Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:39, реферат
В настоящее время в период быстрого развития научно – технического прогресса
невозможно существование государств без их взаимодействия. Взаимодействие
может осуществляться как через политические, так и экономические отношения.
Международные организации, в частности Европейский союз, не только регулируют
межгосударственные отношения, но и принимаются решения по глобальным
вопросам.
Введение.. Стр 3
1. ЕС сегодня Стр 4-5
2. ЕС - член мирового сообщества Стр 5
3. Краткая история ЕС Стр 5-6
4. Соседи ЕС: Россия, Белоруссия, Украина Стр 6-10
5. Взаимоотношение России и ЕС на фоне вступления новых странСтр 10-25
Заключение. Стр 25-26
Библиография. Стр 27
Разработка экспертами проекта
Соглашения и соответствующие
переговоры с представителями Комиссии ЕС длились в течение почти всего 1992 г.
Осенью того же года переговоры перешли на более высокий и официальный уровень
и после ряда раундов завершились подписанием Соглашения на острове Корфу 24
июня 1994 г.
С российской стороны Соглашение подписал президент РФ Б.Н. Ельцин.
В связи с тем, что российские эксперты взяли за основу вышеупоминавшиеся
европейские соглашения об ассоциации, СПС
во многом носит их отпечаток. Тем самым российская сторона стремилась,
насколько это возможно, идти в ногу с процессами, происходившими в
Сообществах и странах - кандидатах на вступление в ЕС.
Соглашение явилось наиболее широким, содержательным и далеко идущим
экономическим соглашением из всех, которые когда-либо подписывались Советским
Союзом или Россией с западноевропейскими государствами или международными
организациями. Поэтому многие отечественные исследователи относят его к
уникальным соглашениям, договорам нового поколения.
Среди прочего от европейских соглашений СПС принципиально отличалось тем, что
в нем не говорилось об ассоциированном членстве России в ЕС, и оно прямо не
предусматривало последующего вступления РФ в ЕС.
В то же время в Соглашение удалось включить положение о создании в будущем
между Россией и ЕС зоны свободной торговли, а впоследствии стороны
договорились также об участии РФ в едином европейском пространстве.
Во всяком случае с российской стороны делалось все возможное, чтобы развивать
с ЕС эффективное сотрудничество и отслеживать процессы приготовления
восточноевропейских государств к полноправному вступлению в это
интеграционное объединение.
Десятилетний период миновал, и в настоящее
время мы наблюдаем заранее предсказуемую ситуацию, когда сроки европейских
соглашений об ассоциации истекли, и институты ЕС, равно
________
' См.: Клемин А.В. О договорах между ЕС и Россией // Московский журнал
международного права. 2002. - № 2. - С. 57.
как и государства-кандидаты, делают все необходимое, чтобы
страны-соискатели стали
полноправными членами
Главное из всего вышесказанного - это то, что российская сторона положительно
отнеслась к интеграционным процессам в Европе, стремилась принять в них
участие и получить от них для себя максимальную выгоду.
Однако вернемся в наше время, к нашей теме и нашим проблемам.
В настоящий момент в связи со вступлением в Европейский союз 10 новых членов
Европейской комиссией (ЕК) поставлен вопрос об автоматическом
распространении положений СПС на новых членов Союза .
Проанализируем, хотя бы вкратце, правомерна ли такая постановка вопроса
Комиссией и как это может отразиться на России.
Европейская комиссия для
обоснования своей позиции
аргументов. Приведем некоторые из них.
Согласно ст. 110 СПС понятие территории Сообщества определяется правом
Сообщества. В соответствии со ст. 19 Акта о присоединении, подписанного в
апреле 2003 г. Европейским сообществом, его государствами-членами и вновь
вступающими государствами, территории новых членов включаются в территорию
Сообщества. Отсюда следует вывод об автоматическом распространении СПС на
новых членов с момента их вступления в ЕС, т.е. с 1 мая 2004 г., поскольку
вышеупомянутый Акт о присоединении обязывает новые государства-члены взять
на себя все обязательства по СПС по отношению к России с даты их вступления в
ЕС.
Российская позиция состоит в том, что СПС является международным договором,
который должен регулироваться нормами международного публичного права, в
особенности теми из них, которые регламентируют вопросы международных
договоров. Основополагающий принцип в этой связи - присоединение к действующему
международному договору с участием третьего государства (в нашем случае -
России) должно происходить по взаимному согласию такого третьего государства и
сторон соответствующего международного договора, если они не договорились об
ином. Главное в российской позиции - это то, что распространение СПС должно
стать предметом переговоров ЕС, России и новых членов. Повторимся и
уточним: представители Европейской комиссии выступают против участия в
переговорах новых членов. Кто же прав?
Выяснить это не так просто.
ЕК исходит из права Европейского союза (европейского права). Российская сторона
опирается на нормы международного публичного права, и на первый взгляд кажется,
что она делает это совершенно правомерно. Однако проблема осложняется тем, что
даже некоторые авторитетные российские юристы (не говоря о большинстве
европейских правоведов), признавая, что международные договоры Сообществ с
третьими государствами полностью подпадают под действие норм международного
публичного права, утверждают в то же время, что статус таких договоров
"зависит одновременно от нормативных предписаний европейского права"1
. СПС даже характеризуется как неотъемлемая составная часть и источник права
Сообществ.
Считается также (и пока это никем окончательно не опровергнуто), что
европейское право - это особая самостоятельная правовая система,
существующая наряду с национальными системами права и международным правом.
По крайней мере в западных университетах на юридических факультетах
европейское право изучается как отдельная дисциплина наряду с международным
публичным правом все при том же понимании, что европейское право есть
самостоятельная правовая система. В книжных магазинах и библиотеках
западных стран по личному наблюдению автора рубрикаторы и классификаторы
четко подразделяют разделы и полки с книгами по европейскому праву, отдельно
по международному публичному праву и далее по различным отраслям
национального права.
Здесь, как представляется, уместно высказать некоторые соображения о понятии,
сущности и особенностях европейского права.
Европейское право возникло одновременно с началом западноевропейской
интеграции, т.е. с заключением Парижского договора о Европейском объединении
угля и стали (ЕОУС) 1951 г. и Римских договоров 1957 г. о Европейском
экономическом сообществе (ЕЭС) и Европейском сообществе по атомной энергии
(Евратом).
С начала 60-х годов программы обучения на юридических факультетах
университетов западных стран стали включать курс "Европейские организации",
преподававшийся в рамках международного публичного права. Основной упор в
этой дисциплине делался на изучение институциональной структуры и полномочий
Сообществ.
С конца 60-х годов во многих западных университетах начали изучать
самостоятельные курсы - "коммунитарное право" или "право Сообществ". С
1977 г., т.е. 20 лет спустя после подписания Римских договоров, "коммунитарное
право" было официально включено в качестве обязательной дисциплины в программы
подготовки юристов в западных университетах и преподается в качестве
самостоятельного курса параллельно с международным правом.
Программу и конкретное наименование дисциплины определяют сами университеты,
в результате чего единообразие в этом отсутствует. Примеры названий -
"Европейское право". "Институциональное коммунитарное право", "Право
интеграции" и т.п.
С развитием интеграционных процессов и образованием Европейского союза
появилось название "Право Европейского союза".
В российских юридических вузах до определенного времени европейское праве!
не преподавалось. Да и сейчас эта дисциплина еще не вошла в официально
утвержденную обязательную программу подготовки российских правоведов.
Важным этапом на пути к признанию данной дисциплины явилось открытие в 1993
г. отделения международного права и права ЕС в Московском государственном
институте международных отношений - МГИМО (У). В 1996 г. в структуре МГИМО
(У) был образован Институт европейского права.
В последние годы курс европейского права стал преподаваться на юридических
факультетах многих российских вузов. Интересно отметить, что данную
дисциплину начали вводить и в программы неюридических высших учебных
заведений, таких, например, как Дипломатическая академия МИД РФ, Российская
экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Московский государственный
лингвистический университет. Московский государственный социальный
университет и др. Это говорит о том. что сегодня в знании европейского права
нуждаются многие из тех, кто вовлечен в отношения с Европейским союзом и кто
хочет знать систему существующего в его рамках права.
Еще рано утверждать, что в российской теории и практике уже утвердилось
единое наименование - "европейское право" для обозначения
этой новой подсистемы права, учебной дисциплины и юридической науки. Данный
термин еще не стал общеупотребительным, но получает все более широкое
распространение как в иностранной, так и в отечественной специальной
литературе
Чем Европейский союз отличается от европейских сообществ и чем
соответственно право Сообществ (коммунитарное право) отличается от
права Европейского союза?
Европейский союз как новое образование включает три составляющих,
получивших наименование трех "опор": во-первых, два Сообщества в рамках
социально-экономической сферы, во-вторых, общую внешнюю политику
безопасности в параметрах внешнеполитической сферы (ОВПБ) и, в-третьих,
сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой: в области по
линии правоохранительных ведомств. Следует отметить, что третья составляющая
в Маастрихтском договоре (1992 г.) называлась "сотрудничеством в области
юстиции и сфере внутренних дел". Это наименование по сей день встречается, в
том числе в официальных документах. Позднее Амстердамским догов
(1997 г.) формулировка данной "опоры" была изменена на вышеприведенную, а
именно: "о сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой
сфере" (СПСО).
Порядок принятия решений в рамках ОВПБ и СПСО отличается от коммунитарного
порядка. В данных областях
суверенитет государственных
гораздо меньшей степени, чем имеет место в рамках Сообществ. Эти две "опоры"
характеризуются как межправительственные, и решения по входящим в них
вопросам часто принимаются на международно-правовой основе.
Все это говорит о сложности структуры и характера европейского права.
Однако вернемся к проблемам современных отношений России с ЕС.
Как европейская сторона рассматривает природу и сущность Соглашения о
партнерстве и сотрудничестве РФ - ЕС?
Западная юридическая наука относит подобные соглашения к группе "смешанных
соглашений" и включает их в число источников права Сообществ. "Смешанным"