Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 20:51, доклад
Многополярность — определение понятия и разграничение смыслов: 1. Многополярный мир представляет собой радикальную альтернативу однополярному миру в том, что настаивает на наличии нескольких независимых и суверенных центров принятия глобальных стратегических решений на планетарном уровне. 2. Эти центры должны быть достаточно оснащены и независимы материально, чтобы иметь возможность на материальном уровне отстоять свой суверенитет перед лицом прямого вторжения вероятного противника, в качестве образца которого следует брать максимально могущественную на сегодняшний день силу.
Доклад по книге А.Г. Дугина
«Теория многополярного мира»
Москва, 2012 г.
Многополярность — определение понятия и разграничение смыслов
1. Многополярный мир
2. Эти центры должны быть достаточно оснащены и независимы материально, чтобы иметь возможность на материальном уровне отстоять свой суверенитет перед лицом прямого вторжения вероятного противника, в качестве образца которого следует брать максимально могущественную на сегодняшний день силу.
3. Эти центры принятия решений не обязаны признавать универсализм западных нормативов и ценностей (демократия, либерализм, свободный рынок, парламентаризм, права человека, индивидуализм) и могут быть полностью независимы от духовной гегемонии Запада.
4. Многополярный мир не предполагает возврата к двухполюсной системе, так как сегодня ни стратегически, ни идеологически не существует какой-то одной силы, способной в одиночку противостоять материальной и духовной гегемонии современного Запада и его флагмана — США.
5. Многополярный мир не рассматривает всерьез суверенитет существующих национальных государств, пока он декларируется на чисто юридическом уровне и не подтвержден наличием достаточного силового, стратегического, экономического и политического потенциала. Реальным суверенитетом может обладать только совокупность, коалиция государств. Вестфальская система не отражает более реалий системы МО и требует пересмотра.
6. Многополярность не сводима ни к бесполярности, ни к многосторонности, так как не помещает центр принятия решений (полюс) ни в инстанцию мирового правительства, ни в клуб США и их демократических союзников («глобальный Запад»), ни на подгосударственный уровень сетей, НПО и иных инстанций гражданского общества. Полюс должен локализовываться где-то еще.
Обзор основных теорий Международных Отношений
Реализм
Реализм имеет несколько разновидностей: начиная с классического реализма Г. Моргентау, Э. Карра и Р. Арона через зрелый реализм Г. Киссинджера к неореализму К. Уотлца, С. Уолта или Р. Джилпина.
Основные постулаты реализма:
Либерализм
Либералы в МО оспаривают основные тезисы реалистов.
Неомарксизм
В противовес реалистской парадигме они утверждают следующее:
Существующий спектр теорий и парадигм МО не содержит в себе законченной Теории Многополярного Мира
Отсутствие среди рассмотренных нами теорий МО ТММ вполне закономерным фактом: ее в этом контексте, так или иначе закодированном установками западной когнитивной (эпистемологической) гегемонии, просто не может быть. Тем не менее, теоретически она вполне может быть построена. И учет широкой панорамы существующих теорий МО только поможет ее корректно сформулировать. Ни одна из существующих теорий МО, строго говоря, не релевантна для построения Теории Многополярного Мира. Но многие из них содержат в себе элементы, которые, напротив, вполне можно при определенных условиях в ТММ интегрировать.
Теоретические основы многополярного мира
Гегемония и ее деконструкция
Все современные теории МО строятся вокруг гегемонистского дискурса.
Выявление западной гегемонии как основы западного дискурса, помещение этого дискурса в конкретный исторический и географический контекст является первым фундаментальным шагом для построения Теории Многополярного Мира.
Многополярность станет реальной только в том случае, если сумеет осуществить деконструкцию гегемонии и развенчать претензии Запада на универсализм своих ценностей, систем, методов и философских оснований.
Ближе всего к Теории Многополярного Мира стоят постпозитивистские теории, критикующие Модерн как таковой и подчас возвышающиеся до антизападных обобщений и прямой фронтальной атаки на гегемонию и волю к власти, составляющую ее осевой вектор.
Цивилизация
С.Хантингтон. В этой теории постулируется модель, в которой существует несколько центров принятия глобальных решений в поле международных отношений, и этими центрами являются соответствующие цивилизации.
Полюса многополярного мира/номенклатура цивилизаций
Хантингтон выделяет следующие цивилизации:
• Западная цивилизация
• Православная (евразийская) цивилизация
• Исламская цивилизация
• Индуистская цивилизация
• Китайская (конфуцианская) цивилизация
• Японская цивилизация
потенциальные
• Латиноамериканская цивилизация
• Буддистская цивилизация
• Африканская цивилизация
Им-то и суждено в определенном историческом времени стать полюсами многополярного мира.
Мы получаем дифференцированную структуру потенциальной карты многополярного мира. Мы видим на ней
• западную цивилизацию, сегодня претендующую на универсализм и гегемонию, но на самом деле, представляющую собой лишь цивилизацию среди многих, а значит, и ее гегемония и ее универсализм имеют строго определенные географические границы и вполне конкретное историческое содержание (и пространственные и временные границы могут быть сдвинуты в любом направлении — это как раз зависит от межцивилизационного баланса);
• православную (евразийскую) цивилизацию, чьи приблизительные границы включают в себя пространство СНГ и часть Восточной и Южной Европы (это территория неоднократно выступала в истории как главный или, по меньшей мере, основательный конкурент для западной цивилизации — вплоть до недавнего прямого дуализма Восток-Запад в системе двухполярного мира);
• исламскую цивилизацию, пространственно охватывающую Северную Африку, центральную Азию и ряд тихоокеанских стран (где сосредоточен огромный демографический потенциал и критически важный объем полезного сырья, в том числе энергоресурсов);
• китайскую цивилизацию, включающую в себя не только Тайвань, но и обширную зону в Тихоокеанском регионе, на которую распространяется китайское влияние (и которая имеет определенные основания для того, чтобы стать еще более обширной с учетом китайской демографии и темпов экономического роста);
• индуистскую цивилизацию (куда кроме, собственно, Индии можно отнести Непал и Маврикий в Африке, где более 50% населения исповедует индуизм);
• латиноамериканскую
цивилизацию, объединенную связью с испано-португальскими
обществами Европы, католической религией,
относительной общностью смешанной европейско-индейско-
• японскую цивилизацию, сегодня пребывающую в анабиозе, но исторически имевшую (обоснованные, с точки зрения силового потенциала) претензии на установление во всем Тихоокеанском регионе «японского порядка».
Цивилизации как конструкт
Цивилизацию следует рассматривать как конструкт, как специфический дискурс, как текст, который, однако, имеет структуру, принципиально отличную от однородного и «монотонного» западоцентричного дискурса.
Цивилизация — это привнесение в реальность международных отношений качественного различия, когда человечество мыслится не как воспроизводство однотипной серии, но как набор несовозможных монад (по Лейбницу), которые организуют несколько параллельных семантических и культурных Вселенных.
Практика многополярного мира: интеграция.
Набор, состоящий из нескольких интеграционных зон, довольно неравнозначных по своему цивилизационному содержанию:
• западная интеграция (европейская и американская), а также евро-атлантическая (здесь все обстоит успешно : есть военно-политический блок НАТО, есть Евросоюз, есть проекты интеграции всего североамериканского континента, включая введение североамериканской валюты — «амеро»);
• евразийская интеграция (ее ориентиром является Евразийский Союз, а этапами — интенсификация военно-стратегического сотрудничества в рамках ОДКБ, экономическое партнерство в рамках ЕврАзЭС, союзное государство Россия-Белоруссия, проект Единого Экономического Пространства, с учетом Украины, частично — структуры СНГ);
• исламская интеграция (Исламская конференция, Исламский банк развития, единое шиитское пространство от Ирана, Ирака до Ливана, а также фундаменталистские проекты «нового халифата»);
• китайская интеграция (АСЕАН+Китай, вероятное поглощение Китаем Тайваня, введение зоны «золотого юаня);
• индийская интеграция (усиление индийского влияния в юго-восточной Азии, на Индийском субконтиненте, в Непале, и в ряде стран Тихоокеанского бассейна, близких к Индии геополитически и культурно);
• японская интеграция (пока под вопросом и включает в себя рост влияния Японии на Дальнем востоке);
• латиноамериканская интеграция (Латиноамериканская Ассоциация интеграции, Меркосур, Центральноамериканский общий рынок и т.д.)
• африканская интеграция (Организация Африканского единства, Соединенные Штаты Африки и т.д.). Интеграция становится приоритетным процессом в организации многополярного порядка в международных отношениях.
Геополитика многополярного мира.
К теории многополярности. Мировоззренческие основы.
Теория многополярности основывается на философии множественности. Истоки философии множественности следует искать одновременно в нескольких философских традициях: