Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 11:16, шпаргалка
1. Геополитика: понятия, причины возникновения, основные этапы развития, функции, категории, методология.
2. Основные идеи классической геополитики.
3. Классическая немецкая геополитика.
– Евразия, где существует возможность, что господствующее положение здесь займет Россия.
Однако в последнем дестабилизирующим фактором может выступить Китай, который, скорее всего, как он считает, вступит в коалицию с Россией и Ираном против США, Европы и Японии.
В последние годы мондиалисты начали признавать, что возрастание взаимозависимости и снижение роли силового фактора ведет к перераспределению геополитической мощи в пользу небольших и слабых государств. Это связано с тем, что международная торговля стала первенствовать в структуре мирового хозяйства, что, в свою очередь, сделало взаимозависимость между странами более сложной и интенсивной, усилились процессы модернизации и развития многочисленных информационных систем в развивающихся странах, сократились возможности ведущих государств мира контролировать состояние окружающей среды.
Неспособность даже наиболее крупных и могущественных государств справиться с ними показывает, что эти проблемы по своей природе являются транснациональными. Решение глобальных проблем возможно только в рамках коллективных действий и сотрудничества всех государств, поэтому понятно стремление рассматривать весь мир как глобальное гражданское общество, которое требует и единого мирового правительства.
11. Безопасность: понятие, виды, основы.
В широком смысле безопасность - это обеспечение гражданам государства нормальных условий для самореализации, защита их жизни, свободы и собственности от посягательств со стороны отдельного человека, организации или самого государства.
Безопасность - это такое состояние отношений между государствами, при котором им не угрожает опасность войны, либо другое посягательство извне. С этих позиций безопасность рассматривают неделимо в различных масштабах:
› национальная безопасность - в границах одного государства;
› региональная безопасность - в рамках того или иного района мира;
› международная, всеобщая безопасность - в глобальных, мировых рамках.
Национальная безопасность - это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан.
В национальной безопасности выделяются три уровня безопасности: личности, общества и государства.
Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координацией деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.
Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых норм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе и со стороны государства).
Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развивать и реализовать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества.
Структурными элементами системы национальной безопасности являются: политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность и безопасность культурного развития нации.
Политическая безопасность состоит в способности и возможности нации и создаваемых ею государственных институтов самостоятельно решать вопросы государственного устройства, независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах личности и общества на позициях устойчивого политического суверенитета.
Экономическая безопасность характеризуется независимостью и неподчиненностью внешним силам, уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности и общества.
Военная безопасность характеризует возможность обеспечения интересов национальной безопасности средствами вооруженного насилия.
Важное место в
концепции национальной
Понятие безопасности включает следующие аспекты:
♦ обеспечение физического
существования, территориальной
♦ гарантии от внешнего вмешательства во внутренние дела;
♦ предотвращение потенциальных и непредвиденных угроз самому образу жизни.
Среди современных источников реальной угрозы для безопасности государств можно назвать: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические и межконфессиональные конфликты, деградацию окружающей среды, замедление или остановку экономического роста.
12.
Национальные и
Национальный интерес - это осознанные, официально выраженные объективные потребности, последовательная реализация и защита которых обеспечивают устойчивое существование и прогрессивное развитие государств.
Главная составляющая национального интереса - это императив самосохранения государства.
Государство обеспечивает свои интересы всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дипломатическими, военными. Последним средством является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны.
Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти.
Различают интересы:
1. Национальные интересы России включают: интересы личности; интересы общества; интересы государства.
Интересы личности состоят в: реализации конституционных прав и свобод; обеспечении личной безопасности; повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в: упрочении демократии: в создании правового, социального государства; достижении и поддержании общественного согласия; духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в: незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России; политической, экономической и социальной стабильности; безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка; развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
2. Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в: сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти; обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства и правопорядка.
В международной сфере заключаются в: обеспечении суверенитета; упрочении позиций России.
Национальные интересы
различаются по своей
-Главные и постоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного государства в системе межгосударственных отношений, его престижем и относительной военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников и т.д.
Второстепенные и переменные интересы, нося производный от первых характер. Изменяясь в зависимости от внешнеполитических факторов, они могут служить предметом торга при реализации главных и постоянных интересов государства.
13.
Изменение государства под
Главным фактором, влияющим на мировую П. в конце ХХ - начале XXIвв., является глобализация.
Экономический подход к глобализации:
Глобализация - модель полностью международно-интегрированных рынков, удовлетворяющих 2-м условиям:
1. свободное передвижение товаров, услуг, рабочей силы и капитала;
2. уравнивание в статусе
иностранных инвесторов со
П. глобализация означает, что П. события (конфликты, П. борьба, выборы и т.п.) в той или иной стране, которые, являются исключительно их внутренним делом и не допускают вмешательства извне, могут приобретать глобальное значение и затрагивать интересы др. государств.
П. глобализация будет сопровождаться внедрением в мировую практику новых механизмов обеспечения мира - миротворческих операций или международных санкций против "плохих" режимов.
В последние десятилетия идет процесс глобализации мирового хоз-ва, который постепенно превращает его в относительно единое экономическое пространство, охватывающее все более глобальный мировой рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и знаний.
В условиях глобализации гос-ву все труднее сохранить свою независимость. Для поддержания конкурентоспособности в глобальном мире многим гос-вам приходится жертвовать определенной долей суверенитета.
По мнению ряда историков и экономистов глобализация мирового хоз-ва ведет к размыванию границ м/у внутренним и мировым рынками, ограничивает возможности контроля, экономический суверенитет гос-ва. Гос-ва уже не способны, как прежде, защищать отечественную экономику от неблагоприятных внешнеэкономических последствий. Экономические, научно-технические, П., культурные отношения все более становятся наднациональными, все менее контролируемыми гос-вами.
Основные последствия глобализации для гос-в:
1. взаимозависимость государств;
2. концепции обреченности классического государства;
3. ограниченный суверенитет современного гос-ва в области финансов (формирование мирового финансового рынка, ТНК).
Глобализация не ограничивается лишь собственно глобальным уровнем. Она ведет к региональной интеграции. Она создает новый контекст, для применения национальной мощи. Сочетание новых технологий, международных институтов, органов МСУ и негосударственных акторов ослабляет монополию национальных гос-в на осуществление властных полномочий и создает новые формы управления. Меняется и способность гос-в обеспечивать собственную безопасность.
Глобализация действует и на индивидуальном уровне. Глобализация приводит к дифференциации индивидов в общ-ве др.от др. и от признанных авторитетов.
14.
Прогнозирование
Система международных отношений в обозримом будущем не станет в чистом виде однополюсной, а под влиянием ряда факторов будет развиваться в многополюсную.
Основные варианты прогнозируемой многополярности:
Сущность этих вариантов заключается в следующем.
Шестиполюсный мир. По мнению известного американского ученого и дипломата Киссинджера, система международных отношений будет включать в себя шесть основных участников — США, Европу, Китай, Японию, Россию и, вероятно, Индию. Хотя в предлагаемой им схеме «полюсов», или центров влияния, политика по крайней мере трех государств — России, Китая и Индии — во многих отношениях будет независимой от Запада, тем не менее США сумеют обеспечить себе лидирующую роль в международных отношениях.
Мир семи противоборствующих культурно-религиозных цивилизаций. По мнению Хантингтона, глобальная политика уже стала многополярной, многоцивилизационной. Существующие семь цивилизаций — западная, православная, исламская, китайская, индийская, японская, латиноамериканская (и, возможно, африканская) отличаются друг от друга религиями и культурными ценностями, оставляющими мало возможностей для компромиссов. В этом он видит источник противоречий в международных отношениях будущего и реальные предпосылки для формирования новых цивилизациопиых центров силы и влияния на мировой арене.