Казанская школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 06:56, реферат

Описание работы

Бодуэн де Куртенэ начал преподавать в Казанском университете с 1874. В 1878 к нему присоединился Крушевский, ранее окончивший Варшавский университет. Концепция Крушевского подробно изложена в его докторской диссертации Очерк науки о языке (1883). Бодуэн де Куртенэ не оставил развернутого изложения своих идей, высказывая их часто лишь попутно в своих разнообразных по тематике статьях; к тому же в казанский период деятельности он печатался мало, а время формирования идей, высказанных им позже (например, о фонеме), не всегда легко установить.

Файлы: 1 файл

15 казанская школа.docx

— 72.94 Кб (Скачать файл)

Исключительно плодотворной была деятельность И.А. Бодуэна де Куртенэ и многочисленных его учеников по казанскому, петербургскому и варшавскому периодам. Сам учитель и его продолжатели серьЈзно воздействовали на формирование языкознания 20 в. Переписка И.А. Бодуэна де Куртенэ и Ф. де Соссюра, широкий обмен идеями между ними позволяют говорить о несомненном приоритете И.А. Бодуэна де Куртенэ в решении большого ряда вопросов, связанных с утверждением структурализма, в формировании исследовательских программ Пражской школы функциональной лингвистики, Копенгагенской лингвистического кружка, в деятельности главы Массачусетской ветви американского структурализма (Р.О. Якобсон). Бодуэновско-щербовским направлением были заложены основы деятельностно-функционального языкознания второй половины 20 в.

 

 

 

КГУ

КЛШ

Филфак

Указ президента РФ

Русский язык - язык межнационального общения

Календарь знаменательных дат

КГУ - колыбель языкознания

Русские писатели и поэты  в Казани

Сила слова - беспредельна

Это интересно

Подготовка к ЕГЭ

Наше творчество

Юбиляры года

 

Казанская лингвистическая  школа (КЛШ)

 

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ  БОДУЭН  ДЕ  КУРТЕНЭ

   Среди   научных   школ  Казанского  университета  одной  из  самых знаменитых  является Казанская  лингвистическая   школа. Она  известна  не  только  в России. но и во всем  мире. Школа  казанских  языковедов  формировалась в  70-80-е годы 20 века. Ее  основателем  был  молодой ученый, профессор   Казанского  университета  И.А. Бодуэн де Куртене.

   И.А. бодуэн  де  Куртенэ родился 1 (13) марта 1845 года  в семье мелкого польского чиновника в городке Радзымине, недалеко  от  Варшавы.  В 1862 году  поступил в Варшавскую Главную школу на  славянское  отделение историко-филологического факультета. В 1868-1870 углублял  свои знания в Петербургском университете под руководством  Срезневского. Там же защитил магистерскую  диссертацию и начал читать  лекции в качестве  приват-доцента.

   В 1873  году  пишет   прошение  в  деканат ист.-филологического  факультета Казанского  университета  о включения  его кандидатом  для  баллотировки на  вакантную должность   доцентакафедры сравнительного  языкознания. Его порасили  составить программу лекционного курса. И только  после того как из Петербурга пришли документы по защите  Бодуэном магистерской диссертации с отзывом Среземского, Совет Казанского  университета единогласно избрал Бодуэна  доцента кафедры. С 1875-1883 Бодуэн де Куртенэ работает в университете  в качестве  профессора.

   Вокруг него  сразу   же образовался  круг  единомышленников, студентов  и  молодых   преподавателей, для которых   он организовал  на дому  занятия  3  раза в неделю. На  этих занятиях обсуждались новейшие  проблемы  языковедческой  науки,  проводился  анализ языковых  фактов  индоевропейских  диалектов,  заслуживались  и  обсуждались   доклады  бодуэновского  кружка.

   КАЗАНСКАЯ  ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ   ШКОЛА – это самый драгоценный  плод деятельности  Б. де К._ в Казанском  университете. В  историю науки  Бодуэн де Куртенэ  вошел как оснаватель  КЛШ. Именно в КГУ родится учения  о фонетике, морфеме, синтагме  и др. Здесь будут заложены  основы  словообразования,  проросший  сквозь  историко-этимологические  штудии  немецких  младограмматистов и отечественных лингвистов.

   Действительно, не  все ученики  Боуэна  одинаково разделяли идеи  своего учителя, не все они были равны и по  силе научного таланта. Однако не  этим определяется  факт  существования или отсутствие научной школы. Все казанские лингвисты, объеденяюшиеся  вокруг Бодуэна,  в своих возрениях  на язык как предмет науки,  методику  его изучения,  взглядах на  структуру языка и отдельные ее  элементы, безусловно,  едины.

  Научная  концепция   КЛШ  неоднократно являлась  предметом  изучения  в  истории  языкознания. Однако о  принципах   этой  школы  лучше  всех  сказал сам  Б.де К.

   ПРИНЦИПЫ  КЛШ:

1) Строгое  различение  звука  и буквы;

2) различение фонетической  и морфологической делимости  слов;

3) различение  чисто фонетических  и  психических  элементов   в  языке;

4) различение  изменений,  совершающих  каждовременно в данном  состоянии языка, совершавшихся в истории;

5) преимущественно  наблюдений  над  живым языком;

6) важность  анализа и  разложения  языка  на  их  отличительные признаки;

7) стремление  к  теоретическим   обобщениям,  без  которых «не   мыслима  ни  одна  настоящая   наука».

   КЛШ  была  общетеоретической   школой, представления  которой   о  предмете  и  методах   яз-ия  создали новую парадигму мировой лингвистической науки.

Развивая  идею о  социальной  сущности языка, казанские   ученые в качестве одного из своих  принципов  считали  признание равноправности  всех языков,  полную  демократизацию  объекта   исследования.  «Нет  языков привилегированных,  аристократических,  все языки  заслуживают  внимания  языковеда  и  всестороннего   изучения – вот лозунг  «Казанской  лингвистической школы », - писал  Бодуэн  де Куртене.

   КЛШ обогатила   мировую  науку  рядом   новых  исследовательских   методов, в  частности: экспериментальным   фонетическим  методом, методом   относительной  хронологии  языковых  явлений, статистическим  методом,  дав  тем  самым начало  таким  разделам, как экспериментальная  фонетика ,квантативная  лингвистика.Но главное методическое решение КЛШ – это разработка  соотношения исторического (диахронического)  и описательного (синхронического)  изучения  языка, языковой  статики и динамики. Ученые КЛШ разработали о дихотомии динамики  и статики в языке, причем разработали с позиции чистой  диалектики, видя в языке феномен постоянно функционирующий и одновременно развивающийся.

Казанские  лингвисты  понимали  язык  как  сложную  систему  разнородных  элементов,  которая  постоянно  изменяются.

   Одно  из  главных   требований  КЛШ – четко   различать звук и букву.  Главное   что  сделал  Б.  де  Куртэне  в этой науке – открыл фонетическую  функциональную  единицу,  назвав  ее  ФОНЕМОЙ. При этом функциональный аспект звука речи оказался  более существенным,  чем его антропофонические  характеристики.

   Фонема  стала   первой  единицей  языковой структуры,  открытой  в  Казанском  Университете. В след  за  ней были открыты  и др.  единицы  системы   языка: морфема, синтагма.

Второй постулат  КЛШ, требование изучать живые  языкм, тоже  может вызвать вопросы у  аудитории: А что  до Б. живые языки не изучались? Изучались в  основном  существующие  языки, а не их  живая  речь.

   Работы  Б. Де  Куртэне и его казанских учеников  открывают новый период в истории изучения  словообразования – период  теоретическое осмыслениянакопленных  фактов  и выработки методов исследования  словообразовательного материала.

   Как руководитель  научной школы  Б. де Куртэне принимал  большое участие в судьбе  своих учеников.  18 Октября 1878 года в Казанский   университет Н.В. Крушевский.

В 1883  году  Бодуэн  де  Куртэне  покидает КГУ и начинает  работать в Дерптском университете.Но он  не  порывает  с Казанью, ведет переписку с Крушевским и т.д

И.А. Бодуэн  де  Куртене  скончался 3  ноября 1929 года, как раз тогда когда университет отмечал свой юбилей.

 

                                

НИКОЛАЙ   ВЯЧАСЛАВОВИЧ   КРУШЕВСКИЙ

      Интерес   к  личности  Крушевского  и его научному  наследию  заметно возрос  во  второй половине  20 столетия  вместе  с ростом  интереса к идеям Бодуэна  де Куртэне  и его учеников.

Крушевский не мог многого сделать: он  умер  в неполные 36  лет, из  которых активной  научной работой занимался всего 7  лет, не успев отшлифовать и «довести  до кондиции» те идеи, которые в изобилии  рассыпаны в его не  многочисленных работах. Все эти 7  лет падают  на  его деятельность  в Казанском университете.

Николай  Крушевский  родился в семье помещика, отставного  ротмистра Вацлава Крушевского  6 (18) декабря 1851  года в городе  Луцке.

Готовясь  к  будущей  научной  деятельности  Н.Крушевский  за  счет   внеслужебных  уроков  смог  собрать около 3 тыс. рублей, чтобы уехать в Казань. К этому времени он  уже имел  семью ( жену – Юлию Александровну и родившуюся  летом 1878 года  дочь  Вячеславу ) , и лишних  денег в доме  не было, поэтому переезд в Казань  «был  сопряжен  для Н.В. с большими  затруднениями»,материальными и физическими .

    8 октября 1878 г.  Бодуэн де Куртэне  направляет в историко-филологиченский  факультет Казанского  университета  ходатайство о принятии Крушевского сверхштатном  профессорским стипендиатом без содержания.

   Совет  университета  поддержал просьбу  факультета  и  принял Крушевского  сверхштатным  профессорским стипендиатом. Здесь он активно   занимается  наукой: слушает лекции Б.Д.Куртэнэ   по  русской грамматике, общему  языковедению;принимает  активное  участие в практических  занятиях  по  начальному  курсу санскрита .Специально  для Крушевского  Куртэнэ  устраивает  у себя  на дому  тройные практические  занятия . Занятия одного  из  них были  целиком посвящены славянской диалектологии, другого - санскриту и литовскому  языку,  на третьем проходил разбор  важнейших лингвистических трудов. Эти занятия вскоре стали посещать  студенты  и молодые преподаватели. Так возник  лингвистический кружок  Бодуэна  де  Куртенэ, который постепенно  становился  школой для участников  его заседания.

    Один  из этих  участников Богородицкий , вспоминает, что Крушевский «принимал в этих  занятиях   весьма  деятельное  участие:  помимо  сообщений реферативного характера, он  реферировал содержание  тех книг  и статей, которые он  изучал для ознакомления с литературной  наукой.»

     В отсутствие  Бодуэна  Н.В.Крушевский   становился  руководителем казанского  научного  кружка. Это в какой-то мере бъясняет,  что по  ряду проблем молодые члены кружка  пошли за  Крушевским, а не за  Бодуэном.

   Крушевский первые полгода пребывания  в статусе сверхштатного профессорского  стипендиата   интенсивно  занимается  переводом и научными  комментариями   8  гимнов  из Риг – Веды.

  В программе  по  русской  фонетике  выделено 2  раздела:

1) физиология  звуков

2) сравнительная  фонетика.Каждый  из этих  разделов  всесторонне рассматривается в аспекте языковой  статики и динамики. Так,  динамический аспект  звуков  русского  языка в сравнение с фонетическими единицами других  родственных языков  учитывает применительно к гласным изменения их под влиянием  акцентуации и соседних  согласных. Применительно к согл. учитываются изменения под влиянием  позиции в слове, соседних  согл.  и соседних гласных. Программа отвечает  передовым фонетическим взглядам  того  времени и выдвигают новые идеи,  связанные с научными  идеями  школы.

  9 мая  1883 г. Крушевский  защищает докторскую  диссертацию «Очерк  науки о языке».

 Это его основной  научный труд, поставивший  его   в  ряды ученых  европейского  уровня. 

   В этом  году  Бодуэн  покидал навсегда  Казанский университет. 20 мая Крушевского утверждают  в степени доктора наук, а 31 мая того же года – в звании  экстраординарного профессора. Через 2  года  он  получает  звание  ординарного профессора.

    Как  профессор   университета  Крушевский  читал лекции и вел семинары  по  многим  языковедческим  дисциплинам. Такая активная преподавательская деятельность,  а также неутомимая  работа  его как ученого не могли не  сказаться на  здоровье.

    Н.В. Крушевский  умер  1  ноября  1887  г.  в возрасте  не  полных  36 лет.

    Его  научное   наследие невелико  по  объему, но оно  насыщено  идеями,  которые  разрабатывал ученый. В круг  его  научных  интересов   входили  следующие  проблемы:

- языковая  система   и теория  языкового  знака, 

- взаимоотношения  языка  и речи;

- основные  закономерности  в изменениях языка;

- славянская  акцентология  и др.

    С наибольшей  полнотой  особенность научного  мышления  Крушевского  проявилось в его основном  труде «Очерк  науки о языке».  Самую высокую оценку  труд  Крушевского  получил от  основателя Казанской лингвистической школы. Актуальные и в наши  дни вопросы языковой  картины мира  тоже  были поставлены  в его работах, который был одним из  первых  ученых, занявшихся этой проблемой. Ученые всегда будут обращаться  к   научному  наследию выдающегося казанского  исследователя  и черпать в его творчестве  все новые идеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Василий Алексеевич  Богоридицкий

 

(1857-1941)

 

  Выдающийся ученый-языковед, представитель Казанской лингвистической  школы, автор более 150 научных  работ и учебников. Наиболее  известные из них: "Общий курс  русской грамматики", "Очерк  по языковедению и русскому  языку", "Введение в татарское  языкознание в связи с другими  тюркскими языками", "О преподавании  русской грамматики в татарской  школе"

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»

 

 

Казанская лингвистическая  школа

[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Каза́нская лингвисти́ческая шко́ла — направление в языкознании, к которому принадлежали И. А. Бодуэн де Куртенэ, его ученики Н. В. Крушевский (как и Бодуэн, он может быть назван русско-польским учёным[1]) и В. А. Богородицкий и некоторые другие учёные, в том числе С. К. Булич. Идеи школы заложены в курсе лекций Бодуэна, прочитанных им в Казанском университете[2].

Почти вся недолгая, продолжавшаяся семь лет и прерванная болезнью в 1884 году[3] научная деятельность Н. В. Крушевского прошла в Казани, в то время как для И. А. Бодуэна де Куртенэ казанский этап был лишь одним из периодов исследовательской и преподавательской работы[1]; в дальнейшем он преподавал в Юрьевском (1883—1893), Краковском (1893—1899) и Санкт-Петербургском (1900—1918) университетах[4], где заложил основы Петербургской лингвистической (в том числе фонологической) школы.

Информация о работе Казанская школа