрозы насильственного
изменения конституционного строя.
Важная роль в обеспечении
национальных интересов России принадлежит
оборонному промышленному комплексу.
Реструктуризация и конверсия оборонного
промышленного комплекса должна осуществляться
без ущерба для развития новых технологий
и научно-технических возможностей, модернизации
вооружений, военной и специальной техники
и укрепления позиций российских производителей
на мировом рынке вооружений.
3. Система обеспечения
государственной и национальной безопасности Система
обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации создается и развивается
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации,
федеральными программами в этой области.
Основу системы обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации составляют органы, силы и средства
обеспечения национальной безопасности,
осуществляющие меры политического, правового,
организационного, экономического, военного
и иного характера, направленные на обеспечение
безопасности личности, общества и государства.
Полномочия органов
и сил обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации, их состав, принципы
и порядок действий определяются соответствующими
законодательными актами Российской Федерации.
В формировании и реализации
политики обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации принимают участие:
• Президент Российской
Федерации - руководит в пределах своих
конституционных полномочий органами
и силами обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации; санкционирует
действия по обеспечению национальной
безопасности; в соответствии с законодательством
Российской Федерации формирует, реорганизует
и упраздняет подчиненные ему органы и
силы обеспечения национальной безопасности;
выступает с посланиями, обращениями и
директивами по проблемам национальной
безопасности, в своих ежегодных посланиях
Федеральному Собранию уточняет отдельные
положения Концепции национальной безопасности
Российской Федерации, определяет направления
текущей внутренней и внешней политики
страны;
• Федеральное Собрание
Российской Федерации - на основе Конституции
Российской Федерации по представлению
Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации формирует законодательную
базу в области обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации;
• Правительство Российской
Федерации - в пределах своих полномочий
и с учетом сформулированных в ежегодных
посланиях Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию приоритетов в
области обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации координирует деятельность
федеральных органов исполнительной власти,
а также органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, формирует
в установленном порядке статьи федерального
бюджета для реализации конкретных целевых
программ в этой области;
• Совет Безопасности
Российской Федерации - проводит работу
по упреждающему выявлению и оценке угроз
национальной безопасности Российской
Федерации, оперативно готовит для Президента
Российской Федерации проекты решений
по их предотвращению, разрабатывает предложения
в области обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации, а также предложения
по уточнению отдельных положений Концепции
национальной безопасности Российской
Федерации, координирует деятельность
сил и органов обеспечения национальной
безопасности, контролирует реализацию
федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации решений
в этой области;
• федеральные органы
исполнительной власти - обеспечивают
исполнение законодательства Российской
Федерации, решений Президента Российской
Федерации и Правительства Российской
Федерации в области национальной безопасности
Российской Федерации; в пределах своей
компетенции разрабатывают нормативные
правовые акты в этой области и представляют
их Президенту Российской Федерации и
Правительству Российской Федерации;
• органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
- взаимодействуют с федеральными органами
исполнительной власти по вопросам исполнения
законодательства Российской Федерации,
решений Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации
в области национальной безопасности
Российской Федерации, а также федеральных
программ, планов и директив, издаваемых
Верховным Главнокомандующим Вооруженными
Силами Российской Федерации, в области
военной безопасности Российской Федерации;
совместно с органами местного самоуправления
проводят мероприятия по привлечению
граждан, общественных объединений и организаций
к оказанию содействия в решении проблем
национальной безопасности согласно законодательству
Российской Федерации; вносят в федеральные
органы исполнительной власти предложения
по совершенствованию системы обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации.
Российская Федерация
намерена решительно и твердо обеспечивать
свою национальную безопасность. Созданные
правовые демократические институты,
сложившаяся структура органов государственной
власти Российской Федерации, широкое
участие политических партий и общественных
объединений в реализации Концепции национальной
безопасности Российской Федерации - залог
динамичного развития России в XXI веке.
Концепция национальной безопасности
Российской Федерации (далее именуется
- Концепция) - система взглядов на обеспечение
в Российской Федерации безопасности
личности, общества и государства от внешних
и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
В Концепции сформулированы важнейшие
направления государственной политики
Российской Федерации.
4. Угрозы
государственной и национальной
безопасности Российской Федерации
Масштабы терроризма
и организованной преступности возрастают
вследствие зачастую сопровождающегося
конфликтами изменения форм собственности,
обострения борьбы за власть на основе
групповых и этнонационалистических интересов.
Отсутствие эффективной системы социальной
профилактики правонарушений, недостаточная
правовая и материально-техническая обеспеченность
деятельности по предупреждению терроризма
и организованной преступности, правовой
нигилизм, отток из органов обеспечения
правопорядка квалифицированных кадров
увеличивают степень воздействия этой
угрозы на личность, общество и государство.
Угрозу национальной
безопасности России в социальной сфере
создают глубокое расслоение общества
на узкий круг богатых и преобладающую
массу малообеспеченных граждан, увеличение
удельного веса населения, живущего за
чертой бедности, рост безработицы.
Угрозой физическому
здоровью нации являются кризис систем
здравоохранения и социальной защиты
населения, рост потребления алкоголя
и наркотических веществ.
Усиливаются угрозы
национальной безопасности Российской
Федерации в информационной сфере. Серьезную
опасность представляют собой стремление
ряда стран к доминированию в мировом
информационном пространстве, вытеснению
России с внешнего и внутреннего информационного
рынка; разработка рядом государств концепции
информационных войн, предусматривающей
создание средств опасного воздействия
на информационные сферы других стран
мира; нарушение нормального функционирования
информационных и телекоммуникационных
систем, а также сохранности информационных
ресурсов, получение несанкционированного
доступа к ним.
Возрастают уровень
и масштабы угроз в военной сфере.
Активизируется деятельность
на территории Российской Федерации иностранных
специальных служб и используемых ими
организаций.
Усилению негативных
тенденций в военной сфере способствуют
затянувшийся процесс реформирования
военной организации и оборонного промышленного
комплекса Российской Федерации, недостаточное
финансирование национальной обороны
и несовершенство нормативной правовой
базы. На современном этапе это проявляется
в критически низком уровне оперативной
и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований
и органов, в недопустимом снижении укомплектованности
войск (сил) современным вооружением, военной
и специальной техникой, в крайней остроте
социальных проблем и приводит к ослаблению
военной безопасности Российской Федерации
в целом.
Угрозы национальной
безопасности и интересам Российской
Федерации в пограничной сфере обусловлены:
• экономической, демографической
и культурно-религиозной экспансией сопредельных
государств на российскую территорию;
• активизацией деятельности
трансграничной организованной преступности,
а также зарубежных террористических
организаций.
Угроза ухудшения экологической
ситуации в стране и истощения ее природных
ресурсов находится в прямой зависимости
от состояния экономики и готовности общества
осознать глобальность и важность этих
проблем. Для России эта угроза особенно
велика из-за преимущественного развития
топливно-энергетических отраслей промышленности,
неразвитости законодательной основы
природоохранной деятельности, отсутствия
или ограниченного использования природосберегающих
технологий, низкой экологической культуры.
Имеет место тенденция к использованию
территории России в качестве места переработки
и захоронения опасных для окружающей
среды материалов и веществ.
Основными задачами
в области обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации являются:
• своевременное прогнозирование
и выявление внешних и внутренних угроз
национальной безопасности Российской
Федерации;
• реализация оперативных
и долгосрочных мер по предупреждению
и нейтрализации внутренних и внешних
угроз;
• обеспечение суверенитета
и территориальной целостности Российской
Федерации, безопасности ее пограничного
пространства;
• подъем экономики
страны, проведение независимого и социально
ориентированного экономического курса;
• преодоление научно-технической
и технологической зависимости Российской
Федерации от внешних источников;
• обеспечение на территории
России личной безопасности человека
и гражданина, его конституционных прав
и свобод;
• совершенствование
системы государственной власти Российской
Федерации, федеративных отношений, местного
самоуправления и законодательства Российской
Федерации, формирование гармоничных
межнациональных отношений, укрепление
правопорядка и сохранение социально-политической
стабильности общества;
• обеспечение неукоснительного
соблюдения законодательства Российской
Федерации всеми гражданами, должностными
лицами, государственными органами, политическими
партиями, общественными и религиозными
организациями;
• обеспечение равноправного
и взаимовыгодного сотрудничества России
прежде всего с ведущими государствами
мира;
• подъем и поддержание
на достаточно высоком уровне военного
потенциала государства;
• укрепление режима
нераспространения оружия массового уничтожения
и средств его доставки;
• принятие эффективных
мер по выявлению, предупреждению и пресечению
разведывательной и подрывной деятельности
иностранных государств, направленной
против Российской Федерации;
• коренное улучшение
экологической ситуации в стране.
Заключение
Государственная и
национальная безопасность - это многогранное
явление, имеющее неоднозначное толкование
в силу заимствования его наименования
из западного лексикона, которое должно
рассматриваться: во-первых, как часть
общего явления безопасности, являющегося
неотъемлемым условием существования
личности, общества и государства и позволяющего
сохранять накопленные ценности; во-вторых,
в рамках всей совокупности входящих в
многонациональное государство - Российскую
Федерацию - наций и национальных групп. При
обеспечении национальной безопасности
необходимо рассматривать сложную многоуровневую
функциональную систему национальной
безопасности, состоящую из совокупности
взаимосвязанных развивающихся систем
(элементов): национальные интересы; угрозы
национальным интересам; система обеспечения
национальной безопасности (СОНБ).
В современной российской
правовой системе национальной безопасности,
во-первых, отсутствуют законодательные
определения научных понятий «национальная
безопасность», «угрозы национальной
безопасности», а во-вторых, не отражены
реальные и действенные правовые механизмы
адекватного противодействия новым угрозам
безопасности России. Многие положения
Закона РФ «О безопасности» носят декларативный
характер, так как отсутствует базовая
научно обоснованная Концепция национальной
безопасности Российской Федерации.
В целях совершенствования
законодательства в области обеспечения
национальной безопасности необходимо
сформировать гибкую правовую систему,
адекватно реагирующую на происходящие
экономические и социально-политические
изменения, обеспечивающую необходимый
уровень национальной безопасности.
Список использованной
литературы
1. Александров Р.А.
Основные угрозы национальной
безопасности России / Р.А. Александров
// Вестник Московского университета
МВД России. – 2007. – № 3. – С. 19
– 20.