Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:16, сочинение
Целью работы является изучение закона прямолинейного ускоренного движения тел под действием сил земного тяготения с помощью машины Атвуда.
Федеральное
Агентство по образованию
ТОМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
физики
ОТЧЕТ
Лабораторная
работа по курсу "Общая физика"
ИЗУЧЕНИЕ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ
НА МАШИНЕ
АТВУДА
Преподаватель Студент
группы ….
___________
/____________ / …
___________2012
г. « … » …..
2012 г.
2012
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Целью
работы является изучение закона прямолинейного
ускоренного движения тел под действием
сил земного тяготения с помощью машины
Атвуда.
2.
ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДИКИ
ЭКСПЕРИМЕНТА
Схема экспериментальной установки на основе машины Атвуда приведена на рис.2.1.
На вертикальной стойке 1 крепится легкий блок 2, через который перекинута нить 3 с грузами 4 одинаковой массы. В верхней части стойки расположен электромагнит, который может удерживать блок, не давая ему вращаться. На среднем кронштейне 5 закреплен фотодатчик 6. На корпусе среднего кронштейна имеется риска, совпадающая с оптической осью фотодатчика. Средний кронштейн имеет возможность свободного перемещения и фиксации на вертикальной стойке. На вертикальной стойке укреплена миллиметровая линейка 7, по которой определяют начальное и конечное положения грузов. Начальное положение определяют по нижнему срезу груза, а конечное - по риске на корпусе среднего кронштейна.
Миллисекундомер 8 представляет собой прибор с цифровой индикацией времени. Регулировочные опоры 9 используют для регулировки положения экспериментальной установки на лабораторном столе.
Принцип
работы машины Атвуда заключается в том,
что когда на концах нити висят грузы одинаковой
массы, то система находится в положении
безразличного равновесия. Если на правый
груз положить перегрузок, то система
грузов выйдет из состояния равновесия
и начнет двигаться.
3.
ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ
При равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью справедливо выражение:
(3.1)
где S - путь, пройденный телом за время движения t, a - ускорение движения.
Соотношение 3.1 можно проверить экспериментально, исследовав зависимость пути S от времени t. Однако, если, проделав измерения, построить график зависимости в координатах S и t, то мы получим некоторую кривую линию, по виду которой трудно утверждать, что эта кривая представляет собой параболу, соответствующую зависимости 3.1. В этой связи функцию 3.1 необходимо линеаризовать, т.е. выявить такие переменные, зависимость между которыми была бы линейной, и построить линеаризованный график. В данном случае такими переменными могут быть, например, S и t2 или и t. Действительно, анализируя выражение 3.1, а также выражение (3.2), видим, что указанные переменные связаны линейной зависимостью (сравните: ).
В данном случае целесообразнее строить линеаризованный график экспериментальной зависимости в координатах и t.
Неизвестное нам истинное время движения грузов связано с измеренным временем соотношением:
(3.3)
где - систематическая ошибка измерения времени.
Подставив 3.3 в 3.2 , получим: (3.4).
Согласно 3.4, график, построенный в координатах и t, должен представлять собой прямую линию. Наличие систематической ошибки может привести к тому, что прямая не будет проходить точно через начало координат, однако это не нарушает прямолинейного вида графика. Ошибка также не сказывается и на наклоне прямой.
Зависимость
(3.5), соответствующая формуле
3.2, показана на рисунке 3.1:
Рис. 3.1.
Зависимость
Угловой коэффициент прямой, выражающий эту зависимость, равен:
(3.6).
Сопоставляя 3.6 и 3.2, можем заключить, что величина ускорения, определяемого из линеаризованного графика, равна: (3.7).
Для расчета средних значений времени t и квадрата времени t прохождения грузом с перегрузком пути S:
(3.8)
(3.9)
Случайная погрешность измерения времени прохождения пути S:
σсл(t) = t(a, n) × S(t) (3.10)
где t(a, n) – коэффициент Стьюдента
Стандартная погрешность измерения времени:
(3.11)
где ti - времени прохождения пути при i –ом измерении ( i =1. … , n), n – число измерений, < t > - среднее значение времени прохождения пути.
Общая погрешность:
, (3.12)
где: приборная погрешность.
Угловой коэффициент экспериментальной прямой:
b = (3.13)
Величина ускорения, определяемого из линеаризованного графика:
a
= 2b2
(3.14)
4.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ИХ АНАЛИЗ.
Измеренные значения и результаты их обработки приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1.
Результаты прямых и косвенных измерений
Номер измерения | S1 = 35, см | S2 = 32, см | S3 = 28, см | S4 = 25, см | S5 = 20, см | |||||
t, c | t2, c2 | t, c | t2, c2 | t, c | t2, c2 | t, c | t2, c2 | t, c | t2, c2 | |
1 | 4,270 | 18,233 | 3,963 | 15,705 | 3,625 | 13,141 | 3,490 | 12,180 | 3,250 | 10,563 |
2 | 4,265 | 18,190 | 3,936 | 15,492 | 3,610 | 13,032 | 3,669 | 13,462 | 3,154 | 9,948 |
3 | 4,094 | 16,761 | 4,047 | 16,378 | 3,634 | 13,206 | 3,498 | 12,236 | 3,028 | 9,169 |
4 | 4,176 | 17,439 | 4,122 | 16,991 | 3,611 | 13,039 | 3,509 | 12,313 | 3,059 | 9,357 |
5 | 4,203 | 17,665 | 3,830 | 14,669 | 3,802 | 14,455 | 3,491 | 12,187 | 3,251 | 10,569 |
< t >, c | 4,202 | 3,980 | 3,656 | 3,531 | 3,148 | |||||
< t2 >, c2 | 17,658 | 15,847 | 13,375 | 12,476 | 9,921 |
Средние значения времени < t > и квадрата времени < t2 > прохождения пути S, приведенные в таблице 4.1, рассчитаны по выражениям 3.8 и 3.9, где число точек измерения n=5.
Для
определения случайной
Для первой точки измерения (S1 = 35,0 см):
Δt1= t1-< t >1 = 4,270-4,202 = 0,068с; Δt12 = (0,068)2 = 0,004624с2,
Δt2= t2−< t >1 = 4,265-4,202 = 0,063с; Δt22 = (0,063)2 = 0,003969с2,
Δt3= t3−< t >1 = 4,094-4,202 = -0,108с; Δt32 = (-0,108)2 = 0,011664с2,
Δt4= t4−< t >1 = 4,176-4,202 = -0,026с; Δt42 = (-0,026)2 = 0,000676с2,
Δt5= t5−<
t >1 = 4,203-4,202 = 0,001с; Δt52
= (0,001)2 = 0,000001с2.
Для второй точки измерения (S2 = 32,0 см):
Δt1= t1−< t>1 = 3,963-3,980 = -0,017с; Δt12 = (-0,017)2 = 0,000289с2,
Δt2= t2−< t>1 = 3,936-3,980 = -0,044с; Δt12 = (-0,044)2 = 0,001936с2;
Δt3= t3−< t>1 = 4,047-3,980 = 0,067с; Δt12 = (0,067)2 = 0,004489с2;
Δt4= t4−< t>1 = 4,122-3,980 = 0,142с; Δt12 = (0,142)2 = 0,020164с2;
Δt5= t5−<
t>1 = 3,830-3,980 = -0,150с; Δt12
= (-0,150)2 = 0,022500с2.
Для третьей точки измерения (S3 = 28,0 см):
Δt1= t1−< t>1 = 3,625-3,656 = -0,031с; Δt12 = (-0,031)2 = 0,000961с2,
Δt2= t2 −< t>1 = 3,610-3,656 = -0,046с; Δt22 = (-0,046)2 = 0,002116с2,
Δt3= t3 −< t>1 = 3,634-3,656 = -0,022с; Δt32 = (-0,022)2 = 0,000484с2,
Δt4= t4 −< t>1 = 3,611-3,656 = -0,045с; Δt42 = (-0,045)2 = 0,002025с2,
Δt5= t5 −< t>1 = 3,802-3,656 = 0,146с; Δt52 = (0,146)2 = 0,021316с2.
Для четвертой точки измерения (S4 = 25,0 см):
Δt1= t1−< t>1 = 3,490-3,531 = -0,041с; Δt12 = (-0,041)2 = 0,001681с2;
Δt2= t2−< t>1 = 3,669-3,531 = 0,138с; Δt22 = (0,138)2 = 0,019044с2;
Δt3= t3−< t>1 = 3,498-3,531 = -0,033с; Δt32 = (-0,033)2 = 0,001089с2;
Δt4= t4−< t>1 = 3,509-3,531 = -0,022с; Δt42 = (-0,022)2 = 0,000484с2;
Δt5= t5−<
t>1 = 3,491-3,531 = -0,040с; Δt52
= (-0,040)2 = 0,001600с2.
Для пятой точки измерения (S5 = 20,0 см):
Δt1= t1−< t>1 = 3,250-3,148 = 0,102с; Δt12 = (0,102)2 = 0,010404с2;
Информация о работе Изучение прямолинейного движения тел на машине Атвуда