Формирование лексических навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель : выявить рациональные пути формирования лексических навыков в процессе обучения чтению на уроках английского языка.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть условия формирования лексических навыков в обучении английскому языку.
2. Раскрыть особенности формирования лексических навыков в процессе обучения чтению на уроках английскому языку.

Файлы: 1 файл

курсовая работа орг.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

• на смысловых задачах, которые тренируют при этом и определённые персептивные навыки, обеспечивая тем самым непроизвольное овладение техникой чтения.

Выбор материальных и  операционных средств, способов и приёмов  обучения технике чтения зависит, прежде всего, от возрастных особенностей учащихся, так как именно учащиеся являются внутренним и определяющим условием обучения иностранному языку, и особенно учащиеся раннего школьного возраста.[1, с.33]

Достигнув семилетнего  возраста, ребёнок становится школьником. Известно, что младший школьный возраст есть промежуточный этап развития от дошкольного возраста к подростковому, который характеризуется постоянным изменением психики детей.

Ведущей деятельностью  детей после семи лет становится учение. Именно в процессе учения школьник продолжает своё знакомство с миром природы и людей, с их настоящей и прошлой жизнью. В учебной деятельности складываются новые черты формирующейся личности, устанавливаются новые отношения подрастающего человека с окружающим его миром предметов, природы и людей. По мере формирования умений учебной деятельности как ведущей, включения в трудовую и другие виды деятельности, у младших школьников происходит развитие психики, выражающееся в таких психологических новообразованиях как:  произвольность, внутренний план действии и рефлексия. Для данного возраста характерна потребность во внешних впечатлениях, которая впоследствии преобразуется в познавательную потребность, однако учащимся трудно выделить существенное, главное.

По-прежнему сильна потребность  в игровой деятельности, в том числе в подвижных играх. Игра является для ребенка особой формой освоения действительности и системы человеческих отношений путем их воспроизведения, моделирования.[6, с.47]

У младшего школьника  формируется изобразительная, конструкторско-композиционная деятельность. Он развивается в самой учебной деятельности, осваивает новые способы анализа, синтеза, классификации. Начинает формироваться отношение к себе, миру, обществу, другим людям, становится важным процесс и результат его деятельности.

Ребенок в этом возрасте способен к значительной концентрации внимания, но длительность его невелика, поэтому очень важно разнообразить  его деятельность. Помимо этого надо учитывать, что внимание младшего школьника  более устойчиво при выполнении внешних действий и менее устойчиво при выполнении умственных действий. В связи с этим важно чередовать те и другие действия.

На ранних этапах развития восприятие ребёнка очень несовершенно: образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечёткостью, однако, приступая к учению, учащиеся данного возраста овладевают техникой восприятия, становятся наблюдательными, учатся выделять главное, видеть, что предмет состоит из многих деталей. Их восприятие становится расчленённым и превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс. Воображение у учащихся этого возраста характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений, и образы у младших школьников носят схематический характер.

Очень важна для них  доступность целей, оптимальная сложность заданий. Разрешимая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребёнка мобилизовать силы, проявить организованность, терпение и настойчивость.

В 7-8-летнем возрасте начинается интенсивное формирование познавательных процессов ребенка, формирование внутренней речи, которая становится основой для устной речи, развивается фонематический слух, что позволяет добиться хороших произносительных навыков без каких-либо теоретических объяснений. С развитием речи и накоплением опыта ребёнок переходит к образному мышлению. Это прежде всего обнаруживается в конкретности тех образов, которыми ребёнок оперирует. Что касается логического мышления, то оно работает на основе материала, отобранного в процессе наглядно- действенного и наглядно- образного мышления.

Обучая младшего школьника  иностранному языку необходимо использовать приёмы и способы обучения, адекватные перечисленным выше психологическим  особенностям данного возраста и  обеспечивающие рациональное и продуктивное усвоение изучаемого иностранного языка. Что касается техники чтения, то здесь необходимо подобрать такие приемы, которые помогли бы учащимся усвоить правила чтения букв, буквосочетаний, правила произношения, правила связывания, приобрести навык делать правильное логическое ударение и паузы, что будет говорить о сформированной технике чтения.

 

 

 

2.2. АЛГОРИТМЫ РАБОТ С ИНОЯЗЫЧНЫМИ ТЕКСТАМИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

 

 

Сегодня многие дети растут в печатно-преобладающем мире, где  чтение – жизненно-важное умение. По мере роста ребенка, умение читать становится всё более необходимым для того, чтобы успешно учиться в школе. Посредством чтения на английском языке у детей развивается интерес к изучению английского языка, чувство собственных достижений и возможность получать знания. Чтение является средством обучения другим видам речевой деятельности. Несомненно, что именно в начальной школе важно заложить прочный фундамент этого умения.

Обучение чтению на английском языке является непростой задачей  и вызывает много вопросов у учителей и родителей детей. Разные учебные пособия предлагают различные методы при обучении чтению. Цель данной работы – рассмотреть некоторые вопросы, которые возникают при обучении чтению, и поделиться своим опытом применения наиболее эффективных, на мой взгляд, методов и приемов,  в том числе и тех, которые предлагают британские методики [15, с.201].  

Чтение – это процесс  восприятия и активной переработки  информации, графически закодированной в соответствии с тем или иным языком. Оно включает в себя комплекс знаний и умений: умение распознавать формы букв алфавита, устанавливать графико-фонетические соответствия, зрительное узнавание часто встречающихся лексических единиц и морфем, распознание синтаксических образцов и порядка слов в предложении, понимание структуры и организации текста.[3, с.173]     

Чтобы научить ребёнка читать, он должен овладеть всеми этими знаниями и умениями. Но с чего начинать обучение чтению?

Кэрол Рид, учитель и  методист из Кембриджа,  в своей книге «500 Activities for primary classroom» [12, с.320] пишет, что, во-первых, кабинет английского языка должен погружать в мир чтения на английском языке. Например, на мебели и на предметах в классе могут быть приклеены слова с их названиями, на стене висеть календарь погоды, таблицы с инструкциями (Listen, Look, Draw) и их обозначающими символами.

Учебное пособие «Way Ahead 1» [14, с.93] предлагает два уровня обучения чтению. На первом уровне  дети учатся читать слова и короткие предложения во время их презентации. Слушают аудиозапись, следят по книге, читают про себя и вслух. На втором уровне предлагаются короткие тексты, на основе которых дети отвечают на вопросы на общее понимание текста  и находят запрашиваемую информацию. Каждый уровень имеет свои особенности. 

Первый уровень обучения чтению. Чтение отдельных слов и предложений.

На первом уровне нужно  научить детей звукобуквенным соответствиям. С этой целью эффективно, проводить  игру «Letters in the air». Для этого необходимы картинки с изображением изучаемой лексики.

Алгоритм работы с текстом. 

1.      Продемонстрировать детям картинки со знакомой лексикой, задать вопрос к каждой картинке What is this?

2.      Отработать звукобуквенные соответствия. Например, Ball starts with “b”. It’s “b” /b/ for ball. Can you draw a “b” like this?Прописать букву в воздухе, повторить с детьми. Таким образом поработать с остальной лексикой.

3.      Затем прикрепить все картинки на доске и предложить детям угадать нарисованную букву в воздухе и назвать слово, с которой оно начинается. Повторить два или три раза.

4.      Затем пригласить некоторых детей рисовать в воздухе буквы для остальных детей  с тем, чтобы они отгадывали буквы и называли слово.

5.      Написать на доске начальные буквы слов, попросить детей соединить их с картинками.

6.      Попросить детей назвать другие слова, которые они знают, начинающиеся с этих букв.

Игру можно проводить  в парах, когда дети  друг у друга рисуют на спине буквы и отгадывают их. Игра вызывает активный интерес и  повышает мотивацию обучающихся к изучению букв и звуков английского алфавита. 

При чтении необходимо  заботиться о том, чтобы дети правильно произносили звуки в словах и читали предложения с правильной интонацией. Справиться с этой задачей хорошо помогут рифмовки (чантами). В учебном пособии  «Family and friends1» [13, с.111] чтение водимых слов и грамматических структур отрабатывается чантами. 

Например: 

Where is the queen? Q, q, queen.                      

Where is the rabbit? R, r, rabbit.               

Where is the sofa? S, s, sofa.                                

Where is the teddy? T, t, teddy.

Where is the umbrella? U, u, umbrella. 

I’ve got a fig, f, f, fig.

I’ve got a goat, g, g, goat.

I’ve got a hat, h, h, hat.

I’ve got an egg, e, e, egg.

Ken’s got a pen,        

Pen, pen, pen 

Ken’s pen is red,                                                   

Red, red, red,                                                       

Where’s Ken’s pen?

It’s on Ken’s bed, bed, bed, bed. 

При предъявлении новых слов  учитель знакомит учащихся с транскрипционными знаками звуков, которые вызывают наибольшую трудность при произнесении. Во-первых, это помогает детям  лучше различать звуки, знаки служат напоминанием об их правильной артикуляции при произнесении. Во-вторых, знание транскрипции пригодится им позже при работе со словарём.

Чтобы дети лучше запоминали образы слов, эффективным использовать игру Alphabet cards.  Цель этой игры, проходящей в виде соревнования, – учить составлять слова. Оно позволяет вовлечь в активную учебную деятельность весь класс. 

Алгоритм работы с текстом.

1.        Разделить класс на пары.

2.        Раздать конверты с буквами.

3.        Попросить детей составить как можно больше слов на определённую тему, например, «Игрушки». Ограничить время (5минут).

4.        Затем попросить каждую пару назвать слова по буквам по очереди.

5.        Если другие пары имеют такие же слова, то они переворачивают карточки с буквами, для того чтобы не прочитать это слово ещё раз.

6.        В конце, подсчитать, сколько слов было коллективно собрано. Напомнить детям слова, которые они забыли по этой теме. 

Карточки с буквами  можно использовать в конце урока, например, How many words can you make that we have used intoday’s lesson? и для проведения игры в Bingo.

Также детям очень  нравится упражнение на соотнесение слов и картинок фронтально у доски. Каждый ребёнок получает карточку с написанным словом, выходит к доске и прикрепляет её к соответствующей картинке. Таким образом, контролируется их умение читать отдельные слова, а дети лучше запоминают образы слов и их значение. 

Второй уровень обучения чтению. Чтение текста. 

На первой ступени  обучения работы с текстом необходимым  является чтение вслух. В данном случае хорошо подходит упражнение  Shared reading, цель которого - учить читать  вслух текст, знакомить со стратегиями чтения текста, учить понимать контекст, структуру текста и перерабатывать смысл. 

Алгоритм работы с  текстом.

1.         Обсудить тему, попросить детей догадаться, о чём текст, ввести необходимую незнакомую лексику.

2.        Учитель читает  вслух текст, дети следят внимательно за каждым словом в тексте. Затем дети повторяют хором за учителем чтение текста по предложениям.

3.        Задается несколько вопросов направленных на понимание текста.

4.        Попросить детей высказать свое мнение о прочитанном тексте.

5.        Нежелательно просить ребенка читать текст остальным в классе, так как другие дети могут потерять интерес к чтению или просто не понять и не услышать чтение одноклассника. Лучше организовать чтение вслух, как парную работу или попросить отдельных детей читать текст в тот момент, когда остальные заняты другими заданиями.

Постепенно обучение детей чтению в начальной школе  должно становится разнообразным. Детям  необходимо знакомиться с разными  видами текстов: стихи, считалочки, рассказы, сказки и т.д. 

Алгоритм работы с текстом состоит из трех этапов:

1.             Предтекстовый этап.

2.             Чтение текста.

3.             Послетекстовый этап.

Если дети еще плохо  читают, то необходимо заинтересовать их перед чтением, обсудив с ними, например, картинки, относящиеся к тексту. Также рекомендуется ввести незнакомые ключевые слова, так как учащиеся легко могут испугаться сложного на их взгляд текста. 

«Сложное интегрированное  умение понимать прочитанное не означает простое декодирование информации, графически зафиксированной в тексте, а подразумевает активную мыслительную деятельность человека, включающую воображение, эмоции, имеющийся опыт и знания». (И.Колесникова, Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранного языка)  Поэтому, уже важным моментом будет знакомство детей с видами чтения: просмотровое, чтение с запрашиваемой информацией и общим пониманием.

Примером знакомства учащихся с видами чтения может выступать  упражнение  Guess and find out.  

Цель упражнения: мотивировать детей к чтению, учить предсказывать и догадываться о верности утверждений, находить в тексте необходимую информацию. 

Предтекстовый этап.

1.        Разделить класс на пары.

2.        Ввести детей в тему и раздать утверждения. 

The blue whale is the largest mammal in the world.

A baby wale is five metres long when it is born.

An adult blue whale can weigh more than 100 tones.

Информация о работе Формирование лексических навыков