Общие сведения о языке и речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:33, реферат

Описание работы

Русский язык в самом широком смысле слова — это совокупность всех слов, грамматических форм, особенностей произношения всех русских людей, т.е. всех, говорящих на русском языке как на родном. Среди разновидностей русского языка четко выделяется русский литературный язык. Он справедливо считается высшей формой национального языка.

Содержание работы

Введение. Русский язык.
Культура речи.
Культура общения и речевой этикет.
Культура речевого общения.
Язык и культура.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

русский язык.docx

— 66.38 Кб (Скачать файл)

                                      Культура речевого общения.

“Ораторское искусство — это искусство практического словесного воздействия,предоставляющее нам возможность мастерски использовать слово как инструментмысли и убеждения. Поле для риторической деятельности необозримо: как организовать свою речь преподавателю? как признаться в любви? как выступить в парламенте? На эти и многие другие вопросы должна ответить забытая в стране и нуждающаяся в реабилитации наука — риторика. На протяжении многих веков она была нормой культуры, одной из классических гуманитарных дисциплин,   изучающей

действующего речью человека и рекомендующей правила искусной, целесообразной и убедительной речи”.

Что же послужило стимулом к возрождению риторики и

активизировало внимание к читаемым на филологических факультетах дисциплинам?

Заметим, что сегодня   названные предметы стали популярными и на политологических, и на финансово-экономических,   и

даже на инженерно-технических, факультетах вузов. Дело в том, что в последние десятилетия резко изменилась коммуникационная

и, соответственно, языковая ситуация в обществе. Появились новые  способы

хранения и переработки  вербальной информации, в которых стали доминировать аудитивные и аудиовизуальные источники речи (радио, телевидение, телефоннаясвязь), т. е. устная речь в своих совершенно новых разновидностях. Визуальные

же источники речи приобрели  новые качества, значительно расширив и обогативситуативно-тематические сферы применения речи письменной (например,письменная речь, функционирующая в ЭВМ). И если до недавнего времени проблемыформирования речевых навыков были актуальны, как правило, для специальностей,

связанных с так называемым гуманитарным циклом, и для обучения русскому языкукак неродному, то сегодня практически перед всей системой образования встала

задача формирования навыков  и умений устного творчества.

 

Нельзя не сказать и  еще об одном, не менее важном

факторе, повлиявшем на чрезвычайную актуальность проблемы культуры общения  в

нашей стране. Дело в том, что к глобальным научно-техническим процессам,

охватившим подавляющее большинство регионов мира, у нас прибавились и сугубо специфические — демократизация общественной жизни, социальная и ,соответственно, речевая активизация громадных слоев населения (со всеми

вытекающими отсюда процессами в самом языке)

Сегодня важно не только уметь построить свое устное

высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с

соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее. Причем если при контактном общении слушающий в какой-то степени может регулировать темп новой информации, переспрашивая собеседника(лектора), прося его говорить медленнее, прокомментировать какое-либо не очень

понятное высказывание, то при дистантном восприятии речи (радио, телевидение)такой возможности нет. Слушающий вынужден   воспринимать речь в том темпе, языковом оформлении и объеме, которые не учитывают его индивидуальных возможностей.

 

В связи со сказанным напомним, что “античная риторика,

ориентированная главным  образом на судебные и парадные речи, была переработана в средние века в расчете преимущественно на сочинение писем и проповедей, а в эпоху Возрождения и классицизма — применительно ко всякой художественной прозе”

К величайшему сожалению, современная риторика — по своему содержанию и используемым приемам речетворчества — продолжает оставаться

примерно на том же уровне, что и столетия назад. Она не учитывает, во-первых, новых задач и исторических реалий, во-вторых, результатов исследований в смежных областях знаний, например данных лингводидактики о темпоральных характеристиках речи и оптимальной длительности звучания текстов в различных ситуациях и с разных источников информации, данных лингвистики о специфике

лексикограмматического оформления мысли в тех или иных ситуациях общения. А ведь подобными сведениями, полученными в результате научных исследований, давно и успешно пользуются специалисты в области обучения неродным языкам.

Может ли пособие, предназначенное  для выработки

навыков пользования речью  как основным инструментом, орудием воздействия и получения информации, не содержать сведений о том, что полноценное аудирование (слушание и понимание речи) занимает 20 минут при контактном и 5—7 минут при дистантном   общении, а оптимальным для

слушающих является темп их собственного говорения и именно отсюда возникает необходимость межфразовой паузации, чтобы во время паузы слушающие успевали осмысливать информацию. В пособиях по риторике, как правило, приводятся лишь известные истины о необходимости излагать свои мысли “с чувством, с толком, с расстановкой” или указывается, что “там, где слова слетают слишком легко и плавно, будь настороже, потому что лошадь, везущая тележку с грузом, идет медленным шагом”.

                                              Язык и культура.

Язык любого народа —  это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа

своеобразно и неповторимо  отразились в русском языке, в  его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров — от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. И, значит, культура языкам культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.

 

Родной язык — душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие

особенности и черты, как  национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

Подчеркивая одухотворенность русского языка, К. Д. Ушинский писал: “В языке своем народ, в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов, сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и

история народа, отражаясь  в душе человека, выражались в слове. Человек

исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой

сокровищницей народного языка... Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и эти чувства”.

Знать выразительные средства языка, уметь пользоваться

его стилевыми и смысловыми богатствами во всем их структурном многообразии — к этому должен стремиться каждый носитель языка.

Защита и охрана природных  богатств, здоровье народа осознаются теперь как важное общегосударственное дело. Охраняются и восстанавливаются   памятники материальной культуры — часть духовного исторического наследия. Наш язык нуждается в таком же бережном подходе. Русский литературный язык надо беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от стилистического “снижения” и стилевого “усреднения”, т. е. нивелировки или штампованности. Его надо оберегать от ненужных иноязычных заимствований, от разного рода неточностей и тем более — от

ошибок и неправильностей, словом, от всего, что ведет к его  оскудению, а

следовательно, к обеднению  или омертвению мысли.

Именно поэтому культура языка может и должна бытьосмыслена в собственно экологическом аспекте — как часть здоровой окружающей

“речевой среды существования”, освобожденной от ошибок и неточностей,

нежелательной нивелировки  и “дистиллированности”, негативно влияющих на жизнь языка, на общую духовность и нравственность.

Культура речи в ее традиционном понимании — это степень владения литературным языком (его нормами, стилистическими, лексическими и грамматико-семантическими ресурсами) в целях наиболее эффективного общения в различных условиях коммуникации. Экологический подход к

вопросам культуры речи, речевого общения предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание действенной любви к родному языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем. Все это и составляет существо экологического аспекта культуры речи, если понимать его широко и обобщенно.

Предметом лингвистиеской экологии является культура

мышления и речевого поведения, воспитание лингвистического вкуса, защита и “оздоровление” литературного языка, определение путей и способов его обогащения и совершенствования, эстетика речи. Лингвоэкологический подход предполагает бережное отношение к литературному языку одновременно как к культуре и как к орудию культуры. Л. В. Щерба справедливо сравнивал язык, у которого разрушена стилистическая структура, с совершенно расстроенным музыкальныминструментом,

“с той только разницей, что инструмент можно немедленно настроить, а

стилистическая структура  языка создается веками”. А ведь стоит задуматься и над тем, что всякое потерянное, искаженное или непонятое нами слово — это потерянный для нас мир, звено нашей культуры.

К сожалению, мы отучаемся  от красоты слова, как отвыкаем от красоты и обустроенности своего дома, от красоты напевной русской мелодии, традиционного обряда... И так ли уж плохо стать на пути этого“отвыкания” сознательным охранителем родного языка, его красоты и образности?

Конечно же, нет. Мы очень  долго разбрасывали родные камни, не заботясь о

будущем. Приходит время их собирать. Экология языка и — шире — экология культуры становится одной из актуальнейших задач современности, когда экологизация науки, поведения человека и самого мышления выступают важной приметой времени.

История самого термина (и  понятия) экология восходит к 60-м годам XIX в Как известно, термин экология, или ойкология (от греч. oikos“жилище”, “место обитания” и logos “учение”)предложил в 1866 г известный немецкий естествоиспытатель    Эрнст Геккель (1834—1919). Это был один из крупнейших биологов XIX в., реформатор науки, сторонник эволюционного учения Чарлза Дарвина. Им написана

фундаментальная “Общая морфология организма” и многие другие работы. Одним из

первых он предложил “родословное древо” всего животного мира и  сформулировал

знаменитый биогенетический  закон, в соответствии с которым  онтогенез

(индивидуальное развитие  особи) является как бы кратким  повторением филогенеза

(важнейших этапов эволюции  всей группы, к которой эта особь относится).

 

В наши дни активно формируется  экология культуры или,

шире, духовная экология. Она связана с сохранением (или возрождением)

накопленных ценностей, а  также с рациональным регулированием технического прогресса, который не должен отрицательно влиять на человека. “Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его “духовной оседлости”, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины...”.

Весьма образно и точно  раскрыл содержание понятия

“экология культуры” историк-археолог В. Л. Янин. По его словам, если

выкорчевать дерево, то на его  месте можно вырастить новое; но если мы разрушаем памятники культуры, стираем с географической карты исторические топонимические названия, то мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти. Такие потери разрывают связь времен и поколений и приводят в конечном счете к падению нравственности. К тому же, если памятники архитектуры можно восстановить (хотя это будет уже “новодел”, по терминологии реставраторов), то сгоревшие рукописи

и утерянные книги невосстановимы.

 

Культура языка, речевая  культура входит в экологию

культуры как важная составляющая часть. В самом деле, ведь если культура — это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства и т.д., то закрепляются эти достижения, как правило (хотя и не исключительно), в языке и в слове. Связь общей культуры с такой формой языка, как его литературно обработанная, закрепленная в письменности и в устных образцах “культурная” разновидность (литературный язык),—совершенно несомненна. Возникший на определенном историческом этапе и в известных культурно-исторических условиях, литературный язык сам по себе служит свидетельством и показателем уровня духовного развития народа в тот или иной отрезок времени.

 

Надо сказать, что современная  эпоха вносит немало

нового в русский литературный язык наших дней, особенно в такие его области,как лексика и фразеология, сочетаемость слов, их стилистическая окрашенность и т. п.

Среди факторов и условий  развития современного русского языка (внутренних и внешних) можно, на наш взгляд, особо выделить три.

Воздействия на повседневную “речевую среду” каждого из них  и неравнозначны, и неоднозначны одновременно.

 

Во-первых, это общенародность литературного языка,

которая приводила и приводит к постоянному обновлению литературных норм, к их освобождению от устарелых элементов и черт, противоречащих духу народной речи, тенденциям общеязыкового развития,— в сторону демократизации.

Во-вторых, это широкое  и активное приобщение

современного образованного  читателя к творчеству таких писателей, как В.

Набоков, Б. Зайцев, И. Шмелев, М. Алданов, знакомство с трудами Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Струве, П. Сорокина, В. Розанова, Г. Федотова, Е. Трубецкого, П. Флоренского, Д. Андреева и мн. др. Все это, безусловно, влияет на современный литературный язык, поднимая его авторитет, воспитывая языковой вкус говорящих и пишущих.

Наконец, это расцвет всех жанров современой публицистики, развитие средств массовой информации,   непосредственно отражающих дыхание времени, активные процессы,происходящие и в обществе, и в языке. Здесь же надо сказать и о развитии различных видов и жанров устной общественной речи, ищущих себе опору в традициях национального русского красноречия, в образцах ораторского мастерства прошлого и настоящего.

 

В современном литературном языке происходит интенсивное сближение традиционных книжно-письменных и устных средств с обиходно-разговорной стихией, городским просторечием, социальными и профессиональными диалектами. Однако известное раскрепощение литературных норм не должно приводить к их расшатыванию или стилистическому снижению. В качестве нормального и неизбежного процесса такое раскрепощение создает условия для богатства и разнообразия всех выразительных средств и, следовательно, для совершенствования речевой культуры. Вместе с тем, нам хорошо известно, что современная устная и письменная речь стилистически снижается и огрубляется Язык художественной литературы испытывает тенденции к безликости и стандартности (включая стандарты новейшего модернизма и андерграунда) Язык науки страдает от ненужной усложненности, обилия не всегда оправданных иноязычных заимствований

Информация о работе Общие сведения о языке и речи