Россия и Япония. Состояние и перспективы взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – осветить наиболее актуальные проблемы взаимоотношений и проследить тенденции развития сотрудничества стран. Объект исследования — состояние и перспективы взаимоотношений между Россией и Японией. Предмет исследования - проблемы между странами, решение которых – необходимое условие развития сотрудничества.
Задачи курсовой работы: рассмотреть историю российско-японских отношений, раскрыть тенденции развития российско-японских отношений, рассмотреть проблему Южных Курил, перечислить последствия передачи островов Курильской гряды для России и Японии, раскрыть перспективы партнерства России и Японии.

Содержание работы

Введение 4
1 "Визитная карточка" Японии 5
2 История Российско-Японских отношений 6
3 Россия и Япония в 90-е годы 9
3.1 Тенденции развития Российско-Японских отношений 9
3.2 Проблема Южных Курил 13
3.3 Последствия передачи островов курильской гряды для России и Японии 17
4 Перспективы партнерства России и Японии 20
Заключение 21
Библиографический список 22

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Амурский государственный  университет

(ГОУВПО «АмГУ»)

 

Кафедра экономических дисциплин

 

 

 

 

 

 

курсовАЯ работа

 

на тему: Россия и Япония. Состояние и перспективы взаимоотношений.

по дисциплине Геополитика

 

 

 

Исполнитель

студент группы 733-Б _____________   (дата, подпись)              B.C. Кравченко

 

 

Руководитель     

доцент            ______________ (дата, подпись)              Б.М. Голубь

 

 

 

Нормоконтроль 

преподаватель  _____________   (дата, подпись)             Л.А. Максюкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биробиджан  2008

 

РЕФЕРАТ

 

 

Работа 22 с., 12 источников

 

 

Курильская гряда, Российско-Японские отношения, Токийская декларация, Потсдамская декларация, “северные территории”, АТЭС, ООН.

 

 

Цель курсовой работы – осветить наиболее актуальные проблемы взаимоотношений и проследить тенденции развития сотрудничества стран. Объект исследования — состояние и перспективы взаимоотношений между Россией и Японией. Предмет исследования - проблемы между странами, решение которых – необходимое условие развития сотрудничества.

 Задачи курсовой  работы: рассмотреть историю российско-японских отношений, раскрыть тенденции развития российско-японских отношений, рассмотреть проблему Южных Курил, перечислить последствия передачи островов Курильской гряды для России и Японии,  раскрыть перспективы партнерства России и Японии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Тема моей курсовой работы “ Россия и Япония. Состояние и перспективы взаимоотношений.“ Я считаю эту тему актуальной, потому что современная Япония – одна из наиболее развитых стран мира. Несомненно, что сотрудничество с ней является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.

В Концепции внешней  политики России, утвержденной 28 июня 2000 года Президентом В. В. Путиным, говорится, что «РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран» / 7 /.

В настоящее время  между странами существует целый  ряд  проблем, решение которых  – необходимое условие развития сотрудничества.

Цель данной работы –  осветить наиболее актуальные проблемы взаимоотношений и проследить тенденции  развития сотрудничества стран.

Объект исследования — состояние и перспективы взаимоотношений между Россией и Японией. Предмет исследования - проблемы между странами, решение которых – необходимое условие развития сотрудничества.

 Задачи курсовой  работы: рассмотреть историю российско-японских отношений, раскрыть тенденции развития российско-японских отношений, рассмотреть проблему Южных Курил, перечислить последствия передачи островов Курильской гряды для России и Японии,  раскрыть перспективы партнерства России и Японии.

В ходе изучения данного  вопроса я пользовался методом  изучения и систематизации литературы.

В моей работе 22 страницы и 12 источников.

 

 

1 ''ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА'' ЯПОНИИ

 

 

После второй мировой  войны экономика Японии находилась в крайне плачевном состоянии. Однако умело проведенная экономическая  политика уже к концу 60-х годов  позволила стране встать на ноги. Сегодня Япония – одна из наиболее развитых стран. По существующим данным, Япония с населением 120 млн. может производить товаров и услуг всего лишь на 15 % меньше, чем США. Показательно также то, что заграничные капиталы Японии превышают 1 трлн. долларов / 3 /.

Япония сейчас является не только второй по экономической  мощи державой мира, но и крупнейшим кредитором, а также одним из основных доноров международных организаций  и программ. В последние годы Япония обеспечивает около 15 % годового бюджета  ООН. Немаловажным фактом является также то, что Япония занимает третье место среди развитых стран по размерам национального дохода на душу населения, составившего в 1995 году 31, 9 тыс. долларов / 8 /.

Большинство геополитиков относят Японию к государствам-центрам силы. Здесь следует учесть следующий факт. Япония – асимметричная великая держава, поскольку ее экономическая мощь не соответствует ее военному и политическому весу и влиянию. Но она располагает возможностями для существенного увеличения военных расходов, а о растущих политических амбициях Страны восходящего солнца свидетельствуют ее претензии на место в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена. И если существующая асимметричность будет преодолена, то это может вызвать революционные изменения во всем мире / 3 /.

 

2 ИСТОРИЯ РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ  ОТНОШЕНИЙ

 

Русско-японские отношения  имеют более чем трехсотлетнюю  историю. Первые сведения о Курильских островах сообщил в 1697 году русский  землепроходец В. В. Атласов. В 1854 году Япония, бывшая до этого «закрытой страной», была «открыта» М. Перри для европейцев. Уже в 1855 году был заключен первый русско-японский договор – «о мире и дружбе». Этот договор определял морскую границу, а японское правительство открыло для русских судов порты Симода, Хакодате, Нагасаки. В 1895 году был заключен договор о «взаимной свободе торговли и мореплавания» и режиме наибольшего благоприятствования для подданных одной страны на территории другой.

Отношения между Россией  и Японией носили позитивный характер вплоть до русско-японской войны. В 1904 году война была развязана Японией, носила империалистический характер и велась за господство в Северо-Восточном Китае и Корее. В результате заключения Портсмутского мира 5 сентября 1905 года Россия признала Корею сферой влияния Японии и уступила ей Южный Сахалин.

1 сентября 1939 года началась  вторая мировая война. В течение  практически всего ее периода  (сентябрь 1939 г. — август 1945 г.) Япония  и Советский Союз не находились  в состоянии войны. Дело в  том, что в апреле 1941 года между обеими странами был заключен Пакт о нейтралитете со сроком действия на 5 лет.

4 – 11 февраля 1945 года  в Ялте встретились главы правительств  трех союзных держав: И. В. Сталин (СССР), Ф. Д. Рузвельт (США) и  У. Черчилль. В результате Ялтинской  конференции (Крымской конференции) СССР выразил согласие на определенных условиях вступить в войну против Японии. По условию Ялтинской конференции СССР отходили  так называемые «северные территории».

9 августа 1945 года, три  дня спустя после атомной бомбардировки Хиросимы и в тот же день атомной бомбардировки Нагасаки, Советский Союз вступил в войну против Японии, поражение которой уже не вызывало никаких сомнений. Спустя неделю, 14 августа Япония приняла условия Потсдамской декларации и капитулировала перед союзными державами.

После окончания войны  вся территория Японии была оккупирована союзными войсками. В результате переговоров  между союзниками территория собственно Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань — войсками Китая, а  Сахалин и Курильские острова — советскими войсками. Что касается Курил, то советские войска 18 августа заняли остров Шумшу, а потом 27 августа, продвинувшись до острова Уруп, южного конца Курильской гряды, они развернулись назад от данного острова. Но, узнав об отсутствии американских войск на Северных территориях, в период до 3 сентября они оккупировали и Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи, которые являются исконными территориями Японии.

Оккупация Северных территорий была военной оккупацией, совершенно бескровной после военных действий, и, следовательно, подлежала прекращению в результате территориального урегулирования по мирному договору.

И. В. Сталин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года включил районы, находящиеся  под оккупацией, в состав территории своей страны. В период 1947—49 годов Советский Союз насильственно выселил японцев, проживавших на Итурупе, Кунашире, Шикотане и гряде Хабомаи (до войны на этих островах проживало свыше 17 тысяч японцев) и начал заселять оккупированные районы советскими гражданами.

В 1956 году между Советским  Союзом и Японией были проведены  переговоры, которые, однако, не привели  к договоренности: японская сторона  заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан  и гряда Хабомаи являются территорией  Японии и требовала их возвращения, а советская сторона  соглашалась вернуть лишь Шикотан и Хабомаи.

В результате Япония и  СССР вместо мирного договора подписали  Совместную декларацию, предусматривавшую  прекращение состояния войны  и восстановление дипломатических  отношений. Стороны обязались продолжить переговоры о заключении мирного договора и о возвращении после заключения мирного договора гряды Хабомаи и острова Шикотан.

Проблема Хабомаи и  Шикотана в составе территориального вопроса между Японией и СССР в принципе разрешена японо-советской Совместной декларацией. Следовательно, остается проблема Итурупа и Кунашира, которая должна быть решена на переговорах по мирному договору.

После заключения Совместной декларации между Японией и СССР периодически проводились переговоры по мирному договору, но реального результата не было получено. В частности, при тоталитаризме СССР долгое время занимал жесткую позицию, сводившуюся к тому, что «территориального вопроса не существует». 

 

3 РОССИЯ И ЯПОНИЯ В  90-Е ГОДЫ

 

3.1 Тенденции развития российско-японских отношений

Появление в 1991 году на международной  арене новой России как суверенного  государства, провозгласившего путь демократических  и рыночных преобразований, обусловило становление принципиально иного  по сравнению с предшествующим периодом характера отношений нашей страны с ее дальневосточным соседом - Японией. С распадом СССР и началом реформ в России исчезла причина военно-политической и идеологической конфронтации с Японией как неизбежного следствия прежнего советско-американского соперничества. Наряду с этим с учетом тенденции к формированию многополярного мира Россия стала подходить к Японии как к крупной самостоятельной экономической державе с растущим потенциалом политического влияния в международных делах.

Стало очевидным, что  подъем российско-японских отношений на более высокий уровень будет способствовать решению важной для национальных интересов России задачи вхождения в качестве полноправного партнера в мировое сообщество, его глобальные («восьмерка», МВФ, ВТО) и региональные, азиатско-тихоокеанские (АТЭС) институты взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, улучшение отношений с Японией было необходимым для решения более конкретных, но не менее значимых задач: эффективное задействование российско-японского экономического потенциала для социально-экономического подъема районов Дальнего Востока России; подключение дальневосточных субъектов Федерации к взаимовыгодному сотрудничеству в субрегионе Северо-Восточной Азии; использование опыта Японии для продвижения экономических реформ России; укрепление безопасности России на дальневосточном направлении.

Японское правительство в декабре 1991 года одним из первых признало Российскую Федерацию  в качестве государства  – продолжателя СССР и заявило  о своей поддержке российских реформ в качестве долгосрочного стратегического курса, поскольку, как подчеркивали в Токио, успех преобразований в России отвечает интересам всего международного сообщества, включая Японию / 4 /.

Однако процесс налаживания  отношений между странами шел  достаточно вяло, несмотря на то, что японское руководство отошло от прежней жесткой увязки всего и вся в российско-японских отношениях с прогрессом в решении территориальной проблемы и стало придерживаться более гибкой, реалистичной линии, предполагающей активное развитие отношений с Россией параллельно с продолжением переговоров по мирному договору.

Крупным событием на пути налаживания  взаимоотношений России и Японии стал официальный визит Б. Н. Ельцина  в Токио в октябре 1993 года. В  результате была подписана Токийская  декларация о российско-японских отношениях – первый комплексный документ, определивший принципиальные основы отношений между новой Россией и Японией, а также пакет из более полутора десятков соглашений и документов по развитию двустороннего сотрудничества в различных областях.

В Токийской декларации было зафиксировано  намерение сторон взаимодействовать  в делах строительства нового международного порядка и полной нормализации российско-японских отношений, а также углублять сотрудничество в области разоружения, развивать диалог и взаимодействие в других сферах.

Токийские договоренности на высшем уровне открыли путь для дальнейшей активизации российско-японских отношений  по многим направлениям. В частности  были сделаны важные шаги в развитии экономического сотрудничества.

Информация о работе Россия и Япония. Состояние и перспективы взаимоотношений