Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 00:58, курсовая работа
Метафоры занимают немалую долю слов и выражений в нашей речи. Мы пользуемся ими, создаем их не заметно для себя. Метафоры играют, бесспорно, важную роль в языке, пополняя недостаток слов для обозначения новопоявившихся понятий.
В настоящее время происходит подъем интереса к метафоре – понятию, существующему уже более двух тысяч лет. Явление метафоры привлекает пристальное внимание исследователей неслучайно. Это объясняется, прежде всего, общим интересом к изучению текста в широком смысле этого термина, стремление дать лингвистическое обоснование и толкование различным стилистическим приемам, которые создают экспрессивность текста.
Введение …………………………………………………….... 3
Глава I. Общее понятие о метафоре……………………...... 5
1.1 Определение метафоры………………………………..... 5
1.2 Виды метафор…………………………………………….. 8
1.3 Функции метафоры…………………………………….... 12
Глава II. Метафора и ее роль в отражении авторского мировоззрения.……………………………………………….. 18
2.1. Метафора в художественном произведении…………. 18
2.2. Метафора в индивидуально-авторском стиле Эрих Мария Ремарк «Три товарища».……………………. 19
2.3. Метафора в индивидуально-авторском стиле
Альфреда Андерша «Любитель полутени» и «Рыжая».… 21
Заключение………………………………………………........ 26
Список используемой литературы…………………………. 29
Как мы уже отметили в нашей работе, метафора традиционно означает «стянутое сравнение» (Миллер, 1990: 236). Так понимается метафора в стилистике, где важно обнаружить скрытое сравнение, при котором название одного предмета применяется к другому, выявляя, таким образом, какой-то важный признак. В теории понимания подчеркивается апперцептивный характер метафоры, т.е. ее способность соотносить поступающую информацию с уже сложившейся понятийной системой (Миллер 1990: 236). В семантических исследованиях доказывается, что «метафора и сравнение различаются глубинными структурами».
Синтаксическая метафора объясняется традиционно: как результат сочетания и скрытого сравнения компонентов синтаксической структуры. При этом речь идет только о нарушении семантической комбинаторики элементов. На наш взгляд, это не совсем верно, поскольку в процессе метафоризации взаимодействуют два вида семантики: грамматическая и лексическая.
1.3. Функции метафоры
Несмотря на тысячелетнюю историю изучения метафор, на данный момент не существует какой-либо определенности в вопросе перечня языковых функций метафоры. Большинство исследователей выделяют лишь три прагматических функции: информационную, воздействующую и характеризующую. Однако число функций метафоры гораздо шире и разнообразнее.
Круг прагматических функций метафоры напрямую связан с коммуникативными функциями языка. Базовая коммуникативная функция языка – служить средством общения, передавать информацию различных типов, оказывать влияние на слушающего – реализуется через набор вторичных функций (например, фатическая, эстетическая, апеллятивная, волюнтативная и др.), номенклатура которых достаточно широка и варьируется от конкретной ситуации общения.
С.В. Агеев предлагает следующую классификацию функций метафоры:
Апеллятивная функция метафоры заключается в том, чтобы побудить слушающего к восприятию информации, оказать воздействие на интеллектуальную или эмоционально-волевую стороны его психики.
Индикативная функция – первичное наименование того или иного объекта действительности (напр., компьютерные термины “окно”, “корзина”, “мышь”). Метафора покрывает лакуны в словаре буквальных наименований (по крайней мере, удовлетворяет потребности в подходящем сокращенном наименовании), что является разновидностью катахрезы – использование слова в некотором новом смысле с целью заполнить брешь в словаре. Для метафоры этого типа характерна изначально малая образность, слишком очевидное визуальное либо функциональное сходство.
Мнемоническая функция заключается в том, что метафора способствует лучшему запоминанию информации. Действительно, стоит назвать грибы природными пылесосами, и мы надолго запомним, что именно грибы лучше всего всасывают токсины из почвы. Повышенная запоминаемость образа обусловлена, по-видимому, его эмоционально-оценочной природой.
Текстообразующая функция метафор - способность метафоры быть мотивированной, развернутой, т. е. объясненной и продолженной.
Эффект текстообразования –
это следствие таких
Метафора порождает текст, но в этом тексте может быть столько же творчества, сколько в самой метафоре.
При неторопливом чтении именно благодаря метафоре у человека, воспринимающего текст, возникает желание согласиться с мыслью, или опровергнуть ее, или добавить свою аргументацию.
Жанрообразующая функция метафор: жанрообразующими можно назвать такие свойства метафоры, которые участвуют в создании определенного жанра.
Принято считать, что между жанровостью и стилем существуют непосредственные связи. Действительно, для загадок и пословиц, од и мадригалов, лирических стихотворений и афористических миниатюр метафора почти обязательна. Аристотель называл загадку хорошо составленной метафорой. Ср.: Шуба нова, на подоле дыра (прорубь). Около кола золотая голова (подсолнух).
Жанрообразующие свойства обнаруживают метафоры в народной примете, которая нередко воспринимается как метафора ситуации. Встретить человека с пустыми ведрами – к неудаче, к пустой дороге. Наоборот, налить чаю гостю по самый край чашки – к полной жизни. Сесть за угол стола – семь лет замуж не выйдешь.
Метафора в поговорке, как правило, на вторых ролях, она создает элемент наигрыша, балагурства, но при этом подчинена требованиям ритма и рифмы и обусловлена ими. Тот же вывод можно сделать о колыбельных песнях, жанрообязательным компонентом которых являются, скорее, олицетворения, нежели метафоры.
Наконец, существуют жанры, чуждые метафорике, говорящие подчеркнуто прямыми смыслами. Это детские страшилки, черный юмор, стихи, созданные с целью испугать собеседника. Жанрообязательным признаком таких стихов является прием умолчания, провал текста.
Под контактоустанавливающей функцией метафоры следует понимать установление эмоционального контакта с аудиторией. В ходе интерпретации метафоры проявляются знания и опыт, полученные человеком. Осознание же того, что говорящий и слушающий обладают сходным опытом и знаниями создает чувство общности. Использование в своей речи метафор, которые получили распространение в определенном социуме, помогает создать чувство общности и солидарности и является важной частью процесса отождествления себя как части определенной группы.
Экспрессивная функция метафоры заключается в привлечении или удержании внимания слушающего через повышение образности текста, внесение элементов языковой игры и непредсказуемости. Эта функция метафоры чрезвычайно важна для аргументативного дискурса, поскольку для убеждения аудитории необходимо сначала привлечь её внимание, чему и служат тропы, благодаря которым речь поражает своей новизной и необычностью и оказывается информативной.
Под информативной функцией метафоры понимается передача говорящим какой-либо информации о происходящих событиях, явлениях и т. д. Метафора является одним из способов придания речи динамичности в связи с минимализацией структуры высказывания, а следовательно, и уменьшением речевых затрат, что и ускоряет процесс высказывания. Метафора одновременно несет информацию нескольких типов: во-первых, рациональную – информацию о предмете речи, во-вторых, оценочную – отражает оценку говорящим предмета речи, в третьих, прагматическую – информирует о коммуникативной установке говорящего.
Интеграционная функция метафоры заключается в её способности увеличить запоминаемость текста благодаря повышенной образности, созданию новых связей между концептами, а так же необходимости в процессе интерпретации обращаться к предыдущему опыту и накопленным знаниям, поскольку понимание метафор в тексте не ограничивается обработкой, содержащейся в высказывании информации, и связано с “постоянной необходимостью выходить за пределы автоматизма речепонимания”.
Эстетическая функция метафоры – способность доставлять эстетическое удовольствие при продуцировании и интерпретации благодаря её способности деавтоматизировать эти процессы. Метафора референциально расплывчата, семантически насыщенна. “Если тропы имеют для людей эстетическую ценность, то это потому, что они задают сознанию творческую задачу восполнить недосказанное. Они не просто языковое действие и языковая игра, а знание мира и творческое усилие ума”. Метафора действительно представляет собой определенную когнитивную задачу, решение которой может доставить удовольствие адресату: “то, что даётся человеку с трудом, представляет для него – чисто психологически – куда большую ценность, чем “поданное на блюдечке”. “Добытое потом” становится своим. Затраты усилий при усвоении знаний определяют степень привативности знания, то есть степень субъективной близости”.
Конспирирующей называется функция метафоры, используемая для засекречивания смысла. Не каждый метафорический шифр дает основание говорить о конспирации смысла. Велика роль метафоры в создании эзопова языка, но в литературном произведении уместнее вести речь о метафорическом кодировании, нежели о конспирации смысла.
Степень засекреченности образа чрезвычайно высока в народных загадках (напр.: Сплетен липовый куст. Ночью отперт, днем заперт, Дарья и Марья глядятся, век не сойдутся и др.)
Не зная отгадок, не так-то просто определить,
что здесь метафорически
Эмоционально-оценочная функция заключается в том, что метафора является великолепным средством воздействия на адресата речи. Образ, новая метафора в тексте сами по себе уже вызывают эмоционально-оценочную реакцию. Развитие значений умножает разнообразие наименований для одних и тех же реалий, денотатов, понятий, способствует углублению их характеристики, усиливает экспрессию, вносит новые оценочные моменты.
Эмоциональная оценка в метафорическом значении вызвана, прежде всего, свойствами самого предмета. Вдумываясь в переносные значения слова, мы порой узнаем нечто новое, замечаем нечто неожиданное в самом предмете.
Свойства метафоры находятся, таким образом, в отношениях взаимоусиления, взаимоиндукции. Но и эту мысль нельзя абсолютизировать. Использование метафор может служить едва ли не противоположным целям: метафора может быть средством запоминания и конспирации, шифровки, кодирования и разъяснения, способом открытия нового и способом консервации, сбережения речевых традиций. Нельзя не согласиться с тем, что метафора – незаменимый источник эмоционального воздействия, так как она может создать в сознании человека ситуации, затрагивающие его лично и вызывающие нужные адресанту чувства.
Глава II. Метафора и ее роль в отражении авторского мировоззрения.
2.1. Метафора в художественном произведении.
Не существует, наверное, ни одного художественного произведения, в котором писатель не прибегал бы к метафоре.
Метафора – это орудие и плод поэтической мысли. Она органически связана с поэтическим видением мира. Поэтическое творчество того или иного автора нередко определяется через характерные для него метафоры, и поэты принимают и понимают такие определения.
Метафора отвергает принадлежность объекта к тому классу, в который она на самом деле входит, и утверждает включенность его в категорию, к которой он не может быть отнесен на рациональном основании. Метафора не только и не столько сокращенное сравнение, как ее квалифицировали со времен Аристотеля, сколько сокращенное противопоставление. Она сначала утверждает полное тождество, а затем его отрицает, сохраняя утверждение в силе только у определенной части объекта.
В то время как философы используют метафору, чтобы донести до читателя свои мысли, с помощью метафоры упрощая их и связывая с действительностью, с повседневностью, знакомой ему. Писатели, поэты используют метафору с той целью, чтобы создать подтекст. Это придает произведению всеобщность, независимость от конкретной эпохи и позволяет читать и осмыслять его многим поколениям читателей.
2.2.
Метафора в индивидуально-
Ремарк
Эрих Мария — один из наиболее известных
и читаемых немецких писателей XX века.
Родился 22 июня 1898 года в Оснабрюке,
Германия, в католической рабочей
семье. Он был вторым из пяти детей
книжного переплётчика Петера Франца
Ремарка (1867—1954) и Анны Марии Ремарк,
в девичестве Шталькнехт (1871—1917). В
юности Ремарк увлекался творчеством
Цвейга, Томаса Манна, Достоевского, Пруста
и Гёте. В 18 лет пошёл солдатом
на войну. В ходе Первой Мировой Войны
несколько раз был ранен. После
войны Ремарк часто менял профессии,
работал библиотекарем, бизнесменом,
учителем, редактором. В 1929 году Ремарк
опубликовал наиболее известное
из своих произведений, «На западном
фронте без перемен», описывающее
жестокость войны с точки зрения
19-летнего солдата. Затем последовали
ещё несколько антивоенных
Ремарк — человек, который осмелился спорить с войной. Война уносит сотни тысяч жизней. Фашизм кроваво-красной волной захлестывает Европу. Люди безжалостно убивают друг друга, стараясь не задумываться, зачем.
В этом море боли и страха, ненависти и страдания должен был появиться кто-то, кто сказал бы во всеуслышание: «Никогда еще жизнь не была так драгоценна, как сегодня... когда она так мало стоит». Миру нужен был человек, который, не боясь ни чего, стать изгоем, заявил бы во всеуслышание, что война — это смертельный марафон, в котором не только гибнут люди. В нем гибнут души. Этим человеком стал Эрих Мария Ремарк.
Заслуга Ремарка — не только обогащение мировой литературы. Он сделал намного больше: напомнил нам о том, кто мы есть, и рассказал, во что может превратить человека война.
Эрих
Мария Ремарк — писатель, чье
имя говорит само за себя. Для
многих поколений читателей, выросших
на его произведениях, для критиков,
единодушно признавших его работы,
он стал своеобразным символом времени.
Трагедии Первой и Второй мировой, боль
«потерянного поколения», попытка создать
для себя во «времени, вывихнувшим
сустав» забавный, в чем то циничный,
а в чем то — щемяще чистый
маленький мир верной дружбы и
отчаянной любви — таков