Внешняя политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 09:15, контрольная работа

Описание работы

Цель: выявить место и роль внешней политики в системе государственного управления государства.
Задачи:
– дать определение внешней политике государства (сущность, формирование, функции и методы осуществления);
– установить основные тенденции развития внешней политики современной России;
– выявить глобальные проблемы современности и их влияние на внешнюю политику.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………………..3
1. Особенности внешней политики государства ………………………………………….4
1.1Определение внешней политики, ее функции, цели и средства реализации………………………………………………………………………………………………………………….4
1.2 Внешняя политика современной России……………………………………………………….7
1.3 Глобальные проблемы современности и их влияние на внешнюю политику…………………………………………………………………………………………………………………...…9
2. Движущие силы внешней политики государства ……………………………………13
2.1 Внешняя политика и внутренние ресурсы государства……………………..……13
2.2Внешняя политика и национальные интересы …………………………………………...16
2.3Внешнеполитический механизм в России: некоторые особенности функционирования………………………………………………………………………………………….……….19
Заключение……………………………………………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

ГЕОПОЛИТИКА.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Но гораздо важнее другое. В общем плане указанная концепция соответствует широко распространенным в России представлениям о том, что патерналистское государство является некой несущей конструкцией российского общества, без которой оно неизбежно подвергнется дезинтеграции, институтом, который якобы формулирует, выражает и реализует интересы общества. При этом либо явно, либо косвенно предполагается, что интересы государства выше, чем интересы личности. А это, в свою очередь, предполагает, что смысл существования индивида заключается в служении государству, как высшему и законченному воплощению общества или нации.

Эта концепция, часто  называемая «государственнической» или  «державной», как представляется, абсолютизирует особенности социально-исторического  развития как Российской империи, так и ее коммунистической ипостаси - Советского Союза. Однако она типична не только для России, но и для многих авторитарных, и особенно тоталитарных, режимов, в которых общество и индивид, по сути, поглощены государством. Подобные взгляды исходят из того, что Россия обречена на авторитарно-этатистскую модернизацию, реализованную в ряде стран «третьего мира». [20]

Данная система взглядов и аргументов неприемлема для  сторонников либеральной модернизации российского общества. Как писал, например, видный российский политический деятель и правозащитник С. Ковалев, «державность - это вовсе не синоним сильной и эффективной государственной власти, обеспечивающей защиту прав, интересов и безопасности граждан. Державность - это азиатское обожествление государства как самодовлеющей мощи, стоящей вне общества над ним. Тенденция к державности генетически заложена в бюрократических структурах российского государства. Это связано не с силой, а со слабостью этих структур: не будучи в состоянии эффективно работать в условиях демократического контроля, они вынуждены подменять конституционные цели государства мифической заботой о величии державы».

В практическом плане  наиболее плодотворным представляется подход к анализу процесса формирования российской внешней политики как результата сложного взаимодействия различных групп интересов, так или иначе воздействующих на государственные структуры и институты, отвечающие за внешнеполитическую деятельность государства. В этом свете внимание прежде всего привлекают интересы, присущие тем или иным группам государственной бюрократии, а также армии, военной промышленности, ведущим отраслевым лобби и другим экономическим группировкам. Более или менее цельная картина формирования российской внешней политики может получиться, если удастся сопоставить внешнеполитические установки России и интересы крупных социальных групп и элитных кланов, имеющих возможность воздействовать на процесс выработки и реализации внешней политики.

Подобная ситуация не является чем-то уникальным и свойственным только России. Она в той или иной степени присуща большинству государств мира. Различия между ними заключаются скорее в масштабах расхождения интересов различных группировок, представляющих общество и элиту, в наличии или отсутствии общественного консенсуса по внешнеполитическим проблемам. В западной политической науке была даже разработана «модель бюрократической политики», согласно которой линия государства на международной арене есть результат сложного взаимодействия различных группировок в государственном аппарате. Эта модель не без успеха применялась и для анализа советской внешней политики.

 

ВЫВОДЫ:

По отношению к окружающему  внешнему миру национальные интересы выражаются в совокупности внешнеполитических интересов государства, которые  различаются по своей важности для его жизнедеятельности.

Реальные материальные и политические потребности в  развитии государства могут меняться, а вместе с ними меняются соответственно интересы, цели, средства и внешнеполитическая деятельность. Смена потребностей и интересов государства ведет к смене и идеологических ценностей.

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внешней политики государства.

 

 

2.3 Внешнеполитический механизм в России: некоторые особенности функционирования

В условиях, когда существуют «группы интересов» с различными представлениями о характере  внешнеполитической стратегии страны, особое значение приобретают эффективность  государственного внешнеполитического  механизма, способность разработать и реализовать обоснованную и взвешенную политику, учитывающую в разумной степени устремления основных «групп интересов» и «давления», соотносящую их с интересами населения, а также, что принципиально важно, с реальными возможностями государства и общества. [21]

Для анализа эффективности  внешнеполитического механизма  важно выделить основные стадии или  фазы внешнеполитического процесса, поскольку различные общественные силы и институты играют разную роль на разных этапах формирования внешней политики.

На первой стадии формулируются  и интерпретируются внешнеполитические интересы, являющиеся основой деятельности государства на международной арене. В этот процесс вовлечены государственные  ведомства, институты, структуры и  организации, средства массовой информации, научные и исследовательские центры, политические партии и т.д. В их разработках отражаются, хотя, как правило, в опосредствованном виде, интересы различных социальных слоев, элитных групп и группировок, так или иначе связанных с различными сегментами экономической системы и теми или иными компонентами бюрократической системы. В итоге формируется спектр различных концепций, на основе которых вырабатываются конкретные внешнеполитические стратегические установки. Формирование последних в подавляющем большинстве случаев является прерогативой государственных ведомств и организаций, отвечающих за те или иные направления и аспекты деятельности государства за пределами его национальных границ. Задачей высшего политического руководства страны, а на практике - аппарата, обеспечивающего его деятельность, является выбор из всей совокупности теорий, концепций и положений тех, которые в наибольшей мере отвечают интересам общества.

На основе такой системы  взглядов и установок государственные  ведомства готовят предложения и документы, касающиеся конкретных внешнеполитических шагов и акций, что и составляет основное содержание второй стадии внешнеполитического процесса. К числу этих ведомств в России относятся прежде всего Министерство иностранных дел, Министерство обороны, ведомства, отвечающие за экономические связи с зарубежными странами, в том числе Минатом, различные спецслужбы, а также, в случае необходимости, ведомства и организации, связанные с организацией научных исследований. [22]

Подготовленные этими ведомствами и структурами документы поступают президенту Российской Федерации, который и принимает конкретные решения, одобряя, корректируя или отвергая предлагаемые ими варианты действий государства на международной арене. Это третий этап формирования внешней политики государства. Разумеется, на рассмотрение высшего политического руководства представляются вопросы, выходящие за рамки компетенции отдельных ведомств. Как правило, последние имеют право самостоятельно действовать в рамках ранее утвержденных установок, определяющих более общие контуры позиции России по тому или иному вопросу ее внешней политики.

Это идеальная схема  организации внешнеполитического  процесса. На практике же возникает  прежде всего две задачи. Первая - обеспечение эффективности «концептуального контроля», направленного на то, чтобы предлагаемые ведомствами решения и варианты внешнеполитических акций не выходили за пределы ранее установленных более общих установок, определяющих стратегические подходы России к соответствующим вопросам. Вторая заключается в том, чтобы найти и претворить в жизнь внешнеполитическую линию, учитывающую позиции и подходы разных государственных институтов, и одновременно преодолеть ведомственную ограниченность. Обе задачи должны решаться аппаратом, непосредственно подчиненным высшему политическому руководству страны, т.е. в так называемых президентских структурах. Важность этого помимо прочего обусловлена тем, что в российской элите существуют различные «группы давления», выражающие подчас несовместимые интересы и связанные во многих случаях с теми или иными государственными институтами.

Главенствующая роль Президента РФ в процессе формирования внешней политики страны зафиксирована в Конституции РФ. Так, в ст. 80 говорится: «Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». В ст. 86 подчеркивается, что «Президент Российской Федерации: а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей». Однако в практическом плане способность любого главы государства проводить в жизнь последовательную, выверенную до деталей внешнюю политику зависит не только от его личных качеств, но во многом и от эффективности непосредственно подчиненного ему аппарата, призванного интегрировать мнения и предложения государственных ведомств, а также анализировать и контролировать их практическую работу.

В качестве такого аппарата, призванного вырабатывать предложения  по важнейшим внешнеполитическим установкам, осуществлять координацию внешней деятельности различных российских ведомств и обеспечивать ее соответствие утвержденным установкам, в ряде документов и указов Президента РФ часто упоминается Министерство иностранных дел. Так, в ноябре 1992 г. было подписано распоряжение Президента «Об обеспечении единой внешнеполитической линии Российской Федерации в международных отношениях». В нем, в частности, говорилось: «Возложить на МИД России функции координации и контроля за работой других министерств и ведомств России по обеспечению единой политической линии в отношениях с иностранными государствами, участия в международных организациях и форумах, включая в первую очередь международную деятельность Президента Российской Федерации...

На весьма важную роль в формировании российской внешней политики претендует и аппарат Совета безопасности Российской Федерации. Совет безопасности должен определять жизненно важные интересы общества и государства, выявлять внутренние и внешние угрозы объектам безопасности, разрабатывать основные направления стратегии обеспечения безопасности России... готовить рекомендации Президенту Российской Федерации для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики страны в области обеспечения безопасности». Вопрос, однако, состоит в том, в какой мере аппарат Совета безопасности способен выполнить эти функции, особенно учитывая, что этот институт призван заниматься не столько внешнеполитическими проблемами, но и экономическими, социальными, конституционными, информационными, оборонными и иными аспектами политики безопасности РФ.

По мнению ряда специалистов, в России до сих пор не создан высокоэффективный механизм выработки  единой внешнеполитической стратегии, обеспечивающий ее претворение в  жизнь в условиях, когда у российской элиты существуют подчас несовместимые представления и интересы в этой области. [23]

Разноплановость и противоречивость внешнеполитических установок различных  групп российской элиты приводят к тому, что практическая линия  страны на международной арене обретает в ряде случаев противоречивый характер. С одной стороны, в ней проявляются элементы рациональной адаптации к мировым реальностям, учитываются ограниченные экономические и военные возможности России, происшедшие в стране принципиальные демократические перемены. С другой стороны, имеют место рецидивы неоимперской или конфронтационной политики. Это объясняется главным образом незавершенностью демократических преобразований, гибридным, переходным характером политического режима, а также исключительно тяжелыми проблемами модернизации экономики.

ВЫВОДЫ: Формирование внешней политики делится на три основные модели этого процесса. Как представляется, каждая из этих моделей характеризует те или иные аспекты очень сложного процесса выработки внешней политики, причем на каждом ее направлении соотношение этих механизмов различно. До сих пор не создана "интегральная модель" формирования внешнеполитического курса страны, соединяющая различные механизмы указанного процесса.

                                           Заключение

На основе проделанной работы, можно заключить следующее.

 Внешняя политика  представляет собой деятельность  и взаимодействие официальных  субъектов, получивших право от  имени всего общества выражать  национальные интересы на международной  арене, избирать соответствующие  средства и методы их реализации. В качестве главных субъектов внешней политики выступают государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств, а кроме того - неправительственные организации. Она обладает специфическими особенностями и не может быть сведена к сумме внутренних политик.

 Главными целями, которые  в своей реализации преследует  внешняя политика любого государства,  являются охранительная, экономическая,  информационно-представительская,  регулирующая, а также, выделяемая  некоторыми политологами, интеграционная функция.

 Внешнеполитическая  деятельность осуществляется широким  арсеналом средств, основными  среди которых следует назвать:  политические, включающие прежде  всего дипломатию, экономические,  т. е. посредством экономических  механизмов, военные, используя военный арсенал и пропагандистские средства, т. е. с помощью СМИ.

Не менее важным аспектом взаимосвязей между внутренними  условиями и процессами, с одной  стороны, и внешней политикой - с  другой, является соотношение между  внешнеполитической стратегией и ресурсами, которые государство может выделить для ее реализации.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития внешней политики, т.к. они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внешней политики государства.

           Краткие выводы:

1. Содержание и направленность  внешней политики любого государства  обусловливаются природой его  общественного строя и существующим  политическим режимом.

2. Интернационализация современных международных отношений требует сохранения и укрепления мира, безопасности и справедливости во имя жизни нынешнего и будущих поколений землян.

Информация о работе Внешняя политика государства