Античный сюжет и его интерпретации в пьесе Жана Ануя "Антигона"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования проанализировать проблематику и выявить стилистические особенности и аллюзии из античного сюжета в драме Ж. Ануя «Антигона».
Реализации поставленной цели требует решения следующих задач:
проанализировать своеобразие трактовки образа Антигоны в античной литературе;
изучить творчество Ж. Ануя в контексте французской литературы первой половины XX века;
проследить, как исторический контекст и господствовавшие в данный период философские учения отразились в творчестве французского драматурга;
провести сравнительно-сопоставительный анализ тематики, проблематики, особенностей композиции, системы образов и стиля в пьесе Ж. Ануя «Антигона» и в пьесе Софокла;
выявить и объяснить своеобразие конфликта в пьесе Ж. Ануя «Антигона», черты сходства с античным источником и отличия от него.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР В XX ВЕКЕ 6
1.1. Эволюция европейского театра в конце XIX XX веков 6
1.2 Экзистенциализм во французском театре 8
Выводы по первому разделу 9
РАЗДЕЛ 2 ОБРАЗ АНТИГОНЫ В АНТИЧНОСТИ И В XX ВЕКЕ 10
2.1 Жизненный и творческий путь Софокла 10
2.2. Образ Антигоны в античной литературе 13
2.3. Античный сюжет в современном театре 16
2.4. Интерпретация образа Антигоны в пьесе Ж. Ануя 17
Выводы по второму разделу 23
ВЫВОДЫ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

ШамсединоваКурсоваяВся.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Софокл завершил преобразование трагедии с лирической константы в драму, которое начал еще Эсхил. Герои Софокла в основном действуют самостоятельно и сами определяют свое поведение по отношению к другим персонажам. Богов Софокл редко выводит на сцену. Поступки героев мотивируются их характером. Выступая с тремя трагедиями, Софокл делает каждую из них самостоятельным художественным целым, в котором сконцентрирована вся его проблематика. Софокл достиг того, что ввел второстепенных действующих лиц через третьего актера. После Софокла античная трагедия уже не выходила за эти рамки, то есть форма трагедии, которую ей придал Софокл, стала классической. После смерти Софокла, его почитали наряду с Гомером, Архилохом, Эсхилом.

Как отметил А. Ф. Лосев: «В борьбе за единство демократических Афин Софокл отстаивал традиционный уклад жизни. Но он сам чувствует обреченность его, и потому противоречия между старыми, привычными, и новыми, разрушительными веяниями получают в его произведениях значение трагического конфликта» [15, с. 102].

Поэт ищет в религии защиты от тех тенденций, которые грозили  разрушением старых устоев афинской демократии. Хотя он признает свободу действий человека, его разум, он считает, что человеческие возможности ограничены, что над человеком стоит сила, которая обрекает его на ту или иную судьбу («Аякс», «Трахинянки», «Антигона», «Эдип-царь»). Человек, по мнению Софокла, не может знать, что ему готовит грядущий день. Высшая божественная воля проявляется в изменчивости и в непостоянствах человеческой жизни («Антигона). Конфликт между стремлениями человека и действительностью приводит поэта к признанию зависимости от воли богов свободного разумного человека. Это лейтмотив трагедии Софокла («Эдип-царь»). Причина всех бедствий - в пренебрежении божественными законами («Аякс», «Антигона»), в которых, по Софоклу, проявляется высшая справедливость и в надменности, в высокомерии, в отсутствии смирения перед богами. «Быть благоразумным - это значит не оскорблять богов надменным словом, не вызывать их гнева гордостью» («Аякс») [19, с. 103].

Для того, чтобы полнее охарактеризовать образы главных героев, Софокл часто использует прием противопоставления. Софокл любил сталкивать между собой героев с разными жизненными принципами (Креонт и Антигона, Одиссей и Неоптолем) или противопоставлять друг другу людей с одинаковыми взглядами, но с разными характерами - для подчеркивания силы характера одного при его столкновении с другим, слабохарактерным. Например Антигона и Исмена. Исмена, не смотря на любовь к сестре, к уже погибшим братьям, не готова пойти на риск, выступить наперекор Креонту. Все что ей нужно это простое женское счастье:

« Опомнись! В женской родились мы доле;

Не нам с мужами враждовать, сестра.

Им власть дана, мы - в подданстве; хотя бы

И горшим словом оскорбил нас вождь-

Смирится надо…» [7, с. 116].

Счастье Антигоны же состоит в другом. Она ставит выше неписанные законы над законами государства:

«О дерзкая! Наперекор Креонту?

Твой пламень сердца душу леденит» [7, с. 117].

Софокл любит и умеет изображать перепады в настроении героев переход от высшего накала страстей к состоянию упадка сил, когда человек приходит к горькому осознанию своей слабости и беспомощности. Этот перелом можно наблюдать у Креонта, узнавшего о смерти жены и сына:

«Сам я убил ее, граждане,

Слышите ль? Сам я - убийца,

Некого больше винить.

Слуги, возьмите несчастного,

Прочь поскорей уведите:

Кончена, кончена  жизнь» [7, с. 172].

Софокл всю жизнь отстаивал веру в мудрость и благочестие людей, а также во всемогущую волю богов, он развенчивает «мудрость» тирана Креонта, противящегося воле богов («Антигона»), так как лишь религия и мудрость, по мнению Софокла, должна быть одной из основ государства. Отсюда и человеческий идеал античного поэта, изображавшего людей такими, какими они должны быть.

 

 

 

2.2. Образ Антигоны в античной литературе

 

К образу Антигоны в античной литературе обращались два писателя-трагика: Софокл и Еврипид, но наиболее ярко и полно, этот образ отразился в трагедии Софокла.

Многие писатели и композиторы обращались к нему в своем творчестве, так как в Антигоне воплотились те черты и возникают те проблемы, которые, начиная с античных времен и до наших дней, остаются актуальными.

«Антигона» Софокла предположительно была написана в марте-апреле 442 г., когда справляли Великие Дионисии.

История Антигоны примыкает непосредственно к  мифу о братоубийственной вражде Этеокла и Полиника, излагаемому в античных источниках. Суть мифа состоит в том, что два брата, Этеокл и Полиник, сыновья царя Фив Эдипа, узнав, что Эдип убил своего отца и женился на матери, потеряли к нему всякое уважение. Они договорились, что они будут царствовать в Фивах поочередно. Когда пришло время передачи трона, Этеокл нарушил договор и оказался уступить брату престол. Полиник отправился на Фивы войной. После длительной осады и Полиник, и Этеокл погибли в братоубийственной схватке. Дочерям же Эдипа до Софокла не уделяется почти никакого внимания. Хронологически ближе всего к трагедии Софокла эсхиловские «Семеро против Фив», в финале которых выводятся Антигона и Исмена, по-разному реагирующие на приказ городских властей оставить без погребения тело Полиника: в то время как Исмена проявляет послушание, Антигона отказывается повиноваться приказу и вместе с половиной хора уходит хоронить брата.

Поэтому можно  утверждать, что именно Софокл впервые сделал Антигону главной участницей событий, происшедших после гибели братьев.

Наряду с этим сохранилось свидетельство Павсания. согласно которому, труп Полиника оставлен без погребения, но Антигоне удается, прилагая все свои силы, дотащить его до места сожжения тела Этеокла и положить на еще горящий костер. Никаких санкций по адресу Антигоны при этом не последовало, поскольку жестокость победителей не заходила в Греции так далеко, чтобы не позволить родным отдать последний долг покойнику. Следовательно и здесь Софокл был первым, кто вывел Антигону ослушницей царского приказа: запрет хоронить павших полководцев он сосредоточил в своей трагедии на одном Полинике; а исполнение Антигоной ее родственного долга изобразил как нарушение указа, изданного новым царем - Креонтом.

Преобладающая черта в характере Антигоны - сила воли, которую она проявляет в борьбе с Креонтом за право похоронить брата по установленному обряду. Она чтит древний закон родового общества. У нее нет сомнения в правильности принятого решения. Чувствуя свою правоту, Антигона смело бросает вызов Креонту:

«Казни меня - иль большего ты хочешь?..

Чего ж ты медлишь? Мне твои слова

Не по душе и по душе не будут,

Тебе ж противны действия мои» [7, с. 133].

Антигона сознательно идет навстречу  смерти, но, как и всякому человеку, ей горько расставаться с жизнью, сулящей  так много радостей молодой девушке. Она сожалеет не о случившемся, а  о своей погибающей молодости, о  том, что умирает, никем не оплаканная:

«…вот за что меня преступной

Назвал Креонт, и вот за что, схватив,

От всех друзей увлек, от милых сердцу,

Бездетную, не знавшую  любви,

Чтоб с мертвыми похоронить живую!

Но в чем  вина моя, о боги?..» [7, с. 155].

Силой своего ума  и большого сердца, умеющего любить, а не ненавидеть, Антигона сама выбрала свою участь, что и столкнуло ее с Креонтом, правителем суровым и непреклонным, ставящим свою волю выше всего. Свои действия он софистически оправдывает интересами государства. Он говорит, что во имя блага родины не может одинаково почтить спасителя отечества и врага. К людям, идущим против государства, Креонт готов применить самые жестокие законы. Всякое сопротивление своему приказу правитель рассматривает как выступление антигосударственное. Креонт признает только полное подчинение правителю даже в том случае, если он ошибается: «Какой безумец решил ослушаться моего повеления?» [6].

Креонт меряет и себя, и окружающих его людей мерой собственного произвола. Выдавая свой указ по единичному, частному поводу за закон, он придает абсолютное значение мнению одного человека, который, как он ни будь умен, не имеет права нарушать вечный закон богов. Антигона меряет себя и сложившуюся вокруг нее ситуацию мерой ее соответствия именно этим непреходящим нравственным нормам, находящимся под защитой богов. «Как она посмела нарушить царский запрет? Разве она не знала о грозящей ей казни?»[7, с. 129] - спрашивает Антигону Креонт. «Конечно, знала, - отвечает девушка, - но не считала возможным поставить исполнение человеческого указа выше своих обязательств перед богами» [7, с. 131]. Нельзя не согласиться с Мироновой М. В.: «В основе «меры вещей», принятой Креонтом, лежит индивидуальное человеческое разумение; в основе «меры вещей», принятой Антигоной, - незыблемые нравственные нормы, освященные авторитетом олимпийских богов. Достаточно противопоставить эти две «меры», чтобы понять, на чьей стороне окажутся симпатии Софокла» [4, с. 73].

Другие действующие лица: Исмена - сестра Антигоны, Сторож, Гемон - сын Креонта, жених Антигоны - появляются в трагедии эпизодически, чтобы оттенить основные черты главных действующих лиц. Слабость, нерешительность Исмены являются контрастом силе, стойкости Антигоны, а корыстолюбие и трусость Сторожа - самозабвенной решимости героини. Второстепенные образы как бы дополняют характеристики Антигоны и Креонта.

2.3. Античный сюжет в современном театре

 

Под давлением исторических событий первой половины ХХ в. французские драматурги все чаще обращались к интерпретации мифологических сюжетов. Связно же это было с тем, что в военные годы, во время оккупации Франции немецкими войсками, драматурги не могли позволить себе отрыто выражать свои мысли и выступать против оккупационного режима. Таким образом, мифологический сюжет является своеобразной занавесью, за которой скрывается истинное виденье автором проблем своего времени. Драматурги этого времени прибегают к переделыванию и переосмыслению произведений античного театра.

Так к данному приему обращались Жан Ануй, Жан Жироду и Жан Кокто.

Французский драматург, сценарист, режиссер Жан Ануй родился в 1910 году в Бордо. В конце 1920-х годов. Ануй поступил на работу в Театр Комедии на Елисейских Полях на должность секретаря известного французского режиссера Луи Жуве. В 1932 году он написал свою первую пьесу - «Горностай». Успех к Аную пришел в 1937 году, после постановки на парижской сцене его пьесы «Путешественник без багажа». Затем последовали пьесы «Дикарка» (1938) и «Бал воров» (1939).

В 1940 г. Ануй, обратившись к греческим мифам, нашел прием, который принес его пьесам мировую славу: авторская интерпретация известных древнегреческих и средневековых сюжетов. При таком приеме зрительский интерес держится не на происходящих событиях, а на круге непривычных идей, возникающих на основе знакомого сюжета. По выражению Н. П. Михальской: «Основная интрига пьесы переходит с уровня фабулы на уровень интеллектуальной игры» [10, c. 243]. В этом случае добиться успеха может только крупный писатель, способный заставить зрителей напряженно следить за ходом своих размышлений. И Ануй сумел выиграть: именно интеллектуальные драмы были признаны лучшими в его творчестве. Первыми такими пьесами стали «Эвридика» (1941) и «Антигона» (1942). Последняя пьеса о Жанне Д`Арк - многими критиками считается вершиной творчества Ануя.

Ануй делил свои пьесы на несколько  циклов: «черные пьесы» (трагедии «Медея», «Антигона»); «розовые пьесы» (лирико-иронические комедии с неправдоподобно счастливым концом - «Ужин в Санлисе»); «костюмированные пьесы» («Жаворонок»); «колючие пьесы» (сатирические комедии «Орнифль, или Сквозной ветерок»)[2; с 134].

К концу 1950-х годов. зрительский интерес к творчеству Ануя ослабел. На смену ему стали приходить новые кумиры, огромную популярность получил родившийся во Франции «театр абсурда», где та же экзистенциальная проблематика раскрывается принципиально новыми театральными средствами. Строгая интеллектуальная логика Ануя на фоне абсурдистских пьес начинает выглядеть архаичной. Скончался Жан Ануй в 1987 году в Лозанне, надолго пережив свою славу. Однако лучшие его пьесы идут на сценах всего мира и сегодня.

 

2.4. Интерпретация образа Антигоны в пьесе Ж. Ануя

 

«Антигона» Ж. Ануя - реминисценция мифологического сюжета. Пьеса была написана Ж. Ануем в 1942 году и поставлена в 1943 году. Эта эпоха в истории Франции связана с оккупацией немецкими войсками. Оккупация Франции вызвала в литературе резкое разделение сил. В первую очередь черта прошла между теми, кто смирился и теми, кто выбрал борьбу. Драматический, а временами трагический исторический контекст определил развитие и расцвет экзистенциализма в литературе. Именно экзистенциалисты пытались постичь человека в критических, кризисных ситуациях. Они сосредоточились на проблеме духовной выдержки людей, заброшенных в иррациональный, вышедший из-под контроля поток событий. Сознание человека, живущего в ХХ веке, отличается страхом, ощущением покинутости, одиночества. Решению этих проблем и посвящена пьеса Ж. Ануя.

Существует ряд оснований, по которым  можно сравнивать пьесу Ж. Ануя и Софокла «Антигона». Все действующие лица, которых некогда включил в свою трагедию Софокл, присутствуют у Ануя в том же составе и на первый взгляд выполняют в его пьесе те же функции.

Информация о работе Античный сюжет и его интерпретации в пьесе Жана Ануя "Антигона"