Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 21:47, курсовая работа
Цель курсовой работы - выявить особенности обучения коммуникативным навыкам на начальном этапе изучения иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Изучить работы отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития коммуникативных навыков на уроках английского языка.
2. Доказать значимость коммуникативных навыков в личностном развитии младших школьников.
3. Раскрыть роль учителя в формировании коммуникативных навыков.
4. Дать анализ особенностей развития коммуникативных навыков на уроках английского языка.
5. Разработать инструментарий по формированию коммуникативных навыков и проверить его эффективность на уроках по иностранному языку.
Для успешного проведения педагогического исследования был выбран 4 «В» класс гимназии №4 города Саратова. Дадим краткую психолого-педагогическую характеристику данной группе учеников.
4 «В» класс.
1. Гимназия №4
2. Всего в группе 12 человек, из
них трое одаренных детей, один
человек с ограниченными
3. Из них три девочки и девять мальчиков.
4. Средний возраст учеников 10 лет.
5. Группа включает в себя: ответственного
за дежурство, культмассовый сектор,
спортивный и учебный секторы,
а так же старосту, которая
несет ответственность за
6. Класс отличается высокой
7. В коллективе сложились
8. В классе существует система
традиций. Дети всегда поздравляют
одноклассников с днем
В ходе прохождения практики, мною была проведена диагностика уровня развития коммуникативных навыков в рамках изучения английского языка. Для этого я зафиксировала начальный уровень коммуникативных навыков по пяти критериям. К этим критериям относятся:
1. Использование английских
2. Умение задавать вопросы, учитывая
словарный запас младших
3. Умение отвечать на вопросы, не выходя за рамки учебной программы.
4. Навыки оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях.
5. Речемыслительная активность учащихся.
Уровень коммуникативных навыков школьников оценивался по пятибалльной системе.
«0» – вообще не владеющие коммуникативными навыками по данному критерию;
«1» – почти не владеющие;
«2» – низкий уровень владения;
«3» – удовлетворительный уровень владения;
«4» – хороший уровень владения;
«5» – отличный показатель владения по критерию уровня коммуникативных навыков учащихся.
Средний показатель по использованию английских коммуникативных выражений у учащихся – 3,75 балла. Из них три человека имели низкий уровень владения коммуникативным навыком, и остальные удовлетворительный. По второму критерию два ученика показали низкий уровень, еще четыре ученика – удовлетворительный, остальные дети умеют хорошо задавать вопросы. По следующему критерию было отмечено, что три человека вообще не обладали умением отвечать на вопросы, двое имели низкий уровень по этому критерию и семь школьников – удовлетворительный. Навыком оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях пять человек владели на низком уровне, столько же показали удовлетворительные знания, и двое учеников вообще не владели этим навыком. По последнему критерию три ребенка вообще не обладали речемыслительной активностью, низкий уровень выявлен у четырех учащихся, пятеро были оценены удовлетворительно.
Для доказательства эффективности практической работы по развитию коммуникативных навыков в 4 «В» классе 6 уроков были проведены с применением коммуникативных способов и приемов и 5 традиционных уроков.
Каждый урок, на котором применялись коммуникативные приемы, начинался с выражений классного обихода. Так, например, good morning, (afternoon), friends; stand up, please; sit down, please. В частности, использовались коммуникативные игры.
На уроках школьники знакомились с большим количеством лексических единиц. И важную помощь в освоении этих слов оказала игра в «Учителя и учеников». Ученик в роли учителя задавал вопросы ученику, на которые тот отвечал. Затем играющие менялись местами. Прилагались усилия, чтобы в паре работали слабо подготовленные с хорошо подготовленными.
Применялись примеры проектных заданий для начального этапа обучения иностранному языку. Для этого детям предлагались различные варианты анкетного опроса. Например, «Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто что ест (пьёт) за завтраком (обедом, ужином). Заполни следующую анкету (см.Приложение Б)
Это задание активизировало взаимодействие учащихся.
Целью урока по теме «My friend», была автоматизация навыков в употреблении общих вопросов. Для повторения вопроса: Would you like…? Дети отгадывали желания друг друга: «волшебная палочка» передавалась по цепочке.
Для закрепления других вопросов ученикам была предложена игра «БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ». Ребята должны были правильно понять смысл и ответить на вопросы.
Can a boy swim?
Do fishes live in the sea?
Can a cat fly?
Do books sing?
Can a fish run?
Do you live in a tree?
Can a bird fly?
Does Pete go in for sports?
Can you swim?
Вся группа активно принимала участие в уроке, с интересом задавали вопросы и отвечали на них. Вступая в общение на английском языке, ученики не испытывали страх сделать ошибку и стремились всеми имеющимися в их распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение.
Результаты показали, что дети значительно лучше усваивали те темы, в которых использовался диалог. Показатели по темам, изученным традиционным путём, оказались значительно ниже.
Итак, мы можем говорить об эффективности использования коммуникативных упражнений и заданий на уроке английского языка в начальной школе, поскольку развитие коммуникативных навыков на уроке является одной из важнейших задач любого учителя. В результате у учащихся отмечается эмоциональный подъём, положительный настрой, желание изучать английский язык.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе материалов исследований, проводимых в методике преподавания иностранного языка по проблеме развития коммуникативных навыков на уроках английского языка, применения различных приёмов обучения вербальному общению, можно сделать вывод, что в настоящее время в поле зрения остается задача, решить которую призвано начальное обучение данному предмету, а именно развитие коммуникативных навыков. Это предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступать в контакт, умения взаимодействовать в коллективе и так далее. Уроки английского языка обеспечивают вхождение детей в общечеловеческую культуру через общение на новом для них языке, формируют коммуникативные навыки у младших школьников.
Используемые приемы работы способствуют развитию диалогической речи, расширению кругозора учащихся, поддержанию интереса к изучению английского языка.
В теоретическом плане работа показала, что современная теория и практика преподавания иностранного языка имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся. Коммуникативный подход соответствует данным современным тенденциям в методике, а именно предполагает:
1. Речевую направленность
2. Учет индивидуально –
3. Речемыслительную активность как постоянную вовлеченность учащихся в процесс общения в непосредственной (вербальной) либо опосредованной (мыслительной) форме.
4. Функциональный подход к
Данные основные положения коммуникативного подхода были реализованы практически в проведённом исследовании.
На материале проведённого исследования было доказано, что использование разнообразных способов и приёмов организации учебного процесса является эффективным средством формирования коммуникативных навыков, направленных на практическую реализацию в условиях естественной коммуникации, а имеющийся комплекс упражнений может служить практическим пособием, используемым для развития коммуникативной стороны речи на начальном этапе обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андриенко К.Л. Социальная психология. М.: Изд-во Просвещение, 1993. 23 с.
Антонян Т.Г., Калинина С.И. Методическая мозаика // ИЯШ // 2008. №4. с. 53.
Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. М.: Изд-во Просвещение, 1992. 12 с.
Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. М.: Изд-во Просвещение, 2006. 60 с.
Государственный стандарт по иностранным языкам. 2006. 18, 23 с.
Бурдина М.И. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе // ИЯШ // 2001. №2. с. 38.
Денисенко О.А. Английский язык в школе. М.: Изд-во Просвещение, 2005. 42 с.
Зимняя В.Н. Педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение, 32, 217, 249, 316 с.
Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Изд-во Просвещение, 1994. 37, 140 с.
Колкер Я.М., Установа Е.С., Еналиева Т.М Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Просвещение, 2003.62 с.
Леонтьева М.Р. Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях // ИЯШ // 2000. №5. С. 17.
Мухина К.В. Психология. М.: Изд-во Просвещение, 2001. 249–321, 356 с.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Изд-во Просвещение, 1991. 214 с.
Пассов Е.И. Проблемы коммуникативных методов обучения иноязычной речевой деятельности. М.: Изд-во Воронеж, 1992. 96 с.
Пассов Е.И. Прогрессивная концепция иноязычного образования. М.: Изд-во Титул, 2000. 47 с.
Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М.: Изд-во АРКТИ, 2005. 21 с.
Рохманинов И.В. Основные направления в методике подходов преподавания иностранного языка. М.: М.: Изд-во Просвещение, 1991. 51 с.
Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Изд-во Просвещение, 1991. 43 с.
Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Изд-во Просвещение, 1994. 62 с.
Савченко Г.А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка. М.: Изд-во Панорама, 2006. 62 с.
Соловцова Э.И., Каменецкая Н.П. О пеподавании иностранных языков на современном этапе // ИЯШ // 2004. №3. С. 20, 35, 48, 61, 81.
Филатов В.П. Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Феникс, 1993. 68 с.
Приложение А. Анкета
Вопросы |
Ответы учащихся (%) |
1. Какие предметы тебе нравится изучать, а какие не нравится? |
86% высказались в пользу |
2. Какие виды заданий на уроке тебе нравятся? |
72% высказались в пользу |
3. Какие формы работы на уроке тебе нравятся? |
84% за коммуникативные игры |
4. В результате каких упражнений
лучше всего запоминаются |
95% упражнения в диалогической речи |
Приложение Б. Анкета
Имя |
Еда |
Напитки |
Арина |
||
Илья |
||
Соня и т.д |
Информация о работе Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка