Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:25, курсовая работа
Цель исследования: выявить характер, содержание и особенности регионального сотрудничества в рамках АТР и его международное значение, раскрыть геополитические составляющие региональной стратегии развития Дальнего Востока.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- провести анализ современных тенденций регионального международного сотрудничества и исследовать механизм участия в нем Дальнего Востока;
- раскрыть основные факторы и содержание развития международного регионального сотрудничества в рамках АТР и возможные модели интеграции Дальнего Востока;
- изучить экономические отношения приграничных регионов КНР и России;
- рассмотреть проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Китая.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА 6
1.1. Геополитическое положение Дальнего Востока……………….....…6
1.2. Хозяйственная и транспортная инфраструктура Дальнего Востока…………………………………………………………………………...14
2. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ……………………………………………………………………………..20
2.1. Экономические отношения приграничных регионов КНР и
России…………………………………………………………………………...20
2.2. Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Китая…………………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
Наиболее
важными портами с
В
настоящее время морским
Перегрузочные мощности южных материковых портов и пропускная способность железнодорожных подходов к ним позволяют переработать не более 35 млн. тонн грузов в год, что настоятельно требует развития соответствующих транспортных систем[5, с.128].
Внутренний
водный транспорт в регионе
С открытием границ для торговли с Китаем Амур стал международной транспортной артерией. С российской стороны статус открытых портов приобрели Благовещенск, Нижнеленинское, Поярково, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре.
Дальневосточные экспортеры поставляют в соседнюю страну речной песок и прочие строительные материалы, древесину, удобрения. Из Китая ввозятся продовольствие и товары народного потребления. В будущем по Амуру и его правому притоку Сунгари планируется осуществлять транзитные перевозки грузов из Японии и Южной Кореи в северные провинции Китая.
Количество автомобильных дорог с твердым покрытием на Дальнем Востоке значительно меньше, чем в европейской части страны. Дальний Восток пока оторван от единой дорожной сети страны, поскольку еще не закончено строительство дорог федерального значения на трассе Чита - Хабаровск - Находка[9, с.173].
Обширные пространства дальневосточных территорий и недостаточное развитие наземных путей сообщения предопределяют повышенную значимость здесь авиационного транспорта. Особенно это касается пассажирских перевозок, где авиация играет ведущую роль, как на внутрирегиональных, так и на межрегиональных линиях. В целом на Дальнем Востоке доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках составляет около 38%. Однако, в регионе есть немало районов и населенных пунктов, для которых самолет - единственное средство связи с «большой землей».
Всего на Дальнем Востоке насчитывается более 200 аэропортов и аэродромов гражданского назначения, из них 105 находятся на юге региона. В массе своей это аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными полосами, которые весной и осенью выходят из строя, и лишь тринадцать имеют специальное бетонное покрытие, предназначенное для приема тяжелых пассажирских и транспортных самолетов.
Самолетами Дальневосточного регионального управления воздушного транспорта перевозится ежегодно около 2 млн. пассажиров и около 30 тыс. т грузов. Основной поток грузов и пассажиров приходится на Хабаровск, расположенный на пересечении воздушных путей и обладающий самым высоким потенциалом на Дальнем Востоке (его пропускная способность 1500 пассажиров в час). Из Хабаровска выполняются регулярные авиарейсы более чем в 40 городов России и СНГ. Вторым по значимости является аэропорт «Артем» (в 44 км от Владивостока), способный пропускать до 700 пассажиров в час, а с учетом только что построенного международного терминала - до 800 пассажиров в час. По воздушным линиям Владивосток имеет прямую связь с 20 российскими городами[14, с.153].
Основными
проблемами воздушного транспорта региона
являются эксплуатация морально и физически
устаревшего самолетно-
Приморский край занимает в транспортной системе РФ выгодное географическое положение, является регионом, через который пролегают транзитные торговые пути между Европой и Восточной Азией, между Северо-Восточной Азией и Северной Америкой. Здесь сходятся все транспортные развязки, связывающие порты края, сухопутные пограничные переходы Россия-Китай, Транссиб и гострассу Владивосток-Хабаровск.
В соответствии с Концепцией развития транспорта РФ через территорию Приморского края проходят следующие международные транспортные коридоры (МТК):
1)
Трансконтинентальный
2)
Трансокеанский азиатско-
3)
Транспортный коридор «
4)
Транспортный коридор «
5)
Корейский восточный
Развитие
транспортного комплекса
I
этап - стабилизация работы
II
этап - ускоренное развитие
По
оценкам, суммарные объемы грузооборота
южных материковых портов региона
составят в 2010 году - 45-65 млн. тонн. Для
увеличения объемов грузовых перевозок
потребуется обновление транспортного
флота Дальневосточного бассейна, пополнение
его сухогрузными и наливными
судами для обслуживания портопунктов
с рейдовой погрузкой-выгрузкой, судами
усиленного ледового класса для плавания
в замерзающих морях, специализированными
судами для обслуживания экспортно-импортных
перевозок. Требуется также обновление
пассажирского флота для
2
ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
2.1
Экономические отношения
приграничных регионов
КНР и России
Торгово-экономическое
сотрудничество служит материальной основой
для добрососедского и
Торгово-экономическое сотрудничество между соседними регионами является важной составной частью торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. На восьмой очередной встрече премьеров правительств Китая и России была ещё более ясно определена и подчеркнута важность усиления регионального сотрудничества между двумя странами.
Провинция Хэйлунцзян, имеющая общую с Россией границу на протяжении более 3000 километров, имеет богатейшие природные возможности для развития регионального сотрудничества с Дальним Востоком и Сибирью России. После восстановления торгово-экономических связей двух сторон провинция Хэйлунцзян постоянно рассматривает сотрудничество с Россией как важное направление расширения внешних сношений и добилась больших успехов, как в строительстве базовой инфраструктуры, так и в установлении дружественных отношений с этими районами России, неустанно развивает с ними торгово-экономическое сотрудничество.
Провинция Хэйлунцзян уже стала одним из важных окон, платформ и пропускных каналов торгово-экономического сотрудничества Китая с Россией. Теперь в провинции уже построены 25 пропускных пунктов первого класса государственного значения, ведётся подготовительная работа по строительству моста через пограничную реку Хэйлунцзян (Амур) в районах Хэйхэ и Логухэ. Правительство провинции Хэйлунцзян установило дружеские связи с местными правительствами федеральных субъектов российского Дальнего Востока и Сибири, создала режим для регулярных встреч между губернаторами обеих сторон[10, с.59].
Предприятия
обеих сторон тоже установили дружеские
и деловые связи, неустанно углубляют
сотрудничество в торгово-экономической,
научно-технической и
Китайский и российский банки уже решили начать расчётные операции в национальной валюте между Хэйхэ, провинции Хэйлунцзян и Благовещенском, что создаёт благоприятные условия для дальнейшего развития нашего торгово-экономического сотрудничества. В первом квартале 2010 года оборот торговли увеличился на 60 процентов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
В
настоящее время в Китае
Торговый оборот Приморского края с КНР в 2010 году составил 720,8 млн. долл. США. Удельный вес КНР в общем объеме внешнеторгового оборота Приморского края достиг 38%.
Последние
2 года КНР является стабильно лидирующим
партнером Приморского края в
области торгово-экономических
Экспорт Приморского края в Китай в 2010 году составил 366 млн. долл. США, а импорт 354,8 млн. долл. США. Импорт товаров из КНР оказывает заметное влияние на пополнение потребительского рынка Приморья. Вызывает одобрение позиция Китая с готовностью предпринять практические шаги для повышения качества импортируемых в Россию китайских товаров, а также, работать с российскими импортерами на тех же условиях, что и с фирмами Европы и США.
Позитивные
тенденции отмечаются в области
инвестиционного
Информация о работе Российский Дальний Восток. Геополитическая ситуация