Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:31, дипломная работа
Таким образом, целью данной работы стало исследование контроля обучения иностранному языку в средней школе; задачей же исследования является анализ теоретического материала по выше названному аспекту и разработка методов практического учета умений и навыков учащихся.
Введение…………………………………………………………………4
Глава I. Разработка проблемы контроля обученности учащихся иностранному языку в отечественной и зарубежной методической литературе.
Разработка проблемы контроля в отечественной методике ………………………………………………………………………….5
Разработка проблемы контроля в зарубежной методике …………………………………………………………………………………..8
Выводы…………………………………………………………………...12
Глава П. Особенности, функции, виды и формы контроля. Характеристика тестов и тестовых заданий. Способы организации контроля речевых умений
ILl. Специфические особенности контроля обученности учащихся в процессе преподавания иностранного языка……………………….. 14
П.2. Функции и виды контроля при обучении иностранному языку..17
П.З. Формы контроля в обучении иностранному языку……………..20
Описание и характеристика тестов и тестовых заданий………..22
Способы организации контроля речевых умений………………27
Выводы………………………………………………………………….31
Глава III. Контроль уровня сформулированности коммуникативных умений и языковых навыков. Характеристика контрольных упражнений.
III. 1. Задачи, объекты и требования к контролю речевых умений……32
Ш.2. Контроль продуктивных речевых умений (диалогическая и монологическая речь)………………………….. 34
Ш.З. Контроль рецептивных умений……………………………………36
Ш.4. Понятие «навык» и его определение…………………………….40
111.5. Операции, входящие в продуктивный и рецептивный лексический
навыки 41
111.6. Операции, входящие в продуктивный и рецептивный
грамматические навыки 43
III. 7. Характеристика контрольных упражнений и их организация в
педагогическом процессе 45 Выводы 52
Глава IV. Практическая часть 55
Заключение 56
Литература 57
Приложение 61
Глава IV. Практическая часть
Целью данной главы является разработка различных видов тестовых зданий, направленных на контроль чтения и аудирования. При этом мы не ограничивались определенным этапом, в основе лежали способы контроля указанных видов речевой деятельности.
Каждый текст сопровождается определенной целью в соответствии со стратегией чтения или аудирования. К ним относятся:
-понимание
основного содержания: понимать
и выделять основную
-извлечение полной информации из текста: полно и точно понимать факты, детали, выделять информацию, подтверждающую, уточняющую что-либо; устанавливать взаимосвязь событий; раскрывать причинно- следственную связи между ними, сравнивать (сопоставлять) информацию; - понимание необходимой (интересующей ) значимой информации: определять в общих чертах тему текста; определять жанр текста, выделять информацию, относящуюся к какому- либо вопросу.
При
составлении заданий
Предлагаемые
тексты соответствуют коммуникативно-
Разработка оценочной школы тестов производилось на основе методической работы Sibille Bolton.
55
Заключение
В данной работе мы попытались рассмотреть некоторые аспекты контроля разработать способы его практического проведения (тестирование чтения и аудирования).
На основе работы мы пришли к следующим выводам:
- Контроль
регулирует процесс учебно-познавательной
деятельности
школьников, оказывает положительное
влияние на его характер и
результативность;
Контроль дает необходимую для организации обучения обратную информацию: между учителем и учеником устанавливается обратная связь, которая позволяет оценить динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса;
56
Литература
Ю.Бухбиндер В.А., Миролюбов A.A. Основы перестройки школьного
курса иностранного языка//Сов. педагогика. - с.7-12; 11 .Вайсбурд М.Л. Каким хотелось бы видеть экзамен по иностранным
языкам и как можно подготовить учащихся к такому экзамену//ИЯШ,
1989.-№4.-с.56-62;
12.Володин Н.В. К методике
20;
57
13.Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку:
методическое пособие/ Под.ред. A.A. Миролюбова. - Обнинск: Титул,
2001.-с. 14-42; 14.Гальскова H.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.
-M.: АРКТИ, 2004. - с. 153-158; 15.Гальскова Н.Д. Шаповалова В.М. Повышение эффективности контроля
при дифференцированном обучении//ИЯШ, 1987. - №4. - с.57-60; 16.Горчев А.Ю. Объекты, уровни и приемы контроля //ИЯШ, 1984. - №6. -
с.68-72; 17.Денисова Л.Г. Симкин В.Н. Об итоговом контроле обученности
иностранным языкам//ИЯШ, 1995. - №2. - с.7-13; 18.Елухина Н.В. Устный контроль при коммуникативно направленном
подходе к обучению иностранным языкам//ИЯШ, 1991. - №3. - с. 18-21; 19.Жинкин Н.И. Механизмы речи. - M.: Просвещение, 1958. - с.49-54; 20.3верлова О.Ю. На немецком - об интересном. - M.: Просвещение,
1993.-c.12; 21.Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого
общения//ИЯШ, 1985.-№1.-с.10-15; 22.Контроль речевых умений в обучении иностранным языкам. - M.:
Просвещение, 1970.-с.92-107; 23.Конышева A.B. Контроль результатов обучения иностранному языку. -
Минск: Четыре четверти, 2004. - с.6-25; 24.Краснюк Н.И. Клоуз-тест, его особенности и возможности
использования при обучении иностранному языку в средней
школе//ИЯШ, 1986. - №2. - с.21-24; 25. Леонтьев A.A. Психолингвистическая проблематика массовой
коммуникации: Сб.статей. - M.: Просвещение, 1974. - с.63-72; 26.Леонтьев A.A. Язык, речь и речевая деятельность. - M.: Просвещение,
1969.-с.211-217;
27.Ляховицкий М.В. Вероятный подход к
проблеме контроля обучении
иностранным языкам//ИЯШ, 1978. - №6. - с.20-25; 28.Ляховицкий М.В. Кошман И.М. Вероятностный подход к проблеме
контроля в обучении иностранным языкам//ИЯШ, 1978. - №6. - с. 14-
18; 29.Методика обучения иностранным языкам в средней школе/Под.ред.
Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого и др. - M.: Высшая школа, 1982. - с.308-
320; ЗО.Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной
общеобразовательной школе/Под.ред. В.M. Филатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - с. 199-208; 31 .Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы теории контроля в обучении
иностранным языкам//ИЯШ, 1984. - №6. - с.64-68; 32.Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - M.:
Прсвещение, 1967. - с.38-54;
35.Пассов Е.И.
Контроль как методический
функции - //Контроль в обучении иностранным языкам: Сб.статей. -
M.: Просвещение, 1986. - с. 13-19; 36.Поляков О.Г. О некоторых проблемах использования тестов как одного
из средств контроля обученности школьников по иностранному
языку//ИЯШ, 1984. - №2. - с.3-17; 37.Попов A.A. Иванова Н.Д. Практический курс немецкого языка для
второго года обучения. - M.: Лист, - 1998. - с.486-487; 38.Рабинович Ф.М. Контроль на уроке иностранного языка//ИЯШ, 1987. -
№1.с.10-16;
59
39.Рабинович Ф.М., Розенкранц М.В. О составлении тестов для контроля
понимания в процессе чтения//ИЯШ, 1977. - №3. - с. 18-20; 40.Рапопорт И.А. К методологии тестового контроля //Контроль в
обучении иностранным языкам в средней школе. - M.: Просвещение,
1986.-C.83-89; 41.Симкин В.H. Осторожно: тест//ИЯШ, 1996. - №5. - с. 10-13; 42.Солдатов Г.А. К вопросу о контроле умений и навыков учащихся
//ИЯШ,
1976. - №4. - с.78; 43.Старков А.П.
обучении иностранным языкам: Сб.статей. - M., 1986. - с.24-29; 44.Терещенко В.А. Немецкий язык. Методика и практика преподавания. -
Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - с.5-10; 45.Фаламкина CK. Тестирование в обучении иностранному языку//ИЯШ,
1986. - №2.-с. 16-20; 46.Цветкова З.М. Некоторые вопросы учета и контроля//ИЯШ, 1957. - №4.
- с.78-84;
47.Цетлин B.C. Знания, умения и навыки в обучении иностранным языкам
в высшей школе//ИЯШ. - 1969. - Вып.5. - с.3-10; 48.Чернявская Л.А. Чтение на иностранном языке как средство развития
опыта общения учащихся//ИЯШ, 1985. - №1. - с.22-28; 49.Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе.
-M., 1986.-С.147-150;
50.Широков
Е.Д. Рациональный контроль
уроках немецкого языка//ИЯШ, 1971. - №1. - с. 106; 51.Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе:
Общие вопросы методики. - M., 1973. - с.28-40;
60
Практическая часть
Варианты тестовых заданий, направленные на контроль понимания прочитанного текста
Вариант задания Требования к учащимся Тип задания
1. Картинка и данные ниже выражения к ней. Определить верность/неверность выражений по отношению к картинке Задание альтернативного выбора 2. Текст и данные ниже выражения к нему. Определить верность/неверность выражений по отношению к картинке Задание альтернативного выбора 3. Несколько картинок и одно выражение. Определить, к какой картинке относится выражение. Задание множественного выбора/на упорядочение. 4. Картинка и несколько выражений. Выбрать выражение, подходящее к картинке. Задание множественного выбора/на упорядочение. 5. Наличие нескольких текстов и выражений. Подобрать подходящие друг к другу тексты и выражения. Задание на упорядочение. 6. Наличие текстов и картинок. Подобрать подходящие друг к другу тексты и картинки. Задание на упорядочение. 7. Наличие вопросов и ответов. Подобрать подходящие друг к другу вопросы и ответы, составить логическое интервью. Задание на упорядочение. 8. Наличие нескольких абзацев. Выстроить логический текст. Задание на упорядочение. 9. Наличие текста и нескольких предложений из него. Расположить предложения в порядке их употребления в тексте. Задание на упорядочение. 10. Текст и вопросы к нему. Ответить на вопросы к тексту (заполнить таблицу с вопросами и т.д.) Задание открытого вида.
Информация о работе Методы преподования иностранных языков в средней школе