Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявить особенности обучения коммуникативным навыкам на начальном этапе изучения иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Изучить работы отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития коммуникативных навыков на уроках английского языка.
2. Доказать значимость коммуникативных навыков в личностном развитии младших школьников.
3. Раскрыть роль учителя в формировании коммуникативных навыков.
4. Дать анализ особенностей развития коммуникативных навыков на уроках английского языка.
5. Разработать инструментарий по формированию коммуникативных навыков и проверить его эффективность на уроках по иностранному языку.

Файлы: 1 файл

СинельнРецензенту.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Для успешного проведения педагогического исследования был выбран 4 «В» класс гимназии №4 города Саратова. Дадим краткую психолого-педагогическую характеристику данной группе учеников.

4 «В» класс.

1. Гимназия №4

2. Всего в группе 12 человек, из  них трое одаренных детей, один  человек с ограниченными возможностями, остальные – обычные дети.

3. Из них три девочки и девять мальчиков.

4. Средний возраст учеников 10 лет.

5. Группа включает в себя: ответственного  за дежурство, культмассовый сектор, спортивный и учебный секторы, а так же старосту, которая  несет ответственность за соблюдение  дисциплины в классе.

6. Класс отличается высокой дисциплинированностью. Уровень воспитанности соответствует  нормам поведения, допустимого в  школе. Не все ученики класса  принимают участие в общественной  работе.

7. В коллективе сложились благоприятные  межличностные отношения, проявления антипатии у учащихся друг к другу не наблюдается.

8. В классе существует система  традиций. Дети всегда поздравляют  одноклассников с днем рождения, каждый год девочки дарят подарки  мальчикам на двадцать третье  февраля, а те в свою очередь  готовят сюрпризы девочкам к восьмому марта.

В ходе прохождения практики, мною была проведена диагностика уровня развития коммуникативных навыков в рамках изучения английского языка. Для этого я зафиксировала начальный уровень коммуникативных навыков по пяти критериям. К этим критериям относятся:

1. Использование английских коммуникативных  выражений.

2. Умение задавать вопросы, учитывая  словарный запас младших школьников.

3. Умение отвечать на вопросы, не выходя за рамки учебной  программы.

4. Навыки оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях.

5. Речемыслительная активность  учащихся.

Уровень коммуникативных навыков школьников оценивался по пятибалльной системе.

«0» – вообще не владеющие коммуникативными навыками по данному критерию;

«1» – почти не владеющие;

«2» – низкий уровень владения;

«3» – удовлетворительный уровень владения;

«4» – хороший уровень владения;

«5» – отличный показатель владения по критерию уровня коммуникативных навыков учащихся.

Средний показатель по использованию английских коммуникативных выражений у учащихся – 3,75 балла. Из них три человека имели низкий уровень владения коммуникативным навыком, и остальные удовлетворительный. По второму критерию два ученика показали низкий уровень, еще четыре ученика – удовлетворительный, остальные дети умеют хорошо задавать вопросы. По следующему критерию было отмечено, что три человека вообще не обладали умением отвечать на вопросы, двое имели низкий уровень по этому критерию и семь школьников – удовлетворительный. Навыком оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях пять человек владели на низком уровне, столько же показали удовлетворительные знания, и двое учеников вообще не владели этим навыком. По последнему критерию три ребенка вообще не обладали речемыслительной активностью, низкий уровень выявлен у четырех учащихся, пятеро были оценены удовлетворительно.

Для доказательства эффективности практической работы по развитию коммуникативных навыков в 4 «В» классе 6 уроков были проведены с применением коммуникативных способов и приемов и 5 традиционных уроков.

Каждый урок, на котором применялись коммуникативные приемы, начинался с выражений классного обихода. Так, например, good morning, (afternoon), friends; stand up, please; sit down, please. В частности, использовались коммуникативные игры.

На уроках школьники знакомились с большим количеством лексических единиц. И важную помощь в освоении этих слов оказала игра в «Учителя и учеников». Ученик в роли учителя задавал вопросы ученику, на которые тот отвечал. Затем играющие менялись местами. Прилагались усилия, чтобы в паре работали слабо подготовленные с хорошо подготовленными.

Применялись примеры проектных заданий для начального этапа обучения иностранному языку. Для этого детям предлагались различные варианты анкетного опроса. Например, «Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто что ест (пьёт) за завтраком (обедом, ужином). Заполни следующую анкету (см.Приложение Б)

Это задание активизировало взаимодействие учащихся.

Целью урока по теме «My friend», была автоматизация навыков в употреблении общих вопросов. Для повторения вопроса: Would you like…? Дети отгадывали желания друг друга: «волшебная палочка» передавалась по цепочке.

Для закрепления других вопросов ученикам была предложена игра «БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ». Ребята должны были правильно понять смысл и ответить на вопросы.

Can a boy swim?

Do fishes live in the sea?

Can a cat fly?

Do books sing?

Can a fish run?

Do you live in a tree?

Can a bird fly?

Does Pete go in for sports?

Can you swim?

Вся группа активно принимала участие в уроке, с интересом задавали вопросы и отвечали на них. Вступая в общение на английском языке, ученики не испытывали страх сделать ошибку и стремились всеми имеющимися в их распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение.

Результаты показали, что дети значительно лучше усваивали те темы, в которых использовался диалог. Показатели по темам, изученным традиционным путём, оказались значительно ниже.

Итак, мы можем говорить об эффективности использования коммуникативных упражнений и заданий на уроке английского языка в начальной школе, поскольку развитие коммуникативных навыков на уроке является одной из важнейших задач любого учителя. В результате у учащихся отмечается эмоциональный подъём, положительный настрой, желание изучать английский язык.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе материалов исследований, проводимых в методике преподавания иностранного языка по проблеме развития коммуникативных навыков на уроках английского языка, применения различных приёмов обучения вербальному общению, можно сделать вывод, что в настоящее время в поле зрения остается задача, решить которую призвано начальное обучение данному предмету, а именно развитие коммуникативных навыков.  Это предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступать в контакт, умения взаимодействовать в коллективе и так далее. Уроки английского языка обеспечивают вхождение детей в общечеловеческую культуру через общение на новом для них языке, формируют коммуникативные навыки у младших школьников.

Используемые приемы работы способствуют развитию диалогической речи, расширению кругозора учащихся, поддержанию интереса к изучению английского языка.

В теоретическом плане работа показала, что современная теория и практика преподавания иностранного языка имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся.  Коммуникативный подход соответствует данным современным тенденциям в методике, а именно предполагает:

1. Речевую направленность обучения.

2. Учет индивидуально – психологических  особенностей учащегося при ведущей  роли его личностного аспекта.

3. Речемыслительную активность  как постоянную вовлеченность  учащихся в процесс общения в непосредственной (вербальной) либо опосредованной (мыслительной) форме.

4. Функциональный подход к отбору  учебного материала.

Данные основные положения коммуникативного подхода были реализованы практически в проведённом исследовании.

На материале проведённого исследования было доказано, что использование разнообразных способов и приёмов организации учебного процесса является эффективным средством формирования коммуникативных навыков, направленных на практическую реализацию в условиях естественной коммуникации, а имеющийся комплекс упражнений может служить практическим пособием, используемым для развития коммуникативной стороны речи на начальном этапе обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Андриенко К.Л. Социальная психология. М.: Изд-во Просвещение, 1993. 23 с.

Антонян Т.Г., Калинина С.И. Методическая мозаика // ИЯШ // 2008. №4. с. 53.

Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. М.: Изд-во Просвещение, 1992. 12 с.

Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. М.: Изд-во Просвещение, 2006. 60 с.

Государственный стандарт по иностранным языкам. 2006. 18, 23 с.

Бурдина М.И. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе // ИЯШ // 2001. №2. с. 38.

Денисенко О.А. Английский язык в школе. М.: Изд-во Просвещение, 2005. 42 с.

Зимняя В.Н. Педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение, 32, 217, 249, 316 с.

Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Изд-во Просвещение, 1994. 37, 140 с.

Колкер Я.М., Установа Е.С., Еналиева Т.М Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Просвещение, 2003.62 с.

Леонтьева М.Р. Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях // ИЯШ // 2000. №5. С. 17.

Мухина К.В. Психология. М.: Изд-во Просвещение, 2001. 249–321, 356 с.

Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Изд-во Просвещение, 1991. 214 с.

Пассов Е.И. Проблемы коммуникативных методов обучения иноязычной речевой деятельности. М.: Изд-во Воронеж, 1992. 96 с.

Пассов Е.И. Прогрессивная концепция иноязычного образования. М.: Изд-во Титул, 2000. 47 с.

Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М.: Изд-во АРКТИ, 2005. 21 с.

Рохманинов И.В. Основные направления в методике подходов преподавания иностранного языка. М.: М.: Изд-во Просвещение, 1991. 51 с.

Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Изд-во Просвещение, 1991. 43 с.

Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Изд-во Просвещение, 1994. 62 с.

Савченко Г.А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка. М.: Изд-во Панорама, 2006. 62 с.

Соловцова Э.И., Каменецкая Н.П. О пеподавании иностранных языков на современном этапе // ИЯШ // 2004. №3. С. 20, 35, 48, 61, 81.

Филатов В.П. Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Феникс, 1993. 68 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А. Анкета

Вопросы

Ответы учащихся (%)

1. Какие предметы тебе нравится  изучать, а какие не нравится?

86% высказались в пользу английского  языка

2. Какие виды заданий на уроке  тебе нравятся?

72% высказались в пользу коммуникативных заданий

3. Какие формы работы на уроке  тебе нравятся?

84% за коммуникативные игры

4. В результате каких упражнений  лучше всего запоминаются новые  слова?

95% упражнения в диалогической  речи


Приложение Б. Анкета

Имя

Еда

Напитки

Арина

   

Илья

   

Соня и т.д

   

 


Информация о работе Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка