Использование информационных технологий на уроке с целью повышения мотивации к изучению английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 14:56, реферат

Описание работы

Цель данной работы – выявить эффективность использования ИКТ и Интернет - ресурсов на уроке английского языка и принципы создания образовательных программных средств ИКТ в образовательном процессе в рамках этого предмета, способствующих развитию мотивации учебной деятельности учащихся.

Содержание работы

• Актуальность работы.
• Цели и задачи работы.
• Цель и задачи обучения иностранным языкам.
• Информационные технологии обучения в зависимости от классификации типов уроков.
• Использование ИКТ и Интернет - ресурсов во внеклассной работе по английскому языку .
• Использование Интернет - ресурсов на уроках иностранного языка.
• "Плюсы" и "минусы" информационных технологий в образовательном процессе.
• Результативность работы учителя.
• Заключение.

Файлы: 1 файл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ икт на уроках анг. языка.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ   ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКЕ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО  ЯЗЫКА»  

Содержание

  • Актуальность работы.
  • Цели и задачи работы.
  • Цель и задачи обучения иностранным языкам.
  • Информационные технологии обучения в зависимости от классификации типов уроков.
  • Использование   ИКТ  и Интернет - ресурсов во внеклассной работе по английскому  языку .
  • Использование  Интернет - ресурсов на уроках иностранного языка.
  • "Плюсы" и "минусы" информационных технологий в образовательном процессе.
  • Результативность работы учителя.
  • Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Актуальность  работы.

Новые информационные технологии - это не только новые  технические средства, но и новые  формы и методы преподавания, новый  подход к процессу обучения и воспитания. Современные педагогические технологии, такие, как проектная методика,  использование  информационных технологий, Интернет — ресурсов позволяют реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов и т. д.

Стремительное внедрение информационных процессов  в различные сферы жизни требует  разработки новой модели системы  образования на основе современных  информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала человека, развития способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности.  

Использование  компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое  использование   ИКТ  и Интернет-ресурсов предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Таким образом, внедрение  ИКТ  способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

 

 

 

 

 

2. Цель  и задачи работы.

Цель данной работы – выявить эффективность   использования   ИКТ  и Интернет - ресурсов на уроке английского  языка  и принципы создания образовательных программных средств  ИКТ  в образовательном процессе в рамках этого предмета, способствующих развитию мотивации учебной деятельности учащихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть  особенности  использования   ИКТ  и Интернет-ресурсов на уроке английского  языка ,

- проанализировать  результаты  использования   ИКТ  во внеклассной работе по английскому  языку ,

- проанализировать  результативность применения  ИКТ  в собственной практической деятельности,

- выявить "плюсы" и "минусы"  использования   ИКТ  и Интернет-ресурсов на уроке английского  языка .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Цель  и задачи обучения иностранным  языкам.

Основной целью  обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной  культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам.

В отличие от традиционных методик, где учитель  привык давать и требовать определенные знания, при  использовании  интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд задач:

• формировать  навыки и умения чтения, непосредственно  используя материалы сети разной степени сложности;

• совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных  звуковых текстов;

• совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений совместной деятельности партнеров, пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающей определенный этап развития культуры народа, социальное и политическое устройство общества;

• знакомить  с культуроведческими знаниями, включающими  в себя речевой этикет, особенности  речевого поведения различных народов  в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

• формировать  устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке.

Таким образом, содержательная основа массовой компьютеризации  образования, безусловно, связана с  тем, что современный компьютер представляет собой техническое средство, которое способствует эффективному обучению, а впоследствии сказывается на общем развитии учащихся.

 

 

4. Информационные  технологии обучения в зависимости  от классификации типов уроков.

Информационные технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерная технология может осуществляться как "проникающая" (применение компьютерного обучения при изучении отдельных тем, разделов) и как монотехнология, когда всё обучение, всё управление, включая виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.

В своей педагогической практике я применяю "проникающую" технологию и опираюсь на основные научно-методические принципы: коммуникативность , наглядность, индивидуализацию.

Исходя из классификации  типов уроков, я применяю  ИКТ , которые предполагают различные формы работы, такие, как фронтальная, групповая, парная     индивидуальная.

Урок введения нового материала.

 

 Использование  презентаций, видеопроектора, таблицы.

На мой взгляд, презентации  удобны и для учителя, и для  учеников. Кроме текста, она включает в себя картинки, графики, таблицы, видео  и музыкальное сопровождение. Составление  требует большой подготовки учителя по выбору материала, продумывания структуры, выбора оформления и т.д. Но это не доставляет никаких сложностей, если учитель умеет обращаться с компьютером и владеет навыками работы с Интернетом.

При этом учитель должен помнить об основных этапах работы с дисками на уроках английского языка. Это вступительное слово преподавателя по теме диска, предварительная работа с лексикой, самостоятельная работа с диском, обсуждение пройденного материала (разговорная практика).

На уроках введения нового материала я использую различные образовательные программы:                                                                                                                    Обучающие компьютерные программы “Enjoy  English” для 2-3 классов,( М.З. Биболетова) направлены на все виды речевой деятельности. Несмотря на то, что видеопособие рассчитано на детей, его можно использовать на всех уровнях обучения английскому языку.                                                                                       “Childhouse ” изучает английский язык» - пособие предназначено для начальной школы. С помощью разнообразных игр дети могут изучить и запомнить достаточное для их возраста количество лексики и использовать её в элементарных предложениях.

Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся.

Повышая мотивацию  учащихся к практическому овладению  письменной речи, я использую электронную  почту, учащиеся отправляют на мой почтовый ящик письма на английском языке по темам программного материала и  получают персональный комментарий в ответ. Данный вид работы стал актуальным на сегодняшний день в связи с изменением в ЕГЭ и ужесточением критериев в разделе «письмо».

Урок обобщения и закрепления  изученного материала.

Подготовка  к выступлениям на завершающем этапе, выполнение презентаций для этого предназначены программа Power Point, видеоролики, флеш-анимация.

Презентация - целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает  не только как средство, дающее большую  свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого в презентации материала.

Используя он-лайн тесты, учащиеся могут сразу же узнать результат работы и оценку.

На своих уроках я использую следующие цифровые образовательные ресурсы.

Большую помощь в изучении и закреплении грамматики представляет интерактивный курс “Click on Russia ” (издательство Express Publishing CenterCom), состоящий из нескольких дисков разных уровней. Упражнения расположены по грамматическим темам. Достоинствами курса являются возможность проверки своих ответов и компьютерное подведение результатов выполнения заданий. Данный курс эффективен для проведения контроля в компьютерной форме, что сегодня является актуальной проблемой при проведении мониторингов. В данный курс введены интересные игры по разделам грамматики. Также необходимо отметить простоту в пользовании программой.

Интерактивные курсы “Grammar Practice” ,“English Grammar In Use” в настоящее время представлены тремя уровнями: Elementary, Pre-intermediate, Intermediate. Учебные пособия построены следующим образом: в конце каждого раздела дается проверка усвоения грамматического материала в учебнике, затем проверка дается на диске (каждое упражнение соответствует определенному уроку). Компьютерная программа построена таким образом, что, выполнив задание, его можно проверить в автоматическом режиме и затем просмотреть правильные варианты выполнения задания. Такая возможность позволяет использовать программу не только на уроке в группе, но и дома для самостоятельной работы учащихся. Данная программа также предоставляет возможность распечатывания упражнений, что может быть важным для учителя.

Интерактивный курс “Way Ahead” (издательство Macmillan).Шесть уровней данного курса включают в себя игры, кроссворды, увлекательные упражнения на закрепление грамматического и лексического материала в игровой форме. Интересно и увлекательно звуковое и графическое оформление программы.

Урок – проект.

Этот тип  урока предполагает использование сети Интернет на подготовительном этапе, сбор информации, богатый страноведческий материал, фотографии.

В рамках программного материала  проектная методика может использоваться практически по любой теме, так  как отбор тематики может проводиться с учетом практической значимости для школьника

Использование информационных технологий, например, в сочетании  с методом проекта позволяет  школьникам практически применять  свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. В центре внимания такого рабочего процесса стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи. Для меня, учителя, такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами на разных шагах обучения с детьми разных возрастов.

Помимо огромного  потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают  при использовании информационных ресурсов и услуг Интернета в процессе проектной деятельности учащихся. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Каким бы ни было ваше отношение к Интернету, приходится признать тот факт, что всемирная сеть стала неотъемлемой частью современной действительности. Многие ученики давно оценили все достоинства Интернета и активно пользуются его услугами в своей учебной деятельности, тогда как для учителей пространство этой мировой паутины по большей части остается неизведанным, незнакомым и в какой-то мере пугающим. Какую помощь может оказать Интернет, зависит от того, для решения каких дидактических задач вы его используете. Если говорить об иностранных языках, можно отметить, что Интернет дает уникальные возможности для тех, кто обучает английскому языку, и тех, кто его изучает. Одна из этих возможностей - извлечение и использование информации. Умение работать с огромным потоком информации является сегодня совершено необходимым для специалистов в любой области. Основу же для этого умения можно и нужно закладывать еще в школе. Способность отобрать важную информацию, проанализировать ее вырабатывается на практике с помощью аналитического чтения. Формирование этого качества напрямую зависит от методических подходов, используемых в процессе обучения, от характера заданий, которые получают учащиеся. Например, в 10 классе дети должны представить проект по теме «Музыка». В кабинете информатики на уроке английского языка они должны найти необходимый материал в сети Интернет, прочитать его, выбрать необходимое, скачать найденную информацию и сохранить в папках. Дети легко справились с этой задачей. Создавая проекты, ученики использовали эту информацию, музыку, фотографии.

Информация о работе Использование информационных технологий на уроке с целью повышения мотивации к изучению английского языка