Изучение прямолинейного движения тел на машине Атвуда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:16, сочинение

Описание работы

Целью работы является изучение закона прямолинейного ускоренного движения тел под действием сил земного тяготения с помощью машины Атвуда.

Файлы: 1 файл

Отчет по ЛР№1(3).doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)
 

Федеральное Агентство по образованию 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) 

Кафедра физики 
 
 
 

ОТЧЕТ 
 

Лабораторная  работа по курсу "Общая физика" 
 
 
 

ИЗУЧЕНИЕ  ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ

НА МАШИНЕ АТВУДА 
 
 
 
 
 
 

     Преподаватель    Студент группы …. 

     ___________ /____________ /  

     ___________2012 г.   « … »    …..   2012 г. 
 
 
 
 
 
 
 

2012

 

      1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ 

     Целью работы является изучение закона прямолинейного ускоренного движения тел под действием сил земного тяготения с помощью машины Атвуда. 

     2. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДИКИ  ЭКСПЕРИМЕНТА 

      Схема экспериментальной установки  на основе машины Атвуда приведена  на рис.2.1.

     На  вертикальной стойке 1 крепится легкий блок 2, через который перекинута нить 3 с грузами 4 одинаковой массы. В верхней части стойки расположен электромагнит, который может удерживать блок, не давая ему вращаться. На среднем кронштейне 5 закреплен фотодатчик 6. На корпусе среднего кронштейна имеется риска, совпадающая с оптической осью фотодатчика. Средний кронштейн имеет возможность свободного перемещения и фиксации на вертикальной стойке. На вертикальной стойке укреплена миллиметровая линейка 7, по которой определяют начальное и конечное положения грузов. Начальное положение определяют по нижнему срезу груза, а конечное - по риске на корпусе среднего кронштейна.

     Миллисекундомер 8 представляет собой прибор с цифровой индикацией времени. Регулировочные опоры 9 используют для регулировки положения экспериментальной установки на лабораторном столе.

     Принцип работы машины Атвуда заключается в том, что когда на концах нити висят грузы одинаковой массы, то система находится в положении безразличного равновесия. Если на правый груз положить перегрузок, то система грузов выйдет из состояния равновесия и начнет двигаться. 

     3. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ 

     При равноускоренном движении с нулевой  начальной скоростью справедливо выражение:

       (3.1)

     где S - путь, пройденный телом за время движения t, a - ускорение движения.

      Соотношение 3.1 можно проверить экспериментально, исследовав зависимость пути S от времени t. Однако, если, проделав измерения, построить график зависимости в координатах S и t, то мы получим некоторую кривую линию, по виду которой трудно утверждать, что эта кривая представляет собой параболу, соответствующую зависимости 3.1. В этой связи функцию 3.1 необходимо линеаризовать, т.е. выявить такие переменные, зависимость между которыми была бы линейной, и построить линеаризованный график. В данном случае такими переменными могут быть, например, S и t2 или и t. Действительно, анализируя выражение 3.1, а также выражение   (3.2), видим, что указанные переменные связаны линейной зависимостью (сравните: ).

      В данном случае целесообразнее строить  линеаризованный график экспериментальной зависимости в координатах и t.

      Неизвестное нам истинное время  движения грузов связано с измеренным временем соотношением:

        (3.3)

      где - систематическая ошибка измерения времени.

      Подставив 3.3  в 3.2 , получим:  (3.4).

      Согласно 3.4, график, построенный в координатах и t, должен представлять собой прямую линию. Наличие систематической ошибки может привести к тому, что прямая не будет проходить точно через начало координат, однако это не нарушает прямолинейного вида графика. Ошибка также не сказывается и на наклоне прямой.

     Зависимость (3.5), соответствующая формуле 3.2, показана на рисунке 3.1: 

       
 

Рис. 3.1. Зависимость

, соответствующая формуле 3.2

      Угловой коэффициент прямой, выражающий эту зависимость, равен:

        (3.6).

      Сопоставляя 3.6 и 3.2, можем заключить, что величина ускорения, определяемого из линеаризованного графика, равна:  (3.7).

     Для расчета средних значений времени t и квадрата времени t прохождения грузом с перегрузком пути S:

     

           (3.8)

      

      (3.9)

Случайная погрешность  измерения  времени прохождения  пути S:

     σсл(t) = t(a, n) × S(t)  (3.10)

где t(a, n) – коэффициент Стьюдента

Стандартная погрешность измерения времени:

                             

      (3.11) 

где ti - времени прохождения пути  при i –ом измерении ( i =1. … , n), n – число измерений, < t > - среднее значение времени прохождения пути.

Общая погрешность:

       ,  (3.12)

где: приборная погрешность.

Угловой коэффициент  экспериментальной прямой:

     b =  (3.13)

Величина  ускорения, определяемого из линеаризованного графика:

     a = 2b2  (3.14) 

     4. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ИХ АНАЛИЗ. 

     Измеренные  значения и результаты их обработки  приведены в таблице 4.1.

Таблица 4.1.

Результаты  прямых и косвенных  измерений

Номер измерения S1 = 35, см S2 = 32, см S3 = 28, см S4 = 25, см S5 = 20, см
= 5,916, см1/2
= 5,657, см1/2
= 5,292, см1/2
= 5,000, см1/2
= 4,472, см1/2
t, c t2, c2 t, c t2, c2 t, c t2, c2 t, c t2, c2 t, c t2, c2
1 4,270 18,233 3,963 15,705 3,625 13,141 3,490 12,180 3,250 10,563
2 4,265 18,190 3,936 15,492 3,610 13,032 3,669 13,462 3,154 9,948
3 4,094 16,761 4,047 16,378 3,634 13,206 3,498 12,236 3,028 9,169
4 4,176 17,439 4,122 16,991 3,611 13,039 3,509 12,313 3,059 9,357
5 4,203 17,665 3,830 14,669 3,802 14,455 3,491 12,187 3,251 10,569
< t >, c 4,202 3,980 3,656 3,531 3,148
< t2 >, c2 17,658 15,847 13,375 12,476 9,921

 

     Средние значения времени < t >  и квадрата времени < t2 > прохождения пути S, приведенные в таблице 4.1,  рассчитаны по выражениям 3.8 и 3.9, где число точек измерения n=5.

     Для определения случайной погрешности  измерения, предварительно определим стандартную погрешность измерения, по формуле 3.11.   

Для первой точки измерения (S1 = 35,0 см):

     Δt1= t1-< t >1 = 4,270-4,202 = 0,068с;  Δt12 = (0,068)2 = 0,004624с2,

     Δt2= t2< t >1 = 4,265-4,202 = 0,063с;   Δt22 = (0,063)2 = 0,003969с2,

     Δt3= t3< t >1 = 4,094-4,202 = -0,108с;   Δt32 =  (-0,108)2 = 0,011664с2,

     Δt4= t4< t >1 = 4,176-4,202 = -0,026с;  Δt42 =  (-0,026)2 = 0,000676с2,

      Δt5= t5< t >1 = 4,203-4,202 = 0,001с;  Δt52 =  (0,001)2 = 0,000001с2. 

Для второй точки измерения (S2 = 32,0 см):

     Δt1= t1< t>1 = 3,963-3,980 = -0,017с;  Δt12 = (-0,017)2 = 0,000289с2,

     Δt2= t2< t>1 = 3,936-3,980 = -0,044с;  Δt12 = (-0,044)2 = 0,001936с2;

     Δt3= t3< t>1 = 4,047-3,980 = 0,067с;   Δt12 =  (0,067)2 = 0,004489с2;

     Δt4= t4< t>1 = 4,122-3,980 = 0,142с;   Δt12 =  (0,142)2 = 0,020164с2;

      Δt5= t5< t>1 = 3,830-3,980 = -0,150с;  Δt12 =  (-0,150)2 = 0,022500с2. 

Для третьей точки измерения (S3 = 28,0 см):

     Δt1= t1< t>1 = 3,625-3,656 = -0,031с;  Δt12 = (-0,031)2 = 0,000961с2,

     Δt2= t2 < t>1 = 3,610-3,656 = -0,046с;  Δt22 = (-0,046)2 = 0,002116с2,

     Δt3= t3 < t>1 = 3,634-3,656 = -0,022с;  Δt32 = (-0,022)2 = 0,000484с2,

     Δt4= t4 < t>1 = 3,611-3,656 = -0,045с;  Δt42 = (-0,045)2 = 0,002025с2,

      Δt5= t5 < t>1 = 3,802-3,656 = 0,146с;  Δt52 = (0,146)2 = 0,021316с2.

Для четвертой точки измерения (S4 = 25,0 см):

     Δt1= t1< t>1 = 3,490-3,531 = -0,041с;   Δt12 = (-0,041)2 = 0,001681с2;

     Δt2= t2< t>1 = 3,669-3,531 = 0,138с;   Δt22 = (0,138)2 = 0,019044с2;

     Δt3= t3< t>1 = 3,498-3,531 = -0,033с;  Δt32 =  (-0,033)2 = 0,001089с2;

     Δt4= t4< t>1 = 3,509-3,531 = -0,022с;  Δt42 =  (-0,022)2 = 0,000484с2;

      Δt5= t5< t>1 = 3,491-3,531 = -0,040с;  Δt52 =  (-0,040)2 = 0,001600с2. 

Для пятой точки измерения (S5 = 20,0 см):

     Δt1= t1< t>1 = 3,250-3,148 = 0,102с;   Δt12 = (0,102)2 = 0,010404с2;

Информация о работе Изучение прямолинейного движения тел на машине Атвуда