Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 15:20, курсовая работа
Международные конфликты отличаются от конфликтов в других сферах общественной жизни в силу присущих самой международной политике специфических особенностей. В международных отношениях нет единого центра принятия решений, обязательных для всех участников этих отношений, поэтому каждое государство стремится самостоятельно и независимо от других реализовывать собственные интересы. Исходя из этого представители так называемогореалистического направления в политической мысли, такие как древнегреческий историк Фукидид, политические мыслители эпохи Возрождения Н. Макиавелли и Т. Гоббс, немецкий философ конца XVIII — начала XIX в. Г. В. Ф. Гегель, американский политолог середины XX в. Г. Моргентау, считали конфликты имманентно присущим и принципиально неустранимым атрибутом международных отношений. Они полагали, что каждое государство должно быть готовым в случае возникшей опасности вооруженного конфликта к применению силы для защиты собственных интересов, поскольку иных путей обеспечения безопасности они не видели. В той или иной степени традиции классического реализма в современных условиях продолжает одно из на-правлений теории международных отношений — неореализм.
Введение……………………………………………………………………3
1. Неолиберализм (Дж. Най, Р. Кеохейн) ………………………………5
2. Неореализм (К. Уолтц, Р Гилпин, С. Браун)………………………...7
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
Лысьвенский филиал
Факультет: высшего профессионального образования
Направление: 081100.62 Государственное и муниципальное управление
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Геополитика»
на тему: «Неолиберализм (Дж. Най, Р. Кеохейн) и неореализм (К. Уолтц, Р Гилпин, С. Браун) и геополитика.»
Выполнил
студент группы ЗГМУ 10-1
шифр 10-15
Макаров К.В.
«____» ______________ 2014 г.
_________________________
(подпись студента)
Проверил
преподаватель Малофеев П.Н
Оценка _____________________
____________________________
(подпись преподавателя)
«___» ____________ 2014 г.
Лысьва 2014 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Международные конфликты отличаются
от конфликтов в других сферах общественной
жизни в силу присущих самой международной
политике специфических особенностей.
В международных отношениях нет единого
центра принятия решений, обязательных
для всех участников этих отношений, поэтому
каждое государство стремится самостоятельно
и независимо от других реализовывать
собственные интересы. Исходя из этого
представители так называемогореалистического нап
Оппоненты «реалистов»
придерживались иной точки зрения и на
пути, и на способы разрешения конфликтов.
Они предполагали возможность мирного
урегулирования конфликтных ситуаций
на основе моральных и правовых норм. Яркими
примерами подобных подходов был проект
Договора о вечном мире, предложенный
И. Кантом, и план перестройки международных
отношений на основе создания объединяющей
все государства мира универсальной международной
организации Д. Бентама. И концепция И.
Канта, и концепция Д. Бентама вдохновлялись
идеалами социальной и политической философии либерализма и представлениями о том, что все общественные
отношения можно привести в соответствие
с природой человека, несовместимой, по
мнению этих мыслителей, с насилием по
отношению к ближнему. Попытка реализации
этих идей в практике международных отношений
1-й половины XX в. оказалась неудачной,
поэтому сами эти идеи стали характеризоваться
не иначе как «политический идеализм»,
т. е. объявлялись непригодными для выработки
реального внешнеполитического курса.
В настоящее время либеральную традицию
в той или иной степени продолжает неолиберализм, явля
Сторонники неолиберализма
считают, что перестройка международных
отношений, о которой мечтали их предшественники,
сегодня идет уже на практике, поскольку
отдельные государства с их эгоистическими
интересами не способны справиться с вызовами,
которые им бросает глобализация. Сложность
и многообразие проблем и конфликтов современного
мира, урегулирование которых на уровне
отдельных национальных государств невозможно,
требуют передачи части государственных
функций и полномочий иным акторам международных
отношений. С одной стороны, это наднациональные
институты, способные реализовать старую
либеральную мечту о создании объединяющего
всех универсального центра, например
мирового правительства. С другой — это
транснациональные компании и неправительственные
организации как зародыши глобального
гражданского общества, для деятельности
которых границы государств должны быть
открыты, а мешающие этому представления
о суверенитете отброшены как устаревшие.
Таким образом, как полагают многие неолибералы,
сформируется мировая политика с новыми
механизмами разрешения конфликтов как
в межгосударственной сфере, так и в пределах
все еще сохраняющихся государственных
границ.
В 1980-е годы возникает школа неолиберализма (или
структурного либерализма), которая продолжает
классический либерализм, но учитывает
новые реальности мирового политического
процесса: комплексную взаимозависимость,
развивающееся межгосударственное сотрудничество,
интеграцию, создание глобальной общности. Неолиберализм
В рамках неолиберализма
Согласно теории взаимозависимости все политические авторы в большей или меньшей степени влияют на международную политику. Они заинтересованы не только в экономическом сотрудничестве, но и в объединении усилий для решения общих, глобальных проблем, например, охраны окружающей среды, ограничения вооружений, нераспространения ядерного оружия и др. Положение любой страны зависит от ее отношений с другими государствами и от международной системы в целом. В силу растущей взаимозависимости различных стран разграничение внутренней и внешней политики государства становится все более относительным: не только внешняя политика зависит от внутренней, но и внутренняя от внешней, причем во все большей степени. Многосторонняя зависимость государств делает невыгодным силовое разрешение конфликтов, тогда как кооперация, сотрудничество создают условия для мира и процветания, утверждают транснационалисты.
Вклад в развитие политической мысли. В области исследований международных отношений Кеохейн оппонировал теории реализма по вопросу о том, что анархическая среда международных отношений и интересы, связанные с обеспечением безопасности, неизбежно ведут государства к конфликтам.
Он предложил: 1) концепцию транснациональных отношений, которая не признает государство единственным актором на мировой сцене; 2) концепцию неолиберального институционализма, предполагающую, что институты, в т.ч. внутриполитические — партии, группы интересов и др., способны значительно воздействовать на поведение государств и преодолевать препятствия к сотрудничеству, возникающие в анархической среде МО. Модель транснациональных отношений (сформулирована вместе с Наем и представлена в основном в книге «Сила и взаимозависимость») акцентирует роль негосударственных акторов. Концептуальный отказ от абсолютной монополии государства как единственного актора и тем самым объекта научного анализа, признание многообразия акторов, видов и каналов взаимодействия между ними внесли принципиально значимое терминологическое новшество в исследование мировой политики — вместо «международные», т.е. по сути межгосударственные, межправительственные, сейчас часто используется понятие транснациональных отношений. Логическое продолжение транснационализма — это разработанная Кеохейном и Наем концепция комплексной взаимозависимости.
Вклад в развитие политической науки. В центре внимания Ная — внешнеполитические проблемы, связанные с глобализацией и универсальной взаимозависимостью, вооружениями и распространением ядерного оружия, политикой США в отношении Азии (особенно Китая и Японии), а также вопросы управления и власти как внутри государств, так и на мировой сцене в условиях глобализации и информационной революции. В Школе им. Кеннеди инициировал научный проект «Система управления для XXI в.» в целях исследования причин изменения роли правительств в политике и выработки соответствующих рекомендаций. В книге «Сила и взаимозависимость» Най предположил, что реализм — всего лишь одна из возможных моделей международных отношений, причем в ряде случаев довольно несовершенная. Вместо реализма выдвинул (с соавтором) альтернативную схему «комплексной взаимозависимости».
По мнению Ная, в современном мире растет недоверие не только к правительствам наций-государств, но и к социальным и политическим институтам из-за: демистификации власти; изменения баланса между либертаристскими (т. е. защищающими приоритет индивида, его прав и свобод) и коммунитаристскими (отстаивающими интересы отдельных сообществ или общества и его структур в целом) ценностями в пользу первых; низкой эффективности государственного вмешательства в экономику и т.д.
2. Неореализм (К. Уолтц, Р Гилпин, С. Браун)
Неореализм в лице Уолтца избегает использование частых эссенциалистских понятий типа «человеческая природа», чтобы объяснить мировую политику. Вместо этого, идеологи неореализма развивают теорию, что привилегии структурных ограничений ложатся на агентов стратегии и мотивации — на государства.
Согласно Уолтцу,
мир существует в состоянии бессрочной
международной анархии[2]. Кроме того, анархия международного
общественного мнения отличается от внутренней.
Во внутренней сфере, основные акторы
могут обратиться (да и вынужденны обращаться)
к «верховному судье» — государству или прави
Государств, как считает Уолтц, схожи с точки зрения потребностей, но не в возможностях для их достижения. Место расположения государств в мире определяет их возможности и потенциал[3]. Структурное распределение возможностей ограничивается (равно как и сотрудничество между государствами) из-за опасения относительного успеха, достигнутого другими государствами, а также из-за возникновения вероятности зависеть от этих государств. Стремление каждого государства максимизировать свою власть на мировой арене, приводит к балансу сил, который и формирует международные отношения. Это также дает начало дилемме безопасности, с которой сталкиваются все нации. Есть два пути, которыми государства могут уравновешивать власть: внутреннее балансирование и внешнее балансирование. Внутреннее балансирование происходит потому, что государства взращивают их собственные возможности и потенциал, увеличивая экономический рост и/или увеличивая военные расходы. Внешнее балансирование происходит, поскольку государства вступают в союзы, чтобы противостоять власти более мощных государств или союзов.
Неореалисты утверждают, что есть по существу три возможных системы согласно изменениям в распределении возможностей, определенных числом великих держав в пределах международной системы. Однополярная система содержит только одну великую державу, биполярная система содержит две великих державы, и многополярная система содержит более, чем две великих державы. Неореалисты заключают, что биполярная система более устойчива (государства менее склонны к борьбе за власть и системным изменениям) чем многополюсная система, потому что балансирование может происходить только через внутреннее балансирование, так как нет никаких дополнительных великих держав (сверхдержав), чтобы сформировать союзы[4]. Поскольку в биполярной системе есть только внутреннее балансирование, а не внешнее, то вероятность просчета и шансы на войну между великими державами уменьшаются[5].
Неореализм был ответом Уолтца на «дефициты классического реализма». Хотя термины иногда используются попеременно, неореализм и реализм разделяют много фундаментальных различий. Неореализм утверждает, что теория международных отношений и теория мировой политики — это не одно и то же. Согласно неореализму, международные отношения — это именно межгосударственные отношения, а мировая политика — взаимодействие негосударственных акторов.
Основные положения неореализма:
Международные отношения рассматриваются как целостная система, функционирующая в соответствии с определёнными законами. Только системный анализ может раскрыть природу международных отношений.
Неореализм переносит центр объяснения международного поведения на уровень международной системы, структурные свойства которой не зависят от усилий малых и средних государств, а являются результатом взаимодействия между великими державами. Отношения между великими державами и другими государствами не являются однозначно анархическими, так как зависят в основном от воли великих держав. Кроме того, Уолтц выделил три основных принципа структуры международных отношений («структурная триада»). Во-первых, государства прежде всего руководствуются мотивом выживания. Во-вторых, участниками международных отношений остаются только государства, так как другие акторы не догнали и не перегнали ведущие державы по наличию полномочий и властных возможностей. В-третьих, государства неоднородны, и отличаются возможностями и потенциалом[6].
Неореализм стремится найти и вычленить экономические отношения от политических.
Неореализм отличает стремление к методологической строгости.
Главные акторы — государства и их союзы. Их основные цели — защита национальных интересов, безопасность государства и сохранение статус-кво в международных отношениях. Основные средства достижения этих целей — сила и союзы.