Лингво-стилистические особенности рецензий (на материале кинорецензий)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена изучению лингвостилистических характеристик рецензий.
Актуальность выбранной темы исследования связана с изменением социокультурной ситуации, обусловленной с одной стороны, увеличением количества информации, следствием чего становится невозможным полноценное восприятие индивидом всего объема необходимой ему информации (в силу нехватки времени, желания или физического предела усвоения информации); с другой стороны, - появления обширного рынка культурных объектов (спектакли, выставки, концерты, книги фильмы и т.д.). Они стали восприниматься в первую очередь как товары, а индивид – именно как потребитель культурных объектов

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Лингвостилистические особенности рецензий 5
1.1. Понятие «функциональный стиль». Газетный стиль 5
1.2. Жанровые особенности рецензии 7
1.3. Типология рецензий 9
1.4. Структура рецензии 10
Глава 2. Лингвостилистический анализ текстов кинорецензий 13
2.1. Лексический анализ текстов кинорецензий 14
2.2. Синтаксический анализ кинорецензий 16
2.3. Стилистический анализ кинорецензий 18
2.4. Морфологический анализ кинорецензий 19
2.5. Семантический анализ кинорецензий 19
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Стилистика курсовая.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА

Кафедра теории и практики перевода

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО СТИЛИСТИКЕ АНГЛИЙСКОГО  ЯЗЫКА

Лингво-стилистические особенности рецензий

(на материале кинорецензий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2013

Содержание

 

Введение                                                                                                           3

Глава 1. Лингвостилистические  особенности рецензий                             5                                                                                           

1.1. Понятие «функциональный стиль». Газетный стиль                             5

1.2. Жанровые особенности рецензии                                                           7

1.3. Типология рецензий                                                                                  9

1.4. Структура рецензии                                                                                 10

Глава 2. Лингвостилистический анализ текстов кинорецензий                13

2.1. Лексический анализ текстов кинорецензий                                         14

2.2. Синтаксический анализ кинорецензий                                                 16

2.3. Стилистический анализ кинорецензий                                                  18  

 2.4. Морфологический анализ кинорецензий                                              19

2.5. Семантический анализ кинорецензий                                                    19

Заключение                                                                                                       21

Список литературы                                                                                          22

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Данная курсовая работа посвящена  изучению лингвостилистических характеристик рецензий.

Актуальность выбранной темы исследования связана с изменением социокультурной ситуации, обусловленной с одной стороны, увеличением количества информации, следствием чего становится невозможным полноценное восприятие индивидом всего объема необходимой ему информации (в силу нехватки времени, желания или физического предела усвоения информации); с другой стороны, - появления обширного рынка культурных объектов (спектакли, выставки, концерты, книги фильмы и т.д.). Они стали восприниматься в первую очередь как товары, а индивид – именно как потребитель культурных объектов. Выступая в данной роли, индивид нуждается в достоверной для него информации относительно потребляемых товаров и оценки их качества. Современная рецензия призвана удовлетворить потребность индивида в актуальной для него информации оценочного характера и таким образом (выполняя определенную рекламно-коммерческую функцию) помочь ему сделать выбор (купить или не купить книгу, билет на спектакль, кинотеатр и т.д.).

Объектом исследования являются тексты кинорецензий в различных видах печатных СМИ.

Предметом исследования – лингвостилистические характеристики рецензии.

Материалом для исследования послужили  около 20 текстов кинорецензий в различных  видах печатных СМИ.

Целью работы является определение  характерных лингвостилистических особенностей данного вида рецензий.

Поставленная цель обуславливает  решение следующей задачи: выявить  основные лингвостилистические особенности  рецензий.

В работе использованы методы семантического, статистического и структурного анализа.

Структура работы обусловлена проблематикой и задачами исследования. Работа состоит из Введения, двух Глав, включающих Теоретическую и Практическую части, заключения, списка литературы.

Теоретическая глава посвящена установлению стилевой принадлежности исследуемого типа текста, анализу структурно-композиционной организации текста рецензии, существенных характеристик его структурных единиц и дается общая характеристика лингвистических средств, использованных в тексте рецензии.

Практическая глава рассматривает  особенности данного типа текста на лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях.

В заключении даны общие выводы по работе.

 

 

Глава 1. Лингвостилистические  особенности рецензий.

    1. Понятие «функциональный стиль». Газетный стиль.

Функциональный стиль языка  – это система взаимосвязанных  языковых средств, которые служат определенной цели в процессе коммуникации [Гальперин].

Книжные стили делятся на (по Гальперину):

      • научный;
      • деловой / официально-документаьный;
      • публицистический;
      • газетный;
      • стиль художественной литературы.

Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования  общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в  устной форме.

Функциональные стили неоднородны. Каждый стиль представлен рядом жанровых разновидностей, имеющих собственные особенности. Так,  научный стиль представлен жанрами научной монографии и научной статьи, диссертационных работ, научно-учебной прозы (учебники, учебные и методические пособия и т.п.), научно-технических произведений (различного рода инструкции, правила техники безопасности), аннотаций, рефератов, научных докладов, лекций, научных дискуссий, а так же жанрами научно-популярной литературы. В газетно-публицистическом стиле существуют жанры статьи, репортажа, рецензии, заметки, отчета, интервью, обзора, хроники. Специфика жанров как и стиля в целом, определяется экстралингвистическими факторами и создается особенностями функционирования языковых средств в конкретных условиях общения.

Многообразие жанровых разновидностей создается разнообразием содержания речи и ее различной коммуникативной  направленностью, т. е. целями общения. Именно цели общения диктуют выбор  стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого  конкретного случая.

Газетный стиль предназначен для информирования и воздействия на читателя, однако его не все выделяют. Например, Арнольд объединяет публицистический и газетный. Некоторые авторы предлагают выделять не газетный, а информационный стиль, который может использоваться в газете, на радио и телевидении. Его также называют стилем массовой коммуникации.

Лексика, характерная для газетного  стиля:

  1. большой процент имен собственных: топонимов, антропонимов, названий учреждений и организаций и пр;
    1. более высокий процент числительных, обилие дат;
    1. обилие интернациональных слов и склонность к инновациям, которые быстро превращаются в штампы;
    2. большой процент абстрактных слов;
    3. обилие оценочной и экспрессивной лексики.

 

Широко используются:

    • общественно-политические и экономические термины;
    • общеполитическая лексика;
    • газетные клише;
    • сокращения;
    • неологизмы.

Синтаксис таких текстов изобилует:

    • сложноподчиненными конструкциями;
    • сложными вербальными конструкциями (инфинитивные, герундиальные, причастные);
    • атрибутивными номинативными цепочками;
    • традиционной последовательностью изложения.

Полагаясь же на теорию Арнольда, можно отнести рецензию к публицистическому стилю.

 

    1. Жанровые особенности рецензии

 

Жанр (франц. genre) – род, разновидность речи речи, определяемая условиями ситуации и целью употребления. Тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания.

Под рецензией (от лат. recensio, англ. review – «рассмотрение») – принято понимать отзыв, разбор, оценку художественного, научного, научно-популярного произведения, произведений театрального искусства, пластических искусств, выставки, шоу, кинематографа и т. д.; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.

Рецензия – жанр, носящий обязательный оттенок публицистичности и в  силу этого требующий включения некоторых приемов «оживления» текста (риторические вопросы, стилистические фигуры, тропы, обращения, использование модели «по моему мнению» и т. д.)

Причины повышенного интереса к  рецензии коренятся в изменении  современной социокультурной ситуации, которая характеризуется, с одной стороны, увеличением количества информации, следствием чего становится невозможным полноценное восприятие индивидом всего объема необходимой ему информации (в силу нехватки времени, желания или физического предела усвоения информации); с другой стороны, - появления обширного рынка культурных объектов (спектакли, выставки, концерты, книги фильмы и т.д.). они стали восприниматься в первую очередь как товары, а индивид – именно как потребитель культурных объектов. Выступая в данной роли, индивид нуждается в достоверной для него информации относительно потребляемых товаров и оценки их качества. Современная рецензия призвана удовлетворить потребность индивида в актуальной для него информации оценочного характера и таким образом (выполняя определенную рекламно-коммерческую функцию) помочь ему сделать выбор (купить или не купить книгу, билет на спектакль, кинотеатр и т.д.).

 

 

1.3. Типология рецензий.

 

Принято различать  следующие виды рецензии:

  • экспертная рецензия (англ. expert review) – это рецензия, написанная кем-либо, кто протестировал несколько продуктов или услуг для определения, который из них предлагает лучшее соотношение цены и качества или лучший набор особенностей.
  • купленная рецензия (англ. bought review) – это система, где создатель (обычно компания) нового продукта платит рецензенту, чтобы он прорецензировал данный продукт. Прежде всего используемая в автомобильной индустрии, фильмах и компьютерных играх, эта система создает своего рода тайную рекламу.
  • потребительская рецензия (англ. consumer review) – это рецензия, написанная владельцем продукта или услуги, которые имеют достаточный опыт для того, чтобы прокомментировать надежность товара или услуги и его соответствие заявленным производителем спецификациям.

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Структура рецензии

 

Как правило рецензия включает:

  • минимальную информацию о содержании произведения;
  • явное или «подводное» соотнесение произведения с другими, сходными по тематике и проблематике;
  • характеристику произведения с точки зрения проблематики; места в творчестве отдельного автора, в творческом процессе эпохи, в жизни общества;
  • оценку произведения рецензентом.

Рецензия на кинофильм обычно включает следующие составляющие:

  • жанр фильма;
  • кто является автором сценария, кто поставил фильм;
  • ключевые актеры и их герои;
  • в какое время и где происходят события; краткое описание завязки;
  • если в основе фильма лежит литературное произведение, то сравнивается режиссерский замысел с литературным произведением;
  • если фильм является самостоятельным произведением, он сравнивается с другими, указываются сходства и различия;
  • основные (на взгляд рецензента) достоинства и недостатки фильма;
  • личное впечатление.

Рецензии на фильмы, спектакли и  произведения художественной литературы (когда речь идет о новинках, а  не классических, широко известных работах) несут в себе интригу; в подобных случаях не рассказывается весь сюжет произведения, иначе читатели потеряют к нему интерес. Наиболее интересно читать рецензию, в которой есть завязка и развитие сюжета, без упоминания о том, что происходит в кульминации.

Обязательно отмечаются интересные, необычные моменты, например, нетрадиционная манера изложения, какие-то аспекты  стиля и т.д.,- иными словами, прежде всего, останавливаются на анализе  самых существенных элементов произведения вне зависимости от отношения к ним автора. К субъективной оценке произведения приступают лишь после объективного анализа.

Рецензия обращена не только к массовому  читателю. У нее несколько адресатов. Кинорецензию, кроме потенциальных кинозрителей, обязательно прочитают сценарист, написавший сценарии фильма, кинорежиссер, поставивший этот фильм, и артисты – исполнители ролей. У рецензии всегда несколько адресатов, что обуславливает высокие требования, обращенные к автору рецензии. Первое из них – обеспечение объективности рецензии, справедливости оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому фильму. Он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке. Наряду с недостатками фильма полезно обнаружить и его  достоинства. Это способствует убеждению читателя рецензии в объективности ее автора. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автору рецензии приходится доказывать, обосновывать свое отношение к ее предмету. И здесь аргументами служат факты – реплики исполнителей ролей в спектакле.

Информация о работе Лингво-стилистические особенности рецензий (на материале кинорецензий)