Мультимедиа технологии как средство оптимизации обучения иностранным языкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать особенности организации внеклассной работы по иностранным языкам с использованием мультимедиа технологий
Для достижения цели необходимо решение ряда задач:
Изучить литературу по теме исследования;
Определить возможности мультимедиа технологий в процессе обучения ИЯ
Уточнить цели, задачи, принципы внеклассной работы по иностранному языку в средней школе;
Рассмотреть различные формы проведения внеклассной работы по иностранным языкам и провести методический анализ внеклассного мероприятия с использованием мультимедиа технологий

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….………3
Глава 1. Мультимедиа технологии как средство оптимизации обучения иностранным языкам……………………………………………...…3
Аналитическая характеристика ИКТ технологий в образовании..5
Педагогические возможности мультимедиа технологий в процессе обучения иностранным языкам…………………………...…..11
Глава 2. Использование мультимедиа технологий во внеклассной работе по ИЯ……………………………………………………………….17
2.1. Внеклассная работа в процессе обучения ИЯ, ее организация, формы……………………………………………………………….…17
2.2. Анализ внеклассного мероприятия с использованием мультимедиа технологий ………………………….………………………….....23
Заключение………………………………………………………..….28
Библиография…………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая методика.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

В свете  осуществления данных задач встает вопрос методической обоснованности и эффективности использования компьютеров в процессе обучения вообще и обучения иностранным языкам в частности. Когда учитель иностранного языка составляет план занятия, он может интегрировать мультимедиа как эффективное средство обучения лишь в том случае, если, во-первых, имеет четкое представление о том, что они из себя представляют и, во-вторых, знает, какие педагогические технологии сочетаются с использованием мультимедиа в процессе обучения иностранному языку.

В современном  образовательном пространстве педагогам приходится работать с новым поколением, которое мыслит иначе, поэтому сегодня, прежде всего, необходимо ликвидировать разрыв между свободным использованием современных мультимедиа технологий в повседневной жизни новым поколением и умением педагога интегрировать эти технологии в учебный процесс.

                        Появление и развитие мультимедиа технологий.

Не  следует забывать, что все новое никогда не возникает на пустом месте, оно является составной частью эволюционного технического прогресса, а новые технические возможности требуют, безусловно, дополнительного изучения и осмысления, чтобы выделить то действительно рациональное, что они привносят в учебный процесс.

Отметим, что широко употребляемый сегодня термин «мультимедиа», хотя и используется часто, не имеет пока четкого определения. Поэтому позволим себе привести несколько определений.

Мультимедиа - это сумма  технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь

Мультимедиа (multimedia) - это  современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию(мультипликацию)

Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. [31]

Таким образом, исходя из данных выше определений, можно утверждать, что развитие мультимедийных технологий будет тесно связано с развитием тех технических средств, которые обеспечивают возможность появления звука, текста и изображения на экране.

Основные характеристики мультимедиа технологий

Практика  показывает, что использование современных мультимедиа технологий эффективно на всех ступенях обучения иностранному языку и при работе с учащимися разных возрастных групп. Данный подход в обучении позволяет не только повысить мотивацию учащихся, но и обеспечить индивидуальный подход при работе с каждым учеником. Однако для достижения оптимального результата современный учитель должен уметь правильно оценивать достоинства и недостатки мультимедийных обучающих продуктов в целом на основе анализа основных составляющих мультимедиа (гипертекст, многоканальность, гиперссылки, интерактивность).

  1. Гипертекст.

Понятие гипертекст, или гипертекстовый документ со ссылками, используется для обозначения текстовой информации без изображений и звука с использованием перекрестных гиперссылок. Отметим, что гипертекст является во многом основной составляющей мультимедиа технологий.

Рассмотрим несколько возможностей и областей применения гипертекста в виртуальном пространстве и вне его.

Гипертекст  нашел широкое применение в мультимедийных обучающих программах. Остановимся сначала на тех программах, в которых используется гипертекст, как сочетание обычных текстов. Прежде всего, речь идет об электронных книгах, которые предоставляют новые возможности для чтения: при чтении ссылок или пояснений читателю не нужно больше смотреть в низ страницы или в конец главы. Учащемуся достаточно подвести курсор к нужному слову, чтобы появилось необходимое пояснение, которое, в свою очередь, может отослать читателя к следующей ссылке. Таким образом, создается виртуальное пространство гипертекста. В настоящее время начинают появляться литературные электронные произведения с критикой в формате гипертекста.

Электронные словари являются тем продуктом, где особенно широко используется гипертекст. Пользователь может эксплуатировать эти словари в разных направлениях для нахождения информации и справок в соответствии с выбранной темой, именем автора или временным периодом.

Особый  интерес представляет гипертекст электронных версий печатных и книжных изданий. В отличие от бумажных изданий, в виртуальном пространстве появляется возможность интерактивной работы с библиографией, поскольку пользователю становятся доступны первоисточники, критические статьи, а также контакт с автором посредством электронной почты.

  1. Многоканальность.

Под многоканальностью мы понимаем совместное использование нескольких способов представления информации (изображение, звук и текст).

При оценивании такой характеристики как многоканальность в учебных материалах, созданных на основе мультимедиа технологий, необходимо обращать внимание в первую очередь на следующее:

- наличие  разных способов представ ления информации: многие так называемые «мультимедийные» программы не содержат ничего, кроме текста и неподвижного изображения;

- уместность  предпочтения того или иного канала подачи информации: иногда наличие движущегося изображения может способствовать лишь коммерческому продвижению данного товара на рынке продаж, тогда как в соответствии с поставленными целями обучения было 
бы предпочтительнее дать стабильное изображение в сопровождении гипертекстового документа со ссылками;

- обилие  и  разнообразие способов передачи информации, а также возможность перекрестных гиперссылок – все это в большом количестве не является гарантией качества, поскольку может рассеивать внимание и отвлекать пользователя от выполняемой задачи;

- смысловые связи между тремя информационными каналами: в прессе изображение имеет смысловые связи с названием и содержанием статьи, в телерепортаже звук сопровождает изображение, в мультимедиа продукте все три информационных канала (изображение статичное или движущееся, звучащий текст и печатный текст) соединены вместе, что, несомненно, имеет большие преимущества. Изображение на экране компьютера поясняется комментарием диктора, а возможность прибегнуть к письменной опоре звучащего текста еще более способствует восприятию иноязычной речи.

3. Гиперссылки. 

Гиперссылки являются одной из основных характеристик мультимедиа продукта. Гиперссылки - характерная особенность гипертекстовых документов, которая позволяет существенно расширить доступ к большому количеству источников информации.

Рассмотрев  выше понятие гипертекст мы констатировали, что эта техническая возможность позволяет насыщать содержание текста дополнительной информацией через гиперссылки. Что же касается многоканальности, то она позволяет расширить поле гиперссылок, которые ассоциируются с тематикой мультимедийного документа.

4. Интерактивность

Отметим, что к перечисленным выше трем основным составляющим мультимедиа необходимо добавить еще один важный элемент - интерактивность.

На  сайте glossary.ru находим следующее определение: «Интерактивность- понятие, которое, описывает характер взаимодействия между объектами».

Возможность навигации (перехода от одной информации к другой в гипертекстовом документе) также тесно связана с интерактивностью.  Пользователю предоставляется возможность формировать языковые  умения  и  навыки в соответствии с банком данных и собственным выбором развития сценария  мультимедийной обучающей программы.  Необходимо отметить, что чем более разнообразной будет предлагаемая навигация, тем выше уровень интерактивности мультимедийного продукта.[12]

Итак, возможности навигации, форматирования текста и внесения изменений в гипертекстовый документ являются сегодня теми техническими достижениями, которые обеспечивают интерактивность при использовании современных мультимедиа технологий в обучении иностранным языкам.

Самой распространенной формой мультимедиа технологий является презентация на основе POWER POINT поэтому обозначим ее преимущества, состоящие в:

- сочетании разнообразной текстовой аудио - и видеонаглядности;

- возможности  использования для презентации  как интерактивной, мультимедийной  доски, которая позволяет более  наглядно семантизировать новый  лексический, грамматический и  даже фонетический материал, а  также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;

- возможность  использовать отдельные слайды  в качестве раздаточного материала  (опоры, таблицы, диаграммы, графики,  схемы);

- активизация  внимания всего класса;

- обеспечение  эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;

- осуществление  контроля за усвоением новых  знаний и систематизации изученного материала;

- сочетание  классной и внеклассной самостоятельной  работы учащихся;

- экономии учебного  времени; [2]

Подводя итог сказанному отметим, что описанные выше характеристики мультимедиа технологий (гипертекст, многоканальность, гиперссылки, интерактивность) позволяют оценить не только языковое наполнение, но и технические возможности современных мультимедийных обучающих программ, а следовательно, и  эффективность их интеграции в процессе обучения иностранным языкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование мультимедиа технологий во внеклассной работе

 

2.1. Внеклассная  работа в процессе обучения ИЯ, ее организация и формы

 

Внеклассная и  внешкольная работа по иностранным  языкам, как и по другим школьным дисциплинам, является, как известно, неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Авторы существующих методических пособий и методик по-разному определяют содержание внеклассной работы по иностранному языку. Многие учителя, понимая, что содержание внеклассной работы должно быть тесно связано с учебным материалом, на практике осуществляют эту связь не всегда удачно. При этом либо страдает один из важных принципов организации внеклассной работы – её увлекательность, либо недостаточно учитывается требование о недопустимости перегрузки учащихся [14].

Во внеклассной работе по иностранному языку различают 3 основные формы работы: массовую, групповую и индивидуальную. Эти формы определяются на основании таких критериев, как количественный охват учащихся, регулярность проводимой работы, стабильность состава учащихся.

Массовые формы  различают в зависимости от периодичности  массовые эпизодические (вечера, утренники, конференции, посвященные праздникам, олимпиады по иностранным языкам, конкурсы, КВН). К массовым постоянным формам работы относится Неделя иностранного языка.

Групповые формы  работы чаще всего представлены двумя  основными видами: кружковой и  клубной. Кружковая форма работы имеет различную направленность (на дальнейшее совершенствование уровня практического владения языком, страноведческие  кружки).

Индивидуальные формы работы имеют большое значение в выявлении индивидуальных способностей и склонностей учащихся. Они предполагают подготовку рефератов, разучивание стихов, песен, изготовление альбомов, выпуск стенгазет.

Все формы внеклассной  работы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены [10].

Проводя с учащимися  внеклассные и внешкольные мероприятия, учитель решает те же практические, общеобразовательные и воспитательные задачи, которые ставятся перед учебными занятиями.

Однако специфика  самой внеклассной и внешкольной работы позволяет уточнить конкретные задачи, которые встают перед учителем. Прежде всего, добровольный характер участия в этой работе, заинтересованность учащихся и отсутствие строгих программных требований позволяют учителю в большей степени, чем на уроке, создать на занятиях подобие иноязычной среды, стимулирующей речевую деятельность. Это создаёт наиболее благоприятные условия для совершенствования умений и навыков пользования языком, полученных на учебных занятиях. Поэтому дальнейшее совершенствование и автоматизацию умений и навыков устной речи и чтения, сформированных у учащихся в процессе занятий иностранным языком в классе, следует считать основной задачей внеклассной и внешкольной работы.

Известная свобода  в подборе материалов и выборе форм работы создаёт благоприятные условия для расширения общеобразовательного уровня учащихся, возможности для их воспитания.[16]

Задача внеклассной  работы – совершенствование умений и навыков практического владения языком как средством общения, т. е. дальнейшее развитие умений в области устной речи и чтения.

Существуют  специфические требования, предъявляемые  к содержанию внеклассной работы по иностранному языку.

1. Внеклассная  работа может только усугублять, расширять, совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, полученные ими на уроке, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений и навыков владения языком. Совершенствование умений и навыков должно вестись в основном на хорошо известном учащимся материале.

2. Увлекательность  и занимательность материала, который используется при проведении внеклассных мероприятий, а также самих форм работы.

3. Любая тема, избранная учителем для внеклассной  работы, должна представлять для  учащихся познавательный интерес.  Работая над ней, они должны  узнавать что-то новое по сравнению с тем, что им сообщили уже по этой теме на уроке. При этом учитель должен следить за тем, чтобы знакомый учащимся лексический и грамматический материал был использован в новых ситуациях, максимально приближенным к естественным.

Информация о работе Мультимедиа технологии как средство оптимизации обучения иностранным языкам