Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:06, курсовая работа
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что оно представляет собой дальнейшую разработку такого основополагающего направления современного языкознания, как изучение языкового выражения мыслительных категорий, среди которых категория отрицания является одной из наиболее важных. Необходимость исследования фразеологии отрицания вытекает из невозможности создания полного представления о лингвистической категория отрицания без ее фразеологического компонента. Цель исследования: выявление средств и способов выражения эксплицитного отрицания во ФЕ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОГО ОТРИЦАНИЯ………………………………………………
1.1. Отрицание в лингвистике……………………………………..
1.2. Отрицательная фразеологическая номинация как вид отрицательной языковой номинации………………………………………
5
5
10
ГЛАВА 2. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ С ФОРМАЛЬНО (ЭКСПЛИЦИТНО) ВЫРАЖЕННЫМ ОТРИЦАНИЕМ……………………
2.1. Типы эксплицитного отрицания в английской фразеологии….
2.2 Номинативные фразеологические единицы, содержащие формальные средства выражения отрицания в поверхностной структуре..
2.3. Номинативно-коммуникативные ФЕ (глагольные ФЕ) с формальными средствами выражения отрицания в поверхностной структуре…………………………………………………………………….
2.4. Междометные ФЕ и модальные ФЕ немеждометного характера…………………………………………………………………..
2.5. Коннотативный аспект значения ФЕ с отрицанием……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………..
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….
По мнению В.Н. Бондаренко, так называемая психологическая концепция отрицания, представленная в трудах, Б. Дельбрюка, К. Хаверса и др. неприемлема уже и, прежде всего потому, что отрицание выступает не как отражение действительности, а как проявление психики человека, как выражение тех или иных психических реакций, эмоциональных чувств и т.п. [7; 51]. Но подход некоторых представителей психологии не лишен рационального зерна и может быть взят в качестве дополнения к материалистической трактовке отрицания. Данный подход помогает раскрыть психологическую основу явления, в частности, раскрыть мотивы отрицания, механизм возникновения отрицания в языке.
Языковое отрицание представляет собой указание на вполне реальные факты действительности. Например, говоря «На улице нет дождя», когда его действительно нет, мы утверждаем вполне конкретный положительный факт его отсутствия. Но чтобы отрицать наличие дождя в данный момент необходимо представлять это явление. В момент отрицания появляется представление о дожде и одновременно происходит восприятие окружающей обстановки, т.е. в этот момент происходит совмещение представления с восприятием. Таким образом, можно утверждать, что с психологической точки зрения отрицание есть результат несовместимости представления (дождь) и восприятия (не дождь).
В момент
отрицания человек пользуется
двумя видами мышления –
А.А. Потебня подходит к отрицанию как обязательному следствию некоторого обстоятельства, которое вызывает его (отрицание) в сознании [26]. Это обстоятельство может быть только положительной величиной. Чтобы отрицать что-либо, необходимо иметь достаточное основание, т.е. никогда и никто не выскажет отрицательное суждение, если у него нет на то особых причин. Отрицание должно быть всегда мотивировано какой-либо причиной, которая выявляется из лингвистического или экстралингвистического контекста, ибо концептуальной системы индивида, употребляющего отрицание. К тому же, чтобы отрицать что-либо, необходимо наличие не только причины, побуждающей к отрицанию, но и некоторой суммы знаний об отрицаемом предмете, надо иметь хотя бы самое общее представление об отрицаемом.
Отрицание должно
быть дополнено последующим
Изучение
отрицания невозможно без учета
отношений между семантикой –
как теорией смысла – и прагматикой
– как теорией употребления. К
тому, что называется прагматикой
языка, закономерно ведет сама эволюция
семантических исследований естественного
языка. [25; 91]. Язык должен рассматриваться
в процессе его функционирования
в качестве средства понимания и
познания мира. Этого требует современный
логико-философский анализ естественного
языка. Следовательно, нельзя полностью
отказываться и от прагматического
подхода к отрицанию. Это не значит,
что отрицание будет
В концепции
отрицания как выражения
В предложении
«Ребенок не спит» Е.В. Падучева усматривает
отсутствие связи между ребенком
и сном. Но за этим отсутствием стоит
определенный положительный факт –
«ребенок бодрствует». Отрицание в
данном случае опирается скорее на
«реальное воздействие
Таким образом, в объективной действительности отрицанию соответствует не просто отсутствие, несуществование чего-либо, а прежде всего различие предметов, которое проявляется в отсутствии каких-либо определенных признаков, у одних предметов, и их наличии у других. Принимая различие, существующее между предметами в реальном мире, за аналог языкового отрицания, мы тем самым признаем за языковым отрицанием наличие вполне определенного положительного факта, что само по себе чрезвычайно возможно, т.к. доказывает положение о том, что отрицание есть определенное нечто, имеет определенное содержание.
Понять положительное
в его отрицательности – это
значит понять существующий предмет
с его преходящей стороны, т.е. объективно.
В одних случаях выявление
этого положительного оказывается
простым, в других – сложным. Просто
вычленить положительный факт, стоящий
за отрицанием, тогда, когда он один
и только один. В этом случае можно
было бы говорить об одновариантном отрицании.
Например, языковое выражение «Ребенок
не спит» описывает единственно
возможный языковой факт «Ребенок бодрствует».
В других случаях выявление
В концепции
особой отрицательной модальности
категория отрицания
В большинстве случаев языковое выражение является резюмированием некоторого познавательного акта, но и резюмированием некоторого ценностного отношения к окружающему. В ценностных суждениях сущее берется не само по себе, а в отношении к должному. Позиция субъекта, в качестве которого может выступать не только отдельный индивид, но чаще всего социальная группа, класс общество в целом со своими моральными и нравственными установками, является исходной, определяющей точкой отсчета для рассмотрения и оценки тех или иных процессов, явлений, признаков. Часто сущее и должное расходятся, это расхождение может передаваться в языке с помощью отрицания, т.е. отрицание часто является выражением отрицательной оценки, например, be not right in one’s (the) head. Так как отрицание может выступать в качестве формы выражения отрицательной оценки, можно говорить о связи отрицания с субъективной модальностью понимаемой как отношение говорящего к объективной действительности.
В ранних исследованиях
языковое отрицание рассматривалось,
как правило, с какой-либо одной
стороны. Теперь, когда современная
лингвистика все чаще обращается
к решению кардинальной проблемы
– проблемы взаимоотношения
1.2.
Отрицательная
В данном
параграфе будет рассмотрена
проблема отрицания во
Все то, что
имеется в языке
действительность мышление
Рис. 1.2.1. Связь действительности, мышления и языка
Представим структуру знака по соотнесенности с действительностью в виде семантического треугольника следующим образом (рис. 1.2.2.).
Д
Р С
Рис. 1.2.2. Структура знака по соотнесенности с действительностью
Р (референт) – конкретный предмет или признак, с которым соотносится языковой знак, в том числе и ФЕ; Д (денотат) – существенный признак или совокупность существенных признаков, к которым относится референт, обозначаемый языковым знаком в результате процесса номинации; С (сигнификат) – понятие о классе предметов, которому денотат соответствует по своим признакам (учитывая сложность такого явления, каковым является языковое отрицание, сигнификат рассматривается в несколько упрощенном виде, без расчленения его на дисигнат и десигнатор); Я – языковая ось, являющаяся демаркационно-объединяющей средой между действительностью и мышлением. Нахождение денотата на данной оси и дает право некоторым ученым относить денотат к сфере действительности, отождествляя его с референтом, а некоторым исследователям – к сфере идеального, отождествляя его с сигнификатом. Нам представляется правомерным его отнесение и к действительности и к мышлению, учитывая место нахождения денотата на языковой оси. Если референт относится к сфере действительности, сигнификат – к сфере мышления, то денотат представляет собой аккумулятор действительного, мыслительного и языкового, т.к. денотат есть выделенный нашим мышлением объективный признак (или признаки) какого-либо класса предметов, который закрепляется в наименовании этого класса. Денотат – это граница, разделяющая и в то же время связывающая действительность и мышление.
Языковые единицы с отрицанием являются номинативными единицами, а, следовательно, они обозначают некоторые факты объективной действительности, отраженные и обобщенные в нашем сознании.
Наше сознание фиксирует отсутствие предмета или признака в том случае, когда представляемый предмет или признак не дается в ощущениях и восприятиях в данный момент. Возникает противоречие между возможным (представляемым) и действительным (воспринимаемым). Это противоречие выражается в языке при помощи отрицания. Таким образом, языковое отрицание, как любой другой языковой факт, определено объективной действительностью, отраженной нашим сознанием. По мнению А.В. Кунина, языковое отрицание может быть определено как «выражение значащего отсутствия предмета или признака в определенных пространственно временных рамках при помощи лингвистических средств (эксплицитных или имплицитных)» [21].
Взаимоотношения референта, денотата и сигнификата отрицательной языковой единицы по сравнению с положительной единицей будет носить иной, более сложный характер.
Денотатом отрицательных языковых единиц является отсутствующий признак. Отсутствие этого признака значимо, следовательно, он становится основанием наименования. Обнаружение отсутствующего и обозначение чего-либо через отсутствующее возможно лишь в результате сравнения различных предметов или в результате сравнения различных стадий в развитии одного и того же предмета. Как известно, в процессе развития предмет теряет одни признаки, но приобретает другие, т.е. в результате превращается в иное бытие, отличное от себя самого.
При характеристике предмета со стороны присущих ему признаков происходит очерчивание границ этого предмета изнутри, тогда как определение предмета по отсутствующим у него признакам формирует его границы извне. В первом случае предмет определяется с точки зрения того, чем он является сам по себе, независимо от окружающего, что делает его таким, а не другим. Во втором случае происходит определение предмета через его отношение к чему-либо другому, к иному бытию. Предмет определяется путем констатации того, чем он не является. Налицо два способа познания одного предмета, каждый из которых чрезвычайно важен. Один способ не может заменить другой, оба существуют самостоятельно.
Из выше сказанного
следует, что в результате познания
каждый предмет может выступать
как в качестве положительной, так
и в качестве отрицательной сущности
в зависимости от ракурса его
рассмотрения. Наиболее общие свойства,
имеющиеся в наличии у какого-