Культура письменной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:20, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Темы: Правописание безударных гласных в корне. Непроверяемые безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне.
Задание 2. Темы: Правописание приставок. Гласные ы и и после приставок.
Задание 3. Темы: Правописание гласных после шипящих и -ц- в разных частях речи и в разных частях слова.
Задание 5. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите ошибки в словоупотреблении. Запишите отредактированный вариант.
Задание 6. Устраните тавтологию, используя синонимы. Запишите отредактированный вариант.

Файлы: 1 файл

Русский.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

 

Задание 2.

Раскройте скобки, выберите подходящие слова (паронимы). Запишите исправленные предложения.

 

  1. Работа написана простым языком, сразу уясняется сущность вопроса.
  2. Паровоз, натужно дыша, протащился по платформе, состав стал.
  3. Испытание новой машины проводится, уже третью неделю.
  4. Студенческая молодежь у нас предоставлена самой себе.
  5. В работах художников и скульпторов отображается труд, быт и отдых забайкальцев.
  6. Впечатлений от поездки много, но главное - это исключительно дружественное отношение к нам французского народа.
  7. У билетной кассы предъявляли свои командировочные удостоверения.
  8. Мне кажется, что я припоминаю лицо этого человека.
  9. На диваны были надеты чехлы.

 

 

Задание 3.

Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами. Запишите исправленный вариант.

 

  1. На последних футбольных соревнованиях наша спортивная команда потерпела неудачу.
  2. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного корабля.
  3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшего развития в области спортивной работы.
  4. То же самое решение было принято студентами второй группы.

 

Задание 4.

Определите  значение слов, выступающих в качестве паронимов. Составьте и запишите с каждым из них по одному словосочетанию.

 

Техничный танец – технический отдел

Террористическая группировка – террористская атака

Водные лыжи – водяные капли

Национальные костюмы – националистические взгляды

Желанный ребёнок – желательный результат

Гуманная страна – гуманитарная помощь

Редакционная обработка – редакторская уловка

Изобретательная девушка – изобретательская способность

Человеческая гордость – неуемная гордыня

Консервация процесса – консервирование овощей.

 

Задание 5.

Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.

Как говорят:

 

  1. о том, когда человек работает не на себя, а на кого-то...

Работает на чужого дядю

  1. о работе, выполненной слишком быстро...

Раз, два и готово

  1. о том, что за окном стемнело...

Сгустились сумерки

  1. о человеке, который похудел...

Кожа, да кости

  1. когда кого-либо обманывают...

Вешают лапшу на уши

  1. когда кого-то хотят отругать...

Вызывают на ковер

  1. о человеке, к которому окружающие относятся с уважением...

Человек с большим сердцем

  1. о человеке, ничего не значащем...

Пустое место

  1. о человеке, резко отличающемся от других...

Белая ворона

  1. о нависшей опасности...

Дамоклов меч

11)о человеке, на которого сваливают чужую вину...

Не рой другому яму, сам в нее попадешь

12)о том, что является мерилом для чего-либо, к чему насильственно подгоняют или приспосабливают что-либо...

Гребут под одну гребёнку

 

Грамматика

 

Задание 1.

Определите род существительного.

 

Дитя (ср.р), плакса (ж.р.), умница (ж.р.), сирота (ж.р. и м.р.), фойе (ср.р.), хаки (ср.р.), букле (ср.р), атташе (ср.р.), какаду (м.р.), протеже (м.р. и ж.р.), кольраби (ж.р.), салями (ж.р.), визави (м.р.), алоэ (ср.р.), авеню (ж.р.), хинди (м.р.), сулугуни (м.р.), ЛГУ (м.р.), женщина-космонавт (ж.р.), самолет-амфибия (м.р.), кафе-столовая (ср.р), комедия-буфф (ж.р.), голосище (м.р.), братишка (м.р.).

 

Задание 2.

Запишите имена существительные в форме множественного числа.

 

  1. Строгие инспектора
  2. Талантливые конструкторы
  3. Наши бухгалтеры
  4. Подписанные договоры
  5. Вкусные торты
  6. Военные госпитали

 

Задание 3.

Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Запишите их.

 

1.Несколько барж

2.Пара носков, чулок, гетр

3.Не хватает яслей

4.Пара погон

5.Шесть килограммов помидоров

6.Четверо армян

 

Задание 4.

Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества), фамилии. Кратко объясните свой ответ.

 

  1. Этот подход был разработан Чарльзом Дарвином
  2. На кинофестивале я познакомился с Мишель Пфайфер.
  3. Эта роль была блестяще сыграна Питером Устиновым.
  4. Мы прочитали новое эссе об Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане.
  5. Он состоял в охране при Катрин Денев.
  6. Константин купил книгу Анны Луизы Жермены де Сталь.
  7. После просмотра фильма мы очень долго говорили об Изабель Аджани.
  8. Пособие было составлено Валентиной Даниловной Черняк.
  9. У Остапа Сулеймана Берта Мария Бендер-бей было много способов раздобыть деньги.

10. Эта композиция была написана Джорджем Гершвиным в 20-е годы.

 

Задание 5.

Прочитайте  фрагменты газетных статей. Найдите  ошибки в словоупотреблении. Запишите отредактированный вариант.

 

  1. Почему в феврале снижается объем надоев каждый день?
  2. Внимательное изучение вопроса широко раскрыло недоработки в работе горняков.
  3. В июле прошлого года на Вокзальной площади ночью прогремел взрыв.
  4. Мы никогда не найдем двух одинаковых кошек, а уж тем более людей, которые один умней, а другой глупей.

 

Задание 6.

Устраните тавтологию, используя синонимы. Запишите отредактированный  вариант.

 

1. Всех потрясло зрелище пожара, свидетелями которого мы были.

2. После продолжительной зимы наступила весна.

3. Сложилось странное положение: согласно которому мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали.

4. Бывает, что в ответ на критику вы получаете обратный результат.

5. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти памятный сувенир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 .
  2. Полевая Р.П. Русский язык и культура речи: Конспект лекций /сост. Р.П. Полевая. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010.
  3. Казаков Н. Чужебесие или интервенция иностранных слов. http://sotnia.8m.com/t2001/t9705.htm .
  4. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно! – М., 2000.
  5. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Якубова М.А. Русский язык и культура речи. – М., 2002
  6. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: Курс лекций для студентов – нефилологов.-М.:Изд.-во ФЛИНТА – НАУКА, 2007.

 


Информация о работе Культура письменной речи