Перспективные направления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в центре планирования семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Планирование семьи - совокупность мероприятий, направленных на рождение желанных, здоровых детей, профилактику абортов, сохранения здоровья, достижения гармонии в браке.
По мнению ученых, современная семья находится в ситуации кризиса, который характеризуется изменением семейно-брачных отношений, падением рождаемости, снижением количества браков и увеличением внебрачной рождаемости, уменьшением количества семей, сокращением средней величины семьи, ухудшением репродуктивного здоровья молодых людей. Эта ситуация является логическим следствием долгого пути ослабления, разрушения и деградации семьи как социального института

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЕПРОДУКЦИИ НАСЕЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОГО ФЕНОМЕНА
1.1 Основные социально-медицинские основы репродуктивного поведения
1.2 Сущность охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи. Особенности деятельности службы планирования семьи в РФ
1.3 Необходимость внедрения социальной работы в службу планирования семьи
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ
2.1 Обоснование значимости программы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Перспективные направления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в центре планирования семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

РЕферат ЦПС.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Должностные обязанности специалиста  по социальной работе в центре планирования семьи

В процессе своей деятельности специалист выполняет следующие должностные  обязанности:

Ø Среди клиентов центра планирования семьи выявляет нуждающихся в социальной помощи и поддержке.

Ø Устанавливает причины социального неблагополучия, определяет характер и объемы необходимой социальной помощи и услуг, содействует их предоставлению.

Ø Консультирует граждан по социально-правовым вопросам.

Ø Ведет прием клиентов в рамках социально-психологического консультирования (индивидуального и группового).

Ø Участвует в организации и проведении просветительских бесед, лекций, семинаров и т.п. социально-профилактической направленности.

Ø Принимает участие в разработке и внедрении социальных программ по половому воспитанию и сексуальному образованию, как на базе самого центра, так и в других учреждениях (общественных, образовательных, досуговых, учреждений социальной защиты и др.).

Ø Участвует в разработке и проведении социологических исследований в области изучения репродуктивного здоровья и репродуктивных установок населения.

Ø Осуществляет сотрудничество с государственными учреждениями социальной защиты и общественными организациями помощи семье, детям и молодежи, учреждениями здравоохранения по охране материнства и детства и образовательными учреждениями.

Ø Ведет необходимую документацию (составление социальных карт клиентов, социальных паспортов семьи, ведение отчетной документации и др.).

Социальная работа как  вид профессиональной деятельности, помимо социальной сферы, непосредственно  взаимосвязана с системой здравоохранения, особенно если учесть современные происходящие процессы, такие как ухудшение  общественного здоровья, недостаточность мер и методов медицинского характера для решения этих медико-социальных проблем. Не исключением является и центр планирования семьи и репродукции, занимающийся охраной репродуктивного здоровья, поскольку оно является залогом здоровья наших будущих поколений.

Подводя итоги исследовательской  деятельности, мы сформулировали следующие  выводы:

Ø Центр планирования семьи, несмотря на принадлежность к системе здравоохранения, активно занимается деятельностью социального характера, но осуществляют эту деятельность пока специалисты не социальной сферы, а медицинский персонал, в результате чего эта деятельность носит узконаправленный и несистематический характер.

Ø Специалисты центров планирования семьи считают необходимым ввести ставку специалиста по социальной работе в это учреждение, поскольку это, в некоторой степени, снимет с них излишнюю функциональную нагрузку и может повысить эффективность деятельности центра, поскольку он официально станет учреждением медико-социального профиля, и проводимая им деятельность в рамках социальной работы будет носить более масштабный характер.

Ø Разработана модель перспективной профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в центре планирования семьи, которая отражает возможные направления деятельности, формы работы, должностные обязанности и методы и технологии, используемые специалистом в процессе работы.

Ø Перспективными направлениями деятельности специалиста по социальной работе является социальная профилактика, социально-психологическое и правовое консультирование, просветительская.

Ø В связи с происходящими процессами дестабилизации института семьи, ухудшение состояния общественного здоровья, и репродуктивного в частности, основными группами клиентов специалиста по социальной работе в центре планирования семьи будут, прежде всего, молодежь (школьники, студенты, социально-дезадаптированные дети и подростки, безпризорные и безнадзорные, дети из неполных семей и пр.), семьи (прежде всего, молодые, бесплодные, ждущие ребенка, воспитывающие подростка и пр.), а также беременные женщины (в т.ч. желающие сделать аборт).

Ø Основными технологиями, используемыми специалистом по социальной работе в центре планирования семьи являются социальная диагностика, консультирование, профилактика, посредничество, а методами - различные формы индивидуальной и групповой работы: беседа, лекция, семинар, тренинг, приводимые с использованием видео- и фотоматериалов, раздаточного материала (буклетов, пособий, брошюр).

Ø Основными учреждениями, с которыми непосредственно взаимодействовал бы специалист по социальной работе центра планирования семьи, являются, прежде всего, образовательные и досуговые детские и молодежные организации независимо от форм собственности, учреждения социальной помощи семье и детям, учреждения охраны материнства и детства и пр.

Заключение

 

Поскольку в основе ситуации ухудшения  состояния репродуктивного здоровья населения, как мы выяснили, лежат, прежде всего, процессы социального характера, такие как изменение репродуктивных установок современной молодежи (стремление к раннему началу половой жизни, установка на малодетность), потеря ценностного отношения к своему здоровью и созданию семьи, недостаточная информированность в вопросах половых отношений, то более целесообразным подходом в решении данной ситуации является комплексность, т.е. проведение как медицинских, так и социальных мероприятий в сфере охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи. Но пока в данной сфере здравоохранения социальная работа развита слабо и осуществляется специалистами не социального профиля.

В нашей работе охарактеризованы основные аспекты деятельности центра планирования семьи: направления и функции  работы, которые, как мы определили, являются скорее медико-социальными, нежели медицинскими; при помощи социологического опроса выявлена потребность данного учреждения в специалистах социального профиля, т.к. большая часть персонала центра считают необходимым ввести ставку специалиста по социальной работе в штат учреждения; составлена примерная должностная инструкция специалиста по социальной работе, сформулированы перспективные направления деятельности, возможные функции и формы работы этого специалиста в системе планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья, среди которых основными являются социально-профилактическая и просветительская деятельность, социально-правовая помощь клиентам.

Появление социальной работы в системе планирования семьи  как одного из направлений его  деятельности позволили бы качественно  изменить систему оказания медико-социальной помощи населению центром планирования семьи за счет оказания клиенту комплексной помощи (не только связанной с лечением, но, и включая меры социальной поддержки), а также за счет расширения и усиления мер профилактической работы, что будет способствовать приобретению навыков здоровьесберегающего поведения у населения.

репродукция население  социальный планирование семья

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаскевич, В.П. Заболевания, передаваемые половым путём. – 2 изд. - Витебск: Изд-во Витебского медицинского института, 1997. – 310 с., 9

2. Андреева, Т. В. Семейная психология — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.

3. Баранов, А.Н. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья женщин/ Баранов А.Н, Санников Р.В., Банникова Р.В. – Архангельск: Изд-во АГМА, 1997. – 177с.

4. Баранов, А. А., Кучма, В. Р. Современный подросток. – М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2001. – 367 с.

5. Баранов, А.А., Санников, А. Половое воспитание и сексуальное образование необходимы // Врач. - 1999. - № 9. - с. 40-41.

6. Беременность и аборт у подростков: Доклады совещания ВОЗ. – М., 1997.

7. Бодрова, В.В., Бодрова, Е.Н. Репродуктивное здоровье и сексуальное поведение детей и подростков России в период социально-экономических реформ./ Политика народонаселения: настоящее и будущее: Сборник докладов /Ред. В.В. Елизаров, В.Н. Архангельский. - М., МАКС Пресс, 2005. с. 101-111.

8. Брюхина ,Е. В. Беременность и роды у подростков // Контрацепция и здоровье женщины. – 2001. – № 2. – с.46–47.

9. Вовк, Е. ВИЧ/СПИД в России: образ проблемы и стратегии поведения // Социальная реальность. - 2006. - №11.

10. Волкова, Ю.Г. Социология молодежи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 576 с.

11. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Опрос подростков в 10 крупных городах России в возрасте 16-19 лет, 1998.

12. Голод, С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. - СПб.: Петрополис, 1996. – 173 с.

13. Гребешова, И.И. Охрана репродуктивного здоровья как проблема социальной безопасности России // Планирование семьи. – 2002. - № 1.

14. Гребешева, И. И. Пять лет Российской ассоциации Планирование семьи Планирование семьи. - М., 1996. - № 4. - с. 2-8.

15. Гребешова, И.И. Платформа действий общественных объединений, работающих в области репродуктивного здоровья населения, планирования семьи и репродуктивных прав // Планирование семьи. - 2002. - № 1.

16. Денисенко, М.Б., Далла Зуанна, Ж.-П. Сексуальное поведение российской молодежи // Социологические исследования. - 2001. - № 2. - с. 85.

17. Евдокимова, И. Секс и молодежь - представления и связанное с этим поведение риска // Вестник Акушерства и Гинекологии. - 2001. - №3.

18. Журавлева, И. Нужно ли россиянам половое просвещение? // Население и общество. - 2005. - № 3.

19. Захарова, Т. Г. Сексуальное поведение девушек-подростков и его влияние на репродуктивное здоровье/ Т. Г. Захарова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2005. - № 2. - с. 19-21.

20. Каткова, И.П., Андрюшина, Е.В., Гаврилова, Л.В., Баклаенко, И.Г. Аборты в России: современные тенденции// Народонаселение и общество. - 1999. - № 2. - с. 91.

21. Коломейцев, М.Г. Гигиенические основы сексуального поведения в профилактике нарушений репродуктивного здоровья у подростков/ автореф. дис. на соис. уч. степ. канд. биол. наук. – М., 2007. – 19с.

22. Кон, И.С.Подростковая сексуальность на пороге XXI века. – Дубна: Изд-во "Феникс+", 2001. - 207 с.

23. Краснопольский, В.И., Савельева, И.С., Белохвостова, Ю.Б., Соколова, И.И., Ерофеева, Л.В. Планирование семьи и репродуктивное здоровье девочек-подростков и молодых женщин // Вестник Российской Ассоциации Акушеров-Гинекологов. - 1998. - № 1.

24. Кулаков, В., Фролова, О.Г. Репродуктивное здоровье в РФ // Народонаселение и общество. – 2004. - № 3. – с.45.

25. Кулаков, В. И., Долженко, И. С. Основные тенденции изменения репродуктивного здоровья у девушек до 18 лет // Журн. Рос. общества акушеров-гинекологов. – 2004. – № 1. – с.40–41.

26. Кургузов, В.Т. Социально-медицинские аспекты работы с населением групп риска / В.Т. Кургузов. – М.: Изд-во "Хризостом", 2000. –112 с.

27. Лопатина, Т.В., Пискунова, Г.В. Роль общественных организаций в охране и укреплении репродуктивного здоровья населения: интернет-конференция "Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности".

28. Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование/ А.В. Мартыненко. – М.: Наука, 1999. – 240 с.

29. Масоликова, Н. Знания и потребности подростков, имеющих опыт сексуальных отношений, в области сексуального образования/ аналитический доклад: [Электронный ресурс] / Н. Масоликова. – Электрон. Ст. – Режим доступа к ст.: www.Sexplorer.ru

30. Мастерс, У., Джонсон, В., Коллодни, Р. Основы сексологии.- М.: Прогресс, 1998.

31. Мирская, Н. Кто подумает о репродуктивном здоровье школьника?: [Электронный ресурс]/ Н. Мирская – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://zdd.1september.ru/2005/03/11.htm

32. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.: Изд. центр "Академия", 1999. - 456 с.

33. Нестеренко, Е.И., Соломатин, Д.М. Искусственное прерывание беременности как фактор риска гинекологической заболеваемости женщин // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. - 2005. - №1. - с.38.

34. Обоскалова, Т.А. Репродуктивное здоровье семьи - основа здоровья общества / Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики//Аналитический вестник Совета Федерации РФ. - 2000. - № 17. - с.30.

35. Осложнения при аборте: Руководство по техническим управленческим аспектам предупреждения и лечения. ВОЗ. - 1995.- 183 с.

36. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

37. Поздеева, Т.В. Научное обоснование концепции и организационной модели формирования здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи/ автореф. дис. на соис. степ. д-ра мед. наук/ Т.В. Позднеева. - М., 2008.

38. Положение о центре планирования семьи и репродукции от 26.11.96 г. № 390.

39. Попов, А.А. Медико-социологические исследования в здравоохранении. М., 1986. - с.15-16.

40. Попов А.А., Лукина А.В.// Здравоохранение Росссийской Федерации. - 1995.- № 1. - с. 25-30.

41. Резер, Т.М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования// Социологические исследования. – 2003. - № 1. – с. 102.

42. Савельева, И.С. Репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение современной молодежи: перспективы и пути оптимизации: Дис. на соис. уч. степ. д-ра мед. наук/ И.С. Савельева. – М., 2004. – 312 с.

43. Савельева, И.С., Волкова, О.И. Репродуктивное здоровье и права молодежи в Российской Федерации. Материалы III Российского форума "Мать и дитя". М. - 2002. – с.621.

44. Савельева, Г.М., Лобова, Т.А., Олимпиева, С.П., Киликовский, В.В., Курцер, М.А., Маряшева, Н.В., Гончаревская, З.Л. Анализ особенностей репродуктивного поведения женщин - путь к разработке программы снижения числа абортов // Вестник Российской Ассоциации Акушеров-Гинекологов. - 1998. - № 1.

45. Сакевич, В.И. Аборт или контрацепция: что выбирают российские женщины?// Народонаселение и общество. - 2003. - № 7 – С.123-124.

46. Самцов, А. В., Теличко, И. Н. Инфекции, передающиеся половым путем Туберкулез, Вич/СПИД, алкоголизм, наркомания. - 2005. - № 3.

47. Серов, В.Н., Фролова, О.Г., Токова, З.З. Основные причины материнской смертности в последние 5 лет.// Проблемы беременности. – 2001. – № 3. – с.15–19.

48. Старостина, Т.А., Размахнина, Н.И., Торганова, И.Г. Планирование семьи. - М.: Медицина, 1996. - 78 с.

Информация о работе Перспективные направления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в центре планирования семьи