Шпаргалка по "Геополитике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 11:16, шпаргалка

Описание работы

1. Геополитика: понятия, причины возникновения, основные этапы развития, функции, категории, методология.
2. Основные идеи классической геополитики.
3. Классическая немецкая геополитика.

Файлы: 1 файл

Ekz_Geopolitika_1.docx

— 102.93 Кб (Скачать файл)

– Евразия, где существует возможность, что господствующее положение здесь займет Россия.

 

Однако в последнем  дестабилизирующим фактором может  выступить Китай, который, скорее всего, как он считает, вступит в коалицию с Россией и Ираном против США, Европы и Японии.

 

В последние годы мондиалисты начали признавать, что возрастание взаимозависимости и снижение роли силового фактора ведет к перераспределению геополитической мощи в пользу небольших и слабых государств. Это связано с тем, что международная торговля стала первенствовать в структуре мирового хозяйства, что, в свою очередь, сделало взаимозависимость между странами более сложной и интенсивной, усилились процессы модернизации и развития многочисленных информационных систем в развивающихся странах, сократились возможности ведущих государств мира контролировать состояние окружающей среды.

 

Неспособность даже наиболее крупных и могущественных государств справиться с ними показывает, что эти проблемы по своей природе являются транснациональными. Решение глобальных проблем возможно только в рамках коллективных действий и сотрудничества всех государств, поэтому понятно стремление рассматривать весь мир как глобальное гражданское общество, которое требует и единого мирового правительства.

 

11. Безопасность: понятие, виды, основы.   

 В широком смысле безопасность - это обеспечение гражданам государства нормальных условий для самореализации, защита их жизни, свободы и собственности от посягательств со стороны отдельного человека, организации или самого государства.   

Безопасность - это такое состояние отношений между государствами, при котором им не угрожает опасность войны, либо другое посягательство извне. С этих позиций безопасность рассматривают неделимо в различных масштабах:  

› национальная безопасность - в границах одного государства;  

› региональная безопасность - в рамках того или иного района мира;  

› международная, всеобщая безопасность - в глобальных, мировых рамках.    

Национальная безопасность - это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан.   

 В национальной безопасности  выделяются три уровня безопасности: личности, общества и государства.  

Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координацией деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.  

Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых норм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе и со стороны государства).   

Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развивать и реализовать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества.  

Структурными элементами системы национальной безопасности являются: политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность и безопасность культурного развития нации.  

Политическая безопасность состоит в способности и возможности нации и создаваемых ею государственных институтов самостоятельно решать вопросы государственного устройства, независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах личности и общества на позициях устойчивого политического суверенитета.   

Экономическая безопасность характеризуется независимостью и неподчиненностью внешним силам, уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности и общества.   

Военная безопасность характеризует возможность обеспечения интересов национальной безопасности средствами вооруженного насилия.   

 Важное место в  концепции национальной безопасности  занимают проблемы безопасности культурного развития нации, экологической, информационной безопасности, поскольку связаны с потребностями общества и личности.   

 Понятие безопасности включает следующие аспекты:

♦ обеспечение физического  существования, территориальной неприкосновенности и целостности государства от внешних и внутренних угроз;

♦ гарантии от внешнего вмешательства  во внутренние дела;

♦ предотвращение потенциальных  и непредвиденных угроз самому образу жизни.  

 Среди современных источников реальной угрозы для безопасности государств можно назвать: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические и межконфессиональные конфликты, деградацию окружающей среды, замедление или остановку экономического роста.

 

12. Национальные и государственные  интересы.

    Национальный интерес - это осознанные, официально выраженные объективные потребности, последовательная реализация и защита которых обеспечивают устойчивое существование и прогрессивное развитие государств.

    Главная составляющая национального интереса - это императив самосохранения государства.  

 Государство обеспечивает свои интересы всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дипломатическими, военными. Последним средством является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны.   

 Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти.   

 Различают интересы:

  1. личности, общества, государства и национальные;
  2. внутриполитические и внешнеполитические;
  3. краткосрочные и долгосрочные;
  4. общие и региональные;
  5. главные и второстепенные;
  6. постоянные и переменные;
  7. политические, экономические, военные, экологические, гуманитарные, культурные и др.

1. Национальные интересы России включают: интересы личности; интересы общества; интересы государства.

     Интересы личности состоят в: реализации конституционных прав и свобод; обеспечении личной безопасности; повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

     Интересы общества состоят в: упрочении демократии: в создании правового, социального государства; достижении и поддержании общественного согласия; духовном обновлении России.

     Интересы государства состоят в: незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России; политической, экономической и социальной стабильности; безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка; развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.   

2. Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в: сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти; обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства и правопорядка.

В международной сфере заключаются в: обеспечении суверенитета; упрочении позиций России.  

 Национальные интересы  различаются по своей значимости  и влиянию на международной  арене. По данному признаку  они подразделяются на:  

 -Главные и постоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного государства в системе межгосударственных отношений, его престижем и относительной военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников и т.д.  

Второстепенные и переменные интересы, нося производный от первых характер. Изменяясь в зависимости от внешнеполитических факторов, они могут служить предметом торга при реализации главных и постоянных интересов государства.

 

13. Изменение государства под влиянием  глобализации.

     Главным фактором, влияющим на мировую П. в конце ХХ - начале XXIвв., является глобализация.

     Экономический подход к глобализации:

Глобализация - модель полностью международно-интегрированных рынков, удовлетворяющих 2-м условиям:

1. свободное  передвижение товаров, услуг,  рабочей силы и капитала;

2. уравнивание в статусе  иностранных инвесторов со статусом  собственных граждан,  т.е. отсутствие иностранцев.

     П. глобализация означает, что П. события (конфликты, П. борьба, выборы и т.п.) в той или иной стране, которые, являются исключительно их внутренним делом и не допускают вмешательства извне, могут приобретать глобальное значение и затрагивать интересы др. государств.

     П. глобализация будет сопровождаться внедрением в мировую практику новых механизмов обеспечения мира - миротворческих операций или международных санкций против "плохих" режимов.

     В последние десятилетия идет процесс глобализации мирового хоз-ва, который постепенно превращает его в относительно единое экономическое пространство, охватывающее все более глобальный мировой рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и знаний.

     В условиях глобализации гос-ву все труднее сохранить свою независимость. Для поддержания конкурентоспособности в глобальном мире многим гос-вам приходится жертвовать определенной долей суверенитета.

     По мнению ряда историков и экономистов глобализация мирового хоз-ва ведет к размыванию границ м/у внутренним и мировым рынками, ограничивает возможности контроля, экономический суверенитет гос-ва. Гос-ва уже не способны, как прежде, защищать отечественную экономику от неблагоприятных внешнеэкономических последствий. Экономические, научно-технические, П., культурные отношения все более становятся наднациональными, все менее контролируемыми гос-вами.

Основные последствия  глобализации для гос-в:

1. взаимозависимость государств;

2. концепции обреченности классического государства;

3. ограниченный суверенитет современного гос-ва в области финансов (формирование мирового финансового рынка, ТНК).

     Глобализация не ограничивается лишь собственно глобальным уровнем. Она ведет к региональной интеграции. Она создает новый контекст, для применения национальной мощи. Сочетание новых технологий, международных институтов, органов МСУ и негосударственных акторов ослабляет монополию национальных гос-в на осуществление властных полномочий и создает новые формы управления. Меняется и способность гос-в обеспечивать собственную безопасность.

     Глобализация действует и на индивидуальном уровне. Глобализация приводит к дифференциации индивидов в общ-ве др.от др. и от признанных авторитетов.

 

14. Прогнозирование геополитического  развития современного мира и  России.

    Система международных отношений в обозримом будущем не станет в чистом виде однополюсной, а под влиянием ряда факторов будет развиваться в многополюсную.   

 Основные варианты прогнозируемой многополярности:

  1. шестиполюсный мир;
  2. мир семи противоборствующих культурно-религиозных цивилизаций;
  3. мир концентрических окружностей;
  4. США и страны «западной цивилизации» против остального мира.

 

   Сущность этих вариантов  заключается в следующем.

     Шестиполюсный мир. По мнению известного американского ученого и дипломата Киссинджера, система международных отношений будет включать в себя шесть основных участников — США, Европу, Китай, Японию, Россию и, вероятно, Индию. Хотя в предлагаемой им схеме «полюсов», или центров влияния, политика по крайней мере трех государств — России, Китая и Индии — во многих отношениях будет независимой от Запада, тем не менее США сумеют обеспечить себе лидирующую роль в международных отношениях.

     Мир семи противоборствующих культурно-религиозных цивилизаций. По мнению Хантингтона, глобальная политика уже стала многополярной, многоцивилизационной. Существующие семь цивилизаций — западная, православная, исламская, китайская, индийская, японская, латиноамериканская (и, возможно, африканская) отличаются друг от друга религиями и культурными ценностями, оставляющими мало возможностей для компромиссов. В этом он видит источник противоречий в международных отношениях будущего и реальные предпосылки для формирования новых цивилизациопиых центров силы и влияния на мировой арене.  

Информация о работе Шпаргалка по "Геополитике"