Мультимедиа технологии как средство оптимизации обучения иностранным языкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать особенности организации внеклассной работы по иностранным языкам с использованием мультимедиа технологий
Для достижения цели необходимо решение ряда задач:
Изучить литературу по теме исследования;
Определить возможности мультимедиа технологий в процессе обучения ИЯ
Уточнить цели, задачи, принципы внеклассной работы по иностранному языку в средней школе;
Рассмотреть различные формы проведения внеклассной работы по иностранным языкам и провести методический анализ внеклассного мероприятия с использованием мультимедиа технологий

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….………3
Глава 1. Мультимедиа технологии как средство оптимизации обучения иностранным языкам……………………………………………...…3
Аналитическая характеристика ИКТ технологий в образовании..5
Педагогические возможности мультимедиа технологий в процессе обучения иностранным языкам…………………………...…..11
Глава 2. Использование мультимедиа технологий во внеклассной работе по ИЯ……………………………………………………………….17
2.1. Внеклассная работа в процессе обучения ИЯ, ее организация, формы……………………………………………………………….…17
2.2. Анализ внеклассного мероприятия с использованием мультимедиа технологий ………………………….………………………….....23
Заключение………………………………………………………..….28
Библиография…………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая методика.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

4. Увлекательность должна проявляться не только в материале, но и в формах и способах проведения внеклассной работы.

5. Во время  проведения внеклассных мероприятий  ничто не должно напоминать  учащимся урока.

6. Связь внеклассной  и внешкольной работы с материалом  по другим учебным предметам. Эта связь проявляется в определении тематики занятий разговорных кружков, организации экскурсии на иностранном языке в связи с изучением соответствующего учебного материала по истории, физике, географии, литературе.

7. Добровольность и активность участия во внеклассной работе

Учащиеся сами избирают соответственно своим запросам и интересам ту или иную форму  внеклассной работы. Если внеклассная  работа действительно строится с учётом увлекательности и доставляет учащимся огромное удовольствие, то участие в ней может быть легко использовано как стимул к повышению качества знаний учащихся.

8. Массовость. Массовые формы работы с учащимися должны пользоваться особым преимуществом, так как именно они во многом способствуют претворению в жизнь принципа коллективизма, товарищеской взаимопомощи.

9. Развитие творческой  инициативы учащихся, их самостоятельность

Инициатива  проведения любого внеклассного мероприятия  должна исходить от самих учащихся.

10. При организации  внеклассной работы по иностранному языку необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.[21]

 Вне зависимости  от степени эффективности методов  преподавания, ключевым в совершенствовании  общих речевых навыков учащихся  является умение учителя пробудить  интерес в каждом и помочь ему стать более самостоятельным.

На внеклассных  занятиях возможны различные виды деятельности, которые на обычном уроке заняли бы много времени или были бы сложными из-за более официальной обстановки. Важным в таких занятиях является то, что здесь отсутствует принуждение посещать дополнительные занятия как таковые, а главная задача учителя – суметь заинтересовать учеников, ненавязчивыми методами убедить их в важности и пользе таких занятий.

Учителю самому решать, как интереснее организовать внеклассную работу по изучению своего предмета. Безусловно, необходимо удачно скомбинировать урок, подобрав интересные, творческие задания для способных учеников, готовых работать самостоятельно, и чётко разработать систему упражнений для тренировки отстающих учеников.

Главное здесь  – учесть индивидуальные особенности  восприятия информации и различия в стилях познания учеников. Проблема состоит в том, что у каждого ученика индивидуальный преобладающий тип восприятия. Кто-то лучше воспринимает информацию на слух, некоторые – зрительно, некоторые предпочитают двигательную активность усвоения материала. Чаще всего на уроке иностранного языка всё это не учитывается. Поэтому на дополнительных занятиях у учителя есть возможность подобрать такие виды упражнений, в которых бы учитывался тип восприятия каждого ученика. Упражнения разрабатываются на основе результатов проведённых тестов на определение типа восприятия учеников, бесед и наблюдений за учащимися.[27]

Организация внеклассной работы по иностранному языку требуют соблюдения определённых принципов:

1. Принцип «добровольности»

Нельзя вовлекать  во внеклассную работу школьников без  их желания, так как игнорирование  этого обстоятельства может привести к тому, что эти мероприятия  перестанут быть источником положительных  эмоций и даже усугубят отрицательные переживания, вызванные учебной деятельностью.

2. Принцип «радости  и ненапряжённости»

Во внеучебной деятельности учителю необходимо создать  демократические условия и доброжелательный психологический климат. Это во многом зависит от его умения правильно относиться к слабоуспевающим ученикам, часто не принимающим участие во внеурочной деятельности, и от умения загружать одарённых и талантливых детей. Психологи экспериментально доказали, что любой ребёнок обладает потенциальными возможностями для развития и может достичь положительных результатов, если его обучать квалифицированно и с глубокой верой в его способности. [25]

Таким образом, учителю важно знать особенности  восприятия учащихся. Опираясь на эти знания, можно помочь детям усвоить учебный материал, задействуя по возможности все каналы ввода информации.

При организации  внеклассной работы по иностранному языку можно выделить и требования, предъявляемые к личности учителя.

Способность учителя  иностранного языка максимально  реализовывать систему внеклассной работы обусловлена его личностными качествами, стилем поведения, умением использовать различные организационные формы обучения. Авторитарный стиль не только разрушает атмосферу взаимного доверия, но и убивает радость познания, чувство комфорта, положительные эмоции, то есть то, что является основным преимуществом внеклассной работы перед учебной деятельностью. Поэтому во внеклассной работе следует отказаться от назидательного, обучающего тона, необходимо просто быть речевым партнёром детей, помощником в общении.

Важно также, чтобы  учитель был сам раскован, терпим к другим суждениям, идеям, ошибкам, умел сопереживать и восхищаться успехами своих учеников. Имеет значение и то, каким голосом педагог произносит фразы, слова, и какое при этом выражение его лица. Голос учителя должен располагать к общению, а выражение лица может быть интригующим, заговорческим, доверительным или серьёзным, деловым. Главное педагогическое средство – улыбка и ласковый взгляд, доброе отношение к каждому ученику. Комфортность общения зависит и от того, как учитель реагирует на ошибки. Ученик нуждается в помощи учителя и его положительной оценке. Поэтому исправлять ошибки следует деликатно, вежливым переспросом, уточнением, подсказкой. Успех внеурочной работы определяется ещё и тем, насколько выбранные формы деятельности (массовые, групповые, индивидуальные) соотносятся с возможностями учителя, его темпераментом и другими качествами личности. Чтобы привлечь учащихся к различным формам внеклассной работы, прежде всего, необходимо добросовестное отношение самого учителя к этой работе.[26]. Таким образом, отметим, что внеклассная работа по иностранному языку характеризуется многообразием форм, а ее организация возможна при соблюдении ряда требований.

 

    1. Анализ внеклассного мероприятия с использованием мультимедиа технологий

 

С целью подтверждения  теоретических положений, изложенных выше, мы остановились на анализе внеклассного мероприятия, которое может быть проведено в рамках темы “Environmental protection”. Мероприятие посвящено одному из удивительных озер планеты – Байкалу. Несмотря на то, что до недавних времен озеро считалось чистейшим, сегодня оно не лишено множества серьезных экологических проблем. Данная тематика очень актуальна и может вызвать живые отклики и интерес к проблеме. Для того чтобы лучше актуализировать познавательную деятельность учащихся, сделать внеклассное мероприятие наглядным и увлекательным, продуктивно донести информацию до каждого и была разработана серия мультимедийных слайдов, представленных в приложении. Остановимся на анализе мероприятия.

Урок-экскурсия "A tour to Lake Baikal"

Цели урока:

  • Рассказать об уникальном озере Байкал;
  • Ознакомить с его историей, флорой и фауной;
  • Развитие навыков аудирования, чтения, говорения.

Использованные технологии: информационно-коммуникативные, проектные.

Оборудование: презентация озера Байкал, интерактивная доска, карта края.

Ход урока

1. Организационный  момент (приветствие и объяснение  целей урока).

Good morning, everybody. Welcome to our lesson, devoted to our unique Lake Baikal.

Today you'll learn more about this lake, its history, its flora and fauna. We are sure, you'll feel pride for it and prove anybody, that it is the most wonderful lake in the world.

We hope, you'll like the presentation about this lake.

Be attentive and active. Take part in discussion.

At the end of our lesson we'll suggest you questions to know your reflex.

2. Преддемонстрационный этап.

What associations do you have with Lake Baikal?

Have you ever been to Lake Baikal?

What impressions do you have?

Do you enjoy swimming in it?

Well and now you'll see the presentation about Lake Baikal. Be ready to answer the questions after the presentation. But at first look and read some words that will help you to understand it.

Работа над незнакомыми словами:

Seaweed - морская водоросль

Tributary - приток (реки)

Perish - погибать, умирать

Seal - тюлень

Stoat - горностай

Mink - норка

Lynx - рысь

Reindeer - олень

  1. Демонстрационный этап.

Работа с презентацией "A tour to Lake Baikal ". Во время просмотра ученики читают вслух предлагаемые тексты. (См. Приложение)

Слайд 1. Lake Baikal.

Cлайд 2. Lake Baikal is an amazing feature of Nature. It is situated in the centre of the Asian continent. The lake is unique in all respects.

Слайд 3. It is the oldest lake - it is 20-30 millions years, and it is capacious - it can hold the waters of the Baltic Sea and those of the five Great American Lakes. It is also the biggest lake - it is equal to the territories of Belgium and Holland taken together. It is the deepest lake - its depth in some places reaches 1.634 metres. The Baikal water is the most important stock of the planet's drinkable water, it constitutes one-fifth of it.

Слайд 4. As to the lake's beauty, it is hard to describe it better than the Russian writer Anton Chekhov, who visited it at the last century. He said: "Lake Baikal is wonderful and it's not for nothing that the Siberian calls it the sea, not lake. Its water is exclusively transparent, so that one can see through it as trough the air. Its co lour is light blue to please the eye".

Слайд 5. So how is the lake's name originated? Who named it Baikal? In the Middle Ages in the Mongolian language people called it "Tengiz", then before the Russians came Baikal was called "Baigal-dalai" or "Baigal-Muran" (dalai means sea, muran means river in the Mongolian language) or "standing fire" (Baikal- the reflection of heaven).

Слайд 6. There are 852 species, 233 kinds of seaweeds, more than 1550 kinds of animals, 50 species of fish, nearly 600 species of plants, and 300 species of birds.

Слайд 7. Do you know about the famous Baikal fish? Certainly it's omul. But omul came from the ocean. How could omul reach the lake? The Baikal omul lives 5-14 years. For its reproduction the omul swims up the tributaries of Baikal: the upper Angara, the Kichera, the Selenga and other small rivers.

Слайд 8. There is a mysterious self-bearing fish - golomyanka. It throws 2-3 thousands of larvae into the water and perishes. Its body is without scales. Its body is transparent and in light you can see its skeleton. The golomyanka's body consists of 3% of fat. And it is used in the Tibetan medicine.

Слайд 9. In Baikal you can find a sea animal- seal (it is Baikal seal). It has beautiful fur and its fat has medicinal qualities. Its meat is just like chicken, the uncooked liver is rich in vitamins and they say it's the most valuable product. The seal lives in the north and in the middle part of Baikal.

Слайд 11. The taiga expanses surrounding Lake Baikal are famous for fur-bearing animals, such as squirrels, sables, stoats, minks, foxes, hares and others. In the taiga in the vicinity of Baikal you can meet bears, the lynx and the Siberian reindeer.

Слайд12. Barguzin sables have always been considered the greatest wealth of the lake Baikal area. They are beautiful and strong, especially near the lake and in places where it is colder. Their shimmering dark fur stands out for its silkiness.

Слайд 14. Lake Baikal and its shores have been declared a specially protected zone of our country. There is a hope that one of the most beautiful and deepest lakes in the world will never die.

4. Последемонстрационный  этап.

На интерактивной доске  появляются вопросы к презентации.

Ex.1 Answer the questions:

Who visited Lake Baikal at the end of the last century?

How old is Lake Baikal?

What is the lake's capacity?

What is the depth of the lake?

How is the lake's name originated?

What makes Baikal unique?

What is the most famous Baikal fish?

What can you tell about Baikal seal?

What can you tell us about Barguzin sables?

What animals are under special protection in the Lake Baikal area?

Ex.2 Continue the sentences:

Lake Baikal is situated :

Its age is :

Its depth in some places reaches :

The Baikal water is :

The famous Baikal fish :

In Baikal you can find :

The seal lives :

The taiga expanses surrounding Lake Baikal are famous for :

Barguzin sables are :

They are :

Lake Baikal and its shores have been declared :

5. Завершающий  этап. (Подведение итогов, домашнее  задание)

To sum up, your results are good, thank you for your work. And tell me please what do you like most of all during our lesson?

At home you must write down a short article about Lake Baikal.

Мультимедийное  сопровождение лишь усиливает эффективность  подобного мероприятия, придает ему больше актуальности, активизирует мыслительную деятельность учащихся, побуждает их высказывать собственное мнение. Мультимедийная презентация обладает определенными возможностями в обучении различным языковым аспектам и видам иноязычной речевой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Многочисленные изменения, происходящие в современном социуме повлияли, как на образовательный процесс в целом, так и на процесс обучения иностранным языкам в частности. Всемирная глобализация делает владение иностранными языками действительно важным и необходимым. В качестве результата обучения иностранному языку сегодня рассматривается иноязычная коммуникативная компетенция. В связи с этим рассматриваются пути и средства, направленные на повышение иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Внеклассная работа обладает в данном русле достаточно действенными возможностями.

Использование мультимедиа технологий во внеклассной работе в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по английскому языку. Мультимедиа технологии позволяют более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Их практическое использование предполагает новый вид познавательной активности учащегося, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Внедрение мультимедиа технологий во внеклассную работу способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Информация о работе Мультимедиа технологии как средство оптимизации обучения иностранным языкам