Региональная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:27, реферат

Описание работы

Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло на фоне
тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х
годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось построение
современного правового демократического государства. Но так как наша страна
не имеет такого исторического опыта, то все началось практически с нуля, с
постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически
новых для страны различных демократических формаций и институтов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................3
Концепция региональной политики..............................................5
Государственное регулирование и селективная поддержка регионального
развития..............................................8
Региональная экологическаяполитика...................11
Программные методы регулирования территориального развития.............................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 33.91 Кб (Скачать файл)

действий, полномочия и ответственность органов власти Федерации, ее субъектов

и административно-территориальных  образований по всем аспектам развития

регионов. Во-вторых, - общее экономико-правовое регулирование, осуществляемое

через установление общефедеральных правил, процедур и  конкретных норм

федерально-регионального  разделения собственности, природных  ресурсов,

финансов (в т.ч. налогов) как базового условия формирования собственных

источников регионального  развития и единых федеральных источников для

частичного межрегионального распределения. В-третьих, - государственная

селективная (избирательная) поддержка регионального развития, реализуемая по

каналам формульного  распределения соответствующих  статей федерального бюджета

между нуждающимися в такой поддержке регионами, а также посредством

финансирования  федеральных программ, путем принятия федеральных нормативных

актов о дополнительных мерах оказания государственной  помощи тому или иному

региону. В-четвертых, - косвенная государственная поддержка  регионального

развития, оказываемая  в связи с федеральной поддержкой отдельных отраслей и

т.п.

Государственная финансовая поддержка регионов относится  к числу наименее

формализованных и наиболее гибких направлений государственной  региональной

политики. Именно здесь сталкиваются явные и скрытые  интересы государства и

регионов, тут наиболее заметны субъективизм, связанность  политической

конъюнктурой и  региональное лоббирование принимаемых  решений.

Государство делится  с регионами не только путем прямых бюджетных инъекций

через федерально-отраслевые или федерально-региональные финансовые каналы.

Надо иметь в  виду и государственные решения  об установлении все более

регионально ориентированных  пропорций распределения федеральных  налогов, о

различных налоговых, тарифных, лицензионных льготах, о выделении  средств на

разовые акции  финансовой поддержки отдельных  регионов, о разработке и

реализации региональных программ и т.д.

В этой связи целесообразно  считать реальной государственной  финансовой

поддержкой регионов все виды передаваемых на региональный уровень бюджетных и

внебюджетных средств, а также все происходящие но федеральном  уровне

перераспределения финансовых средств и установления льготных режимов

хозяйствования  в пользу отдельных территорий, по каким бы каналам они ни

осуществлялись.

    

     

Региональная  экологическая политика 

Сама постановка о региональной экологической политике, которая не только

осуществляется, но и вырабатывается не ''сверху'' - из пресловутого центра, а

именно местными, региональными органами власти, такая  постановка вопроса об

экологической политике в нашей стране о ее объективной  необходимости все еще

нова - она еще  не овладела по-настоящему ни сознанием  масс, ни сознанием

политических сил  и субъектов власти на всех уровнях.

По старой традиции, все еще делаются попытки осуществлять экологическую

политика на общероссийском уровне - из центра. Очевидно, что, сильно

ограничив такой  подход необходимо сохранить для  решения особо масштабных

проблем - таких, которые  по самому своему существу заслуживают  названия

государственных или даже межгосударственных (например, сохранение популяции

уссурийского тигра, спасение Байкала). Очевидно, в таких  программах речь

должна идти о  государственной экологической  политике, и соответствующие

общегосударственные органы управления должны располагать  необходимыми

правами, полномочиями и ресурсами.

Попытки же региональных органов власти выработать на своем  уровне

экологическую политику характеризуются обычно сохранением  многочисленных

недостатков, сложившихся  еще в предыдущие годы. Это прежде всего еще

недостаточные правомочия региональных органов в решении  экологических проблем

- эти правомочия ''центр'' отдает все еще очень  неохотно, да и собственно

региональные проблемы в области финансирования, управления, деятельности

природоохранных органов и т.д. В силу этого  попытки региональных органов

власти выработать на своем уровне экологическую политику обычно

характеризуются бессистемностью, чрезмерным почтением  к ведомственным

приоритетам и  декларативностью ''экологических'' принципов.

Формирование обоснованной, согласованной с соседями, финансово-обеспеченной и

встроенной в  механизм управления региональная экологическая  политика - это

процесс, который  на территории РФ будет происходить  не только неравномерно,

но и со всевозможными  искривлениями и даже уродствами. В современных условиях

для надлежащей постановки такой политики необходим учет социально-

экономической , технико-технологической  и экологической обстановки на местах,

учет интересов  местного населения, которое и должно стать одним из основных

субъектов региональной экологической политики, а не ее пассивным объектом.

Видимо, базой для  формирования региональной экологической  политики должно

четкое понимание  той экологической обстановки, которая  объективно существует

на данный момент в конкретном регионе, и инерционных  тенденций ее развития.

Прежде всего  требует анализа структура экономики  региона - в ходе такого

анализа выявляются и ранжируются основные причины  неблагополучия в экологии

региона, степень  их распространенности, становятся более  очевидными пути

устранения или  нейтрализации этих причин.

Однако, чтобы региональная экологическая политика была верно  ориентированной,

достаточно системной  и последовательной, необходимо разработать  концепцию,

систему стратегических целей, задач, принципов и механизмов

природопользования  в регионе.

    

      Программные методы регулирования территориального развития

Предлагая ту или  иную региональную проблему в качестве объекта целевой

программы, следует  четко охарактеризовать ее предвидимый  результат и честно

назвать его цену. Региональная проблематика в связи  со своей социально-

экономической направленностью  имеет определенную специфику, учет которой

приводит к целесообразности раздельно осуществлять оценку эффективности  и

оценку результативности программ. Речь идет о том, чтобы  выявлять, с одной

стороны меру оправданности  затрат, а с другой, - то, насколько  реализация

программных мероприятий  будет обеспечивать достижение ожидаемых  результатов.

Под эффективностью, в свою очередь, логично понимать экономическую

выгодность, эффективность  предложенных в программе специальных  механизмов

(стимулов, льгот), экономию затрат в программном  варианте по сравнению с

периодом, когда  подобная программа не применялась.

Используемые методы государственного регулирования территориального развития

и селективной  поддержки регионов исходят не из системного представления о

критических региональных ситуациях, а исключительно из бюджетной

обеспеченности  отдельных субъектов Федерации, из их квалификации в качестве

''нуждающихся'' или  ''особо нуждающихся''. Целевые же  программы как механизм

быстрого и эффективного решения острой региональной проблемы (а не как способ

безвозвратного  финансирования из федерального бюджета), к сожалению,

применяется очень  редко. Поэтому было бы полезно составить  перечень

потенциальных зон  программного регулирования, включив  сюда ограниченное число

локальных территорий. Такие зоны следовало бы объявить сферами приоритетного

программного финансирования с предоставлением гарантий государственного

участия и с  приданием соответствующим расходам статуса защищенных статей

бюджетов всех уровней.

При этом имеющееся  правообеспечивающие разработки федеральных программ как

формы удовлетворения государственных нужд необходимо дополнить  и

переориентировать на решение приоритетных, преимущественно  социальных и

экологических задач  территориального развития.

Главная задача региональной политики - сохранении страны как единого

федеративного государства, что достигается разными путями (экономическими,

социальными и  политическими). Экономическая сторона  региональной политики, в

основном, сводятся к необходимости государственного регулирования размещения

инвестиций ради более полного использования  ресурсов (рабочей силы, природных

ресурсов, неосвоенных  земель и т.п.). Социальная сторона  региональной

политики, непосредственно  выражается в таких принципах  демократического

общества как  социальная справедливость и равноправие  граждан. С этой точки

зрения, сбалансированное региональное развитие должно гарантировать, что

качество жизни  не зависит от региона, в котором  людям довелось жить и

работать. Таким  образом, характерная для региональной политики

"дискриминация"  регионов, с социальной точки  зрения, может быть оправдана

необходимостью  избежать дискриминации граждан  по их местожительству (или, по

крайней мере, сократить  ее). Соответственно, региональная политика должна

быть направлена на выравнивание межрегиональных различий в доходах населения,

уровне безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети,

коммуникациях, состоянии  окружающей среды и т.п.

Политическая сторона  региональной политики отражает естественное для каждого

государства желание  обеспечить свою внешнюю безопасность и территориальную

целостность. Последнее  особенно важно для многонациональных  государств, в

которых напряженность  в отношениях между регионами  и между центром и

регионами может  привести к росту регионального  сепаратизма.

    

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Региональная политика - очень важная составляющая практически  любой политики

как на федеральном, так и на субфедеральном и местном  уровнях. Хотя говорить

о региональной политике только как о части какой-либо другой политики

неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая  часть

Информация о работе Региональная политика