Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:27, реферат
Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло на фоне
тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х
годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось построение
современного правового демократического государства. Но так как наша страна
не имеет такого исторического опыта, то все началось практически с нуля, с
постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически
новых для страны различных демократических формаций и институтов.
ВВЕДЕНИЕ..............................................3
Концепция региональной политики..............................................5
Государственное регулирование и селективная поддержка регионального
развития..............................................8
Региональная экологическаяполитика...................11
Программные методы регулирования территориального развития.............................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................
Концепция региональной
политики......................
Государственное регулирование и селективная поддержка регионального
развития......................
Региональная
Программные методы
регулирования территориального развития......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло на фоне
тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х
годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось построение
современного правового демократического государства. Но так как наша страна
не имеет такого исторического опыта, то все началось практически с нуля, с
постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически
новых для страны
различных демократических
Одним из таких очень важных нововведений стали принципы федерализма (которые,
правда, были провозглашены еще на советском этапе истории страны, в 1918 г.,
- что отразилось в названии РСФСР, - но они так и остались только на бумаге и
практического развития не получили). Только после распада СССР федеративные
отношения стали основой государственного устройства молодого российского
государства.
Прошедшие 6 лет показали, что федерация - единственно возможная на данном
этапе истории форма существования такого огромного и многонационального
государства как Россия. Но единство и будущее процветание страны могут быть
обеспечены только такой формой отношений между федеральным центром и
субъектами федерации, которая учитывает как интересы отдельных регионов, так
и всего государства в целом. Именно это и призвана обеспечить региональная
политика, которая в современной России приобрела чрезвычайно важное значение,
стала ведущей в развитии нашего государства.
Мой интерес к этой теме, кроме всего вышеизложенного, объясняется еще и тем,
что я - не москвич. Моя малая родина - Приморье, и мне интересно, как
осуществляется взаимодействие между федеральными и субфедеральными органами
государственной власти, как это влияет на развитие отдельных регионов и всей
Российской Федерации в целом. Приморский край - один из субъектов РФ - как и
вся страна, с трудом пытается найти выход из того экономического и
социального кризиса, в котором оказалась, но этот выход невозможен без помощи
и разумной региональной политики со стороны Москвы.
Концепция
региональной политики
На парламентских слушаниях в Государственной Думе речь шла о государственной
стратегии регионального развития РФ, о единстве национальной и региональной
политик как условии
территориальной целостности
Главная задача государственной стратегии и региональной политики - в
сохранении страны
как единого федеративного
политика - это правовая, экономическая, социальная деятельность центрального
и регионального управления по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов
для достижения максимально эффективного развития как страны в целом, так и
регионов.
Современная региональная политика в России проводится на различных уровнях:
государственная
стратегия регионального
(субъектов Федерации), локальная политика местного самоуправления.
Государственная стратегия вырабатывается на федеральном уровне и не может
быть обобщением политики регионов. Она ориентирована на приоритет
общенациональных интересов. Сущность государственной стратегии регионального
развития заключается в деятельности, направленной на согласование интересов
государства, регионов, местного самоуправления, различных субъектов
собственности, национально-территориальных общностей и всех граждан России.
Цели стратегии: сохранение целостности государства, единство экономического,
социального, конституционно-правового пространства, обеспечение равенства
граждан и народов России независимо от места их проживания, ликвидация
фактического социально-
обеспечение геостратегических и геополитических интересов России в сфере
регионального развития, обоснование и разработка принципов рационального
природопользования и сохранения среды обитания человека во всех регионах,
эффективное использование
в общегосударственных
вариантов региональной модернизации.
К традиционным задачам
стратегии следует отнести
отдельных регионов
с государственным
на всей территории; развитие специализации хозяйств и регионов с
одновременным укреплением единого экономического пространства РФ,
государственную поддержку регионов с наиболее сложными социально-
экономическими и демографическими условиями, продолжение формирования
территориально-
восточных районов России.
Среди новых задач
- осуществление функций
правового характера, обеспечивающих конституционно зафиксированную
самостоятельность регионов, становление региональных и общероссийских рынков;
приведение социально-
геополитическими реальностями и их фактической ролью в достижении
стратегических интересов Федерации; преодоление претензий отдельных республик
на роль субъектов международного права; обеспечение прав национальных
меньшинств, коренных, аборигенных и многочисленных народов РФ.
Говоря о механизмах реализации государственной стратегии регионального
развития и региональной политики субъектов РФ, следует выделить
общегосударственные и другие программы, включая федеральные программы помощи
депрессивным регионам, развития приграничных районов, а также зоны Севера.
Основу этих программ должна составить государственная концепция социально-
экономического развития и экологической безопасности названных регионов.
Одним из обязательных инструментов государственной стратегии регионального
развития и региональной политики субъектов РФ является рациональное
социально-экономическое районирование страны, которое может служить основой
административно-
политики. Несоответствие
административно-
границам социально-
отношений ведет к экономическим, политическим, межнациональным коллизиям и
государственным потрясениям.
Для улучшения взаимодействия федеральных, региональных и местных органов
власти необходимо укрепить нормативно-правовую базу; провести изменение
бюджетно-налоговой системы путем разделения источников налоговых поступлений
между федеральным, региональным и муниципальным уровнями; корректировку
статуса территорий, осуществляемую на основе рационального районирования
страны, как функции Федерации, призванной способствовать совершенствованию
организации народного хозяйства. Главная цель региональной политики в
социальной области состоит в существенном улучшении качества и уровня жизни
граждан России.
Региональная политика призвана способствовать развитию интеграции субъектов
Федерации в едином экономическом пространстве при их хозяйственной
самостоятельности, выравниванию их развития. Необходима поддержка
недостаточно развитых
регионов, использование фонда
сочетания имущественных
интересов Федерации и
В конечном итоге
направление социально-
подчинено повышению благосостояния населения, которое возможно на основе
устойчивого экономического развития страны при объединении усилий всех
регионов.
Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития
Государственное
регулирование регионального
реализации региональной политики. Государство в лице органов власти Федерации
и ее субъектов, используя свои конструкционные полномочия, действуя в
пределах законодательных норм и принимая законы, а также иные нормативные
акты, обязано устанавливать
степень территориальной
сферах жизнедеятельности общества и вводить механизмы ее реализации в
интересах целостности государства и самостоятельного развития регионов.
Эта абстрактная, на первый взгляд, формула на самом деле отражает истинный
смысл и содержание государственного регулирования регионального развития.
Федеративное государство призвано не управлять регионами, а осуществлять
регулирующее воздействие: определять общие условия их самостоятельной
деятельности, согласование пропорции федерального и регионального,
общенациональные интересы приоритеты развития территорий. Основное содержание
такого регулирования составляет упорядочение территориальной организации
отношений по поводу собственности, природных ресурсов и финансов, причем
регулирование отношений по поводу каждого из них отличается и процедурно, и
сущностно.
В структуре государственного регулирования развития можно выделить несколько
качественно различных отношений. Во-первых, это общеполитическое
регулирование, находящееся
в русле государственной
национальной политики. Оно определяет сферы самостоятельных и совместных