Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:58, автореферат
Актуальность темы исследования определяется деятельностью политических элит как социальных субъектов, изначально обладающих ресурсами и свободой в принятии стратегически важных решении и способных осуществлять целенаправленные управленческие воздействия на общество, приобретает особо важную роль в современных условиях модернизации.
Изменение состава и конфигурации политических элит, характер отношений между внутриэлитными группами, степень политической конкуренции, характер циркуляции политических элит, способы элитообразования и рекрутации политической элиты являются основными аспектами изучения внутриэлитной трансформации.
Во втором параграфе первой главы «Типологизация и структурирование политических элит» раскрываются критерии типологизации, её цивилизационные основания, дается характеристика внутриэлитного пространства, рассматривается динамика политических элит.
Политическая элита как особая макрогруппа является целостным и сложным социальным образованием. Существует огромное многообразие процессов структурирования политической элиты как особой макросоциальной группы. Способ ее существования отличается различными структурными связями, которые характеризуются координатами социального пространства времени, устойчивостью и изменчивостью, целостностью, могут быть необходимыми и случайными, исходными и производными, основными и побочными, нормальными и аномальными.
Представления о структуре политической элиты зависят от характера критерия, избранного в качестве основания структурирования – федеральная, региональная, элита – контрэлита, основные ветви власти. Одним из важнейших оснований структурирования является степень институционализации политического влияния того или иного элитного сегмента.
Определив политическую элиту как внутренне сплоченную составляющую меньшинство общества социальную группу, диссертантом отмечено, что она отличается особыми социально–психологическими качествами и ценностями, стереотипами и нормами поведения, обладает властными ресурсами, что дает ей возможность принимать важнейшие решения, а также обеспечивает престиж и привилегированное положение.
Структурирование правящих элит приводит к образованию их разных типов и форм, возникающих в социальной реальности, что оказывает огромное влияние на формирование типа государственной организации и стиля жизни общества, содержание и темпы социально-экономической динамики и адаптации к угрозам и вызовам времени. Целостное представление о правящей элите может возникнуть лишь на основе применения многомерной концепции, все одномерные подходы неизбежно остаются односторонними и ограниченными. Для интерпретации деятельности правящей элиты требуется тщательная идентификация ее структурного типа, определения того неповторимого конгломерата координат социального пространства – времени. Целостность правящей элиты, которая во многом характеризует устойчивость общества, определяется суммарными балансами вертикальных и горизонтальных связей, связей различных ее групп с теми социальными слоями и классами, которые они представляют. Выделение структурных характеристик вертикальных и горизонтальных связей, позволяет типологизировать их внутренние различия, вскрыть причины появления различных структур, форм и моделей правления, объяснять специфическую направленность и динамику их трансформации.
Следует подчеркнуть, что элита не является категорией одной только политической науки. В современном обществе существует целый ряд элит – политических, военных, экономических, профессиональных, переплетающихся или соперничающих друг с другом. В зависимости от степени институционализации влияния на процесс принятия решений политическая элита может быть представлена дихотомической структурой, включающей два компонента, условно определяемых как лидеры и бюрократия. Бюрократия включает административных руководителей всех уровней и должностных лиц, занимающих постоянные оплачиваемые посты в органах государственного управления. В категорию политических лидеров входят лица, профессионально занимающиеся политической деятельностью и обладающие высокой степенью влияния на принятие политических решений, но не имеющие должностей в структурах власти, это – руководители политических партий, влиятельные интеллектуалы, ключевые фигуры СМИ.
В третьем параграфе первой главы «Социальные параметры политических элит в условиях модернизации российского общества» рассмотрены изменения в политической элите в современном социокультурном пространстве России.
Принципиальной
особенностью политической элиты является
то, что она представляет собой
открытую систему, пополняющуюся за
счет лиц различного образовательного,
профессионального и
К числу основных
институциональных каналов рекр
Реалии современной политики таковы, что никакие внешние обстоятельства или статусное положение не способны так устойчиво влиять на принимаемые политической элитой решения, как их смыслозначимые представления о пределах допустимого в политике, их убеждения и ценности, наработанные годами стандарты и приемы управления, доминирующие в политико-административной среде нормы межличностных отношений, традиционно относящиеся к элементам культуры власти и управления политической элиты, которые создают своего рода кристаллическую решетку стиля управления обществом и государством, выступая подлинным двигателем социальных реформ.
Важным условием демократического характера политической элиты является ее социальная представительность, с известной степенью полноты, характеризующая открытость элиты, возможность для представителей различных социальных групп общества стать полноправными ее членами. Развитие элит как социальной общности определяется общим правилом изучения характеристик социальных групп и индивидов, входящих в её состав.
Политическое сознание политической элиты выступает ведущим компонентом её культуры, представляющую собой наиболее общую категорию, отражающую всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений, которые опосредуют её отношение с политическими структурами. Иными словами, политическое сознание политической элиты отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения, на которые она ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ей функций.
Российская
политическая элита еще не преодолела
установки корпоративно-
В современном российском обществе все острее встает проблема становления квалифицированной политической элиты, которой могло бы доверять население. Такую элиту необходимо российскому обществу создавать, прилагая значительные усилия для того, чтобы с помощью демократических и юридических норм и механизмов, в том числе и посредством законных и обоснованных привилегий, проводить своеобразную «селекцию» новых политиков, имеющих государственное мышление и способных взять персональную ответственность за преобразования в стране.
Во второй главе «Российские политические элиты на пути к модернизации в современных условиях», состоящей из двух параграфов, проанализированы особенности современного российского элитогенеза, связанные с массовыми социальными процессами теневизации, этнизации, традиционализации, обусловленное цивилизационной незавершенностью и неполнотой процессов политической модернизации.
В первом параграфе второй главы «Механизм рекрутирования российской политической элиты на современном этапе» выявлена взаимосвязь процесса рекрутирования элиты и характер сложившихся общественных отношений в период модернизации страны.
Для нынешней России модернизация стала главным термином, играющим роль проводника страны к новым историческим пределам. В то же время, единого понимания модернизации в элитах нет. Для значительной части экономической и административной элиты модернизация – это просто совокупность программ, позволяющих получить недорогое финансирование из государственного бюджета или от около государственных банков.
По самому общему определению, модернизация представляет собой процесс перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному, основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными процессами с опорой на законы. В теории под модернизацией понимается совокупность процессов индустриализации, секуляризации, урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной политической власти, усиление пространственной и социальной мобильности… и др., ведущие к формированию «современного открытого общества» в противовес «традиционному закрытому».
В политической науке под политической модернизацией понимают процесс создания эффективных властных институтов и механизмов, формирование компетентной и эффективной бюрократии европейского типа, расширение участия масс в политике, становление правового государства и гражданского общества. При этом политическая модернизация является составной и неотъемлемой частью общего процесса модернизации - без определенных изменений во властной и политической сфере невозможно обеспечить ускоренное развитие экономики, сферы образования и науки, но, в свою очередь, интенсивное развитие новых экономических отношений и гражданской культуры требует изменения политических институтов.
В качестве зависимого механизма рекрутирование отражает интегрирующие компоненты социально-политических процессов, сложившиеся в обществе противоречия, степень представительности системы, критерии социальной стратификации, а также структурные изменения в системе политических ролей. С другой стороны, как независимый фактор, модель рекрутирования элиты безусловно влияет на определение ключевых направлений политической стратегии государства, в том числе, детерминирует порядок политического участия и приобретения политических должностей, обеспечивает стабильность всей системы, ее прогрессивное развитие.
Рекрутирование является одним из наиболее важных механизмов функционирования политической системы, в ходе которого происходит выявление и заполнение политически значимых позиций. Важной сущностной характеристикой рекрутирования является то, что данный процесс обеспечивает преемственность элиты, а также дальнейший отбор и назначения на специфические элитные позиции. По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования выделяются открытые и закрытые элиты. Открытая элита характеризуется достаточно динамичной циркуляцией, ей присуща открытость, выражающаяся в формально равных возможностях доступа членов неэлитных групп в нее. Существует относительно небольшое количество формальных ограничений доступа в элиту. Отбор в элиту осуществляется на основе острой конкурентной борьбы, в которой большое значение имеют личные качества: энергичность, умение найти и организовать себе поддержку, способность мобилизовать имеющиеся ресурсы. Открытая элита пополняется новыми лидерами, которые являются носителями новых идей и ценностей. Поэтому она демонстрирует способности к социальным инновациям и реформам. Ее положительными чертами являются чуткость к социальным настроениям и потребностям, гибкость и широкие возможности быстрой адаптации к меняющимся социальным условиям и реакции на общественные перемены.
В отличие от открытой элиты, для закрытой элиты характерна замедленная циркуляция, выражающаяся в неравных возможностях доступа представителей неэлитных групп в нее. В первую очередь на отбор в элиту влияют формальные показатели: возраст, стаж работы, партийность, принадлежность к определенной корпорации. Важнейшим условием, влияющим на отбор в элиту, является личная преданность руководству и готовность беспрекословно исполнять приказы. В конечном счете, элита стремится к самовоспроизводству, что, в свою очередь, обрекает ее на вырождение и деградацию. Ее положительными чертами являются: высокая степень преемственности в выработке политики, уравновешенность решений, невысокая вероятность внутренних конфликтов. К недостаткам этого типа элиты следует отнести косность, слабую способность реагировать на происходящие социальные изменения, тенденция к кастовости.
В настоящее время ситуация с использованием кадрового потенциала молодежных организаций страны в качестве ресурсной базы политической элиты существенно иная. Политические партии относятся к работе с молодежью формально. Они не создают эффективную систему работы с молодежью, со своим будущим резервом, что обуславливает имеющиеся сегодня сложности привлечения молодежных объединений в качестве кадровой базы в процесс формирования различных групп элит, в том числе политической элиты.
На сегодняшний день перед лидерами Российской Федерации уже стоит вопрос о способе формирования открытой элиты и решить это призвана государственная программа «Кадровый резерв - профессиональная команда страны», рекрутирование элиты через молодежный резерв.
Особенности формирования
и пополнения национальной политической
элиты Карачаево-Черкесской Республики
обусловлены историко-
В исследовании показано, что в основе элитообразования Карачаево-Черкесии лежат преимущественно родственные и приятельские отношения, при том, что этнический фактор является основополагающим. Просматривается явная необходимость формирования национальной политической элиты на основе профессионализма и при непосредственном контроле со стороны федерального центра.