Внешнеэкономические (инвестиционные) и некоторые другие внешние связи Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:22, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена рассмотрению положения Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации. Работа представляет собой анализ основных тенденций развития субъекта и анализ внешних связей Санкт-Петербурга.
Целью для автора является приобретение ценного опыта в проведении информационного анализа и написании аналитических работ подобного рода, поскольку это первая работа автора в данной области.
Автор поставил перед собой некоторые задачи при написании работы:
сделать упор на анализ статистического материала, а не на составление выводов и прогнозов;
придать работе аналитический, а не описатьельный характер.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...стр. 3
Глава I:
Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга………...стр. 4
Внешнеторговая деятельность Санкт-Петербурга………………….стр. 8
1.2.1 Экспорт Санкт-Петербурга……………………………………….стр. 10
1.2.2 Импорт Санкт-Петербурга………………………………………...стр. 13
Глава II:
Международные связи Санкт-Петербурга на примере ЕС…………стр. 15
2.1.2 Сотрудничество с ЕС………………………………………………стр. 15
2.2.2 Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря…………………………стр. 17
Заключение………………………………………………………………………..стр. 20
Литература………………………………………………………………………...стр. 21

Файлы: 1 файл

Внешнеэкономические связи Петербурга..doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

 

  • В 2000г. состоялись поездки делегаций Санкт-Петербурга на Кубу (трижды, в т.ч. во главе с губернатором Санкт-Петербурга и в составе делегации президента РФ В.В. Путина), в Бразилию (установлены партнерские контакты с г. Порто-Аллегре и штатом Рио-Гранде-до-Сул), во Вьетнам, в Иран, а также в страны СНГ и Балтии: Белоруссию, Литву, Эстонию, Таджикистан и Туркмению;

 

  • Подписаны документы о сотрудничестве с Севастополем и Гаваной;

 

  • Консорциум производителей программного обеспечения "Форт-Росс" провел серию поездок в страны Скандинавии: Данию, Швецию, Норвегию, а также в Гонконг. Консорциум первым в России стал членом международной ассоциации производителей программного обеспечения.

 

Санкт-Петербург принимает  также активное участие в международных  выставках: в 2000г. организованы работы стендов Санкт-Петербурга на выставках: Всемирная выставка ЭКСПО 2000 (Ганновер - Германия, участвовала 21 фирма), МИПИМ (Канны - Франция, участвовало 17 предприятий), ФАХАВ (Гавана - куба, 9 предприятий), выставка для организаторов конференций и конгрессов (Стокгольм - Швеция, около 10 участников), Международная выставка "ПОЛАГРО 2000" (Познань - Польша), Международная ярмарка (Пловдив - Болгария).         

           

В заключение хотелось бы сказать, что,

 

  • во-первых, особое место Петербурга в России во многом связано с высоким потенциалом интеграции в мировую экономику определенных групп отраслей, образующихся вокруг функций специализации города;

 

  • во-вторых - будущее Санкт-Петербурга во многом определяется развитием внешнеэкономических отношений России  и единой Европы. Санкт-Петербург, несомненно, должен развиваться как связующее звено между ЕС и Россией, т.к. на долю ЕС приходится по данным на 1999г. приходится 35% экспорта и 37% импорта Санкт-Петербурга.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.

 

2.1. Международные связи Санкт-Петербурга на примере Европейского Союза.

                       

2.1.1.Сотрудничество  с ЕС

В 90-х годах Россия уделяла основное внимание отношениям с западными странами. “Российский интерес к Европе в новых условиях связан с рядом причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше сосредотачивается на самой себе, она стремиться избежать международной изоляции, которую просто не может себе позволить. Более того, тесное взаимодействие с внешнем миром является необходимым условием реорганизации России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно важна с экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых торгового оборота страны”.13

В настоящее время  Санкт-Петербург осуществляет сотрудничество с ЕС, прежде всего, по проектам технической помощи с такими структурами ЕС как:

 

  • Европейская Комиссия (Комиссия Европейских сообществ, с Директорами по направлениям финансирования, Бельгия);

 

  • Делегация Европейского Союза (Москва, РФ);

 

  • Российским бюро по использованию консультационного технического содействия ЕС (Москва, РФ);

 

  • Технический офис программы ТАСИС (Санкт-Петербург, РФ);

 

  • Технический офис по “малым проектам” программы ТАСИС “Приграничное сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ).

 

В этой связи Санкт-Петербург  получает широкие возможности по продвижению своих проектов с  использованием механизмов международных  европейских и региональных организаций. В начале 1996 года исполнительный орган  Европейского Союза - Европейская комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона Балтийского моря, сущность которой заключается в том, что реализация программ ЕС “TACIS” для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера Европы и “PHARE” для стран Центральной Европы и Балтии в части, касающейся трансграничного сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться с учетом сотрудничества стран в регионе Балтийского моря путем координации программ с использованием механизмов международных региональных организаций этого региона.

Для Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения крупных инвестиционных проектов определяется их включением в соответствующие программы международных европейских и балтийских региональных организаций.

 

 

В настоящее время  такими организациями для Санкт-Петербурга, получившими аккредитацию в ЕС являются:

 

  • Совет Государств Балтийского моря;

 

  • Ассоциация европейских городов “Еврогорода”;

 

  • Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря;

 

  • Балтийская Комиссия Форума регионов морского побережья Европы.

 

Санкт-Петербург в настоящее  время является одним из крупнейших регионов России по объемам получаемой технической помощи от иностранных  государств и международных организаций. За период 1991-1997 гг. по этим каналам  было получено около 200 млн.долл.

Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии которой за вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации проектов и программ на общую сумму более 150 млн.долл. В последние два года объем финансирования от западных стран-доноров и международных финансовых институтов приходится, в основном, на промышленную инфраструктуру (включая, безусловно, и порт Санкт-Петербург), крупные объекты с неразвитой экологической инфраструктурой, конверсионные предприятия). Финансовые вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде передачи ноу-хау и поставок оборудования имеют, безусловно, определенный интерес для Санкт-Петербурга.

Сотрудничество с иностранными государствами, международными финансовыми  организациями в 1998 году в абсолютных размерах возросло. Это связано с ухудшением экономического, финансового и социального положения России. Общая сумма технического содействия по линии Комиссии Европейского Союза составила 40 млн.долл.

В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасис велась работа по 64 проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ.

Что касается стран - контракторов проектов по линии ЕС, основное место  среди них занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны Скандинавии  в настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее время намечается активизация работы по проектам технического содействия по линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин. Прежде всего - наличие единой границы с Россией, проходящей по линии Ленинградской области. Кроме того, активное двустороннее правительственное сотрудничество Санкт-Петербург - Финляндия позволило последней накопить значительный опыт и знание сегодняшней ситуации и, соответственно, возможностей реализации своих интересов в Северо-Западном регионе России. Вступление Финляндии в ЕС значительно расширяет финансовые возможности этой страны для реализации программ технического содействия, что, безусловно, оказывает благоприятное влияние на экономическую ситуацию самой Финляндии, снимая отчасти проблему безработицы и получая дополнительную информацию по интересующим ее политическим, экономическим и социальным вопросам в Северо-Западном регионе России.

 

 

 

2.1.2Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря.

Внешняя политика города, в значительной мере, ориентирована также на страны Северной Европы и страны региона Балтийского моря, считая сотрудничество с ними одним из приоритетов своей международной и внешнеэкономической деятельности и прежде в всего в следующих областях:14

 

  • торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в направлении развития экспорта с использованием научно-технического и промышленного потенциала Санкт-Петербурга;

 

  • улучшение состояния окружающей среды и развитие энергосберегающих технологий;

 

  • развитие градостроительства, в том числе сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и архитектуры, сохранение исторической городской среды;

 

  • развитие систем гражданской безопасности и обеспечения прав человека, включая защиту жителей в условиях обострившейся криминогенной ситуации, борьбу с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, защиту от природных и техногенных катастроф;

 

  • развитие потенциала Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок, включая основные элементы инфраструктуры: международные транспортные коридоры, внутригородские и объездные транзитные магистрали, таможенные зоны и транспортные терминалы;

 

  • развитие сотрудничества в области культуры, образования, обмена информацией и туризма;

 

  • достижение более высоких стандартов в социальной сфере и здравоохранении. 

 

Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и региона Балтийского  моря осуществляется, как правило, в  рамках международных программ, в  реализации которых Петербург принимает  активное участие, среди них можно выделить  наиболее значимые: 

 

  • программы сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в Балтийском регионе и с Российской Федерацией “ Северное измерение ЕС”, предложенной Правительством Финляндии;

 

  • программы сотрудничества с Европейским Союзом “Санкт-Петербург - Европейские ворота России”;

 

  • программы сотрудничества европейских и азиатских городов и регионов;

 

  • программы мероприятий “ Санкт-Петербург - Европейский город культуры - 2003”.

 

Традиционно, одно из главных  направлений сотрудничества Северных стран с Санкт-Петербургом и  регионами Северо-Запада России заключалось в содействии развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству с Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии прямой технической помощи на развитие инфрастуктуры.

Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря осуществляется также с помощью участия представителей в работе «Совета государств Балтийского моря».

Совет государств Балтийского  моря – межправительственная организация, основанная в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа Комитет старших должностных лиц и Рабочие группы :

 

  • по содействию демократическим институтам и правам человека;

 

  • по экономическому сотрудничеству;

 

  • по ядерной безопасности;

 

  • а также Комиссара по Демократическим институтам и правам человека, включающим права национальных меньшинств.

 

В Совет государств Балтийского  моря входит 12 членов: Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Швеция и Европейская  комиссия (исполнительный орган Европейского Союза).

Представители Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации принимают участие  в работе СГБМ с 1993 года.

Главы правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского  моря (от России участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на встрече в г. Висбю 2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения, учитывающие Инициативу ЕК в отношении региона Балтийского моря, а министры иностранных дел стран СГБМ на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г. Кальмаре (Швеция) приняли Программы действий, включающие Инициативу ЕК, что позволило приступить к разработке и согласованию “Рамочного соглашения по трансграничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами-участницами Совета государств Балтийского моря и Европейским Союзом, создающего юридическую базу для реализации Инициативы ЕК.

В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы  правительств стран, входящих в Совет  государств Балтийского моря, подтвердили  свою поддержку дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского моря, которое будет содействовать формированию стабильной, демократической и процветающей Европы без разделительных линий . Они приветствовали вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом и его странами-членами, а также приняли во внимание сообщение Европейской Комиссии о намерении включить "Северное измерение " в политику ЕС. Они согласились, что деятельность неправительственных организаций является важным дополнительным элементом межправительственного сотрудничества.

Подключение к конкретным направлениям сотрудничества полезно  не только в плане подготовки России к реализации положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, но и для защиты российских экономических интересов на рынках новых членов ЕС - Финляндии, Швеции - кандидатов на вступление в ЕС - Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.

 

 

 

Участие Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского  моря позволило оказать поддержку  некоторым, осуществляющимся в городе проектам:

 

  • Развитие Морского порта “Санкт-Петербург;

 

  • Развитие Северо-Западного речного порта;

 

  • Кольцевая автомобильная магистраль.

 

Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского  моря (ОССГБМ) - неправительственная организация стран Балтийского моря, куда входят представители областей, районов и "вольных" городов, расположенных на берегу Балтийского моря. Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря основана в Норвегии (г. Ставангер) в октябре 1993 года .

Информация о работе Внешнеэкономические (инвестиционные) и некоторые другие внешние связи Санкт-Петербурга