Исследование уровня познавательного интереса школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Современная система образования находится в сложных условиях. Переход к новой системе образования требует от школы новых подходов к организации воспитания и управления. Изменение педагогической, социальной и управленческой систем, их перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, и т.д. При этом наиболее важна методика управления, внедрения нового в повседневную жизнь.

Содержание работы

Введение3
Глава 1 Теоретический анализ особенностей познавательного интереса учащихся8
1 1Особенности познавательного интереса8
1 2 Понятие самостоятельной работе учащихся17
Глава 2 Исследование уровня познавательного интереса школьников27
2 1 Определение уровня развития познавательного интереса на констатирующем этапе27
2 2 Анализ уроков английского языка как средства познавательного интереса33
2 3 Определение уровня развития познавательного интереса на заключительном этапе38
Заключение47
Список литературы50

Файлы: 1 файл

доклад--------------------------------------.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Введение3

Глава 1 Теоретический анализ особенностей познавательного интереса учащихся8

1 1Особенности познавательного  интереса8

1 2 Понятие самостоятельной  работе учащихся17

Глава 2 Исследование уровня познавательного интереса школьников27

2 1 Определение уровня развития познавательного интереса на констатирующем этапе27

2 2 Анализ уроков английского  языка как средства познавательного  интереса33

2 3 Определение уровня  развития познавательного интереса  на заключительном этапе38

Заключение47

Список литературы50

Приложение 155

Приложение 258

 

Введение

Современная система образования находится в сложных условиях. Переход к новой системе образования требует от школы новых подходов к организации воспитания и управления. Изменение педагогической, социальной и управленческой систем, их перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, и т.д. При этом наиболее важна методика управления, внедрения нового в повседневную жизнь.

Формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда рассматривалось как одна из основных задач образования. Такую социальную задачу ставили перед школой передовые педагоги и общественные деятели уже более ста лет назад. Так, в «золотой» период развития дидактики К. Д. Ушинский и его последователи - революционеры-демократы Н. М. Пирогов, Л. Н. Толстой утверждали, что самый тяжелый грех казенной школы - это отказ от обучения методу работы, способам и средствам самостоятельной деятельности. Сегодня способность школьников часто бывает ограничена подражанием, дублированием правил, алгоритмов, предъявляемых учителем и воспроизведением их по его указанию. Залогом успешного выполнения учебной работы обычно является ее точное соответствие предъявленному образцу.

В то же время нельзя не отличить стремление многих учителей предоставить ученикам свободу, например, в тех случаях учебной и внеучебной работы, когда неправильность или неточность выполнения задания не будут влиять на общую картину успеваемости (усвоения, результативности). Это различные творческие задания по предмету на завершающем этапе изучения темы, внеклассные мероприятия на учебном материале т.д. Можно сказать, что учитель располагает возможностями и может создать условия для целенаправленного развития самостоятельности ученика.

 

Выдержка из работы

Современные учебные программы по школьным предметам, в том числе и по иностранному языку, содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться (то есть «учить себя»). Ребенок, который не приобрел этих качеств, не справляется с растущими требованиями к самостоятельности, объемом учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к учению, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою работу, обязанности гражданина.

Введение в практику работы школ экспериментальной или инновационной деятельности активизирует жизнь на всех уровнях. Инновации в воспитательной деятельности школы позволяют включить большой процент школьников как в воспитательный, так и образовательный процесс в целом.

Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся самостоятельно под руководством учителя выполняют различные задания, проявляя навыки самоконтроля.

В настоящее время учеными доказано, что высокая активность учителя с целью передачи учащимся большего количества информации тормозит восприятие учащихся. Учителю необходимо формировать и развивать активность учащихся. Важнейшей задачей является необходимость приобретения учащимися навыков самостоятельной работы.

Отсутствие данных навыков отрицательно сказывается на изучении иностранного языка. Самостоятельная работа не может состоять только из интереса является склонность – сильное стремление к определенной деятельности.

Интерес как потребность в определенных эмоциональных переживаниях, переходящая в склонность, является весьма действенным мотивом соответствующей деятельности.

Отношение младших школьников к учению определяется группой мотивов, которые заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, совладением, прежде всего способом деятельности. Это – познавательные интересы, стремление преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности и начинает проявляется очень рано, в первые дни жизни ребенка.

До систематического учения в школе содержанием познавательной потребности являются житейские, а не научные знания, но, тем не менее, это создает предпосылки для усвоения научных знаний.

Интерес к математике мотивирован тем, чтобы «хорошо знать деление и умножение», «Быстро и правильно считать», «уметь решать задачи на различные правила». Учащихся здесь привлекает то же, что и в других учебных предметах: овладение конкретными умениями и навыками, знакомство с новым и разнообразным содержанием учебного материала, преодоление трудностей, удовлетворение от интеллектуального напряжения.

Только позже ребенок начинает понимать и переживать специфические особенности учебного материала. Математика привлекает детей точностью, строгой последовательностью действий, где от одного действия зависят 4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существует. Дать самостоятельное задание ученику уровнем выше — это в лучшем случае напрасно потерять время на уроке.

Естественно, что программа-максимум для любого творчески работающего учителя — довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня. Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке.

Рассмотрим основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Они сводятся к перечисленным ниже. Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы. [3,18]

Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы.

Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы.

Назначение самостоятельной работы — развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение. Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца.

 

Заключение

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников Эффект деятельности для формирования познавательной активности детей зависит от педагогически правильной ее организации, использование ее объективных условий и внутренних возможностей личности ученика.

Особое значение для воспитания зрелых форм учебно-познавательных интересов в детском возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, развертывание форм самоконтроля и самооценки. Резервами являются устойчивые интересы к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместной коллективной учебной работе и интерес школьников к использованию их в социально – значимых видах деятельности.

Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес какому-либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или эти явления в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе.

 

Список литературы

Алпатов В.М. Американизация японского и русского общества по языковым данным // Российское востоковедение в память о М.С.Капице. Очерки, исследования, разработки. М., 2008.

Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка школьниками// ИЯШ. ?№2, 2006.

Андреева О.Н. Использование проектной методики на уроках английского языка // Коммуникативная методика. – 2008.

Ариян М. И. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам. – М., 2009.

Бек У. Что такое глобализация. –М.: Мысль, 2010

Борзова Г.В. Тексты для чтения на втором этапе обучения// ИЯШ. ?№4, 2010.

Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному общению //ИЯШ. – 2007.

Вахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка. –СПб.: -Питер, 2006.

Верещагина И. Н. и др. Книга для учителя к учебнику английского языка для 2 класса школ с углубленным изучением английского языка.- М.: Просвещение, 2010.

Верещагина И. Н. и др. Книга для учителя к учебнику английского языка для 3 класса школ с углубленным изучением английского языка.- М.: Просвещение, 2008.

Верещагина И. Н. и др. Книга для учителя к учебнику английского языка для 4 класса школ с углубленным изучением английского языка.- М.: Просвещение, 2009.

Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. ?М.: Просвещение, 2007.

Воронина Г.И., Соловцова Э.И. Иностранные языки в начальной школе. – М.: Издательский дом “Новый учебник”, 2003.

Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе// ИЯШ. ?№6, 2005.

Гальскова Н.Д. Об итогах второго года экспериментального обучения иностранным языкам в начальной школе// ИЯШ. ?№1, 1990. ?С.15.

Глобализация в социально-философском измерении. Сборник материалов конференции. СПб.: 2006.

Душеина Т.В. «Проектная методика на уроках иностранного языка». ИЯШ, 2010.

Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Учпедгиз, 2006.

Западная Европа и культурная экспансия "американизма"!?! сост. Ю. М. Каграманов. - М.: Искусство, 2009.

Иванченко В. Глобализация и общественный менталитет // Вопросы экономики. - 2008.

Иностранные языки в школе. – 2009.

Кабакчи, В. В. Английский язык межкультурного общения - новый аспект в преподавании английского языка // Иностранные языки в школе. - 2007.

Клементьева Т.Б. Времена английского глагола в картинках и играх. ?М., 2010.

Клементьева Т.Б., Монк Б. Счастливый английский. ?М.: 2006.

Клименко О .К. Языки в глобализирующемся мире// Язык в контексте глобализации.- М., 2005.

Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. – 3-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2005.

Корнева Л. П. Применение метода проектов на уроках английского языка // ИЯШ. – 2006.

Кочетурова Н.А. «Метод проектов в обучении иностранному языку». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2010.

Кристалл, Д. Английский язык как глобальный!?! пер. с англ. - М.: Весь мир, 2010.

Кувшинкин В.И. Методика обучения иностранному языку. ?М.:Просвещение, 2004.

Леонтьев А.А. Психология общения. – М. , 2007.

Логунова С.В. «Деятельностный аспект осознанного раннего овладения грамматикой английского языка». // ИЯШ.- № 3, 2001.

Лурия А.Р. Обучение иностранному языку в начальной школе. ?М.,2003.

Мельников, А. С. Диалог культур: все ли равно, на каком языке?. СПб., 2010.

Модель организации содержания и процесса начального обучения иностранному (английскому) языку на сюжетной основе (статья, с 34-38). Методики обучения иностранным языкам в средней школе (отв. Ред. М.К. Колкова), СПб, Каро, 2005.

Москович Ю.Н. Глобализация и Россия: угрозы и возможности. Сборник научных трудов.- Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2007.

Новые педагогические и информационные технологии/Под ред. Е.С.Полат- М., 2009.

Павленко И.Н. «Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста». ИЯШ, 2008,

Павленко, Ю. В. Культурно-языковые противоречия глобализации // Зеркало недели. - 2006.

Палажченко, П. Р. Диалог культур в языковом пространстве мира // Диалог культур в языковом пространстве мира. - 2009.

Пассов Е.И., Кузовлев В.П., и др. Учитель иностранного языка. ?М., 2009.

Пассов Е.И.«Основы методики обучения иностранным языкам».-М.,2008.

Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 2005.

Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 2007.

Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2009.

Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2010.

Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов - Наука и школа - № 4, 2007.

Пушкин. А.С. Сказки. // Москва «Оникс 21 век» 2005.

Ракитянский. Н.М. Россия и вызовы глобализации//Социологические исследования. 2009.

Сандалова Л.Д. “Обучающие игры на уроках английского языка” ИЯШ.- №3, 2010.

Информация о работе Исследование уровня познавательного интереса школьников