Теория многополярного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 20:51, доклад

Описание работы

Многополярность — определение понятия и разграничение смыслов: 1. Многополярный мир представляет собой радикальную альтернативу однополярному миру в том, что настаивает на наличии нескольких независимых и суверенных центров принятия глобальных стратегических решений на планетарном уровне. 2. Эти центры должны быть достаточно оснащены и независимы материально, чтобы иметь возможность на материальном уровне отстоять свой суверенитет перед лицом прямого вторжения вероятного противника, в качестве образца которого следует брать максимально могущественную на сегодняшний день силу.

Файлы: 1 файл

доклад по тмм.docx

— 78.29 Кб (Скачать файл)

Все эти интеллектуальные направления являются многополярными по своей сути, обосновывая в самых  разных контекстах, аспектах и ракурсах право на различие и подрывая претензии западного либерального дискурса на доминацию, единственность, нормативность и глобализм.

Ближе всего к теории многополярности  распологается неоевразийство. Это направление уходит корнями в геополитику и оперирует преимущественно с формулой «Россия-Евразия», но вместе с тем разрабатывает широкий спектр мировоззренческих, философских, социологических и политологических направлений, а не ограничивается только геостратегией и прикладным анализом.

Уровни неоевразийства:

  1. евразийство есть мировоззрение;
  2. неоевразийство есть планетарный тренд;
  3. неоевразийство как проект стратегической интеграции евразийского материка.

 

Философия многополярности  признает плюрализм времен как факт и как нормативное положение  дел. Разные общества живут в разных племенах и имеют на это полное право.

 

К теории многополярности. Стратегические основы.

Дугин предлагает возможную  версию многополярного мироустройства - так называемую модель "квадриполярности" или 4х полюсный мир.

Далее представлена 4полюсная модель.

Потенциальный многополярный  мир в своей четырехполюсной версии (квадриполяризм) представляет собой четыре мировых зоны, которые делят земной шар по меридиану.

В первой зоне располагаются  два американских континента. Это  первый полюс. Его центр находится  в Северном полушарии и совпадает  с США. Эта модель воспроизводит  статус США как великой региональной державы, пика который она достигла к концу XIX столетия, освободившись  от европейского контроля и, напротив, установив свой контроль над большинством стран Латинской Америки.

В составе этой зоны, находящейся  под стратегическим контролем полюса США, можно выделить два или три  «больших пространства». Два — в  том случае, если объединить близкие  по социально-политическому и культурному  укладу США и Канаду в одно «большое пространство», а всю Латинскую Америку по тому же признаку оформить в другое «большое пространство». Три «больших пространства» получаются в том случае, если мы разделим те латиноамериканские страны, которые достаточно глубоко интегрированы с США и находятся полностью под их контролем, и те, которые тяготеют к созданию собственной геополитической зоны, противостоящей США (к чему явно склоняются Куба, Венесуэла, Боливия и неявно Бразилия, Чили и т.д.).

Во второй зоне, правее на карте мира, находится область  Евро-Африки. Полюсом этой зоны, очевидно, является Евросоюз, бесспорный политический и экономический лидер в этих границах и центр притяжения для  всей этой меридиональной зоны. Мы рассматриваем  многополярный сценарий и, следовательно, по умолчанию считаем, что в такой  Европе преобладает континентальная  ориентация, трансатлантические связи  ослаблены, расшатаны или вообще порваны, и все стратегическое внимание Европы обращено к Югу.

В этой зоне намечается три  «больших пространства» — сам  Евросоюз, арабское «большое пространство» (преимущественно исламское) и Транссахарская (черная) Африка. Все три «больших пространства» имеют ярко выраженные культурные и цивилизационные черты, строго отличные друг от друга, но отнюдь не взаимоисключающие. Так как многополярность понимает интеграцию как партнерство только высших политических и стратегических инстанций, то смешение между собой разнообразных обществ, входящих в эти три пространства, ни в коей мере не предусмотрено. Процессы межкультурного, социального, этнического, экономического обмена могут развиваться по естественной логике, но никаких универсалистских рецептов здесь не должно существовать. Общества могут жить отдельно, не пересекаясь без необходимости, а общее стратегическое планирование проводиться на уровне полномочных и компетентных представителей всех трех «больших пространств».

Следующая зона —и она является ключевой во всей картине —это Евразия. Здесь полюсом выступает Россия (Heartland).Вместе с тем в этой зоне есть ряд важнейших региональных центров силы: Турция (если она выберет евразийский, а не европейский путь интеграции, что вполне вероятно), Иран, Индия, Пакистан. Здесь мы имеем дело с несколькими «большими пространствами» и их наложениями. Русско-евразийское «большое пространство» включает в себя Российскую Федерацию и страны СНГ. Турция, Иран, Пакистан и Индия сами по себе представляют «большие пространства», тогда как Афганистан находится в точке, на которую оказывают давление все региональные центры сил (за исключением Турции и Индии, хотя в отношении Индии земли Афганистана занимают ключевое положение, что было давно системно осмыслено строителями Британской империи).

И, наконец, четвертой зоной  является Тихоокеанский регион, где  на роль полюса претендуют две державы  — Китай и Япония. Эта зона может быть сконфигурирована различным  образом, так как в ней велико и ивилизационное влияние Индии. Китай сам по себе — «большое пространство» (особенно если учесть концепцию «Большого Китая», куда относят также Тайвань, Сингапур и Гонконг), а Япония обладает всеми данными для того, чтобы создать «большое пространство» вокруг себя как мощного центра геополитического, экономического, технологического и стратегического излучения.

 

Для создания такой модели требуется создание новой политической теории.

«Четвертая Политическая Теория» в самом общем виде основана:

  • на главном принципе свободы общества следовать своим историческим путем в любом направлении и создавать любые социально-политические и социокультурные формы;
  • на утверждении множественности времен наряду с линейным временем и прогрессом;
  • на признании полного равенства народов;
  • на отвержении всех форм (явных и скрытых) расизма.;
  • на признании права обществ создавать как религиозные, так и секулярные политические системы, или не создавать никаких вообще;
  • на признании множественности и различия высших жизненных ценностяей, покушение на которые должно повлечь за собой санкции всех политических и стратегических инстанций, признающих четвертую политическую теорию и многополярный миропорядок.

Информация о работе Теория многополярного мира