Мотивы квеста и концепт побега в произведениях Джона Рональда Руэла Толкиена, и его переводы на русский язык

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы: изучить квест в произведениях Толкиена, понять мотивы использования данного приема, а также дать объяснение идеям эскапизма. В завершении работы будет рассказано и переводах Толкиена на русский язык.
Актуальность работы: произведения Профессора и по сей день остаются популярными, фаншиза по творениям Толкиена в расцвете, поэтому я считаю, что изучение данной темы, поможет понять, почему люди до сих пор читают Толкиена, и его произведения интересны и сегодня.

Содержание работы

1. Введение:
Цели и задачи курсовой работы……………….……….3 стр.
Квест……………………….………………………….…….4стр.
Побег……………………….……………………………….5стр.
2. Основная часть:
Мотивы использования квеста и побега в произведениях – моменты из жизни…………………………...……...6-14стр.
Своеобразие жизни Толкиена…………………..….15-21стр.
Переводы книг Толкиена на русский язык…....…22-23стр.
3. Заключение……………………….……………………………….24стр.
4. Список литературы…………………….…………………..…….25стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 66.81 Кб (Скачать файл)

Нельзя не упомянуть  второе общество, в котором состоял  Толкиен. Знаментые «Инклинги» были основаны Эдвардом Тэнджи Лином и члены этого клуба собирались ежедневно в стенах Юниверсити-Колледжа. Общество было создано, чтобы молодые писатели могли встречаться и читать друг другу свои неопубликованные сочинения. В 1933 году Лин покинул Оксфорд и занялся журналистикой и радиовещанием. Собрания клуба прекратились, но ещё до конца семестра некоторые его члены, в том числе Толкиен и Льюис, решили возобновить встречи у Льюиса в Модлин-Колледже, сохранив за собой прежнее название — «Инклинги». Происхождение его было неизвестно, но и Толкиену, и Льюису слово «Инклинги» нравилось своей многозначностью и заложенным в нём намёком на то, что члены клуба лелеют грандиозные замыслы, а также тем, что оно весьма подходило учёным и писателям, в жизни которых столь важную роль играют чернила.

Поначалу «Инклинги» встречались по вечерам каждый четверг в просторных комнатах Льюиса в Модлин-Колледже, а с 1939 года стали регулярно проводить также утренние собрания по вторникам на бульваре Сент-Джайлс в пабе «Орёл и дитя» (который называли между собой «Птичка с младенцем»).

С тех времён паб стал намного  просторнее, а дальняя комнатушка, где некогда проходили собрания «Инклингов», теперь превратилась в своего рода «святилище» с фотографиями Толкиена, Льюиса и Чарльза Уильямса на стенах. В летние месяцы по средам здесь проводят утренние экскурсии. На стене у стойки бара висит большая табличка с надписью:

«К.С. Льюис, его брат У.Г.Л. Льюис, Дж.Р.Р. Толкиен, Чарльз Уильямс и прочие друзья собирались в задней комнате этого бара каждый вторник по утрам с 1939 по 1962 гг. Эти люди, называвшие себя «инклингами», приходили сюда, в свой любимый бар, выпить пива и побеседовать — среди прочего, о книгах, которые они писали в те времена.»

Бывали «Инклинги» и в других пабах — и в «Кингз-Армз» близ Бодлианской библиотеки, и в «Белой лошади», и в одном из центральных питейных заведений Оксфорда, носившем название «Митра». Но «Птичка с младенцем» действительно была их излюбленным местом встреч. Именно здесь Толкиен впервые прочёл своим друзьям отрывки из «Властелина колец» (который тогда назывался просто «Новым ‘Хоббитом’»), а Льюис впервые рассказал им о Нарнии, о своей «Космической трилогии» и об одном из самых знаменитых порождений своей фантазии — Баламуте.

Клуб «Инклингов» был в высшей степени замкнутым обществом. Состав его почти не менялся, не считая случаев, когда Льюис приглашал на то или иное собрание своих знакомых, приезжавших погостить в Оксфорде. Чтобы стать членом этого клуба, нужно было удовлетворять целому ряду критериев: быть человеком общительным и красноречивым, интересоваться литературой, а ещё лучше — писать самому, любить пиво и входить в число друзей К.С. Льюиса, но самое главное — быть мужчиной.

За всю историю клуба «Инклингов» ни единой женщине не довелось побывать на его собраниях. Согласно легенде, в 1943 году в «Птичку с младенцем» явилась весьма известная и уважаемая английская писательница Дороти Сэйерс. Она надеялась, что её пригласят за стол, но её лишь вежливо попросили покинуть помещение. «Инклинги» были чисто мужской компанией — и для них это было очень важно.

В наши дни многие склонны недооценивать  значение «Инклингов». Так, профессор Килби, хранитель коллекции Уэйда (в которую входит часть архива Льюиса), встречавшийся с Толкиеном в шестидесятые годы, писал: «Наше понятие об ‘Инклингах’ как организации имеет не так уж много общего с тем, что они представляли собой на самом деле». Должно быть, он имел в виду, что приятели, собиравшиеся в оксфордских пабах и беседовавшие на литературные, теологические и прочие темы, сами не считали себя литературным объединением в том смысле, в каком им являлась, к примеру, группа Блумсбери. Но это ничуть не умаляет того факта, что влияние их было поистине огромным. В 1996 году (вскоре после того, как по данным опросов Толкиен был признан самым популярным писателем столетия, а сказка Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф» заняла высокое место в рейтингах) журналист Найджел Рейнолдс отметил: «результаты опросов показывают, что «Инклинги», оксфордский пивной клуб тридцатых годов, оказались влиятельней, чем группа Блумсбери, нью-йоркский ‘Круглый стол алгонкинов4’, парижский кружок Хемингуэя или действовавшая в те же тридцатые группа У.Х. Одена и Кристофера Ишервуда».

Для Толкиена безмятежная жизнь в кругу друзей продолжалась, по-видимому, до самого конца второй мировой войны (к тому времени он уже дописывал последнюю треть «Нового ‘Хоббита’»). Но затем отношения с некоторыми членами группы начали портиться. Среди прочего, об этом свидетельствует и то, что заключительная часть «Властелина колец» так и не была прочитана на собраниях клуба, и для «Инклингов» Фродо и Сэм надолго застряли на границе Мордора.

 

 

 

Своеобразие стиля Толкиена.

 

Прежде чем говорить о квесте Толкиена, надо подробнее рассказать о «Властелине Колец» и «Сильмариллионе». Толкиен интересовался квестом с ранних лет, мифы о короле Артуре завораживали его. Первой его работой, связанной с квестом, можно назвать новое издание поэмы «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь». Эта поэма была создана неизвестным поэтом около 1380 года. Главный герой – сэр Гавэйн встречает на своем пути различные испытания. Идея нового издания была разработана Толкиеном и Гордоном, младшим лектором английской кафедры в университете Лидса.

Толкиен и Гордон совместно составили и в конце 1922 года опубликовали словарь к сборнику среднеанглийских фрагментов, а затем приступили к работе над новым изданием среднеанглийской поэмы «Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь».

Этот роман был одним из столпов  курса среднеанглийского языка, и когда оксфордское издательство «Кларендон-Пресс» наконец опубликовало его в 1925 году, он сразу же был признан стандартным текстом для изучения в колледжах и в дальнейшем сохранял этот статус на протяжении многих лет.

В общем все мифы о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола – это квесты. Мифы повествуют об испытаниях, которые преодолевают герои для достижения своих благородных целей. Испытания могут быть абсолютно разными – от сражений с великанами, до противостояния плотским искушениям. Изначально, как говорилось ранее, Толкиен задумал создать новую мифологию для Англии. Но если бы он решил бы просто переделать историю, то у него получилась бы «альтернативная история» Англии, а он хотел написать совершенно другую мифологию. Эта мифологию была реализована в истории Средиземья, состоящей из мифов об Арде, напечатанной сыном профессора Кристофером. В рассказах о Средиземье магия тесно связана с геройствами, это заимствовано из мифов о короле Артуре. Многие ученые спорят об этом заимствовании, некоторые говорят, что Толкиен проводил параллели между Арагорном и Артуром, Сауроном и Морганой. Но подробное изучение квеста писателя позволяет увидеть коренные отличия от квеста об Артуре.

Во-первых, территория Арды намного больше, чем узкий бретонский мир Артура. В географии Арды есть Валинор (земля богов) и Средиземье. Историю квеста можно проследить с момента создания Сильмариллей, они были созданы Феанором из света Двух Древ. Из-за зависти к их красоте и силе, Мелькор их похитил и равновесие в мире Средиземья рушится. Феанор поклялся отомстить Мелькору и его сородичи вторили ему. Этим они обрекли себя на ужасную участь. До конца Второй Эпохи Средиземья они не могли найти себе покоя. Они отправились вслед за Мелькором и так началась война за Сильмариллы. Каждый желал присвоить их себе, ибо их красота была невозможно, но у них была одна особенность – плохой человек не мог коснуться их и остаться невредимым, чистый свет этих камней сжигал все плохое. Именно момент ухода из Валинора Феанора можно назвать отправной точкой квеста.

Во-вторых, этот квест включает в себя множество отдельных поисков героев. Одна из самых красивых историй о любви входит в этот квест, это история о человеке Бэрене и эльфийской девы Лютиэн. Отец Лютиэн обещает выдать свою дочь замуж за Бэрена, только если тот принесет ему один из Сильмариллей. Вроде бы просьба ясна и достаточно легкая. Но все понимают, что Бэрен не вернется живым с Сильмариллем, так как все украденные камни вставлены в корону Мелькора. Но все же Бэрен с помощью Лютиэн возвращается с Сильмариллем, но погибает в бою. Он вместе с Лютиэн попадает в Валинор и им предоставляется выбор – быть людьми или эльфами. Этот выбор становится ядром конфликта смести и бессмертия. Нельзя также не упомянуть, что на могилах Рональда Толкиена и его жены Эдит написано – Бэрен и Лютиэн, они олицетворяли их сильнейшую любовь, которая победила смерь и ложь.

Также нельзя не упомянуть  квест Хранителя Кольца Всевластья. Это Кольцо было создано Сауроном в Роковой Горе, для того, что повелевать остальными кольцами власти. Оно сильнее их всех, оно соединяет их в себе в черном царстве Мордор. Молодой Бильбо Бэггинс нашел Кольцо, когда отправился в путешествие с гномами и Гендальфом за сокровищами. Он отобрал его у Голлума, но ни тот ни другой не догадывались о том, что это Кольцо повелителя Тьмы. Оно было снято с руки Саурона, когда он был повержен в бою с Исильдуром, наследником трона Гондора. Но Исильдур, не смотря на уговоры мудрых уничтожить Кольцо, оставил его себе и был убит орками. После этого Кольцо было утеряно, и лежало бы дальше на дне озера, если бы в один прекрасный день Голлум не нашел его. После того, как Голлум стал зависимым от Кольца и ушел жить в горную пещеру, Бильбо и нашел его. Он сразу обратил внимание на то, что это кольца необычное – оно дарует своему носителю невидимость, и далее Бильбо использует его для того, чтобы спасать своих друзей-гномов из различных переделок. На свой 111-ый день рождения Бильбо покинул Шир, страну хоббитов, он оставил кольцо Фродо, не догадываясь, что предстоит его племяннику. Гендальф раньше всех понял, что Саурон вновь собирает силы, но для этого ему нужно Кольцо. Властелин отправил девять Королей – назгулов на поиски  Кольца и они узнали, что оно в Шире, у Бэггиносов. Так и начался квест Хранителя Кольца, Фродо со своими друзьями покинул Шир и отпавился к Элронду, на своем пути хоббиты встретили множество препятствий, но они также встретили Арагорна (Бродяжника), он помог им добраться до Элронда. В Ривэндейле было создано Братство Кольца, которое должно было помочь Фродо добраться до Роковой Горы и уничтожить Кольцо. Далее, на протяжении трех книг, рассказывается, какие испытания встретил на своем пути Фродо и Хранители Кольца.

Толкиен зашел слишком далеко от своего первоначального замысла, и он создал другой мир, с другой историей и со своими мифами. Этот труд занял всю его жизнь и до сих пор остается привлекательным для читателей. Так как Т. создал для каждого народа свой язык, свои города, которые отличаются от других. Кстати нельзя забывать о том, что очень много времени Толкиен уделил именно созданию этого мира – как он выглядел, какие реки и моря там были, были и свои горы и свои острова. Каждый город подвергался тщательному анализу неуемного профессора, он не мог остановится, он всё всегда хотел усовершенствовать, так например ему дали доработать «Хоббита», а он в итоге принес совершенно другую работа, кардинально отличающеся от первоначальной. Во-вторых, эта мифология посвящена не людям, а эльфам – более разумным и выносливым существам. Но в конце Третьей Эпохи все эльфы покидают Средиземье – начинается эра и людей, так заканчивается «Властелин Колец». Но до сих пор мир Средиземья полностью не изучен, так как так осталось великое множество неизвестных рек, озер, заброшенных городов и эти места, к сожалению так никогда и не буду изведаны. Толкиен забрал с собой свой прекрасный мир, мир Средиземья.

Этот мир позволяет  войти в мир фантазий, он полон  надежд и приключений. Но как считал сам Толкиен, когда читатель «убегает» из реального в мир Арды, он начинает видеть волшебство и в реальности, замечать его в шелесте листы и лучах солнца. Ведь эльфы видели счастье именно в этом. Они радовались зеленым листьях на деревьях и свету, будь он лунный или солнечный, или даже свет от звезд. Профессор считал, что для того, чтобы быть счастливым необходимо в первую очередь вымыть окна и впустить в комнату свет и ваша жизнь окажется яркой и полной добра, ведь свет, по мнению Толкиена, это добро, а тьма – зло. Но не все герои Толкиена либо полностью злые, либо безоговорочно хорошие. У каждого положительного персонажа есть свои недостатки, например Галадриэль думает о том, что бы она смогла совершить, если бы Кольцо было у нее, или Боромир, который хотел отобрать Кольцо у Фродо. А если говорить о Фродо, то он тоже не совсем положительный герой. В конце «Возвращения Короля», в тот момент, когда он должен был бросить Кольцо в лаву Роковой Горы, в его душе проснулись сомнения. Он захотел обладать Кольцом вечно, он не мог расстаться с ним. И в этот момент Голлум откусывает ему палец с Кольцом и падает вниз, в лоно Роковой Горы. Так Кольцо и было уничтожено.

Кроме перечисленных причин, почему люди желают убежать из реальности это то, что Мир Арды сохранил свои традиции, прошлое ценится в нем гораздо больше, чем самые светлые мысли о будущем. Именно из-за этого критики считают, что произведения Толкиена это «побег» в чистом виде, ведь эти книги настолько занимают читателя, что он забывает обо всем. Но не только «побег» подразумевался Толкиеном, он также использовал теорию Юнга об архитипах. В этой теории говорится о том, что у всех людей есть что-то общее, общие ценности, интересы, морали и образы. Именно из-за этой возможности Толкиен там популярен, от обращается ко всем потаенному  нашем личном мире. Он раскрывает нас и читателю всегда будет мало книг Толкиена, их хочется постоянно перечитывать, и как ни странно, каждый раз читатель узнает что-то новое для себя.

Самый распространенный пример «побега» в произведениях Толкиена, можно увидеть в третьей части «Властетин Колец. Возвращение Короля». Имеется ввиду побег Фродо из Средиземья, этот побег был щедро подарен писателем. После того, как Фродо бросил Кольцо в лоно Роковой Горы, он не мог найти себе покоя даже в любимом Шире. Все его друзья были счастливы, а он не мог найти себе пристанища, он только писал свою книгу. И Гендальф предложил ему отправится вместе с эльфами за море, уплыть навсегда из Средиземья. Эта честь была также предложена дяде Фродо – Бильбо. Они согласились и два самых отважных хоббита навсегда покинули Средиземье. Так заканчивается Третья Эпоха Арды, и наступает время людей. Этот побег предвещает песня Галадриель в конце «Братства Кольца», когда она провожает путников из Лориэна:

Информация о работе Мотивы квеста и концепт побега в произведениях Джона Рональда Руэла Толкиена, и его переводы на русский язык