Исследование уровня познавательного интереса школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Современная система образования находится в сложных условиях. Переход к новой системе образования требует от школы новых подходов к организации воспитания и управления. Изменение педагогической, социальной и управленческой систем, их перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, и т.д. При этом наиболее важна методика управления, внедрения нового в повседневную жизнь.

Содержание работы

Введение3
Глава 1 Теоретический анализ особенностей познавательного интереса учащихся8
1 1Особенности познавательного интереса8
1 2 Понятие самостоятельной работе учащихся17
Глава 2 Исследование уровня познавательного интереса школьников27
2 1 Определение уровня развития познавательного интереса на констатирующем этапе27
2 2 Анализ уроков английского языка как средства познавательного интереса33
2 3 Определение уровня развития познавательного интереса на заключительном этапе38
Заключение47
Список литературы50

Файлы: 1 файл

доклад--------------------------------------.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 2008.

Сафонова В.В., Ханнен-Лэнг А. Пособие по культуроведению к учебнику английского языка для 10–11 классов школ с углубленным изучением языка. – М., Просвещение, 2008.

Селевко Г.К. Опыт системного исследования педагогических технологий. (Школьные технологии) ИЯШ.- №6, 2010.

Современные гимназии: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Полат Е.С.- М., 2008.

Степанова Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку //ИЯШ.-2004.

Степанова С.И. «Игры на английском языке на начальном этапе обучения» ИЯШ.-№5, 2003.

Стронин М.Ф. «Обучающие игры на уроке английского языка» М.:Просвещение, 2010.

Стронин М.Ф. № «Игра, как средство обучения» ИЯШ .-№1,- 2004.

Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному. - М., 2006.

Цветкова З.М. Особенности факультативных занятий для старшекласс-ников. - М: Высшая школа, 2009.

Чечель И.З. Метод проектов // Директор школы. – 2008.

Эльконин Д.Б. «Психология игры» М.: Педагогика, 2010.

Предлагаю Вашему вниманию доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной самостоятельности школьников в процессе изучения иноязычной лексики».

На сегодняшний день, когда общество переходит на новый этап развития, появляется необходимость в личности, способной ориентироваться в многообразии информации, оперативно перерабатывать ее, исходя из собственных возможностей и потребностей. Становление нового типа человека во многом зависит от сформированности умения без посторонней помощи находить различные варианты решения задач, применять полученные знания на практике. Поэтому на различных этапах обучения важно формирование у  учащихся познавательной самостоятельности.

Учебно-познавательная самостоятельность необходима при овладении различными аспектами иностранного языка, в том числе – при изучении лексики. Лексические единицы выполняют роль строительного материала речи, и работая с иноязычной лексикой самостоятельно, учащиеся смогут пополнять свой словарный запас без посторонней помощи, что, несомненно, положительно скажется на уровне сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. Кроме того, это качество позволит овладеть вторым или третьим иностранным языком без помощи учителя, а это несомненно важно в условиях расширения международных контактов.

Исходя из всего вышесказанного, целью исследования является создание необходимых условий для формирования учебно-познавательной самостоятельности обучающихся в процессе овладения иноязычной лексикой. Для достижения поставленной  цели былисформулированы задачи.

Объектом исследования является процесс формирования учебно-познавательной самостоятельности обучающихся в процессе овладения иноязычной лексикой. Предметом  исследования – способы формирования учебно-познавательной самостоятельности при обучении иноязычной лексике.        

С давних времен ученые (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, К.В. Ельницкий) рассматривали самостоятельность как результат учебной деятельности. Так, Константин Дмитриевич Ушинский писал: «…следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания».

Формирование познавательной самостоятельности в процессе школьного образования изучали О.В. Петунин, М.В. Веденькина.  В области иностранного языка исследования, касающиеся учебно-познавательной самостоятельности проводились Игорем Ахметовичем Гиниатуллиным, Еленой Генриховной Таревой. Специальные учебные умения (стратегии) в области иностранного языка как содержание учебно-познавательной самостоятельности исследовали Наталья Дмитриевна Гальскова, Наталья Федоровна Коряковцева, Елена Владимировна Апанович, Тамара Юрьевна Терновых, Ребекка Оксфорд, Тришия Хедж и другие ученые.

В определении терминологической основы нашей работы была опора на исследование Е.Г. Таревой, которая трактует «учебно-познавательную самостоятельность» как «свойство личности обучающегося, проявляющее себя в умении определять перспективные цели учебно-познавательной деятельности, определять средства и способы их достижения, оценивать и корректировать процесс и результат учения и познания без непосредственного участия в этом процессе преподавателя». А понятие «самостоятельная работа», в свою очередь, определяется этим ученым как «вид познавательной деятельности, регулируемой и управляемой обучающимся как субъектом данной деятельности и направленной на освоение предметных знаний, умений и культурно-исторического опыта».

Рассмотрев данные определения, можно заключить, что самостоятельная учебная деятельность есть процесс направленный на достижение результата, которым, по мнению автора, является учебно-познавательная самостоятельность.

По мнению ученых, учебно-познавательная самостоятельность предполагает сформированность ряда действий (учебных умений). Эти умения в совокупности составляют содержание учебно-познавательной самостоятельности школьников.

Рассмотрев классификации учебных умений Ю.К. Бабанского, А.В. Усовой, Н.Д. Гальсковой, Н.Ф. Коряковцевой, Р. Оксфорд, Т. Хедж, наиболее предпочтительна классификация Н.Ф. Коряковцевой, так как она включает достаточно обширный спектр учебных умений, и в ней, хорошо раскрыты умения, необходимые для самостоятельного овладения лексической стороной речи. На основе классификации этого автора был осуществлен отбор умений, опираясь на изученные  особенности процесса обучения лексике (этапы работы с лексикой, компоненты лексической единицы, познавательные процессы, лежащие в основе усвоения лексических единиц). Было установлено установили, что такие группы умений как компенсационные, лингводидактические и конкретно-практические (согласно терминологии Н.Ф. Коряковцевой), включают в себя умения, которые обусловливают создание базы для самостоятельного изучения лексических единиц иностранного языка.

Полученный в результате отбора перечень, состоящий из 38 умений,  послужил основой для реализации задач практической деятельности, которая проводилась в шестых классах МБОУ «СОШ № 12» г. Братска . Практическая работа включала в себя три взаимосвязанных этапа.        

Задачей первого, диагностирующего этапа, являлось выявление исходного уровня сформированности учебно-познавательной самостоятельности учащихся. Для этого, прежде всего, было проведено тестирование учащихся. Предложенный тест включал в себя семь заданий, при выполнении которых учащиеся должны были задействовать те семь умений, которые, обладают самой низкой степенью сформированности. Это задания на перевод слов, группировку, ранжирование, соотнесение, подстановку, вопросно-ответную работу. Полученные результаты, показали что умения развиты в среднем не более, чем на 46%.

Исходя из результатов теста, была организована  систематическая работа,  направленная на развитие перечисленных умений, что явилось содержанием  следующего – формирующего – этапа работы. В ходе этого этапа учащимся  6 классов предлагались серии учебных заданий, направленных на развитие указанных видов умений.

Предлагаю вашему вниманию примеры упражнений для учащихся 6 класса.

Задание на заполнение таблицы, направленное на  формирование умения лингвистической догадки по словообразовательным элементам. Учащимся предлагается таблица, где в первой колонке даны простые слова: love, friend, care, tradition,  а во второй колонке – однокоренные  словаloving, friendly, caring, traditional и др. Необходимо перевести данные слова, опираясь на таблицу значений  словообразовательных элементов.

Упражнение на заполнение пропусков было нацелено на формирование умения составления языковых схем. Учащимся дана схема, в центре которой располагается слово, обладающее обобщенным значением, например, family.  Второй и третий уровни схемы занимают пустые кружочки. Учащимся следует заполнить пропуски, ориентируясь на значение примеров, уже вписанных в элементы схемы: на втором уровне – существительные, обозначающие членов семьи, на третьем – глагольные фразы, обозначающие домашние обязанности.

Третье упражнение на сортировку направлено на формирование умения  группировки языковых единиц по определенным признакам. Учащимся дан список слов по  теме «Food», например, carrots, apples, bread, pasta,  rice, beans, oranges, a melon, garlic. Необходимо распределить эти слова по следующим колонкам:  vegetables, fruit, carbohydrates, proteins. Усложненный вариант выполнения упражнения – когда колонки таблицы не озаглавлены.

Самостоятельная работа предполагает использование соответствующих форм организации контроля. Как правило применялся самоконтроль по ключу, а также взаимоконтроль.

После завершения  формирующего этапа, произошел переход к итоговому этапу  работы, целью которого являлось выявление роста уровня сформированности учебных умений. Учащимся был предложен тест аналогичный тесту на диагностирующем этапе. Он также содержал 7 заданий, в основу которых были положены идентичные учебные  приемы. Время выполнения теста осталось прежним. Тестирование показало, рост сформированности учебных умений в среднем на 15 %.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что в ходе исследования удалось повысить уровень учебно-познавательной самостоятельности при помощи серии заданий направленных на формирование определенных групп учебных умений.

Однако нельзя забывать о том, что формирование учебно-познавательной самостоятельности представляет из себя сложный и долговременный процесс. Лишь проводя такую работу систематически, учитель сможет достичь желаемого результата, что окажет положительное влияние на уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в целом. Спасибо за внимание!

 


Информация о работе Исследование уровня познавательного интереса школьников