Высшие органы государственной власти по Конституции 1977 г.: имитационная и экспликативная модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 04:42, контрольная работа

Описание работы

Конституция СССР 1977 года в контексте всей правовой инфраструктуры закладывает многие гуманитарные и демократические начала, которые пусть трудно и не сразу, но неодолимо разворачивались и в застойные времена. Будучи во многом, безусловно, прогрессивной, Конституция не могла не быть детищем своего времени, и ряд ее установлений на самом деле был утопичен и декларативен, начиная с оценки достигнутого состояния общества «развитого социализма». Она не стала идеалом и в конце 80-х годов, когда жизнь пошла вперед большими преобразующими шагами и начала быстро обгонять Основной Закон страны.

Файлы: 1 файл

История государственного управления.docx

— 39.69 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Уральский институт

 

Факультет государственного и муниципального управления

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу:

«История государственного управления»

 

 

                                                                                             

 

                                                                                                Выполнила: Панова Я.О.,

                                                                                                 студентка группы ГМУ-632

                                                                                               Проверила: Жукова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

Высшие  органы государственной власти по Конституции 1977 г.: имитационная и экспликативная модели.

 

Конституция  «Союза Советских Социалистических Республик»  1977 года это основной закон  СССР, который был принят внеочередной сессией верховного совета СССР девятого созыва, 7 октября 1977г. Верховным Советом СССР вместо раньше действующей  Конституции, принятой в 1936 году. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6), и вошла в историю под названием «конституция развитого социализма».

Конституция 1977 года состояла из преамбулы, девяти разделов, 21 главы,  и 174 статей. В преамбуле в общем виде оценен исторический путь, который был пройден  советским обществом за 60 лет после победы Октябрьской революции,  дальше была дана характеристика советского общества, которое характеризовалось как  "развитое социалистическое общество, как закономерный этап на пути к коммунизму".

Высшим органом  государственной власти  по Конституции  СССР от 1936 г. являлся Верховный Совет СССР, где была сосредоточена вся полнота государственной власти. 7 октября 1977 г Верховный Совет принял новую Конституцию, которая закрепила принципы организации, цели государства и основы общественного строя, а несколько позже в 1979г.  19 апреля был принят Регламент Верховного Совета СССР.

Демократический характер Советов в большей степени  определяется порядком их создания. Советы формировались  на основе равных  всеобщих,  и прямых выборов при  тайном голосовании.  В Советы любого уровня могли быть избраны с 8 лет, а в Верховный Совет – с 21 года. Право выдвижения кандидатов принадлежало кооперативным и другим общественным организациям, профсоюзам, ВЛКСМ, КПСС   и трудовым коллективам.

Верховный Совет  СССР это самый высший орган государственной  власти, который имел полномочия  решать все вопросы, отнесенные к  ведению СССР. Например, такие как, принятие в состав СССР новых республик, утверждение и внесение изменений в Конституцию, образование новых автономных областей  и автономных республик, образование подотчетных ему органов,  утверждение государственных планов социального и экономического развития, планирование государственного бюджета  и отчета о его надлежащем исполнении.

Верховный Совет  состоял из двух палат Совета национальностей  и Совета Союза. Двухпалатная система обеспечивала представление не только общих, но и в то же время национальных особых  интересов трудящихся.

Обе эти палаты были наделены правом законодательной инициативы.  Каждая из палат избирала председателя и ещё 4-х заместителей. Председатель руководил всеми  заседаниями палаты, ведал внутренним распорядком. Обе палаты взаимно информировали  о принятых ею решениях, законопроектам и другим вопросам. Председатели  поочерёдно вели совместное заседание палат. Каждая палата образовала  Совет старейшин. Совет Союза в свою очередь формировал  Совет старейшин из представителей групп депутатов, избранных по избирательным округам.

Основной организационной  формой деятельности Верховного Совета оставались сессии. Конституция предусматривала  внеочередные  и очередные сессии. Внеочередные сессии созывались исключительно  по инициативе президиума  по требованию не менее 1/3 депутатов одной из палат  или одной союзной республики. Верховный Совет образовывал  Правительство,  избирал  президиум, избирал Верховный Суд СССР,  назначал Генерального прокурора СССР, образовывал различные комиссии.

Президиум Верховного Совета это был  постоянно действующий  высший орган государственной власти, который отчитывался перед верховным  советом. Подготовительная работа к  изданию законов сосредоточивалась  во вспомогательных органах палат  комиссиях. Основное назначение постоянных комиссий - это было подготовка к  заседаниям палат, разработка проектов, законов по поручению палат или по собственной инициативе, заключения на предложения граждан и учреждений. Общее руководство комиссиями осуществляли председатели палат и Президиум Верховного Совета СССР.

 Конституция  СССР 1936 г не давала определения  его правового положения, записав  лишь, что это орган, дающий  толкование законов и издающий  указы. Но деятельность Президиума  выходила за эти рамки. Однако  новая Конституция дала определение  Президиуму  как постоянно действующему  органу  Верховного Совета, ему  подотчетного, осуществляющего функции  высшего органа государственной  власти СССР в период между  сессиями.1

Кроме постоянных комиссий для выполнения отдельных поручений  Верховный Совет мог на своё усмотрение  создавать временные комиссии.

Несколько своеобразное особое положение занимала парламентская  группа Верховного Совета СССР.  В 1889 г был создан Межпарламентский союз, который представлял собой международную  организацию, в которую на добровольных началах входили члены парламентов  из разных стран. Перед союзом стояла задача установление личного контакта между парламентариями разных стран  для совместных действий по упрочению  мира и  укреплению сотрудничества.

В 1955 году появилась  парламентская группа  это обледенение  депутатов. Через некоторое время  эта группа  была принята в  Межпарламентский союз. Лишь депутат  Верховного Совета СССР мог стать  членом парламентской группы. Общее  собрание  являлось высшим органом  парламентской группы, на нём избирался  комитет группы, председатель, 2 заместителя, секретарь, члены. Комитет осуществлял полное руководство делами группы, но для решения текущих проблем и ведения текущих дел  комитет должен  был избирать бюро. Деятельность союза начала заметно  оживляться с момента вступления в его состав союза и других стран содружества. Парламентская группа в советском союзе выезжала в другие соседние страны и принимала к себе парламентариев разных стран.  Парламентская группа  информировала союз о самых важных на данный момент политических актах, принимаемых в СССР. Также откликалась на международные события, стремясь тем самым привлечь внимание к данным событиям парламентариев  из других стран. Такие непосредственные  взаимовыгодные контакты способствовали  лучшему взаимопониманию между народами.

С 1955 по  1980 гг. Верховный  Совет СССР принял 220 парламентских  делегаций из 100 стран, это не учитывая делегаций неофициальных, а сами делегаты Верховного Совета СССР посетили  95 стран мира. Огромное впечатление  на зарубежных парламентариев производили  достижения нашей станы в экономике, науке, культуре.  Верховный Совет - это постоянно действующий контрольный  и законодательный  орган государственной власти в стране. Верховный Совет  избирался тайным голосованием из числа народных депутатов. Палаты избираются на Съезде народных депутатов СССР общим голосованием депутатов. Совет Союза избирается из числа народных депутатов от общественных организаций и народных депутатов, от избирательных территориальных округов, и с учетом численности избирателей в регионе или союзной. Совет Национальностей избирается из числа народных депутатов от общественных организаций и народных депутатов, от национально-территориальных избирательных округов, и по  ранее установленным нормам: 4 депутата от каждой автономной республики, 11 депутатов от каждой союзной республики,  2 депутата от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа.

Каждая палата Верховного совета СССР избирает Председателя палаты и двух его заместителей. Съезд  народных депутатов  ежегодно обновляет  до одной пятой части состава  Совета Союза и Совета Национальностей. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководят заседаниями  соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком. Совместные заседания палат ведут: Председатель Верховного Совета СССР, либо поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей. Внеочередные сессии, если возникает такая необходимость, созываются Председателем Верховного Совета СССР по его инициативе, либо по предложению Президента СССР союзной республики, в лице ее высшего органа государственной власти, не менее трети состава одной из палат Верховного Совета СССР.

Конституция  союза  советских социалистических республик  принятая  в 1977 г. никак  не изменила политическую организацию общества. Верховный Совет СССР объявлялся высшим органом государственной власти в стране – представительный законодательный орган власти.2 Он избирался сроком на 4 года путем равного всеобщего, и прямого тайного голосования.  Депутат  мог быть избран только по достижению 23 лет. Депутатам необходимо было собираться дважды в год на сессии Верховного Совета.

Верховный Совет  в то время  был наделен правом высшего контроля за деятельностью госаппарата.  В функции верховного Совета входило:

- назначение Генерального прокурора;

- избрание Президиума  Верховного Совета;

- образование Правительства;

- избрание Верховного  суда;

- назначение следственных  и ревизионных комиссий по  любому вопросу.

Он состоял из двух равноправных палат – Совета Национальностей и Совета Союза. В Совет Национальностей избирались по 32 депутата от каждой союзной республики, по 5 депутатов от каждой национальной области по 11 депутатов от каждой автономной республики, и по 1 депутату от каждого национального округа. Совет Союза набирался из расчёта  по норме: один депутат от 300 тыс. человек населения. Каждая из палат обладала правом законодательной инициативы,  и их сессии проходили одновременно. Верховный Совет избирал Президиум, который должен был работать  между сессиями и обладал довольно  широкими полномочиями. Президиум издавал указы, которые были обязательны  к исполнению. Эти указы должны были утверждаться на следующей по очереди сессии Верховного Совета и  в результате чего переходили в разряд законов.

Исполнительная  власть была представлена системой министерств  и ведомств, возглавляемых Советом  Министров СССР. Это был высший исполнительно-распорядительный орган  страны. Число союзных министерств  и госкомитетов постоянно увеличивалось  и достигло огромного количества более 80.

Судебная власть, так же как и раньше  оставалась в очень большой зависимости от власти исполнительной. Министерство юстиции, которое было восстановлено в 1970 г. по плану должно было руководить адвокатурой; в составе Минюста были управления военных трибуналов, общих судов. Высшим судебным органом в стране являлся   Верховный суд. На него возлагался полный надзор за всей судебной деятельностью, он обладал правами суда первой инстанции и надзора абсолютно всех дел в кассационном порядке. Высший и всеобщий  надзор за соблюдением всех законов Конституция возлагала на Прокуратуру.

О реальном функционировании госаппарата страны можно говорить с учетом особенностей политического  устройства. Статья 6  Конституции 1977 г. гласила, что КПСС это есть ядро политической системы –  своеобразное дублирование всей системы управления партийным аппаратом. В то время  наблюдалось своего рода сращивание высших звеньев государственного и  партийных аппаратов. Все руководители в высшем партийном звене могли  напрямую вмешиваться в деятельность всех ветвей государственной власти. Секретари ЦК  могли руководить и руководили отделами аппарата ЦК КПСС. Структура аппарата ЦК, по большому счёту, дублировала все органы исполнительной, судебной и законодательной  властей, а также детально отображала систему союзных ведомств и министерств, управлявших промышленностью, культурой и идеологией, сельским хозяйством. Каждое значимое  решение ведомства и министерства, которое каким либо образом затрагивало хоть сколько-нибудь существенные стороны жизни страны, предварительно должно было согласовываться с соответствующими отделами  и секторами аппарата ЦК, а при необходимости – с Политбюро или Секретариатом ЦК.

В настоящее время  в мире действует порядка 200 конституций в различных государствах, это около 300 основных законов (конституций, уставов) субъектов федераций.  На различных этапах развития общества, в разных государствах их основные законы содержат совсем разные задачи, но всё же некоторые базовые положения есть почти во всех конституциях. Не все основные законы, действующие в настоящее время, являются современными с точки зрения отражения в них реальных тенденций общественного развития.  Однако если посмотреть с другой стороны, многие конституции в их число можно отнести и конституцию российскую говорят о социальном, демократическом, правовом государстве, социальной справедливости, о социальной солидарности  в обществе. В соответствии с поставленными целями и задуманными идеями  формулируются и расставляются различные приоритеты развития в обществе, различных объединений (коллективов), государства, людей, личности (человека и гражданина). В научной литературе все такие приоритеты иногда получали своё выражение в идеях открытого, трудового государства, коллективистского общества, свободной, всесторонне развитой личности. 
Обусловленность конституционных приоритетов: общечеловеческие и социальные ценности. В связи с какими-либо крутыми поворотами в истории,  в разное время возникали  какие-либо новые модели конституции,  но всё же на них сказывались и общие традиции. Даже если рассматривать конституции в странах  тоталитарного социализма (к примеру, такие как Конституция РСФСР от 1918 г. и следующие за ней все советские конституции Конституция СССР 1924 года. Утверждена резолюцией II-го Съезда Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.3

Информация о работе Высшие органы государственной власти по Конституции 1977 г.: имитационная и экспликативная модели