Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:27, реферат
Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло на фоне
тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х
годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось построение
современного правового демократического государства. Но так как наша страна
не имеет такого исторического опыта, то все началось практически с нуля, с
постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически
новых для страны различных демократических формаций и институтов.
ВВЕДЕНИЕ..............................................3
Концепция региональной политики..............................................5
Государственное регулирование и селективная поддержка регионального
развития..............................................8
Региональная экологическаяполитика...................11
Программные методы регулирования территориального развития.............................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......
действий, полномочия
и ответственность органов
и административно-
регионов. Во-вторых, - общее экономико-правовое регулирование, осуществляемое
через установление общефедеральных правил, процедур и конкретных норм
федерально-регионального разделения собственности, природных ресурсов,
финансов (в т.ч. налогов) как базового условия формирования собственных
источников регионального развития и единых федеральных источников для
частичного межрегионального распределения. В-третьих, - государственная
селективная (избирательная)
поддержка регионального
каналам формульного распределения соответствующих статей федерального бюджета
между нуждающимися в такой поддержке регионами, а также посредством
финансирования федеральных программ, путем принятия федеральных нормативных
актов о дополнительных мерах оказания государственной помощи тому или иному
региону. В-четвертых,
- косвенная государственная
развития, оказываемая
в связи с федеральной
т.п.
Государственная финансовая поддержка регионов относится к числу наименее
формализованных и наиболее гибких направлений государственной региональной
политики. Именно здесь сталкиваются явные и скрытые интересы государства и
регионов, тут наиболее заметны субъективизм, связанность политической
конъюнктурой и региональное лоббирование принимаемых решений.
Государство делится с регионами не только путем прямых бюджетных инъекций
через федерально-отраслевые или федерально-региональные финансовые каналы.
Надо иметь в виду и государственные решения об установлении все более
регионально ориентированных
пропорций распределения
различных налоговых, тарифных, лицензионных льготах, о выделении средств на
разовые акции финансовой поддержки отдельных регионов, о разработке и
реализации региональных программ и т.д.
В этой связи целесообразно считать реальной государственной финансовой
поддержкой регионов все виды передаваемых на региональный уровень бюджетных и
внебюджетных средств, а также все происходящие но федеральном уровне
перераспределения финансовых средств и установления льготных режимов
хозяйствования в пользу отдельных территорий, по каким бы каналам они ни
осуществлялись.
Региональная
экологическая политика
Сама постановка о региональной экологической политике, которая не только
осуществляется, но и вырабатывается не ''сверху'' - из пресловутого центра, а
именно местными, региональными органами власти, такая постановка вопроса об
экологической политике в нашей стране о ее объективной необходимости все еще
нова - она еще не овладела по-настоящему ни сознанием масс, ни сознанием
политических сил и субъектов власти на всех уровнях.
По старой традиции, все еще делаются попытки осуществлять экологическую
политика на общероссийском уровне - из центра. Очевидно, что, сильно
ограничив такой подход необходимо сохранить для решения особо масштабных
проблем - таких, которые по самому своему существу заслуживают названия
государственных или даже межгосударственных (например, сохранение популяции
уссурийского тигра, спасение Байкала). Очевидно, в таких программах речь
должна идти о государственной экологической политике, и соответствующие
общегосударственные органы управления должны располагать необходимыми
правами, полномочиями и ресурсами.
Попытки же региональных органов власти выработать на своем уровне
экологическую политику характеризуются обычно сохранением многочисленных
недостатков, сложившихся еще в предыдущие годы. Это прежде всего еще
недостаточные правомочия региональных органов в решении экологических проблем
- эти правомочия ''центр'' отдает все еще очень неохотно, да и собственно
региональные проблемы в области финансирования, управления, деятельности
природоохранных органов и т.д. В силу этого попытки региональных органов
власти выработать на своем уровне экологическую политику обычно
характеризуются бессистемностью, чрезмерным почтением к ведомственным
приоритетам и декларативностью ''экологических'' принципов.
Формирование обоснованной, согласованной с соседями, финансово-обеспеченной и
встроенной в механизм управления региональная экологическая политика - это
процесс, который на территории РФ будет происходить не только неравномерно,
но и со всевозможными искривлениями и даже уродствами. В современных условиях
для надлежащей постановки такой политики необходим учет социально-
экономической , технико-технологической и экологической обстановки на местах,
учет интересов местного населения, которое и должно стать одним из основных
субъектов региональной экологической политики, а не ее пассивным объектом.
Видимо, базой для формирования региональной экологической политики должно
четкое понимание той экологической обстановки, которая объективно существует
на данный момент в конкретном регионе, и инерционных тенденций ее развития.
Прежде всего
требует анализа структура
анализа выявляются и ранжируются основные причины неблагополучия в экологии
региона, степень их распространенности, становятся более очевидными пути
устранения или нейтрализации этих причин.
Однако, чтобы региональная экологическая политика была верно ориентированной,
достаточно системной и последовательной, необходимо разработать концепцию,
систему стратегических целей, задач, принципов и механизмов
природопользования в регионе.
Программные методы регулирования территориального развития
Предлагая ту или иную региональную проблему в качестве объекта целевой
программы, следует четко охарактеризовать ее предвидимый результат и честно
назвать его цену. Региональная проблематика в связи со своей социально-
экономической направленностью имеет определенную специфику, учет которой
приводит к целесообразности раздельно осуществлять оценку эффективности и
оценку результативности программ. Речь идет о том, чтобы выявлять, с одной
стороны меру оправданности затрат, а с другой, - то, насколько реализация
программных мероприятий будет обеспечивать достижение ожидаемых результатов.
Под эффективностью, в свою очередь, логично понимать экономическую
выгодность, эффективность предложенных в программе специальных механизмов
(стимулов, льгот), экономию затрат в программном варианте по сравнению с
периодом, когда подобная программа не применялась.
Используемые методы государственного регулирования территориального развития
и селективной поддержки регионов исходят не из системного представления о
критических региональных ситуациях, а исключительно из бюджетной
обеспеченности отдельных субъектов Федерации, из их квалификации в качестве
''нуждающихся'' или ''особо нуждающихся''. Целевые же программы как механизм
быстрого и эффективного решения острой региональной проблемы (а не как способ
безвозвратного финансирования из федерального бюджета), к сожалению,
применяется очень редко. Поэтому было бы полезно составить перечень
потенциальных зон программного регулирования, включив сюда ограниченное число
локальных территорий. Такие зоны следовало бы объявить сферами приоритетного
программного финансирования с предоставлением гарантий государственного
участия и с
приданием соответствующим
бюджетов всех уровней.
При этом имеющееся правообеспечивающие разработки федеральных программ как
формы удовлетворения государственных нужд необходимо дополнить и
переориентировать на решение приоритетных, преимущественно социальных и
экологических задач территориального развития.
Главная задача региональной политики - сохранении страны как единого
федеративного государства, что достигается разными путями (экономическими,
социальными и политическими). Экономическая сторона региональной политики, в
основном, сводятся
к необходимости
инвестиций ради более полного использования ресурсов (рабочей силы, природных
ресурсов, неосвоенных земель и т.п.). Социальная сторона региональной
политики, непосредственно выражается в таких принципах демократического
общества как социальная справедливость и равноправие граждан. С этой точки
зрения, сбалансированное региональное развитие должно гарантировать, что
качество жизни не зависит от региона, в котором людям довелось жить и
работать. Таким образом, характерная для региональной политики
"дискриминация" регионов, с социальной точки зрения, может быть оправдана
необходимостью избежать дискриминации граждан по их местожительству (или, по
крайней мере, сократить ее). Соответственно, региональная политика должна
быть направлена на выравнивание межрегиональных различий в доходах населения,
уровне безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети,
коммуникациях, состоянии окружающей среды и т.п.
Политическая сторона региональной политики отражает естественное для каждого
государства желание обеспечить свою внешнюю безопасность и территориальную
целостность. Последнее особенно важно для многонациональных государств, в
которых напряженность в отношениях между регионами и между центром и
регионами может привести к росту регионального сепаратизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики
как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить
о региональной политике только как о части какой-либо другой политики
неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть