Имя числительное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - дать системное описание имени числительного в английском языке.
Задачами данной работы являются:
1) дать определение имени числительному как части речи в английском языке;
2) рассмотреть классификации числительных;
3) определить основные функции имен числительных в английском языке;
4)выявить особенности употребления числительных в английском языке

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ 5
1.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧИСЛИТЕЛЬНОМ 5
1.2 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ……………………...............................................................6
1.3 ДРОБНЫЕ И СМЕШАННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ 10
1.4 ФУНКЦИИ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ 11
2 ОСОБЕННОСТИ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ 12
2.1 ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЧИСЛИТЕЛЬННЫХ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ПО СРАВНЕНИЮ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ..…………..……………………………………………………………………………………….12
2.2 ПРОБЛЕМА ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ КАК ЧАСТИ РЕЧИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.84 Кб (Скачать файл)

Существительное, которое следует  за десятичной дробью, стоит в единственном числе, если в дробном количестве нет целых единиц, и во множественном  числе, если в дробном количестве есть целые единицы:  
0.5 centimetre читается: nought point five of a centimetre; 5.2 centimetres читается: five point two centimetres.

Примечание. При чтении десятичных дробей между числительным, обозначающим целое число, и словом point делается короткая пауза.

ФУНКЦИИ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

 

Числительные могут выполнять  в предложении следующие функции: 
1) Подлежащего:  
238 is the total number of protons and neutrons in  uranium . — 238—общее число протонов и нейтронов в уране . 
2) Дополнения:  
Subtract 92 from 238 and the remainder is the number of neutrons in uranium-238. — Вычтите 92 из 238, и остаток будет число нейтронов в уране-238.  
3) Определения:  
There are three classes of reactors. — Имеются три типа реакторов.  
The first class is the slow fission reactor. — Первый тип—это реактор на медленных нейтронах.  
4) Именной части составного сказуемого:  
Five times five is (или makes) twenty-five. — Пять умноженное на пять равняется двадцати пяти.  
An "oxygen unit" is 1/16 of the weight of an atom of oxygen. — “Кислородная единица” равна 1/16 веса атома кислорода.

 

ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ  ПО СРАВНЕНИЮ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ

 

В английском языке при обозначении номера страниц, глав, частей книг, аудиторий, домов, трамваев и т. п. обычно употребляются  количественные числительные. В этом случае количественное числительное следует  за определяемым им существительным, причем существительное употребляется  без артикля: chapter one- глава первая; part two- часть вторая; lesson three- урок третий;  page fifteen - страница пятнадцатая.

  • Open your books at page 23 - Откройте книги на 23 странице (на странице 23)
  • Read paragraph 5 (five) - Читайте пятый параграф
  • Figure 6 (six) shows an apparatus for counting the number of alpha-particles. - Шестой рисунок (рисунок 6) показывает аппарат для подсчета числа альфа-частиц.

При употреблении порядкового числительного в  аналогичных случаях оно ставится перед существительным с определенным артиклем: the first chapter, the second part - первая глава, вторая часть, the third lesson - третий урок.

Года обозначаются количественными числительными. При  чтении обозначений года хронологическая  дата делится пополам, причем каждая половина читается как отдельное число: 1917 nineteen seventeen (букв.: девятнадцать семнадцать), 1848 eighteen forty-eight

  • A. S. Pushkin was born in 1799 (seventeen ninety-nine) and died in 1837 (eighteen thirty-seven). - А. С. Пушкин родился в 1799 году и умер в 1837 году.

Примечание. Обозначение года читается также следующим образом:

  • 1917—nineteen hundred and seventeen
  • 1848—eighteen hundred and forty-eight

Даты обозначаются порядковыми числительными:

  • 7th November, 1917 (the seventh of November, nineteen seventeen)
  • November 7th, 1917  \ November 7, 1917  \ November the seventh, nineteen seventeen

При обозначении  арифметических действий глагол, выражающий результат действия, может стоять как в единственном, так и во множественном числе;

  • Five and four is (are) nine.
  • Nine minus five is (are) four.
  • Three times four is (are) twelve.

Количественные  числительные свыше единицы употребляются  с существительными в форме множественного числа:

  • There are three classes of reactors: slow, intermediate and fast. -- Имеются три вида реакторов: реакторы на медленных, промежуточных и быстрых нейтронах.

В английском языке двузначные и многозначные числа, оканчивающиеся на единицу, употребляются  с существительными в форме множественного числа:

  • There are thirty-one days in January,  - В январе тридцать один день.  

ПРОБЛЕМА ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ КАК ЧАСТИ РЕЧИ

 

«Категория  числа (по крайней мере в пределах счета до тысячи) в западноевропейских языках освобождена от предметности. Понятие числа здесь математизировано, если можно так выразиться. Название числа является абстрактным показателем количества однородных предметов, обозначением их счета. Во многих языках, например латинском и греческом, французском, немецком, английском, числительные имена (по крайней мере с 4) не имеют ни форм рода и числа, ни форм падежей, а следовательно, сами по себе не определяются прилагательными». К английскому языку это положение применимо еще в большей мере, чем к другим, так как в нем эти особенности присущи числительным уже начиная с единицы. Категория предметности может присутствовать только в числительном «million», которое может принимать форму множественного числа и требует в этом случае употребления предлога of; так, наряду с three million people возможно также three millions of people [5, c. 142].

Числительные, начиная с двух, выступают в  качестве своеобразного средства точного  определения того недифференцированного  понятия множественности, которое  свойственно во множественном числе  именам существительным (ср. There were desks in the room. – There were five desks in the room.). Этим и объясняется употребление числительных (если они не употребляются отдельно) в соединении лишь с именами существительными; последние указывают в данном случае на те однородные предметы, количество которых обозначается соответствующими числительными.

Таким образом, абстрактно-количественная семантика  числительных, выражающаяся в том, что  они являются чистыми количественными  определителями существительных, предполагает в то же время точное и конкретное указание того или иного количества в определенных счетных единицах. Именно этим числительные резко отличаются от неопределенно-количественных слов, выражающих недифференцированное большое  или малое количество. Числительные – это слова, выражающие определенное числовое количество.

Специфическое абстрактно-количественное значение числительных является основным, но не единственным признаком, отграничивающим их от имен существительных и прилагательных.

Числительные  обладают также и целым рядом  морфологических и синтаксических свойств, совершенно нехарактерных  для других имен.  В основе грамматической специфики числительных лежит их особое отношение к грамматическому числу: выражая понятие числа своим лексическим значением, числительные обычно не соотносятся с категорией грамматического числа; изменение числительных по числам избыточно. В одних языках (например, в русском) происходит нейтрализация грамматического числа у числительных, в других (например, в английском) с числительными координируется одно из чисел, нередко множественное, поскольку лексическое значение числительных связывается с понятием множества.

Морфологические типы числительных, выделение которых  осуществлено традиционной школой и  зафиксировано в нормативных  грамматиках современного английского  языка, включают: простые числительные one, two, three…eleven, twelve; производные thirteen, fourteen, …nineteen; twenty, thirty,…ninety, определяемые обычно как суффиксальные дериваты, но допускающие также их рассмотрение как сложных слов; сложные слова twenty-one, ninety-nine; несколькословные наименования синтаксического типа: one hundred and sixty-seven.

У числительных есть также и ряд синтаксических особенностей, среди которых необходимо прежде всего отметить возможность модификации числового имени посредством специальной группы наречий (e.g. approximately ten, about three hundred, over sixty, up to ninety-eight, etc.), выступающих в роли «нумеральных трансификаторов», которые преобразуют значение точной суммы в значение неточной суммы частей целого.  В языках с развитой морфологией существительное, сочетающееся с числительным, употребляется в родительном падеже. Кроме того, следует упомянуть такие факты, как фиксированность начальной позиции числового имени в цепочке приименных определений, нехарактерность использования числительного в самостоятельной предикативной позиции и возможность согласования комплекса «числительное + существительное» с глаголом, стоящим как во множественном, так и в единственном числе.

Своеобразную  группу среди имен числительные представляют и с точки зрения своего словообразовательного  строения. Понятие бесконечности  числового ряда носит аксиоматический  характер. Однако числительные обладают характерной для них строгой  ограниченностью производных основ, от которых образуются все остальные  слова данной части речи при помощи суффиксации и словосложения.

В области  английских числительных живых суффиксов нет. Омертвевших суффиксов всего три: -teen для образования количественных числительных от 13 до 19, -ty для образования количественных числительных, выражающих десятки от 20 до 90 и -th) для образования порядковых числительных, начиная с 4[5, c.294].

В словообразовании важнейшей особенностью числительных является способность при помощи небольшого числа исходных компонентов  выразить неограниченное множество  чисел. Так, в русском языке при  помощи компонентов один/одна/одно, два/две, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять/-десят, сорок, девяносто, сто/сот/ста/сти, тысяча, -на-, -дцать, можно образовать 999 999 числительных, а введение еще одного слова – миллион увеличивает это число до 999 999 999. Подобным образом организованы системы числительных и в других языках.

В тексте числительные составляют около 1% слов. Эта величина стилистически обусловлена характером текста, но поскольку количество исходных числительных ограничено, на каждое основное приходится значительная частота, а  потому числительные «один», «два», «пять», «десять» относятся к наиболее употребительным словам в языке.

В древнеанглийском числительные two, three изменялись по родам, числительные больше трех имели две формы conjoint (присоединенная)  и absolute (независимая). Первая употреблялась, когда за числительным следовало существительное, например, fīf męnn “five men”. Вторая (обычно с окончанием –е) в предложениях без существительного: heora wœron fīfe “there were five of them”. «Одиннадцать» еleven ( ęndleofan) и  «двенадцать» twelve (twęlf) – лексикализованные формы. Числительные от 13 до 19 являлись сложными словами, вторым компонентом которых выступало слово tiene – десять.

One «один», будучи числительным, представляет собой в английском языке, как и в других языках, также неопределенное местоимение: One never knows. Для выражения понятия «первый» в современном английском употребляется форма first (др.-англ. fyrst), образованная при помощи суффикса превосходной степени  –st от наречия fore «впереди».

Two Для выражения понятия «второй» в английском употребляется слово second, заимствованное из французского. Внутренняя форма этого слова неясна ни для английского, ни для французского языкового мышления; исторически оно восходит к латинскому secundus (первоначальное значение «следующий»), причастию от глагола sequi «следовать». В древнеанглийском употреблялось слово ōÞer, которое в современном английском означает «другой» (other). В своем первоначальном значении встречается в выражении «every other day».

Three Для выражения понятия «третий» употребляется форма third, связанная и для современного языкового сознания с количественным числительным three. Она восходит к древнеанглийскому Þridda, которое превратилось в Þirda, среднеанглийское thirde путем так называемой метатезы (перестановки звуков i и r) [4, c.143].

Остальные порядковые числительные образованы от соответствующих  количественных при помощи суффикса –th , причем некоторые из них подвергаются при этом незначительным фонетическим изменениям.

Слова hundred, thousand могут выступать в роли существительных, например, hundreds (thousands) of people.

Для выражения дробей лишь в двух случаях применяются особые слова ½ - half, ¼ - quarter (последнее заимствовано из французского). Остальные дроби выражаются по одному установленному типу: знаменатель выражается субстантивированными порядковыми числительными (полная субстантивизация сказывается в образовании множественного числа на –s), числитель – обыкновенными количественными.

С категорией числительных связаны и счетные наречия, отвечающие на вопрос «сколько раз?». Их, однако, всего два: once и twice и в поэтическом языке еще thrice. Это старые формы, образованные при помощи адвербиального суффикса –s (из родительного падежа). Начиная с трех, эти понятия обычно выражаются сочетанием соответствующего количественного числительного со словом times. “At length her eyes were lifted up to mine, and she stood on tiptoe to give me, more thoughtfully than usual, that precious little kiss – once, twice, three times – and went out of the room.”

Эти же слова  и сочетания употребляются в  смысле «вдвое, втрое» (больше, меньше) и т.д.: twice as long, three times as long. Любопытно, что в английском нет слова для выражения понятия «в полтора раза», и оно выражается описательным способом: half as long again, half as much again и т.п.[5, c.145].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Статус числительного  как самостоятельной части речи нередко оспаривается учеными,  тем не менее, английские числительные обладают достаточным набором семантических, морфологических и синтаксических признаков, отличающих данную часть речи от других классов слов.

Выражение числительными  счетно-числовых понятий целиком  определяет характерное для них  абстрактно-количественное значение, несвойственное другим разрядам слов. Это абстрактно-количественное значение и отличает, прежде всего, числительные от других имен.

Абстрактно-количественная семантика числительных, которая выражается в том, что они являются чистыми количественными определителями существительных, предполагает в то же время точное и конкретное указание того или иного количества в определенных счетных единицах. Именно этим числительные резко отличаются от неопределенно-количественных слов, выражающих недифференцированное большое или малое количество. Числительные – это слова, выражающие определенное числовое количество.

Информация о работе Имя числительное