Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 16:36, реферат
С семидесятых годов XIX века развитие языкознания вступает в новый этап. Преобладающей доктриной в науке становится позитивизм. Период глобальных философских систем и стремлений к широким обобщениям окончательно уходит в прошлое. В позитивизме не остается места ненаблюдаемым явлениям и не подтвержденным фактами концепциям. Широкие обобщения не находят места в работе ученых нового поколения.
Ведущим лингвистическим направлением тех лет становится школа немецких ученых, получившая название младограмматиков. К сожалению, у младограмматиков не было четкого понимания специфики и системного характера языка. Они были узкими эмпириками, боявшимися общетеоретических построений.
1. Введение
2. Общее положение языкознания в конце XIX – начале XX вв
3. Основные положения концепции Ф. де Соссюра
а) Три компонента языка
б) Языкознание как наука
в) Внутренняя и внешняя лингвистика
г) Аспекты языка
д) Системный характер языка, его знаковость
4. Значение работ Ф. де Соссюра
5. Заключение
6. Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Кафедра английского языка
Реферат
по дисциплине «Введение в языкознание»
Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра
Работу выполнила
студентка Леханова К. Э.
I курс, группа 712
Научный руководитель:
канд. фил. наук, доцент
Е. В. Тетерлева
Пермь
ПГГПУ
2013
Оглавление
а) Три компонента языка………………………………………….6
б) Языкознание как наука…………………………………………8
в) Внутренняя и внешняя лингвистика…………………………..9
г) Аспекты языка………………………………………………….10
д) Системный характер языка, его знаковость………………….12
Введение
С семидесятых годов XIX века развитие языкознания вступает в новый этап. Преобладающей доктриной в науке становится позитивизм. Период глобальных философских систем и стремлений к широким обобщениям окончательно уходит в прошлое. В позитивизме не остается места ненаблюдаемым явлениям и не подтвержденным фактами концепциям. Широкие обобщения не находят места в работе ученых нового поколения.
Ведущим лингвистическим направлением тех лет становится школа немецких ученых, получившая название младограмматиков. К сожалению, у младограмматиков не было четкого понимания специфики и системного характера языка. Они были узкими эмпириками, боявшимися общетеоретических построений.
Концепция Фердинанда де Соссюра своим острием была направлена против младограмматиков. Однако Соссюр силен не критическим отношением к своим предшественникам.
Необходимо подчеркнуть, что актуальность этой темы обусловлена тем, что вопрос о развитии лингвистики остается не решенным до конца. До сих пор отдельные положения и система концепции Ф. де Соссюра вызывают горячие споры.
Целью работы является описание концепции Ф. де Соссюра в рамках истории развития общей лингвистики, изучение этой концепции и указание значения работ ученого.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
Общее положение языкознания в конце XIX – начале XX вв.
Фердинанд де Соссюр (1857-1913)
считается основателем
Звегинцев не случайно называет Ф. де Соссюра «чрезвычайно своеобразным и выдающимся явлением в языкознании, оказавшим глубокое и сильное влияние на последующее развитие науки о языке». «Курс общей лингвистики», содержащий изложение оригинального учения Ф. де Соссюра, вызывает оживленную, незатухающую дискуссию и в наши дни. [3, с. 358]
Сила этого учёного была заключена в новом взгляде на уже поднятые лингвистические проблемы. Й. Иордан сравнивает его с истинным учителем, спокойно и обстоятельственно рассматривающим то, что «он должен сказать своим ученикам, стараясь на каждом шагу обращать внимание на их ошибки, которых следует избегать, и указывать им дорогу, по которой они могут идти, ничего не опасаясь». [4, с. 413]
«Курс общей лингвистики», вызвала широкий резонанс в мировой науке. Развернулась острая полемика между последователями Ф. де Соссюра и противниками его концепции, послужившая кристаллизации принципов структурного языкознания. К идеям или даже просто к имени Ф. де Соссюра обращались представители самых разных школ. Ф. де Соссюр стал в XX в. наиболее критически читаемым лингвистом. Он ориентируется на философско-социологические системы Огюста Конта и Эмиля Дюркгейма и вынес на широкое обсуждение проблемы построения синхронического языкознания. Как пишет Будагов Р. А., «Соссюр был одним из первых (хотя у него были и выдающиеся предшественники, прежде всего – Гумбольдт и Потебня), кто понял всю важность изучения внутренней системы языка. И в этом его бесспорная заслуга». [2, с. 185]
Основные положения концепции Ф. де Соссюра
В «Курсе общей лингвистики» производится ступенчатое выделение на дихотомической основе признаков, характеризующих лингвистику.
Йордан пишет: «Трудно представить себе более глубокого и более объективного наблюдателя языковых фактов, чем Соссюр. Поэтому его объяснения почти чётки, почти математически точны и часто убеждают» [4, с. 413]
Изучая основные положения концепции Ф. де Соссюра, принято говорить о трех компонентах языка (речевая деятельность, язык, речь), о языкознании как о науке, об аспектах языка, а также выделять внутреннюю и внешнюю лингвистику, его системный характер и его знаковость.
Три компонента языка
Курс открывается определением науки о языке. В связи с этим вводятся три важнейших для концепции книги понятия: речевая деятельность, язык и речь.
Речевая деятельность – система выразительных возможностей народа – весьма разнообразна и соприкасается с рядом областей: физикой, физиологией, психологией. [5, c. 111]
В общей совокупности речевых процессов Соссюр выделяет два полярных аспекта: язык и речь. [5, c. 111]
Язык – это грамматическая система и словарь, т.е. инвентарь языковых средств, без овладения которыми невозможно речевое общение. Язык как лексическая и грамматическая система потенциально существует в сознании индивидов, принадлежащих к одной языковой общности. Как общественный продукт и как средство взаимопонимания людей, язык не зависит от индивида, который на нем говорит. Напротив, индивид должен прилагать немалые усилия, чтобы овладеть системой языка. Поэтому изучение языка – чисто психологический процесс. [5, c. 111]
Речь означает акт, посредством которого индивид пользуется языком для выражения своих мыслей, это использование средств языка в целях общения; она состоит из индивидуальных актов говорения и слышания, осуществляемых в круговороте общения. Поэтому ее изучение должно быть психофизиологическим. [5, c. 111]
Левицкий Ю. А. и Боронникова Н. В. делают вывод о том, что «Соссюр не отделяет язык от речи, а выделяет язык из речевой деятельности», которая представляет собой совокупность, сумму всех актов речи. Язык и речь «тесно между собою связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие; речь, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык: исторически факт речи всегда предшествует языку». [6, c. 171]
Из вышесказанного следует, что развитие языка обнаруживается в речи, живая речь есть форма существования и развития языка. Но, признавая это, Соссюр заявляет: «все это не мешает тому, что это две вещи совершенно различные», противопоставляет язык речи и утверждает, будто нужны даже две науки – «лингвистика языка» и «лингвистика речи». [7, c. 43]
Противопоставленность речи языку проводится по ряду параметров. Прежде всего, язык социален, это общее состояние говорящих на нем, тогда как речь индивидуальна. Далее речь связана с физическими параметрами, вся акустическая сторона речевой деятельности относится к речи; язык же независим от способов физической реализации: устная, письменная и прочая речь отражает один и тот же язык. Язык включает в себя только существенное, а все случайное и побочное относится к речи. И, наконец, подчеркивается: «Язык не деятельность говорящего. Язык – готовый продукт, пассивно регистрируемый говорящим». [1, c. 132]
Отмеченные Соссюром отличия языка и речи действительно существуют, но они не дают основания абсолютизировать их, т.к. эти два аспекта речевой деятельности в каждом отдельном случае представляют собой неразрывное диалектическое единство: ни один из них нельзя представить независимо от другого. [5, c. 112]
Более серьезным по своим последствиям
является ошибочное мнение Соссюра,
считающего язык абстракцией, «системой
чисто лингвистических
Языкознание как наука
Важным достижением Соссюра было установление специфики языкознания как науки. До него языковеды подходили к изучению языка с позиции или логики, или психологии, или физиологии, или социологии. Он заключает свой «Курс» следующим выводом: «Из сделанных нами экскурсов в смежные нашей науке области вытекает нижеследующий принцип чисто отрицательного свойства, но тем более интересный, что совпадает с основной мыслью этого курса: единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя». [7, c. 207]
Первая часть этого вывода полностью справедлива, так как установление объекта изучения и выработка методов создают специфику языкознания, необходимую для него как для самостоятельной науки. Но мы не можем рассматривать язык ''в самом себе и для себя'', так как он существует для определённых целей – как орудие общения, средство выражения мыслей и человеческой культуры, средство познания окружающего мира. Нельзя отрывать его от собственных функций и рассматривать изолированно. [5, c. 112]
Внутренняя и внешняя лингвистика
Рассматривая факторы, влияющие на развитие языка, Соссюр стремится ''Устранить из понятия языка всё, что чуждо его организму, его системе''. Поэтому он резко отделяет лингвистику внутреннюю (языковую систему) от лингвистики внешней (внешние условия развития и функционирования языка, в том числе, все связи, которые могут существовать между историей языка и историей цивилизации; отношения, существующие между языком и политической системой; история литературных языков и всё, что имеет касательство к географическому распространению языков и к их дроблению на диалекты''). [5, c. 113]
Однако Соссюр отмечает связь истории языка с историей цивилизации и общества. Он также признаёт, что ''обычаи нации отражаются на её языке, а с другой стороны, в значительной мере язык формирует нацию''. Но экстралингвистические факторы не затрагивают внутреннюю систему языка: ''ошибочно думать, что, минуя их, нельзя познать внутренний организм языка''. [5, c. 113]
Учёный подчёркивал, что внешняя лингвистика не менее важна и нужна, чем внутренняя, но такое разграничение давало возможность сосредоточиться на внутренней и выводило её на передний план, так как ''язык есть система, подчиняющаяся своему собственному порядку; внутренним является всё то, что изменяет систему''. Однако ясно, что язык и его развитие следует изучать в связи с обществом, создавшим и непрерывно его развивающим. Поэтому такое разграничение и признание внутренней лингвистики истинной едва ли правомерно. В свою очередь Соссюр поднял важную проблему отношения системы языка и истории общества. [5, c. 113]
Аспекты языка
Соссюр различал в языке два аспекта, две оси – синхронию и диахронию. Под синхронией понимается состояние языка в некий промежуток времени, а под диахронией – последовательность языковых явлений во времени. [6, c. 173]
Эти два понятия учёный считал основополагающими для всех наук, пользующихся понятием значимости. Следовательно, нужно выделить две независимых лингвистики – синхроническую и диахроническую [5, c. 113]. Он справедливо замечает синхронический характер грамматики Пор-Рояля, как и всей лингвистики 18 века. До него к такому выводу приходил Герман Пауль, но разграничение Соссюра имело методологическое значение. [1, c. 136]