Россия и Япония. Состояние и перспективы взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – осветить наиболее актуальные проблемы взаимоотношений и проследить тенденции развития сотрудничества стран. Объект исследования — состояние и перспективы взаимоотношений между Россией и Японией. Предмет исследования - проблемы между странами, решение которых – необходимое условие развития сотрудничества.
Задачи курсовой работы: рассмотреть историю российско-японских отношений, раскрыть тенденции развития российско-японских отношений, рассмотреть проблему Южных Курил, перечислить последствия передачи островов Курильской гряды для России и Японии, раскрыть перспективы партнерства России и Японии.

Содержание работы

Введение 4
1 "Визитная карточка" Японии 5
2 История Российско-Японских отношений 6
3 Россия и Япония в 90-е годы 9
3.1 Тенденции развития Российско-Японских отношений 9
3.2 Проблема Южных Курил 13
3.3 Последствия передачи островов курильской гряды для России и Японии 17
4 Перспективы партнерства России и Японии 20
Заключение 21
Библиографический список 22

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Особенно широкое, динамичное, многоплановое  развитие российско-японских отношений  приходится на период с 1997 года. 1 – 2 ноября 1997 года в Красноярске состоялась первая в истории взаимоотношений  России и Японии неформальная встреча  руководителей двух государств. Красноярский саммит стал этапным событием в отношениях с нашим дальневосточным соседом, положившим начало их продвижения в направлении партнерства.

В Красноярске Б. Н. Ельцин и Р. Хасимото сформулировали новые принципы российско-японских отношений – взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество. Значительное внимание было уделено проблеме мирного договора. Руководители стран отметили необходимость развязывания этого узла, омрачающего отношения России и Японии и договорились приложить все усилия, чтобы заключить мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации

Диалог между Президентом России и премьер-министром Японии был  продолжен в апреле 1998 года на их неформальной встрече в японском курортном местечке Кавана. Был достигнут ряд новых договоренностей по дальнейшему продвижению двусторонних отношений.

В июле 1998 года состоялся официальный  визит в Японию председателя правительства  России С. В. Кириенко. В ходе визита был достигнут ряд договоренностей в сфере экономики.

Активно развивающиеся российско-японские отношения во второй половине 90-х  годов создали предпосылки для  повышения их уровня. Эта цель была поставлена в Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года Президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути в ходе визита последнего в Москву. Констатировав, что двусторонние отношения занимают одно из важнейших мест во внешней политика России и Японии, лидеры двух стран провозгласили в качестве главнейшей задачи установление партнерства на базе принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и тесного экономического сотрудничества.

1999 год для российско-японских  отношений прошел под знаком  последовательной реализации поставленной на высшем уровне задачи строительства партнерских отношений. Российско-японские отношения продвигались вперед в ключе общего понимания, что созидательное партнерство предполагает широкое, активное развитие всего комплекса двусторонних связей и сотрудничества в сочетании с продолжением  конструктивного решения проблемы пограничного размежевания.

В середине февраля 2000 года министр иностранных дел России И.С. Иванов посетил Японию с официальным визитом. Состоялась встреча И.С. Иванова с премьер-министром Японии К. Обути, которому было передано личное послание В.В. Путина. Были проведены переговоры между И.С. Ивановым и министром иностранных дел Японии Ё. Коно. К. Обути и Ё. Коно заявили о неизменности курса на развитие отношений с Россией.

Визит И.С. Иванова показал устойчивый, поступательный характер развития отношений  между Россией и Японией, не подверженный конъюнктурным колебаниям, выявил хорошие  перспективы российско-японских связей по всем направлениям / 4 /.

3 – 5 сентября 2000 года  состоялся официальный визит  Президента России В. В. Путина  в Японию. Переговоры В. Путина  с И. Мори были сфокусированы  на таких ключевых аспектах, как  стратегическое сотрудничество  в мировых делах, развитие двусторонних  торгово-экономических связей и проблема мирного договора, причем по каждому из этих аспектов был достигнут определенный прогресс. Впервые в истории двусторонних отношений Президент России и премьер-министр Японии подписали Совместное заявление о взаимодействии России и Японии в международных делах. Здесь стороны не просто суммируют совпадающие или близкие подходы, но идут дальше, к реальной взаимной поддержке.

Подводя итог, можно сказать, что визит В. Путина стал важным шагом  в процессе строительства партнерства  между двумя странами. Это позволяет высказать предположение о сохранении и развитии позитивных тенденции в отношениях России и Японии.

3.2 Проблема Южных Курил

Проблема Южных Курил  одна из ключевых во взаимоотношениях России и Японии.

После поражения России в войне 1904 – 1905 г. г. по Портсмутскому мирному договору, навязанному России, прежде всего США и Англией, острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и половина острова Сахалин отошли к Японии. В 1945 году после разгрома Квантунской армии в Маньчжурии, японских гарнизонов на Итурупе Кунашире, Шикотане и Хабомаи они вновь перешли под юрисдикцию России. В апреле 1945 года был принят Устав ООН, который предписывал коллективные меры против любого агрессора / 12 /.

Он допускал изъятие  территорий государств, воевавших против союзников. В случае противоречий между действовавшими договорами и Уставом ООН преимущественную силу имел Устав ООН. Устав был одобрен Японией в 1956 году. Отсюда можно сделать вывод, что притязания Японии на «северные территории» не имеют под собой юридической силы / 10 /.

Проблема Южных Курил  или так называемых «северных  территорий» неразрывно связана  с проблемой заключения мирного  договора между Россией и Японией.

Первый шаг на пути решения проблемы мирного договора и территориального размежевания стран был сделан в ходе визита Президента России Б.Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В Токийской декларации, подписанной в ходе визита, были впервые сформулированы основные принципы дальнейших переговоров по заключению мирного договора: «Президент Российской Федерации и премьер-министр Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого, провели серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, а также принципов законности и справедливости, и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения. В этой связи правительство Российской Федерации и правительство Японии подтверждают, что российская Федерация является государством – продолжателем СССР и что все договоры и другие договоренности между Советским Союзом и Японией продолжают применяться в отношениях между российской Федерацией и Японией» / 4 /.

Значительное внимание проблеме мирного договора было уделено  на встрече Б.Н. Ельцина и Р. Хасимото в Красноярске (1 – 2 ноября 1997 года). Руководители стран отметили необходимость заключения мирного договора между странами и договорились приложить все усилия для того, чтобы заключить мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации.

Новое измерение переговоры по мирному договору получили на встрече Б.Н. Ельцина и Р. Хасимото в апреле 1998 года. Президент России и премьер-министр Японии дали указание ускорить переговорный процесс. При этом с японской стороны было выдвинуто конкретное предложение по пограничному размежеванию, идущее в русле японской официальной позиции. Российская сторона зарезервировала за собой право дать ответ на это предложение в ходе следующей встречи на высшем уровне.

Серьезное внимание проблеме мирного договора было уделено в  Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути. В ходе встречи на высшем уровне в Москве Президент России передал премьер-министру Японии ответ на каванского предложение японской стороны. Ответ открыл возможность для продолжения работы по поиску взаимоприемлемого решения проблемы пограничного размежевания в обстановке всестороннего сближения России и Японии, включая углубление связей и контактов в районе Южных Курил. С учетом этого Президент России и премьер-министр Японии зафиксировали в Московской декларации указание правительствам двух стран активизировать переговоры о заключении мирного договора. Было поручено создать подкомиссии по пограничному размежеванию и по совместной хозяйственной деятельности на островах в рамках возглавляемой министрами иностранных дел совместной комиссии по вопросам заключения мирного договора.

Переговоры по мирному  договору, включая аспект пограничного размежевания, продолжались в 1999 году (в феврале – в Токио и в мае - в Москве). Российская сторона руководствовалась на переговорах своей принципиальной позицией, состоящей в том, что решение проблемы пограничного размежевания с Японией должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и территориальной целостности России, пользоваться пониманием и поддержкой общественности обеих стран и быть одобренным законодательными органами России и Японии. При этом российская сторона выразила мнение о том, что речь должна идти не просто о мирном договоре, а о более широком, отвечающем современным реалиям документе – Договоре о мире, дружбе и сотрудничестве. Российская сторона предлагала обозначить в Договоре о мире, дружбе и сотрудничестве принципиальную направленность дальнейшей совместной работы по выходу на решение проблемы пограничного размежевания (значительная активизация контактов в районе Южных Курил, дальнейшее всестороннее сближение двух стран), а непосредственно саму линию границы между Россией и Японией зафиксировать в отдельном документе в будущем, когда будет выработана устраивающая обе стороны формула урегулирования территориальной проблемы.

Можно сказать, что в 90-х  годах Южные Курильские острова  постепенно становились районом  российско-японского взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества. Подобное изменение можно считать одним из самых значительных политических достижений в отношениях России и Японии последнего времени.

Визит Президента России В. Путина в сентябре 2000 года в Японию позволил сторонам впервые за многие годы провести предметный и откровенный разговор на высшем уровне по проблеме мирного договора. Обсуждение было исключительно полезным, поскольку позволило значительно углубить представления сторон об их позициях. С японской стороны было вновь разъяснено содержание ее каванского предложения и подчеркнуто, что оно носит оптимальный характер и позволяет решить проблему без ущерба интересов обеих стран. Президент России, в свою очередь, изложил подход российской стороны в пользу целесообразности поиска взаимоприемлемого решения проблемы в обстановке поступательного развития российско-японских отношений во всем их комплексе.

Может сложиться впечатление, что поскольку по вопросу о  принадлежности островов каждая из сторон осталась на своей позиции, продвижения  в вопросе о мирном договоре нет, и переговоры зашли в тупик. И все же правильнее будет говорить о том, что, не смотря на реально существующие различия в подходах к вопросу о суверенитете над Южными Курилами, как раз тупиковой ситуации удалось избежать. Дело в том, что стороны рассматривали территориальный вопрос с широких позиций, руководствуясь пониманием стратегической и геополитической важности российско-японских отношений. В результате было подписано Заявление Президента России и премьер-министра Японии по проблеме мирного договора, которое создало прочную базу для дальнейшей совместной работы над проблемой мирного договора и Южных Курил.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшем будущем проблема мирного договора будет благополучно разрешена с учетом того, что: «При всей заинтересованности России в окончательном урегулировании взаимоотношений с Японией и подписании мирного договора недопустимо, чтобы страна, являющаяся продолжателем государства победителя в мировой войне при заключении мирного договора с побежденной понесла территориальные потери» / 1 /.

3.3 Последствия передачи островов Курильской гряды для России и Японии

Политические последствия.

Понижение престижа Российской Федерации на международной арене, поскольку территориальные уступки  иностранной державе, как правило, не прибавляют уважения государству, скорее даже наоборот, превращают его из субъекта мировой политики в объект, вызывают сомнения в независимости ее внешней политики.

Будет создан прецедент  территориальных притязаний для  других стран. Решение вопроса о  передаче Курильских островов Японии по существу явится первым шагом в пересмотре итогов Второй мировой войны, за которыми могут последовать территориальные претензии Германии к России (Калининград), к Польше (Силезия), к Чехии (Судеты).

Передача островов навряд ли решит Курильскую проблему. Во-первых, можно предположить, что аппетиты Японии не ограничатся только двумя-четырьмя островами, она может поставить вопрос о всей Курильской гряде, а затем, возможно, и о Сахалине. Во-вторых, в России вполне могут найтись силы, которые будут считать это решение несправедливым и бороться за ревизию договора, причем с использованием всех возможных средств, в том числе и насильственных, что будет постоянно отравлять российско-японские отношения в дальнейшем.

Авторитет правительства может упасть внутри страны в глазах общественности, в сознании которой будет "незаживающая рана" унижения национального достоинства в связи с территориальным раздроблением государства и ощущение предательства со стороны правительства национальных интересов в угоду сиюминутным внешнеполитическим и экономическим выгодам (синдром Аляски).

Социальные последствия.

Появятся проблемы переселенцев с островов Курильской гряды и  связанные с ними вопросы трудоустройства, обеспечения жильем, школами, детсадами, материальной помощью и так далее.

Вполне возможно понижение  жизненного уровня населения Российской Федерации из-за дополнительных расходов на переселение и обустройство жителей  островов. Обострится проблема продовольственного снабжения страны ввиду "эффекта утерянной выгоды", то есть утери основного района обеспечения страны морепродуктами (Территория Курильских островов составляет 296 тыс. кв. км. Здесь вылавливается 1,3 млн. тонн рыбы в год. К тому же разведаны запасы золота, серебра, цинка. Стоимость островов оценивается в 500 млрд. долларов).

Неизбежно возникнут  проблемы сопряжения двух образов жизни (двух менталитетов), основанных на различных  социально-политических, экономических  и духовно-культурных ценностях. Опыта решения таких проблем у нас нет.

Вывод российских войск  с Курил в значительной степени  может парализовать работу народно-хозяйственного комплекса, так как инфраструктура в основном лежит на плечах военных  и усложнит социальную проблему, поскольку  офицеры Курильского гарнизона  не имеют жилья на материке.

О значении "северных территорий" для Японии

В случае получения Южных  Курил Япония может приобрести следующее.

Информация о работе Россия и Япония. Состояние и перспективы взаимоотношений