Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа
В работе автор пытается выяснить, что такое «сатира» и «ирония» и какое значение они имеют в литературе, а также проследить, как они проявляются в романах гениального писателя Генри Филдинга по отношению к сюжету, героям и их поступкам.
I ВВЕДЕНИЕ 3
II ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ. Сатира и ирония в романах Генри Филдинга
1. Сатира как вид комического в литературе 4
1.1 Понятие «Сатира» 4
1.2 Сатирический образ и типы Сатиры 5
2. Ирония как художественный прием в литературе 7
2.1 Понятие «Ирония» 7
2.2 Развитие Иронии в литературе 7
2.3 Формы иронии 9
3. Генри Филдинг – создатель великих произведений 11
3.1 Комедии нравов 11
3.2 Вершина сатирической драматургии Г. Филдинга 14
4. «История Тома Джонса, Найденыша» - выдающийся роман XVIII века 19
4.1 «История Тома Джонса» - сатирическая энциклопедия бри-танской жизни XVIII 19
4.2 Особенности построения и формы романа 21
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
IV Список использованной литературы 26
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Могилевский государственный университет
им. А.А. Кулешова»
Кафедра английского, общего и славянского языкознания
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Комические эпопеи» Генри Филдинга
Исполнитель: студентка 2 курса группы «АФ-23»
факультета иностранных языков
Селюкова Анастасия Валерьевна
Руководитель: старший преподаватель
Пинчукова Татьяна Петровна
Могилев 2012
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
I |
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
II |
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ. Сатира и ирония в романах Генри Филдинга |
|
1. |
Сатира как вид комического в литературе |
4 |
1.1 Понятие «Сатира» |
4 | |
1.2 Сатирический образ и типы Сатиры |
5 | |
2. |
Ирония как художественный прием в литературе |
7 |
2.1 Понятие «Ирония» |
7 | |
2.2 Развитие Иронии в литературе |
7 | |
2.3 Формы иронии |
9 | |
3. |
Генри Филдинг – создатель великих произведений |
11 |
3.1 Комедии нравов |
11 | |
3.2 Вершина сатирической драматургии Г. Филдинга |
14 | |
4. |
«История Тома Джонса, Найденыша» - выдающийся роман XVIII века |
19 |
4.1 «История Тома Джонса» - сатирическая энциклопедия британской жизни XVIII |
19 | |
4.2 Особенности построения и формы романа |
21 | |
III |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
24 |
IV |
Список использованной литературы |
26 |
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей курсовой работы звучит следующим образом: «Комические эпопеи» Генри Филдинга. Интерес к этой теме у меня был вызван тем, что сатира и ирония являются одними из самых распространенных явлений в художественной литературе, а также потому, что сатира и ирония всегда вызывали особый интерес у исследователей разных областей, начиная от лингвистов и заканчивая психологами.
Как один из ярких способов проявления комического в искусстве и литературе, суть сатиры состоит в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сатира может пронизывать собой любые литературные жанры. Между тем формы сатирических произведений чрезвычайно своеобразны.
Что касается иронии, мы охотно пользуемся ею в речи, замечаем в литературных текстах, но при попытке раскрыть ее внутренний механизм наталкиваемся на затруднения. Она существует в самых различных литературных направлениях и вызывает у читателя особый интерес к тексту.
Античная комедия, гротескный мир Рабле, философская повесть Вольтера, богатый оттенками комизм Гоголя и Чехова свидетельствуют о присутствии сатирического и иронического на всех этапах истории европейской литературы.
Одними из самых ярких представителей сатирической прозы являются произведения Генри Филдинга, именно поэтому я и выбрала его произведения для изучения.
Итак, в своей работе я попытаюсь выяснить, что такое «сатира» и «ирония» и какое значение они имеют в литературе, а также проследить, как они проявляются в романах гениального писателя Генри Филдинга по отношению к сюжету, героям и их поступкам.
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ.
САТИРА И ИРОНИЯ В РОМАНАХ ГЕНРИ ФИЛДИНГА
Прежде, чем проанализировать проявление сатиры и иронии в романах Г. Филдинга, я бы хотела выяснить, что собой представляют эти понятия, где и когда они берут свое начало.
1. САТИРА КАК ВИД КОМИЧЕСКОГО В ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 ПОНЯТИЕ «САТИРА»
САТИРА (лат. satira, от более раннего satura — сатура, буквально — смесь, всякая всячина) – вид комического; специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий её как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное посредством смеховых, обличительно-осмеивающих образов.
В этом случае о сатире можно говорить как об особой разновидности комического: уничтожающем осмеянии предмета изображения, раскрытии его внутренней несостоятельности, несоответствия своей природе или предназначению. В европейских литературах последних столетий именно этот тип сатиры получил наибольшее распространение.
На мой взгляд, обязательное следствие сатирического творчества – смех. Смех как реакция на сатиру может звучать открыто или приглушенно, но всегда остается – наряду с обличением – основой сатиры, ее способом обнаруживать несоответствия между видимостью и сущностью, формой и содержанием.
Следует различать сатиру и юмор. От юмора сатира принципиально отличается природой и смыслом смеха. Я думаю, для юмора смех – самоцель, задача писателя-юмориста – развеселить читателя. Для сатиры смех – средство развенчания недостатков, орудие бичевания человеческих пороков и проявлений социального зла. В отличие от юмора, сатире свойственны суровость. Юмор обычно предполагает двойственное отношение к своему предмету – в осмеиваемом вполне может заключаться положительно прекрасное. Поэтому юмор снисходителен, умиротворен. Сатира же отличается безоговорочным неприятием своего предмета.
Специфика сатиры не в том, что она вскрывает отрицательные, вредные или позорные явления, но в том, что она всегда осуществляет это средствами особого комического закона, где негодование составляет единство с комическим изобличением, изобличаемое показывается как нормальное, чтобы затем обнаружить через смешное, что это норма — только видимость, заслоняющая зло.
1.2 САТИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ И ТИПЫ САТИРЫ
Сатирический образ
– результат сознательного «
Важная разновидность сатиры представлена художественными пародиями. Исторически сатиру вообще нельзя отделить от пародии. Всякая пародия сатирична, а всякая сатира несет в себе элемент пародирования. Пародирование – наиболее естественный путь преодоления устаревших жанров и стилистических приемов, мощное средство обновления художественного языка. Пародия – одно их ключевых средств литературной эволюции.
Иной тип сатиры являют произведения, высмеивающие ущербную личность и исследующие психологическую природу зла. Сатира такого рода тесно связана с жанром реалистического романа. В произведения широко вводятся реалистические детали, точные наблюдения. Гротеск представлен лишь легкими штрихами – ненавязчивыми подчеркиваниями автором каких-то сторон жизни героя, едва уловимыми перестановками акцентов в изображении привычной действительности. Этот тип сатиры может быть назван психологическим. Образ-характер здесь осмысляется в свете доминирования какого-то одного качества (безнравственное честолюбие Ребекки Шарп в Ярмарке тщеславия У.Теккерея и т.п.). Сюжет в сатире такого рода – последовательное жизнеописание, окрашенное авторскими эмоциями грусти, горечи, гнева, жалости.
2. ИРОНИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ В ЛИТЕРАТУРЕ
2.1 ПОНЯТИЕ «ИРОНИЯ»
Другим приемом изображения комического в произведениях Г. Филдинга является ирония.
Толковый словарь Даля дает следующее определение этого понятия: ИРОНИЯ (греческое eironeia — притворство) — речь, смысл или значение которой противоположно буквальному смыслу слов; насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание; глум.
Ирония является категорией эстетики. Это – средство комической подачи материала. Я думаю, она является мощным инструментом формирования литературного стиля, построенного на противопоставлении буквального смысла слов их истинному значению.
Суть иронии заключается в том, что «кому-нибудь или чему-нибудь приписывается та черта, которая отсутствует, и тем самым ее отсутствие только подчеркивается».
Как вид насмешки, ирония принадлежит к области комического и находит себе применение во всех его родах: комедии, фарсе, сатире, юмористике, остротах и пр.
Следует различать иронию и юмор. В отличии от юмора ирония часто вовсе не смешит, и иронист не скрывает того, что его слова — только маска, за которой кроется его подлинное отношение к делу; тогда как юмор всегда смешит, и юморист так глубоко скрывает свое подлинное отношение к делу. Ирония — не смех, а усмешка, и иронист внешне может быть серьезен; юмор — смех, хотя и сквозь слезы, и юморист высказывается весело.
2.2 РАЗВИТИЕ ИРОНИИ В ЛИТЕРАТУРЕ
Ирония родилась из особого стилистического приема, известного уже античным авторам. Древние греки называли так словесное притворство, когда человек хочет казаться глупее, чем он есть на самом деле. Мастер иронии – ИРОНИК – умел отстаивать истину «от обратного».
С V в. до н.э. и до Х1Х в. ирония трактовалась в поэтике как риторический прием, называющий вещи обратными именами. На последовательном его применении строились сатиры Лукиана, произведения Свифта.
В эстетике классицизма иронию понимали как атрибут комического, один из приемов смеховой критики в сатире. Принадлежность иронии к низкому стилю была строго зафиксирована, но при этом существовало выражение «ирония судьбы», означавшее роковое расхождение предположений человека с тем, что предрекли ему боги.
В конце ХVШ - начале ХIХ вв. взгляды на иронию в корне пересмотрены романтизмом. В своей эстетике романтики возвели ее на уровень философской жизненной позиции, отождествили с рефлексией (самоанализом) вообще. Они особенно подчеркнули то, что ирония способна порождать не только комический, но и трагический эффект. Высшей ценностью романтического сознания была свобода от несовершенства действительности. Этот принцип требовал «универсального иронизирования» – установки на то, чтобы художник подвергал сомнению не только реальные предметы и явления, но и свои собственные суждения о них. Стремление свободно переходить через границы установленных правил и мнений, не будучи связанным никакой окончательной истиной, было закреплено романтиками в категориальном понятии «Игра». Творчество и жизненная позиция поэта оказывались своего ряда высокой иронической игрой, как и все «игры мироздания».
Теоретики послеромантического искусства устремили свои поиски к тому, чтобы универсализация иронии не препятствовала пониманию внутренней сути изображаемого, не делала предмет изображения беспомощной игрушкой в руках художника, не превращала ироническую игру в самоцель.
На протяжении последних ста лет ирония была предметом исследовательского интереса психологов, лингвистов, логиков, а также представителей таких новых отраслей гуманитарного знания, как семиотика (наука о знаках и значениях) и теория коммуникации (наука о законах общения).
Данные лингвистики, логики и семиотики свидетельствуют, что значение иронической образности неустойчиво и в каждом конкретном случае индивидуально. Неизменна лишь функция иронии – соединять несоединимое, делать образ перекрестьем двух и более знаковых систем.
2.3 ФОРМЫ ИРОНИИ
В своем стилистическом осуществлении ирония пользуется целым рядом форм, охватывающих самый разнообразный по объему и характеру материал, — то существующих в отдельном слове, то охватывающих все произведение в целом.
Существуют следующие формы иронии:
Из форм, которыми пользуется ирония, самой распространенной и самой элементарной представляется антифраза — употребление слова в значении, прямо противоположном его обычному смыслу.
Контраст между данным и должным может быть еще больше подчеркнут при помощи гиперболы, доводящей иронически утверждаемое явление до в высшей степени преувеличенных, с целью большей выразительности, размеров: так, вместо того чтобы маленький предмет иронически назвать большим, его называют огромным, гигантским, колоссальным.
Все указанные только что формы иронии обладают тем общим признаком, что они основываются на особом словоупотреблении, касаются словесной семантики, построены на игре смыслов отдельных слов и выражений, т. е. дают ироническое называние предмета. Однако называние предмета — лишь элементарнейший способ изображения, так сказать, минимальное изображение. Поэтому ирония может проявиться не только в словесном обозначении предмета, но и в характере его показа, даже при отсутствии иронического словоупотребления в обрисовке характера, в ситуации.