Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 06:56, реферат
Бодуэн де Куртенэ начал преподавать в Казанском университете с 1874. В 1878 к нему присоединился Крушевский, ранее окончивший Варшавский университет. Концепция Крушевского подробно изложена в его докторской диссертации Очерк науки о языке (1883). Бодуэн де Куртенэ не оставил развернутого изложения своих идей, высказывая их часто лишь попутно в своих разнообразных по тематике статьях; к тому же в казанский период деятельности он печатался мало, а время формирования идей, высказанных им позже (например, о фонеме), не всегда легко установить.
Исключительно плодотворной была деятельность И.А. Бодуэна де Куртенэ и многочисленных его учеников по казанскому, петербургскому и варшавскому периодам. Сам учитель и его продолжатели серьЈзно воздействовали на формирование языкознания 20 в. Переписка И.А. Бодуэна де Куртенэ и Ф. де Соссюра, широкий обмен идеями между ними позволяют говорить о несомненном приоритете И.А. Бодуэна де Куртенэ в решении большого ряда вопросов, связанных с утверждением структурализма, в формировании исследовательских программ Пражской школы функциональной лингвистики, Копенгагенской лингвистического кружка, в деятельности главы Массачусетской ветви американского структурализма (Р.О. Якобсон). Бодуэновско-щербовским направлением были заложены основы деятельностно-функционального языкознания второй половины 20 в.
КГУ
КЛШ
Филфак
Указ президента РФ
Русский язык - язык межнационального общения
Календарь знаменательных дат
КГУ - колыбель языкознания
Русские писатели и поэты в Казани
Сила слова - беспредельна
Это интересно
Подготовка к ЕГЭ
Наше творчество
Юбиляры года
Казанская лингвистическая школа (КЛШ)
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЭ
Среди научных
школ Казанского университета
одной из самых знаменитых
является Казанская
И.А. бодуэн де Куртенэ родился 1 (13) марта 1845 года в семье мелкого польского чиновника в городке Радзымине, недалеко от Варшавы. В 1862 году поступил в Варшавскую Главную школу на славянское отделение историко-филологического факультета. В 1868-1870 углублял свои знания в Петербургском университете под руководством Срезневского. Там же защитил магистерскую диссертацию и начал читать лекции в качестве приват-доцента.
В 1873 году пишет
прошение в деканат ист.-
Вокруг него сразу
же образовался круг единомышленников,
студентов и молодых
преподавателей, для которых
он организовал на дому
занятия 3 раза в неделю. На
этих занятиях обсуждались
КАЗАНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – это самый драгоценный плод деятельности Б. де К._ в Казанском университете. В историю науки Бодуэн де Куртенэ вошел как оснаватель КЛШ. Именно в КГУ родится учения о фонетике, морфеме, синтагме и др. Здесь будут заложены основы словообразования, проросший сквозь историко-этимологические штудии немецких младограмматистов и отечественных лингвистов.
Действительно, не все ученики Боуэна одинаково разделяли идеи своего учителя, не все они были равны и по силе научного таланта. Однако не этим определяется факт существования или отсутствие научной школы. Все казанские лингвисты, объеденяюшиеся вокруг Бодуэна, в своих возрениях на язык как предмет науки, методику его изучения, взглядах на структуру языка и отдельные ее элементы, безусловно, едины.
Научная концепция
КЛШ неоднократно являлась
предметом изучения в истории
языкознания. Однако о
ПРИНЦИПЫ КЛШ:
1) Строгое различение звука и буквы;
2) различение фонетической и морфологической делимости слов;
3) различение чисто фонетических и психических элементов в языке;
4) различение изменений, совершающих каждовременно в данном состоянии языка, совершавшихся в истории;
5) преимущественно наблюдений над живым языком;
6) важность анализа и разложения языка на их отличительные признаки;
7) стремление к теоретическим обобщениям, без которых «не мыслима ни одна настоящая наука».
КЛШ была общетеоретической школой, представления которой о предмете и методах яз-ия создали новую парадигму мировой лингвистической науки.
Развивая идею о социальной сущности языка, казанские ученые в качестве одного из своих принципов считали признание равноправности всех языков, полную демократизацию объекта исследования. «Нет языков привилегированных, аристократических, все языки заслуживают внимания языковеда и всестороннего изучения – вот лозунг «Казанской лингвистической школы », - писал Бодуэн де Куртене.
КЛШ обогатила
мировую науку рядом
новых исследовательских
методов, в частности:
Казанские лингвисты понимали язык как сложную систему разнородных элементов, которая постоянно изменяются.
Одно из главных требований КЛШ – четко различать звук и букву. Главное что сделал Б. де Куртэне в этой науке – открыл фонетическую функциональную единицу, назвав ее ФОНЕМОЙ. При этом функциональный аспект звука речи оказался более существенным, чем его антропофонические характеристики.
Фонема стала первой единицей языковой структуры, открытой в Казанском Университете. В след за ней были открыты и др. единицы системы языка: морфема, синтагма.
Второй постулат КЛШ, требование изучать живые языкм, тоже может вызвать вопросы у аудитории: А что до Б. живые языки не изучались? Изучались в основном существующие языки, а не их живая речь.
Работы Б. Де Куртэне и его казанских учеников открывают новый период в истории изучения словообразования – период теоретическое осмыслениянакопленных фактов и выработки методов исследования словообразовательного материала.
Как руководитель научной школы Б. де Куртэне принимал большое участие в судьбе своих учеников. 18 Октября 1878 года в Казанский университет Н.В. Крушевский.
В 1883 году Бодуэн де Куртэне покидает КГУ и начинает работать в Дерптском университете.Но он не порывает с Казанью, ведет переписку с Крушевским и т.д
И.А. Бодуэн де Куртене скончался 3 ноября 1929 года, как раз тогда когда университет отмечал свой юбилей.
НИКОЛАЙ ВЯЧАСЛАВОВИЧ КРУШЕВСКИЙ
Интерес к личности Крушевского и его научному наследию заметно возрос во второй половине 20 столетия вместе с ростом интереса к идеям Бодуэна де Куртэне и его учеников.
Крушевский не мог многого сделать: он умер в неполные 36 лет, из которых активной научной работой занимался всего 7 лет, не успев отшлифовать и «довести до кондиции» те идеи, которые в изобилии рассыпаны в его не многочисленных работах. Все эти 7 лет падают на его деятельность в Казанском университете.
Николай Крушевский родился в семье помещика, отставного ротмистра Вацлава Крушевского 6 (18) декабря 1851 года в городе Луцке.
Готовясь к будущей научной деятельности Н.Крушевский за счет внеслужебных уроков смог собрать около 3 тыс. рублей, чтобы уехать в Казань. К этому времени он уже имел семью ( жену – Юлию Александровну и родившуюся летом 1878 года дочь Вячеславу ) , и лишних денег в доме не было, поэтому переезд в Казань «был сопряжен для Н.В. с большими затруднениями»,материальными и физическими .
8 октября 1878 г. Бодуэн де Куртэне направляет в историко-филологиченский факультет Казанского университета ходатайство о принятии Крушевского сверхштатном профессорским стипендиатом без содержания.
Совет университета поддержал просьбу факультета и принял Крушевского сверхштатным профессорским стипендиатом. Здесь он активно занимается наукой: слушает лекции Б.Д.Куртэнэ по русской грамматике, общему языковедению;принимает активное участие в практических занятиях по начальному курсу санскрита .Специально для Крушевского Куртэнэ устраивает у себя на дому тройные практические занятия . Занятия одного из них были целиком посвящены славянской диалектологии, другого - санскриту и литовскому языку, на третьем проходил разбор важнейших лингвистических трудов. Эти занятия вскоре стали посещать студенты и молодые преподаватели. Так возник лингвистический кружок Бодуэна де Куртенэ, который постепенно становился школой для участников его заседания.
Один из этих участников Богородицкий , вспоминает, что Крушевский «принимал в этих занятиях весьма деятельное участие: помимо сообщений реферативного характера, он реферировал содержание тех книг и статей, которые он изучал для ознакомления с литературной наукой.»
В отсутствие Бодуэна Н.В.Крушевский становился руководителем казанского научного кружка. Это в какой-то мере бъясняет, что по ряду проблем молодые члены кружка пошли за Крушевским, а не за Бодуэном.
Крушевский первые полгода пребывания в статусе сверхштатного профессорского стипендиата интенсивно занимается переводом и научными комментариями 8 гимнов из Риг – Веды.
В программе по русской фонетике выделено 2 раздела:
1) физиология звуков
2) сравнительная фонетика.
9 мая 1883 г. Крушевский защищает докторскую диссертацию «Очерк науки о языке».
Это его основной научный труд, поставивший его в ряды ученых европейского уровня.
В этом году Бодуэн покидал навсегда Казанский университет. 20 мая Крушевского утверждают в степени доктора наук, а 31 мая того же года – в звании экстраординарного профессора. Через 2 года он получает звание ординарного профессора.
Как профессор университета Крушевский читал лекции и вел семинары по многим языковедческим дисциплинам. Такая активная преподавательская деятельность, а также неутомимая работа его как ученого не могли не сказаться на здоровье.
Н.В. Крушевский умер 1 ноября 1887 г. в возрасте не полных 36 лет.
Его научное наследие невелико по объему, но оно насыщено идеями, которые разрабатывал ученый. В круг его научных интересов входили следующие проблемы:
- языковая система и теория языкового знака,
- взаимоотношения языка и речи;
- основные закономерности в изменениях языка;
- славянская акцентология и др.
С наибольшей полнотой особенность научного мышления Крушевского проявилось в его основном труде «Очерк науки о языке». Самую высокую оценку труд Крушевского получил от основателя Казанской лингвистической школы. Актуальные и в наши дни вопросы языковой картины мира тоже были поставлены в его работах, который был одним из первых ученых, занявшихся этой проблемой. Ученые всегда будут обращаться к научному наследию выдающегося казанского исследователя и черпать в его творчестве все новые идеи.
Василий Алексеевич Богоридицкий
(1857-1941)
Выдающийся ученый-языковед,
представитель Казанской
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Казанская лингвистическая школа
[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Каза́нская лингвисти́ческая шко́ла — направление в языкознании, к которому принадлежали И. А. Бодуэн де Куртенэ, его ученики Н. В. Крушевский (как и Бодуэн, он может быть назван русско-польским учёным[1]) и В. А. Богородицкий и некоторые другие учёные, в том числе С. К. Булич. Идеи школы заложены в курсе лекций Бодуэна, прочитанных им в Казанском университете[2].
Почти вся недолгая, продолжавшаяся семь лет и прерванная болезнью в 1884 году[3] научная деятельность Н. В. Крушевского прошла в Казани, в то время как для И. А. Бодуэна де Куртенэ казанский этап был лишь одним из периодов исследовательской и преподавательской работы[1]; в дальнейшем он преподавал в Юрьевском (1883—1893), Краковском (1893—1899) и Санкт-Петербургском (1900—1918) университетах[4], где заложил основы Петербургской лингвистической (в том числе фонологической) школы.