Филиал
областного государственного автономного
образовательного учреждения среднего
профессионального образования
Докучиц Е.А.
Ангарск 2013г.
Речевое общение происходит в двух
формах - устной и письменной.
Они находятся в сложном единстве и в речевой
практике занимают важное и примерно одинаковое
место по своей значимости. В сфере производства,
сферах управления, образования, юриспруденции,
искусства, в средствах массовой информации
имеют место и устная и письменная речь
формы речи. В условиях реальной коммуникации
наблюдается их постоянное взаимодействие
и взаимопроникновение. Любой письменный
текст может быть озвучен, т.е. прочитан
вслух, а устный - записан при помощи технических
средств. Существуют такие жанры, например,
драматургия, ораторские произведения,
которые предназначены специально для последующего озвучивания.
И, наоборот, в литературных произведениях
широко используются приемы стилизации
под "устность": диалогическая речь,
в которой автор стремится сохранить особенности,
устной спонтанной речи, монологические
рассуждения персонажей от первого лица
и т.п. Практика радио и телевидения привела
к созданию своеобразной формы устной
речи, в которой устная и озвученная письменная
речи постоянно сосуществуют и взаимодействуют
- телеинтервью. Основой письменной и устной
речи является литературная речь, выступающая
как ведущая форма существования русского
языка. Литературная речь - это речь, рассчитанная
на сознательный подход к системе средств
общения, при котором осуществляется ориентация
на определенные нормированные образцы.
Она является таким средством общения,
нормы которого закрепляются как формы
образцовой речи, т.е. они фиксируются
в грамматиках, словарях, учебниках.
Распространению
этих норм способствует школа, культурные
учреждения, средства массовой коммуникации. Литературная
речь отличается универсальностью в сфере
функционирования. На ее основе создаются
научные сочинения, публицистические
произведения, деловая письменность и
др. Устная и письменная формы речи являются
самостоятельными, имеют свои характеристики
и особенности.
2
Устная речь.
Устная речь - это любая звучащая речь.
Исторически устная форма речи первична,
она возникла гораздо раньше письма. Материальной
формой устной речи являются звуковые
волны, т.е. произносимые звуки, возникающие
в результате деятельности органов произношения
человека. С этим явлением связаны богатые
интонационные возможности устной речи.
Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью
(громкостью) речи, длительностью, нарастанием
или замедлением темпа речи и тембром
произнесения. В устной речи большую роль
играют место логического ударения, степень
четкости произношения, наличие или отсутствие
пауз. Устная речь обладает таким интонационным
разнообразием речи, что может передать
все богатство человеческих переживаний,
настроений и т.п.
Восприятие устной речи при непосредственном
общении происходит одновременно и по
слуховому, и по зрительному
каналам. Устную речь сопровождают, усиливая
ее выразительность, такие дополнительные
средства, как характер взгляда (настороженный
или открытый и т.п.), пространственное
расположение говорящего и слушающего,
мимика и жесты. Жест может быть уподоблен
указательному слову (указание на какой-то
предмет), может выражать эмоциональное
состояние, согласие или несогласие, удивление
и т.д., служить контактоустанавливающим
средством, например поднятая рука в знак
приветствия.
3
Необратимость, поступательный
и линейный характер развертывания
во времени - одно из главных свойств
устной речи. Нельзя вернуться в какой-то
момент устной речи еще раз, поэтому говорящий
вынужден мыслить и говорить одновременно,
т.е. он думает как бы "на ходу", в связи
с этим, устной речи могут быть свойственны
не плавность, фрагментарность, деление
единого предложения на несколько коммуникативно
самостоятельных единиц: сообщение секретаря
участникам совещания "Директор звонил.
Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте
без него". С другой
стороны, говорящий обязан учитывать реакцию
слушающего и стремиться привлечь его
внимание, вызвать интерес к сообщению.
Поэтому в устной речи появляются интонационное
выделение важных моментов, подчеркивание,
уточнение каких-то частей, авто комментирование,
повторы: "Работу кафедра провела в
течение года большую/ да/ надо сказать/
большую и важную/ И учебную, и научную,
и методическую/ Ну/ учебную/ все знают/
Надо ли подробно/ учебную/ Нет/ Да/ тоже
думаю/не надо/.
Устная речь может
быть
подготовленной (доклад,
лекция и др.) и неподготовленной (разговор,
беседа}.
Подготовленная устная речь отличается
продуманностью, более четкой структурной
организацией, но при этом все-таки говорящий,
как правило, стремится, чтобы его речь
была непринужденной, не "заученной",
походила на непосредственное общение.
Неподготовленная
устная речь характеризуется спонтанностью.
Неподготовленное устное высказывание (основная
единица устной речи, аналогичная предложению
в письменной речи) формируется постепенно,
порциями, по мере осознания того, что
сказано, что следует сказать далее, что
надо повторить, уточнить. Поэтому в устной
неподготовленной речи много пауз, а использование
заполнителей пауз (слов типа э-э, гм) дает
возможность говорящему подумать о дальнейшем.
Говорящий контролирует логико-композиционный,
синтаксический и частично лексико-фразеологический
уровни языка, т.е. следит за тем, чтобы
его речь была логична и связна, выбирает
соответствующие слова для адекватного
выражения мысли. Фонетический и морфологический
уровни языка, т.е. произнесение и грамматические
формы, не контролируются, воспроизводятся
автоматически. Поэтому устной речи свойственны
меньшая лексическая точность, небольшая
длина предложений, ограничение сложности
словосочетаний и предложений, отсутствие
причастных и деепричастных оборотов,
деление единого предложения на несколько
коммуникативно самостоятельных.
4
Устная речь так
же, как и письменная, нормирована и регламентирована,
однако нормы устной речи совсем другие.
"Многие так называемые огрехи устной
речи - функционирование незаконченных
высказываний, введение перебивав, авто
комментаторов,
контакторов, реприз, элементов
колебания и т.п. - является необходимым
условием успешности и эффективности
устного способа коммуникации". Слушающий
не может удержать в памяти все грамматические
и семантические связи текста, и говорящий
должен учитывать это; тогда его речь будет
понята и осмыслена. В отличие от письменной
речи, которая строится в соответствии
с логическим движением мысли, устная
речь разворачивается посредством ассоциативных
присоединений.
Устная форма
речи
закреплена за всеми
функциональными стилями русского языка,
однако, она имеет преимущество в разговорно-бытовом
стиле речи. Выделяют следующие функциональные
разновидности устной речи: устную научную
речь, устную публицистическую речь, виды
устной речи в сфере официально-делового
общения, художественную речь и разговорную
речь. Следует сказать, что разговорная
речь оказывает влияние на все разновидности
устной речи. Это выражается в проявлении
авторского "я", личностного начала
в речи с целью усиления воздействия на
слушающих. Поэтому в устной речи используются
эмоционально и экспрессивно окрашенная
лексика, образные сравнительные конструкции,
фразеологизмы, пословицы, поговорки,
даже просторечные элементы.
Письменная речь.
Письмо - это созданная
людьми вспомогательная знаковая система,
которая используется для фиксации звукового
языка и звуковой речи. В тоже время письмо
- это самостоятельная система коммуникации,
которая, выполняя функцию фиксации устной
речи, приобретает ряд самостоятельных
функций: письменная речь дает возможность
усвоить знания, накопленные человеком,
расширяет сферу человеческого общения.
Читая книги, исторические документы разных
времен и народов, мы можем прикоснуться
к истории, культуре всего человечества.
5
Письмо прошло длительный
путь исторического развития от первых
зарубок на деревьях, наскальных рисунков
до звуко-буквенного типа, которым сегодня
пользуется большинство людей, т.е. письменная речь
вторична по отношению к устной. Буквы,
используемые на письме, - это знаки, с
помощью которых обозначаются звуки речи.
Звуковые оболочки слов и частей слов
изображаются сочетаниями букв, знание
букв позволяет воспроизводить их в звуковой
форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания,
используемые на письме, служат для членения
речи: точки, запятые, тире соответствуют
интонационной паузе в устной речи. Это
значит, что буквы являются материальной
формой письменной речи.
Основная функция письменной речи - фиксация
устной речи, имеющая цель сохранить ее
в пространстве и времени. Письмо служит
средством коммуникации между людьми
, когда непосредственное общение невозможно,
когда они разделены пространством и временем.
Развитие технического средства сообщения
- телефона - уменьшило роль письма. Появление
факса и распространение системы Интернет
помогают преодолевать пространство и
вновь активизируют письменную форму
речи.
Основное свойство письменной речи - способность
к длительному хранению информации.
Письменная речь развертывается не во
временном, а в статическом пространстве,
что дает возможность пишущему продумывать
речь, возвращаться к написанному, перестраивать
текст, заменять слова и т.д. В связи с этим
письменная форма речи имеет свои особенности:
Письменная речь использует книжный язык,
употребление которого слова строго нормировано
и регламентировано. Порядок слов в предложении
закреплен, инверсия (изменение порядка
слов) не типична для письменной речи, а
в некоторых случаях, например в текстах
официально-делового стиля речи, недопустима.
Предложение, являющееся основной единицей
письменной речи, выражает сложные логико-смысловые
связи посредством синтаксиса. Письменной
речи свойственны сложные синтаксические
конструкции, причастные и деепричастные
обороты, распространенные определения,
вставные конструкции и т.п. При объединении
предложений в абзацы каждое из них строго
связано с предшествующим и последующим
контекстом.
Письменная речь ориентирована на восприятие
органами зрения, поэтому она обладает
четкой структурной и формальной организацией:
имеет систему нумерации страниц, деление
на разделы, параграфы, систему ссылок,
шрифтовые выделения и т.п.
К сложному тексту можно не раз возвращаться,
вдумываться в него, осмысливать написанное,
имея возможность просматривать глазами
тот или иной отрывок текста.
6
Письменная речь отличается тем, что
в самой форме речевой деятельности
находят определенное отражение
условия и цель общения, например
художественное произведение или описание
научного
эксперимента, заявление
об отпуске или информационное сообщение
в газете. Следовательно, письменная
речь обладает стилеобразующей функцией,
что находит отражение в выборе
языковых средств, которые используются
для создания того или иного текста.
Письменная форма является основной
формой существования речи в научном,
публицистическом, официально-деловом
и художественном стилях.
Таким образом, говоря о том,
что речевое общение происходит
в двух формах - устной и письменной,
надо иметь в виду сходство и различия
между ними. Сходство заключается в том,
что эти формы речи имеют общую основу
- литературный язык и в практике занимают
примерно равное место. Различия сводятся
чаще всего к средствам выражения. Устная
речь связана с интонацией и мелодикой,
невербаликой, в ней используется определенное
количество и "своих" языковых средств,
она привязана больше к разговорному стилю.
Письмо использует буквенные, графические
обозначения, чаще книжный язык со всеми
его стилями и особенностями.
Устная и письменная формы
речи.
Речевое общение происходит
в двух формах - устной и письменной. Они находятся в сложном единстве
и в речевой практике занимают важное
и примерно одинаковое место по своей
значимости. В сфере производства, сферах
управления, образования, юриспруденции,
искусства, в средствах массовой информации
имеют место и устная и письменная речь
формы речи. В условиях реальной коммуникации
наблюдается их постоянное взаимодействие
и взаимопроникновение. Любой письменный
текст может быть озвучен, т.е. прочитан
вслух, а устный - записан при помощи технических
средств. Существуют такие жанры, например,
драматургия, ораторские произведения,
которые предназначены специально для
последующего озвучивания. И, наоборот,
в литературных произведениях широко
используются приемы стилизации под "устность":
диалогическая речь, в которой автор стремится
сохранить особенности, устной спонтанной
речи, монологические рассуждения персонажей
от первого лица и т.п. Практика радио и
телевидения привела к созданию своеобразной
формы устной речи, в которой устная и
озвученная письменная речи постоянно
сосуществуют и взаимодействуют - телеинтервью.
Основой письменной
и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма
существования русского языка. Литературная
речь - это речь, рассчитанная на сознательный
подход к системе средств общения, при
котором осуществляется ориентация на
определенные нормированные образцы.
Она является таким средством общения,
нормы которого закрепляются как формы
образцовой речи, т.е. они фиксируются
в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению
этих норм способствует школа, культурные
учреждения, средства массовой коммуникации.
Литературная речь отличается универсальностью
в сфере функционирования. На ее основе
создаются научные сочинения, публицистические
произведения, деловая письменность и
др. Устная и письменная формы речи являются
самостоятельными, имеют свои характеристики
и особенности.
Устная речь.
Устная речь - это
любая звучащая речь. Исторически
устная форма речи первична, она возникла
гораздо раньше письма. Материальной формой
устной речи являются звуковые волны,
т.е. произносимые звуки, возникающие в
результате деятельности органов произношения
человека. С этим явлением связаны богатые
интонационные возможности устной речи.
Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью
(громкостью) речи, длительностью, нарастанием
или замедлением темпа речи и тембром
произнесения. В устной речи большую роль
играют место логического ударения, степень
четкости произношения, наличие или отсутствие
пауз. Устная речь обладает таким интонационным
разнообразием речи, что может передать
все богатство человеческих переживаний,
настроений и т.п.
Восприятие устной речи при
непосредственном общении происходит
одновременно и по слуховому, и по зрительному
каналам. Устную речь сопровождают, усиливая
ее выразительность, такие дополнительные
средства, как характер взгляда (настороженный
или открытый и т.п.), пространственное
расположение говорящего и слушающего,
мимика и жесты. Жест может быть уподоблен
указательному слову (указание на какой-то
предмет), может выражать эмоциональное
состояние, согласие или несогласие, удивление
и т.д., служить контактоустанавливающим
средством, например поднятая рука в знак
приветствия.
Необратимость, поступательный
и линейный характер развертывания во
времени - одно из главных свойств устной
речи. Нельзя вернуться в какой-то
момент устной речи еще раз, поэтому говорящий
вынужден мыслить и говорить одновременно,
т.е. он думает как бы "на ходу", в связи
с этим, устной речи могут быть свойственны
неплавность, фрагментарность, деление
единого предложения на несколько коммуникативно
самостоятельных единиц: сообщение секретаря
участникам совещания "Директор звонил.
Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте
без него". С другой стороны, говорящий
обязан учитывать реакцию слушающего
и стремиться привлечь его внимание, вызвать
интерес к сообщению. Поэтому в устной
речи появляются интонационное выделение
важных моментов, подчеркивание, уточнение
каких-то частей, автокомментирование,
повторы: "Работу кафедра провела в
течение года большую/ да/ надо сказать/
большую и важную/ И учебную, и научную,
и методическую/ Ну/ учебную/ все знают/
Надо ли подробно/ учебную/ Нет/ Да/ тоже
думаю/не надо/.
Устная речь может
быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа}.
Подготовленная устная речь
отличается продуманностью, более четкой
структурной организацией, но при этом
все-таки говорящий, как правило, стремится,
чтобы его речь была непринужденной, не
"заученной", походила на непосредственное
общение.
Неподготовленная
устная речь характеризуется спонтанностью.
Неподготовленное устное высказывание
(основная единица устной речи, аналогичная
предложению в письменной речи) формируется
постепенно, порциями, по мере осознания
того, что сказано, что следует сказать
далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому
в устной неподготовленной речи много
пауз, а использование заполнителей пауз
(слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему
подумать о дальнейшем. Говорящий контролирует
логико-композиционный, синтаксический
и частично лексико-фразеологический
уровни языка, т.е. следит за тем, чтобы
его речь была логична и связна, выбирает
соответствующие слова для адекватного
выражения мысли. Фонетический и морфологический
уровни языка, т.е. произнесение и грамматические
формы, не контролируются, воспроизводятся
автоматически. Поэтому устной речи свойственны
меньшая лексическая точность, небольшая
длина предложений, ограничение сложности
словосочетаний и предложений, отсутствие
причастных и деепричастных оборотов,
деление единого предложения на несколько
коммуникативно самостоятельных.
Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем
другие. "Многие так называемые огрехи
устной речи - функционирование незаконченных
высказываний, введение перебивов, автокомментаторов,
контакторов, реприз, элементов колебания
и т.п. - является необходимым условием
успешности и эффективности устного способа
коммуникации". Слушающий не может удержать
в памяти все грамматические и семантические
связи текста, и говорящий должен учитывать
это; тогда его речь будет понята и осмыслена.
В отличие от письменной речи, которая
строится в соответствии с логическим
движением мысли, устная речь разворачивается
посредством ассоциативных присоединений.
Устная форма речи
закреплена за всеми функциональными
стилями русского языка, однако, она имеет преимущество
в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют
следующие функциональные разновидности
устной речи: устную научную речь, устную
публицистическую речь, виды устной речи
в сфере официально-делового общения,
художественную речь и разговорную речь.
Следует сказать, что разговорная речь
оказывает влияние на все разновидности
устной речи. Это выражается в проявлении
авторского "я", личностного начала
в речи с целью усиления воздействия на
слушающих. Поэтому в устной речи используются
эмоционально и экспрессивно окрашенная
лексика, образные сравнительные конструкции,
фразеологизмы, пословицы, поговорки,
даже просторечные элементы.