Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:13, доклад
В 21 веке становится очевидным, что главная ценность личности - это способность к развитию, наличие познавательного потенциала. Потребность познавать – главная составляющая духовности человека наряду с потребностью творить добро и сострадать. «Человек разумный – и только он в состоянии оптимально определить будущее человечества, а не предопределить его гибель своей деятельностью» (В.Вернадский). Процесс познания бесконечен, а «современные достижения» науки – это лишь достижения конкретного отрезка времени, имеющие продолжение в будущем.
Межпредметная интеграция: цели, задачи, принципы.
Межпредметная интеграция – необходимое условие
современного образования.
В 21 веке становится
очевидным, что главная
Излишняя категоричность
учебников порою гасит
Другая сторона вопроса заключается в том, что принятие Базисного плана жёстко ограничило максимально допустимую нагрузку учащегося, став тем самым на защиту его физического и психического здоровья, тем временем объём требуемых знаний, умений и навыков растёт. Углубляется несоответствие объёмов знаний количеству времени, предусмотренного для их усвоения. Оптимально решить данную проблему позволяет использование межпредметной интеграции.
Таким образом,
межпредметная интеграция
Психологические и философские основы межпредметной
интеграции.
Научные основы данной педагогической технологии берут начало в трудах И.П.Павлова и И.М.Сеченова. Далее учёные-психологи, проанализировав особенности мышления и памяти, пришли к выводу, что обучение должно быть построено так, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека. Межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности.
Важнейшими характеристиками запоминания являются приёмы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным. Следовательно, овладение приёмом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность, повышает эффективность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач.
Объективной основой
интеграции научного знания
Интеграция как цель и средство обучения.
Интегрирование ( от
лат. ) – восстановление; состояние
связанности отдельных
Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы, призвана научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.
Сложность проблемы
заключается в том, как
Анализируя литературу по
данной проблеме, можно сформулировать
следующее определение
Уровни
интеграции.
Само понятие
На 1-ом уровне интеграции
учебный материал
На 2-ом уровне происходит
объединение понятийно-
3-й уровень связан с задачами
сравнительно-обобщающего
На 4-ом уровне интеграции школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения, устанавливать связи и закономерности, применяют выработанные учебные умения. Цель интегрированного преподавания в том и заключается, чтобы научит детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём.
Нестандартные формы интегрированных уроков.
Комплексность подачи
учебного материала раздвигает
рамки урока, превращает
С учётом того
или иного распределения
- Урок обмена знаниями, когда ребята делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.
- Урок взаимопроверки.
Идёт работа в группах и
парах, требуется большая
- Урок творческого
поиска: дети самостоятельно ищут
решение поставленной проблемы.
- Урок-издание газеты
или альманаха. Группам
-Уроки, основанные на имитации деятельности или организации: «Суд», «Следствие», «Патентное бюро», «Учёный совет» и др.
-Уроки, основанные
на формах, жанрах, методах работы,
известных в общественной
- Уроки, напоминающие публичные формы общения – «Пресс-конференция», «Аукцион», «Бенефис», «Митинг», «Панорама», «Телемост», «Рапорт», «Живая газета», «Устный журнал» и др.
- Уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Поле чудес», «Клуб знатоков»» и др.
- Уроки , трансформирующие традиционные
способы организации урока:
- Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и др.
Для начальной школы наиболее характерны уроки-праздники, путешествия, сказки, КВН, уроки с элементами ролевых игр, экскурсии.
Решение задач современной школы с помощью метода
межпредметной
интеграции.
Основными задачами
современной школы являются под
эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала урока, на всестороннем развитии субъекта образовательного процесса – ученика. Интеграция представляет собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, интеллектуального и эмоционального, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического, то есть гармонизации научного и художественного способов познания мира в образовательном процессе.
Фактически в процессе
интегрирования стираются
1. демократизация и
гуманизация образовательного
2. обеспечение непрерывности и
преемственности
3. создание равных условий для
раскрытия и совершенствования
природного интеллектуального
Наряду с интеллектуальными
задачами урока при
1. формировать представление о гармоническом единстве мира и месте человека в нём;
2. формировать нравственные качества, нравственно-эстетическую оценку предметов и явлений, воспитывать внимательное и участливое отношение к окружающему;
Информация о работе Межпредметная интеграция: цели, задачи, принципы