Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 23:54, курсовая работа
Данная цель обуславливает следующие задачи:
Проанализировать суть понятия «трансформация» в переводоведении и лингвистике в целом;
Рассмотреть наиболее значимые классификации переводческих трансформаций, разработанные отечественными и зарубежными учеными;
Охарактеризовать основные виды грамматических переводческих трансформаций.
Проиллюстрировать примерами использование грамматических переводческих трансформаций разных видов с целью адекватной передачи содержания оригинального текста.
Введение 3
Раздел I. Понятие переводческой трансформации и классификация ее видов.
1.1. «Трансформация» как понятие в переводоведении.
1.2.Обзор классификаций видов переводческих трансформаций.
Раздел ІІ. Использование грамматических трансформаций при переводе.
2.1.Синтаксическое уподобление (дословный перевод).
2.2. Грамматические замены.
2.3. Членение предложений.
2.4. Объединение предложений
Заключение
Список использованной литературы
Источники иллюстративного материала
Раздел ІІ. Использование грамматических трансформаций при переводе.
2.1.Синтаксическое уподобление (дословный перевод).
Синтаксическое уподобление (дословный
перевод) – способ перевода, при котором
синтаксическая структура оригинала преобразуется
в аналогичную структуру принимающего
языка. Этот тип "нулевой" трансформации
применяется в тех случаях, когда в исходном
языке и принимающем языке существуют
параллельные синтаксические структуры.
Синтаксическое уподобление может приводить
к полному соответствию количества языковых
единиц и порядка их расположения в оригинале
и переводе :
I was very young when I wrote
my first book [22, 32].
Я был очень молод,
когда написал свою первую книгу.[23, 29]
Rose Waterford was a cynic.[22,
35]
Роза Уотерфорд была
циником. [23, 32]
Как правило, однако, применение синтаксического
уподобления сопровождается некоторыми
изменениями структурных компонентов.
При переводе с английского языка на русский,
например, могут опускаться артикли, глаголы-связки,
иные служебные элементы, а также происходить
изменения морфологических форм и некоторых
лексических единиц.
^ Mrs. Strickland asked me for
my address, and a few days later I received an invitation to luncheon.[22,
35]
Миссис Стрикленд
спросила мой адрес, и несколькими днями
позднее я получил приглашение к завтраку.[23,
32]
В данном примере опущено местоимение me, произведена
лексическая замена luncheon (ланч, обед)
– завтрак, однако структура предложения
полностью сохранена.
^ The subject was exhausted, and
we began to talk of other things. [22, 36]
Тема была исчерпана,
и мы заговорили о другом.[23, 33]
В данном примере сохранена структура
сложносочиненного предложения, хотя
присутствуют определенные отличия: словосочетанию began to talkсо
We took a fancy to one another
[22, 34]
Мы искренне симпатизировали
друг другу.[23, 31]
В данном предложении при переводе значение
словосочетания took a fancy пе
Таким образом, хотя дословный перевод
и является достаточно распространенным
способом перевода, в чистом виде он встречается
редко. В большинстве случаев, хотя структура
предложения и сохраняется, все же присутствуют
определенные изменения: опущены служебные
части речи, изменены некоторые лексические
единицы.
^
2.2. Грамматические замены.
Грамматические замены – это способ перевода,
при котором грамматическая единица в
оригинале преобразуется в единицу исходного
языка с иным грамматическим значением.
Замене может подвергаться грамматическая
единица исходного языка любою уровня:
словоформа, часть речи, член предложения,
предложение определенного типа. Понятно,
что при переводе всегда происходит замена
форм исходного языка на формы принимающего
языка. Грамматическая замена как особый
способ перевода подразумевает не просто
употребление в переводе форм исходного
языка, а отказ от использования форм исходного
языка, аналогичных исходным, замену таких
форм на иные, отличающиеся от них по выражаемому
содержанию (грамматическому значению).
Так, в английском и русском языке существуют
формы единственного и множественного
числа, и, как правило, соотнесенные существительные
в оригинале и в переводе употреблены
в том же самом числе, за исключением случаев,
когда форме единственного числа в английском
соответствует форма множественного числа
в русском (money – деньги; ink – чернила и
т.п.) или наоборот английскому множественному
соответствует русское единственное (struggles
– борьба; outskirts – окраина и т.п.). Но в определенных
условиях замена формы числа в процессе
перевода может применяться как средство
создания окказионального соответствия:
^ There are bosoms on which
so many tears have been shed that I cannot bedew them with mine. [22,
35]
На иную грудь пролито
уже столько слез, что я бы не решился увлажнять
ее еще своими.[23, 32]
В данном примере в английском тексте
слово употреблено во множественном числе bosoms,
а в русском переводе – в единственном: грудь.
I pictured their lives, troubled
by no untoward adventure, honest, decent, and, by reason of those two
upstanding, pleasant children, so obviously destined to carry on the
normal traditions of their race and station, not without significance.[22,
39]
^ Я представил себе,
как течет их жизнь, ничем
не замутненная, честная, мирная и, благодаря
подрастающим прелестным детям, предназначенным
продолжать здоровые традиции их расы
и сословия, наполненная содержанием.[23,
36]
Аналогичная замена присутствует в данном
примере: форме множественного числа lives в переводе
соответствует форма единственного числа жизнь.
^ When at last we were all assembled,
waiting for dinner to be announced, I reflected, while I chatted with
the woman I had been asked to "take in," that civilised manpractises a
strange ingenuity in wasting on tedious exercises the brief span of
his life.[22, 37]
Когда все были уже
в сборе и я занимал разговором даму, которую
мне было назначено вести к столу, мне
невольно подумалось, что цивилизованные людиневероятно
изобретательны в способах расходовать
свою краткую жизнь на докучные церемонии.[23,
34]
^ It meant that she had heard
some scandal about one of her friends, and the instinct of the
literary woman was all alert.[22, 41]
Причину его я понял
немедленно: она прознала о скандальной
истории, случившейся с кем-нибудь из ее
друзей, и все чувства этой
литературной дамы пришли в волнение.[23,
38]
В данных примерах противоположная замена:
единственному числу в английском тексте
соответствует множественное число в
переводе.
Весьма распространенным видом грамматической
замены в процессе перевода является замена
части речи. Для англо-русских переводов
наиболее характерны замены существительного
глаголом и прилагательного существительным,
например:
"What explanation did
he give?"[22, 50]
Чем же он это объяснил?[23,
47](замена существительного глаголом)
I had no warning –nothing. [22,
49]
Меня никто не предупредил,
я ничего не подозревала.[23, 46](замена существительного
глаголом).
Not a word of explanation or regret.[22, 50]
Он ничего не объясняет,
ни о чем не сожалеет.[23,
47] (замена существительного глаголом)
I'm a broadminded woman.[22,
52]
Я женщина широких взглядов.
[23, 49](замена прилагательного словосочетанием
прилагательного и существительного )
Возможны также и другие варианты замен,
например:
I felt so shy that I could
think of nothing to say, but Mrs. Strickland came to my rescue. [22,
43]
Я так растерялся,
что не находил слов, но миссис Стрикленд
поспешила ко мне на выручку. [23, 40](замена
прилагательного глаголом).
Замена членов предложения приводит к
перестройке его синтаксической структуры.
Такого рода перестройка происходит и
в ряде случаев при замене части речи.
Например, в приведенных выше примерах
замена существительного глаголом сопровождалась
заменой определения обстоятельством.
Более существенная перестройка синтаксической
структуры связана с заменой главных членов
предложения, особенно подлежащего. В
англо-русских переводах использование
подобных замен в значительной степени
обусловлено тем, что в английском языке
чаще, чем в русском, подлежащее выполняет
иные функции, нежели обозначения субъекта
действия, например:
She looked upon life as an opportunity
for writing novels and the public as her raw material. [22, 32]
Жизнь представлялась
ей оказией для писания романов, а люди
- необходимым сырьем. [23, 29](подлежащее
и дополнение при переводе поменялись
функциями).
My engagements were few, and
Я редко получал приглашения и
потому принял его с удовольствием.[23,
29](подлежащее при замене становится дополнением).
^ She accepted the rules with which
they played the game of life as valid for them, but never for a moment
thought of regulating her own conduct in accordance with them.[22, 34]
Правила, согласно которым
они вели свою жизненную игру, ее не смущали,
но она ни на мгновение не собиралась подчинить
им свою собственную жизнь.[23, 31](подлежащее
и дополнение обменялись функциями при
переводе).
You'll meet him if you dine there.[22,
34]
Вы его увидите, если
она пригласит вас к обеду.[23,
31](в переводе вводится новое подлежащее,
а подлежащее оригинала приобретает функцию
дополнения).
^ I was very young, and perhaps she liked the idea of guiding
my virgin steps on the hard road of letters; while for me it was pleasant
to have someone I could go to with my small troubles, certain of an
attentive ear and reasonable counsel.[22, 34]
^ Я был очень молод,
и, возможно, ей льстила мысль, будто
она руководит моими первыми шагами на
многотрудном поприще литературы, мне
же было приятно сознавать, что есть человек,
к которому я всегда могу пойти с любыми
моими заботами в уверенности, что меня
внимательно выслушают и дадут разумный
совет.[23, 31] (подлежащее и дополнение обменялись
функциями при переводе).
Rose
Waterford had a blistering tongue [22, 35]
У Розы Уотерфорд язык был,
как шпанская мушка. [23, 32].(подлежащее и
дополнение обменялись функциями при
переводе).
Замене могут подвергаться и другие грамматические
единицы, например, типы предложений. Так,
в следующем примере повествовательное
предложение заменено на вопросительное:
^ When so much has been written
about Charles Strickland, it may seem unnecessary
that I should write more. [22, 26]
Раз так много написано
о Чарлзе Стрикленде, то стоит ли
еще и мне писать о нем?[23, 23]
Таким образом, грамматические замены
разного характера являются достаточно
распространенным явлением в процессе
перевода с английского языка на русский
в связи со значительными отличиями грамматического
строя этих языков.
^
2.3. Членение предложений.
Членение предложения – это способ перевода,
при котором синтаксическая структура
предложения в оригинале преобразуется
в две или более предикативные структуры
принимающего языка. Трансформация членения
приводит либо к преобразованию простого
предложения исходного языка в сложное
предложение принимающего языка, либо
к преобразованию простого или сложного
предложения исходного языка в два или
более самостоятельных предложения в
принимающем языке.
Анализ английского текста романа Сомерсета
Моэма «Луна и грош» и его перевода на
русский язык выявил использования разных
подвидов членения предложений. Так, например,
в тексте присутствует преобразование
простого предложения в сложное:
^ She looked upon life as an opportunity
for writing novels and the public as her raw material. [22, 32]
Жизнь представлялась
ей оказией для писания романов, а люди
- необходимым сырьем. [23, 29] (трансформация
простого предложения, усложненного однородными
членами, в сложное).
It was only neighbourly to
Я решил, что добрососедские
отношения велят мне явиться. [23, 33](преобразование
простого предложения в сложноподчиненное
путем введения еще одной предикативной
части).
^ They met with indifference,
and would part with relief [22, 37]
Они встретились
равнодушно, и разойтись им предстояло
со вздохом облегчения. [23, 34] (трансформация
простого предложения, усложненного однородными
членами - сказуемыми, в сложное).
^ At last she rose and shepherded
the ladies out of one room. [22, 38]
После десерта она
поднялась, и дамы гуськом последовали
за нею в гостиную. [23, 35](трансформация
простого предложения, усложненного однородными
членами - сказуемыми, в сложное).
One would admire his
Некоторые его качества,
может быть, и заслуживали похвалы, но
стремиться к общению с ним было невозможно.
[23, 36](трансформация простого предложения,
усложненного однородными членами - сказуемыми,
в сложное).
^ She didn't say anything about
his going with anyone?[22, 50]
Она не говорила,
что он уехал с какой-то женщиной?[23, 47]
(трансформация простого предложения
в сложноподчиненное).
Однако наиболее распространенным в данном
тексте подвидом членения предложений
выступает преобразование простого или
сложного предложения оригинала в два
или более самостоятельных предложения
в переводе, например:
It is still possible to discuss
his place in art, and the adulation of his admirers is perhaps no less
capricious than the disparagement of his detractors; but one thing can
never be doubtful, and that is that he had genius. [22, 21]
Правда, идут еще
споры о месте этого художника в искусстве,
и весьма вероятно, что славословия его
почитателей столь же безосновательны,
как и пренебрежительные отзывы хулителей.
Одно несомненно - это творения гения. [23,
18](трансформация сложного
The most insignificant of Strickland's
works suggests a personality which is strange, tormented, and complex;
and it is this surely which prevents even those who do not like his
pictures from being indifferent to them; it is this which has excited
so curious an interest in his life and character.[22, 22]
Самая незначительная
из работ Стрикленда свидетельствует
о личности художника своеобразной, сложной,
мученической. Это-то и не оставляет равнодушными
к его картинам даже тех, кому они не по
вкусу, и это же пробудило столь острый
интерес к его жизни, к особенностям его
характера. [23, 19](трансформация сложного
предложения в два самостоятельных предложения).
It is a grotesque misapprehension
which sees in art no more than a craft comprehensible perfectly only
to the craftsman: art is a manifestation of emotion, and emotion speaks
a language that all may understand. [22, 22]
Нелепейшее заблуждение
- почитать искусство за ремесло, до конца
понятное только ремесленнику. Искусство
- это манифестация чувств, а чувство говорит
общепринятым языком.[23, 19] (трансформация сложного
предложения в два самостоятельных предложения).
And when such as had come in
contact with Strickland in the past, writers who had known him in London,
painters who had met him in the cafes of Montmartre, discovered to their
amazement that where they had seen but an unsuccessful artist, like
another, authentic genius had rubbed shoulders with them there began
to appear in the magazines of France and America a succession of articles,
the reminiscences of one, the appreciation of another, which added to
Strickland's notoriety, and fed without satisfying the curiosity of
the public.[22, 23]
И когда те, кто некогда
встречались со Стриклендом, - писатели,
знавшие его в Лондоне, художники, сидевшие
с ним бок о бок в кафе на Монмартре - к
своему удивлению открыли, что тот, кто
жил среди них и кого они принимали за
жалкого неудачника, - подлинный Гений,
в журналы Франции и Америки хлынул поток
статей. Эти воспоминания и восхваления,
подливая масла в огонь, не удовлетворяли
любопытства публики, а только еще больше
его разжигали.[23, 20] (трансформация сложного
предложения в два самостоятельных предложения).
It is not strange, then, that
those who wrote of him should have eked out their scanty recollections
with a lively fancy, and it is evident that there was enough in the
little that was known of him to give opportunity to the romantic scribe;
there was much in his life which was strange and terrible, in his character
something outrageous, and in his fate not a little that was pathetic.[22,
23-24]
Поэтому писавшие
о нем старались всевозможными домыслами
пополнить свои скудные воспоминания,
хотя и в том малом, что было о нем известно,
нашлось бы довольно материала для романтического
повествования. Много в его жизни было
странного и страшного, натура у него была
неистовая, судьба обходилась с ним безжалостно. [23,
21](трансформация сложного
It was a hazardous, though maybe
a gallant thing to do, since it is probable that the legend commonly
received has had no small share in the growth of Strickland's reputation;
for there are many who have been attracted to his art by the detestation
in which they held his character or the compassion with which they regarded
his death; and the son's well-meaning efforts threw a singular chill
upon the father's admirers.[22, 24]
Это была затея смелая,
но рискованная. Легенда немало способствовала
росту славы его отца, ибо одних влекло
к искусству Стрикленда отвращение, которое
они испытывали к нему как личности, других
- сострадание, которое им внушала его
гибель, а посему благонамеренные усилия
сына странным образом охладили пыл почитателей
отца. [23, 22] (трансформация сложного предложения
в два самостоятельных предложения).
It is true I knew him more intimately
than most: I met him first before ever he became a painter, and I saw
him not infrequently during the difficult years he spent in Paris; but
I do not suppose I should ever have set down my recollections if the
hazards of the war had not taken me to Tahiti. [22, 26]
Правда, я знал его
ближе, чем многие другие: впервые я встретился
с ним до того, как он стал художником,
и нередко виделся с ним в Париже, где ему
жилось так трудно. И все же я никогда не
написал бы воспоминаний о нем, если бы
случайности войны не забросили меня на
Таити. [23, 23] (трансформация сложного предложения
в два самостоятельных предложения).
Таким образом, членение предложений выступает
распространенным приемом перевода в
анализируемом тексте. Наиболее часто
встречается членение сложного многокомпонентного
предложения на единицы более простой
структуры, что вызвано характерными особенностями
принимающего и исходящего языков.
^
2.4. Объединение предложений
Объединение предложений – это способ
перевода, при котором синтаксическая
структура в оригинале преобразуется
путем соединения двух простых предложений
в одно сложное. Эта трансформация – обратная
по сравнению с членением предложений.
Так, объединение предложений можно проиллюстрировать
следующими примерами:
When I arrived, a little late,
because in my fear of being too early I had walked three times round
the cathedral, I found the party already complete. Miss Waterford was
there and Mrs. Jay, Richard Twining and George Road.[22, 32]
Когда я пришел с
небольшим опозданием, так как из страха
явиться слишком рано три раза обошел
кругом церкви, общество было уже в полном
сборе: мисс Уотерфорд, миссис Джей, Ричард
Туайнинг и Джордж Род. [23, 29]
But there is in my nature a strain
of asceticism, and I have subjected my flesh each week to a more severe
mortification. I have never failed to read the Literary Supplement of
The Times [22, 27]
^ Но будучи по натуре
склонным к аскетизму, я еженедельно изнуряю
свою плоть еще более жестоким способом,
а именно: читаю литературное приложение
к "Таймсу".[23, 24]
The spade was not invariably
called a bloody shovel. Woman had not yet altogether come into her own.[22,
29]
Называть вещи своими
именами у нас не считалось обязательным,
да и женщины в ту пору еще не научились
самостоятельности.[23, 26]
Her dark hair was elaborately
dressed. She was the only woman of the three whose face was free of
make-up, and by contrast with the others she seemed simple and unaffected.[22,
33]
^ Темные волосы она
тщательно причесывала, не злоупотребляла
косметикой и по сравнению с двумя другими
дамами выглядела простой и безыскусной.[23,
30]
Mrs. Strickland used her advantage
with tact. You felt that you obliged her by accepting her sympathy.[^ 22,
35]
Миссис Стрикленд
не злоупотребляла этим даром, но, принимая
ее сочувствие, вы явно доставляли ей радость.[23,
32]
В отдельных случаях при объединении предложений
образуется не сложное, а простое предложение:
^ The dining-room was in the good
taste of the period. It was very severe.[22, 33]
Убранство ее столовой
было очень строго, в соответствии с хорошим
вкусом того времени.[23, 30]
At that time there must have
been five hundred dining-rooms in London decorated in exactly the same
manner. It was chaste, artistic, and
В те времена в Лондоне
нашлось бы не меньше пятисот столовых,
убранных в том же стиле - скромно, артистично
и уныло.[23, 30]
^ There was another thing I liked
in Mrs. Strickland. She managed her surroundings with elegance.[22,
35]
В миссис Стрикленд
мне нравилась еще одна черта - ее умение
элегантно жить.[23, 32]
He doesn't pretend to be a genius.
He doesn't even make much money on the Stock Exchange [22, 36]
Он не воображает
себя гением и даже не очень много зарабатывает
на бирже.[23, 33]
Как свидетельствуют вышеприведенные
примеры, грамматическая трансформация
объединения предложений используется
преимущественно при переводе небольших
по объему предложений, которые тесно
связаны по смыслу.
Заключение
Анализ литературы по теории перевода
позволяет обобщить существующие взгляды
ученых на сущность переводческих трансформаций.
С точки зрения современного переводоведения,
переводческие трансформации представляют
собой преобразования, которые используются
для переходя от языковых единиц оригинала
к языковым единицам перевода, то есть
представляют собой межъязыковые трансформации.
Переводческие трансформации затрагивают
как форму, так и содержание языковых единиц,
поэтому являются преобразованиями формально-семантического
характера.
Нами были рассмотрены основные классификации
видов переводческих трансформаций, причем
их анализ показал значительные расхождения
в принципах классификации переводческих
трансформаций различными учеными. При
этом сходными в различных классификациях
выступают виды переводческих трансформаций,
выражающиеся в различных приемах перевода.
Во втором разделе нашей работы были рассмотрены
основные переводческие приемы, входящие
в группу грамматических переводческих
трансформаций. Рассмотрение различных
видов грамматических переводческих трансформаций
на материале романа С.Моэма «Луна и грош»
(перевод Н.Манн) продемонстрировало, что
их использование является необходимым
средством достижения адекватности перевода
и вызвано специфическими чертами языка
оригинала и языка перевода на морфологическом
и синтаксическом уровнях. Различные виды
грамматических переводческих трансформаций
объединяет их направленность на максимально
точную передачу семантики, прагматики,
стилистики оригинального текста. Поскольку
при межъязыковом преобразовании семантические
потери являются неизбежными, переводчик
обязан вести их к минимуму с помощью максимально
эффективного использования переводческих
трансформаций, то есть определенных приемов
перевода, направленных на достижение
эквивалентности текста.
Список использованной литературы
Информация о работе Грамматические трансформации при переводе