Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:54, доклад
ИКТ–компетентность — это общешкольное умение. Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках и во внеурочное время. Наша общая задача — сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде. Для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности и помнить о ней всегда. Потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даете своим учащимся. Целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности. Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза И.П. Серикова
Шебекинского района Белгородской области»
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптация ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
ИКТ–компетентность — это общешкольное умение. Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках и во внеурочное время. Наша общая задача — сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде. Для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности и помнить о ней всегда. Потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даете своим учащимся. Целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности. Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.
Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь, изменилась роль ученика. Он стал активным участником образовательного процесса, превратился в партнёра учителя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий). Школа превратилась из места, где учат, в место, где учатся.
При формировании ИКТ-компетентности в рамках предмета «Иностранный язык» необходимо учитывать возрастные особенности детей и достигнутый ими уровень коммуникативной компетенции на изучаемом языке. Во внимание также должны браться знания, умения и навыки пользования компьютером и Интернет, сформированные у школьников на уроках информатики и при изучении других предметов.
Предполагается, что ученики 5-6 классов должны овладеть ИКТ-компетентностями, которые позволят им:
• подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.
• создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
• создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.
• использовать звуковые и музыкальные редакторы;
• использовать программы звукозаписи и микрофоны.
• проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике.
• конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
На первый взгляд может показаться, что овладение учащимися пятого или шестого класса выше перечисленными ИКТ-компетентностями — задача труднодостижимая. Однако на сегодняшний день существуют УМК нового поколения, в которых уже заложено активное использование современных информационных технологий как учителем, так и учащимися. Примером такого УМК являются “English 5” и “English 6” под редакцией В.П. Кузовлева и др., которые дает возможность учащимся успешно овладевать этими компетенциями, и мы постараемся показать, как использование различных компонентов данного УМК помогает детям сформировать соответствующие компетенции.
Мы стараемся формировать эти умения через практическую деятельность. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях.
Сам учебник и его компоненты на бумажных носителях (Рабочая тетрадь и Книга для чтения) содержат много творческих заданий, при выполнении которых учащиеся работают в информационном пространстве. Например, изучая каждый раздел учебника, учащиеся готовят мини-проекты по темам. Выполняя эти проекты, дети ищут в Интернете сведения, связанные с соответствующими аспектами жизни и культуры своей страны и малой родины; оформляют проекты, печатая тексты на компьютере и используя фотографии и картинки, найденные в Сети; готовят презентации в формате PowerPoint, выступают с устными сообщениями, которые могут сопровождаться аудио- и видеоматериалами. С помощью современных гаджетов учащиеся имеют возможность в ходе подготовки записать себя в цифровой форме для самоконтроля и самокоррекции.
УМК имеет и различные мультимедийные компоненты. различные задания которых позволяют многократно повторить и закрепить изучаемый материал. С помощью этих компонентов учащиеся учатся работать с электронными грамматическими тренажерами для изучения лексики и грамматики, пользоваться электронными словарями.
При составлении тематического планирования выбор ИКТ-компетентностей обосновывался целостностью и логичностью подачи учебного материала, а также соответствием формам учебной деятельности.
Свою работу по формированию ИКТ-компетентности учащихся начала с выявления уровня владения компьютером. Естественно, что одни дети оказались на более продвинутом уровне, чем другие. Для некоторых ребят не составляло труда создавать небольшие презентации, другие, активно пользовались социальными сетями, такими как «Одноклассники» или «ВКонтакте». Но были и такие, для которых включение или выключение компьютера составляло проблему. Поэтому мы начали с формирования именно этих компетенций.
Для выявления уровня владения компьютером я использовала анкету следующего содержания:
а) играю
б) работаю в Интернете
в) набираю текст
г) рисую
д) не работаю на компьютере
Анализ результатов входного анкетирования показал, что большинство обучающихся 5-6 классов имеют дома компьютер, однако уровень ИКТ - компетентности довольно низкий. В основном дети используют возможности компьютера для игр и проводят за ним более двух часов, что совершенно не соответствует их возрасту.
Передо мной как учителем (английского языка) встала задача организовать деятельность, направленную на формирование ИКТ-компетентности учащихся и поскольку дети имеют разный базовый уровень подготовки, то эта задача требует, прежде всего, личностно-ориентированного подхода. Важным является формирование ситуации, в которой каждый учащийся сможет, используя ИКТ, учиться в индивидуализированной среде.
Одна из основных целей современной системы образования – подготовить детей к вхождению в мировое информационное пространство. Поэтому хочу остановиться на формировании ИКТ-компетентностей, позволяющих работать с информацией. Это умение найти нужную информацию, переработать, сохранить, воспроизвести, передать её содержание и выбрать знаковую систему адекватно познавательной и коммуникативной цели.
Представляю вашему вниманию фрагмент тематического планирования уроков английского языка в 5 классе.
Unit 5. My favourite celebration
49 |
What is your favourite holiday? Страны изучаемого языка и родная страна. Развитие речевых умений: говорить, писать, общаться. |
Использование различных приёмов поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве |
Найти информацию о популярных праздниках в Великобритании и США. |
50 |
I was decorating the Christmas tree for two hours Страны изучаемого языка и родная страна. Формирование лексических навыков говорения. Развитие умения слушать с целью извлечения конкретной информации. |
Использование различных приёмов поиска информации в Интернете |
Сделать сообщение на заданную тему. |
51 |
What were you doing at 5 pm yesterday? Страны изучаемого языка и родная страна. Формирование грамматических навыков говорения. Совершенствование лексических навыков говорения. |
Умение работать в PowerPoint |
Составить презентацию (5 кадров) о популярных праздниках России и выступить перед классом |
52 |
While we were celebrating… Страны изучаемого языка и родная страна. Активизация изученной лексики. Формирование грамматических навыков говорения. Развитие умения читать. |
Умение работать с электронным пособием |
Запустить видеофрагменты из электронного приложения к учебнику |
53 |
What is the perfect Christmas tree? Страны изучаемого языка и родная страна. Развитие умения читать с целью понимания основного содержания и с целью полного понимания прочитанного; умения определять связи между частями текста. |
Умение осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора. |
Придумайте название текста, запишите и оформите его как заголовок 1 уровня. Разделите текст на абзацы, используя инструменты форматирования страницы, задайте отступы и интервалы (основной текст: стиль – шрифт обычный 14 пт, выравнивание по ширине, междустрочный интервал одинарный). Найдите названия праздников, выделите их цветом и шрифтом. Составьте вопросы к тексту. |
54 |
Is it your number one holiday? Страны изучаемого языка и родная страна Обобщение лексического и грамматического материала. |
Проводить деконструкцию текста, выделение в нем структуры, элементов и фрагментов. |
Выполнить с помощью электронного пособия тренировочные упражнения для самопроверки уровня знаний. 1. Раскройте скобки и употребите данные в них глаголы в Past Simple или в Past Progressive в зависимости от ситуации при помощи команд Выделить, Удалить, Вставить. 2. Выделите глаголы в Past Simple и в Past Progressive разным цветом. 3. Выделите признаки образования этих времен шрифтом. 4. Сгруппируйте предложения по временам. |
55 |
Celebrations that I remember Страны изучаемого языка и родная страна. Формирование грамматических навыков говорения. Совершенствование лексических навыков говорения. |
Умение конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов и обратной связью |
Нарисовать новогоднюю ель, состоящую из трех треугольников разной величины. Украсить ее разноцветными шарами, и подписать |
56 |
Test yourself Страны изучаемого языка и родная страна. Развитие умения читать с общим охватом содержания и детальным пониманием прочитанного. |
Умение использовать звуковые и музыкальные редакторы |
Вставить звук в презентацию |
57 |
Test yourself Страны изучаемого языка и родная страна. Развитие речевого умения: диалогическая форма речи, речевые функции расспроса о предпочтениях. Развитие умения понимать речь на слух с целью извлечения конкретной информации. |
Набор текста средствами ИКТ |
Набрать текст, импортировать в него картинки, распечатать готовую работу |
Компетентность поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве лучше формировать с помощью контекстного обучения. Под этой компетентностью понимают следующие умения:
Задания типа: найти сведения в электронном справочнике, на диске, на компьютере можно дать на любом уроке.
Например, изучая тему “My favourite celebration” в 5 классе на уроке “What is your favourite holiday?” ребята получают задание рассказать о популярных праздниках в Великобритании и США. Заранее накапливается необходимый материал и размещается в папке Holidays на рабочем столе.
Формируется стратегия поиска в зависимости оттого, что нужно найти текст, изображение, звук. Поиск по типу файла, по названию файла, по формированию запроса в функции поиска и т. д.
В домашнем задании нужно найти дополнительную информацию о британских праздниках, сохранить ее на съемный диск с последующим добавлением к уже имеющейся базе данных по этой теме.
При использовании Интернет необходимо правильно формировать запрос и выбирать необходимую поисковую систему. 40% учащихся находят необходимую информацию, 30% грамотно формируют стратегию поиска и могут оценить соответствие найденной информации запросу.
На уроке “What is the perfect Christmas tree?”, образовательная цель которого – развитие умения читать с целью понимания основного содержания и с целью полного понимания прочитанного; умения определять связи между частями текста формируется такая ИКТ-компетентность как умение осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора.
Задания сформулированы следующим образом:
1. Познакомьтесь с текстом, содержащимся в файле 1.doc. (Текст без заголовков, одинаковым шрифтом).
2. Придумайте название текста, запишите и оформите его как заголовок 1 уровня.
3. Разделите текст на
абзацы, используя инструменты
4. Найдите названия праздников, выделите их цветом и шрифтом.
5. Составьте вопросы к тексту.